Предметно-развивающая среда в ДОУ и оборудование первой младшей группы

37367

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Рабочая программа в детском саду: подходы к разработке»

Большую часть времени в детском саду ребенок про­водит в группе, малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зави­сит от рациональной организации предметно-развивающей среды в в младшей группе. Здесь сразу чув­ствуешь, что каждая вещь находится именно па том ме­сте, где и должна находиться, а малышам и взрослым в помещении комфортно и интересно.

Пространство для познава­тельной деятельности оформляется с учетом психолого-пе­дагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований.

Интерьер помещений для дошкольников 3-го года жизни имеет свои особенности и планируется так же, как и в более ранних пери­одах детства, но исходя из возрастного состава детей и задач воспитания.

Возросшие двигательные воз­можности малыши требуют пространства. Поэтому по-прежнему предметно-пространственная среда в ДОУ предполагает просторное передвижение, требует расши­рения игрового поля, где должно хватать места для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-отобразительных ситуативных игр, в которых постепенно зарождается ролевая игра.

Предметно-развивающая среда в ДОУ: сюжетно-ролевые игры и элементы игрового характера

Малыши 3-го года жизни начинают в играх брать на себя разные роли. Это может быть игра с куклой в роли мамы или лечение зверушек в роли врача, а может быть, и проигран сюжет в роли водителя автомобиля или строителя, оператора башенным краном и т. п. Роль требует от ребенка относитель­но развитого воображения, умения решать какие-то "профес­сиональные" задачи.

Обогащают игровые ситуации специальные ак­сессуары: шапочки, элементы профессиональной одежды, символы (красный крест — медицина, цифровое обозначе­ние — 01 — помощь при пожаре; красный кружок свето­фора — проезд закрыт и т. п.), а также рисунки и игровые трафареты на ленточках, имитирующие и обозначающие для ребенка условную ситуацию (самолеты, птицы, силуэты жи­вотных, круги разного цвета и т. п.).

Используются элементы игрового характера, предметы, вводящие ребенка в роль (руль для шофера, "трубочка" для врача, условные предметы пита­ния для повара) .

Ввиду того, что ролевая, пусть элементарная вначале года, игра становится для ребенка 3-го года ведущей деятельнос­тью, 2/3 игрового пространства отводится для игр с куклами и сюжетными игрушками.

Кукольный уголок должен быть обширный с достаточным количеством игрушек, с помощью которых можно развернуть яркие игровые сюжеты. "Жилая комната", "Кухня" дополняются новым ассортимен­том игровых принадлежностей (гладильная доска и утюжок, полный сервиз чайной и столовой посуды и т. д.).

В кукольном уголке все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша про­странство, уводя в воображаемую ситуацию, создавать развер­нутые и содержательные сюжеты.

В кукольном уголке дети могут разворачивать игровые сюжеты: «жилая комната», «кухня», «прачечная» и др. Для этого была изготовлена мебель: шкаф, диван, стол, табуреточки, имеются кроватка с набором постельных принадлежностей, гладильная доска с утюжком, стиральная машина, кухонная плита, посуда, телефон, телевизор и другие атрибуты.

Набо­ры детской мебели, неотъемлемый элемент предметно-развивающей среды в ДОУ, способствуют организации сюжетно-ролевых игр. Крупногабаритные, по росту ребенка игровые наборы и модули. В каждой группе дети с удовольствием и подолгу играют в традиционные «доч­ки-матери». Платяной шкаф полон одежды для кукол и костюмов для переодевания. Все эти предметы висят на ма­леньких вешалках, любой ребенок может по желанию вы­брать костюм для игры и затем без особого труда вернуть его. В шкафу имеется одежда для кукол, пеленку для пеленания кукол. Предметы для игровой деятельности хранятся на открытых стеллажах: здесь и мягкие игрушки, которые дети используют для самостоятельной игры, и строительный материал, позволяющий возводить разнообразные постройки.

Наблюдается множество нюансов игровых действий с раз­личными игрушками и пособиями, связанными с проигрыва­нием воображаемых ситуаций, которые проходят с предмета­ми-заместителями. Все чаще можно наблюдать игровые ситуации с привнесением условностей "как будто", "понарошку".

Замечено, что ребенок 2-3 лет иногда нуждается в некото­ром уединении. В условиях дома, как правило, это место под столом, где малыш абонирует себе как бы собственные "апартаменты", устраивая  под стол любимые игрушки. Малышу необходимы "домики", позволяющие от­дохнуть от взрослого окружения и постоянной опеки.

В условиях общественного воспитания малыш может ус­тавать от детского общества и также нуждаться время от вре­мени в отдыхе и уединении.

Здесь же на полочках располагаются семейные альбомы (каж­дого ребенка группы), которые малыши перелистывают в любое время, когда у них возникает желание «побыть» дома. Альбомы — прекрасный повод для беседы, возможность уз­нать быт семьи, ее образ жизни и интересы.

Предметно-развивающая среда в младшей группе ДОУ: оборудование для конструирования

Большую часть групповых комнат занимает оборудование для игры и конструирования.

Следует принять во внимание, что малыши 3-го года жиз­ни начинают заниматься конструированием (ранее были сю­жетные строительные игры), поэтому им необходимы конст­рукторы, настольные (мелкий строительный материал) и на­польные (крупный строительный материал) строительные наборы.

Наряду с крупными модулями для игровых сюжетов воспитанникам полезны материалы для режиссерских и театрализован­ных игр: плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей и др.

Для досугов и развлечений необходимы различные игруш­ки; настоль­ный, плоскостной, куклы перчаточные бибабо, пальчиковый театр, театр на кеглях, театр на палочках и далее теневой театр и театр заводных игрушек.

Театральный уголок: включает театры: бибабо, настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр оригами, ширму. Все виды театра используются для показа любимых сказок, потешек для театрализованных развлечений.

Рядом с театральным уголком расположен музыкальный уголок: бубны, погремушки, барабаны, дудочки и т.д. Дошкольники очень любят играть на них, узнают знакомые мелодии, сыгранные воспитателем, например, на металлофоне. Все это помогает в развитии певческой активности детей. Обязательный элемент среды группы – магнитофон. Каждый день малыши слушают детские песенки, спокойную музыку во время игры, а так же звуки природы.

Здесь же расположен уголок ряжения и "парикмахерская", один из самых популярных элементов предметно-развивающей среды в ДОУ. Малыши очень любят наряжаться, украшать себя, для этого имеются сарафаны, юбочки, шляпки, косыночки. Развивающееся воображение, знакомство с образа­ми любимых сказок и потешек, желание выступить в опреде­ленных ролях, например пробежать, как мышки, на носочках или пройти, как мишка, твердо ступая на всю ступню, чуть-чуть раскачиваясь, или побегать, плавно помахивая "крылыш­ками", как птички, поскакать, как лягушки, и т. п. побужда­ют ребят не просто украшать себя перед зеркалом, а "побыть кем-то".

В уголке ряженья уже присутствуют аксессуары ска­зочных персонажей: шапочки, рисунки-эмблемы на ободоч­ках, узорчатые цветные воротники, ленты, платочки, кепи, колпачки с колокольцами (петрушки), элементы военной и морской формы (фуражка, пилотка, бескозырка с лентами). Этот вид детской деятельности может сочетаться с роле­выми играми и быть частью «Парикмахер­ской», (бусы, ленты, венки, кокошники и пр.).

Сенсорика для развития мелкой моторики тренажеры с крышками, шнуровки, пуговицы, вкладыши, бусины. Знакомство с формой, величиной, цветом – пирамидки, втулки, "геометрические часы".

Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки мелкого и среднего размера дошкольники используют по своему усмотрению. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранится множество различных настольно-печат­ных игр, мозаик, кубиков, дидактических игрушек. Они дают возможность воспитателю решать определенные педаго­гические задачи через игру. В свободное время дошкольни­ки с удовольствием используют крупногабаритные пластмас­совые конструкторы (полые с одной стороны, соединяющи­еся посредством штырьков). Дети возводят множество разно­образных сооружений, которые могут сохраняться длитель­ное время. С такими постройками или моделями можно по­долгу играть, не боясь неосторожно их разрушить, придумы­вать все новые игровые действия.

Вместе с тем дидактиче­ские игрушки по-прежнему интересны малышам, по теперь предметно-развивающая среда в ДОУ предполагает уже более сложное содержание - чере­дование деталей в пирамиде, составление башни из большего количества деталей . Эти действия требуют анализа и синтеза с опорой на память и уже какой-то сложившийся опыт работы с дидактической игрушкой, более четкий глазомер, раз­витость мелкой моторики пальцев, относительно устойчивой деятельности и самоорганизации. Все это приходит к ребенку на протяжении 3-го года жизни в играх-занятиях с дидакти­ческими игрушками.

Предназначается для игр с дидактическими игрушками (пирамидками, кольцами, шарами, кубами, «цветными кол­пачками» и пр.). цвету, форме и величине. При этом к концу 3-го года жизни ребенок способен свободно выполнять задания с ориентиров­кой на два свойства одновременно (например, цвет и величи­на, величина и форма, форма и цвет предметов). Мыслитель­ные операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения, вы­полняемые при действиях с дидактической игрушкой или специальным пособием, опираются на конкретику действий с кольцами, шарами, кубами, цилиндрами и пр. Вот почему и на третьем году воспитанникам необходимы дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику рук.

Из дидактических игр малышам полезны игры типа «Лото» и парные картинки. Интересна для них и мозаика: для трех­летних детей — крупная пластиковая, а также пазлы из 3-12 частей; наборы разрезных картинок на кубиках и разрез­ные картинки В основе последних заданий заложена идея моделирования в действи­ях с плоскостными геометрическими формами (квадраты, тре­угольники, овалы, круги, трапеции), которые можно рассмат­ривать как сенсорные "эталоны".

В этом возрасте формируются сенсорные способности ма­лыша. Для детей полезно восприятие не только предметов, окрашенных в чистые цвета, но и разнообразие их оттенков.

Украшения группы должны решать педагогические и образовательные задачи

Украшение предметно-развивающей среды в ДОУ изделиями прикладного народного творчества в данной группе необходимо. Здесь могут быть панно, блюда хохломской росписи, гжельские статуэтки, дымковские иг­рушки. Важно, чтобы шедевры народного творчества органич­но вписывались в интерьер игральной комнаты.

В природном уголке крупные комнатные растения, за которыми малыши способны ухаживать. Это делает возможным применение простейшего детского труда (мытье листьев, полив).

Здесь же имеется материал для экспериментирования: сосуды для воды, поролон, пенопласт, различные игрушки для игр с водой и песком, зеркальца, лупа. Чтобы дети оставались сухими после игр с водой, предусмотрены фартучки из клеенки.

Календарь природы, картины – пейзажи по временам года, модели (солнце, облачко, капельки, снежинка), которые помогают детям познавать явления окружающего мира.

Также рядом с уголком природы целесообразно располо­жить комплекс для игр с водой и песком. В осенне-зимний период года этот вид игр особенно интересен для малышей в условиях помещения. Песок и вода могут сочетаться на одном столике в двух емкостях, заполненных одна — песком, дру­гая — водой.

Для малышей 3-го года жизни необходим уголок книги. Книги, иллюстрации обогащают развивающееся воображение детей образами, расцвечивают и расширяют представления об окружающем мире. Уголок книги — любимое место для ре­бят. Как правило, он оформляется красочно, сочетается с раз­ными видами театра, а главное, представляет новые и хорошо знакомые произведения, среди которых особое место занима­ют любимые книги.

Любовь и уважение к книге заклады­вается в детях именно с этого возраста. Создавая красочный, содержательный уголок книги, взрослый формирует их внут­ренний мир, расширяет видимое и невидимое ребенком про­странство, обогащает окружающую среду.

Малыши в свободное от режимных процессов время любят полепить и порисовать. Специальный столик отведен и для этих видов самостоятельной деятельности. Такое пособие не только удобно, но и служит украшением для уголка ИЗО. Для рисования малышам 3-го года жизни можно предложить специальное самостирающее устройство или восковые дос­ки с палочкой для рисования. В практике нашел место и ру­лон простых раскатывающихся белых обоев, восковые мел­ки. Эти материалы заманчивы тем, что, способствуя развитию первых изобразительных умений.

Предметно-развивающая среда в младшей группе ДОУ: спортивные игрушки

Особо следует остановиться на части комнаты, где располагаются пособия, предназначенные для физического развития маленького ребенка. Здесь находятся разноцветные флажки ленточки-султанчики, легкие поролоновые шарики для метания вдаль, большие и теннисные мячи, разноцветные тир для прокатывания; мешочки с песком для упражнений на равновесие и шведская стенка, около которой обязательны лежит матрасик, страхующий малыша при подъеме. Может быть предложен и "мини-стадион" с подвесным устройствами, тренажерами . Физкультурный уголок: воротца (для перешагивания), султанчики, флажки, ленточки (для подвижных игр), кольцебросы.

Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах есть крупногабаритные каталки, качалки, маши­ны, которые помогают тренировать мышцы и вестибулярный аппарат. Особенно много таких предметов в младших группах.

Как бы ни была хороша предметно-развивающей среды в ДОУ, но душу в нее привносят именно взрослые! Да, мир расширяет перед детьми свои горизонты.

Рабочая программа в детском саду: подходы к разработке

Оксана Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль