Предметно-развивающая среда в ДОУ и оборудование первой младшей группы

37725

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Рабочая программа в детском саду: подходы к разработке»

Большую часть времени в детском саду ребенок про­водит в группе, малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зави­сит от рациональной организации предметно-развивающей среды в в младшей группе. Здесь сразу чув­ствуешь, что каждая вещь находится именно па том ме­сте, где и должна находиться, а малышам и взрослым в помещении комфортно и интересно.

Пространство для познава­тельной деятельности оформляется с учетом психолого-пе­дагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований.

Интерьер помещений для дошкольников 3-го года жизни имеет свои особенности и планируется так же, как и в более ранних пери­одах детства, но исходя из возрастного состава детей и задач воспитания.

Возросшие двигательные воз­можности малыши требуют пространства. Поэтому по-прежнему предметно-пространственная среда в ДОУ предполагает просторное передвижение, требует расши­рения игрового поля, где должно хватать места для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-отобразительных ситуативных игр, в которых постепенно зарождается ролевая игра.

Предметно-развивающая среда в ДОУ: сюжетно-ролевые игры и элементы игрового характера

Малыши 3-го года жизни начинают в играх брать на себя разные роли. Это может быть игра с куклой в роли мамы или лечение зверушек в роли врача, а может быть, и проигран сюжет в роли водителя автомобиля или строителя, оператора башенным краном и т. п. Роль требует от ребенка относитель­но развитого воображения, умения решать какие-то "профес­сиональные" задачи.

Обогащают игровые ситуации специальные ак­сессуары: шапочки, элементы профессиональной одежды, символы (красный крест — медицина, цифровое обозначе­ние — 01 — помощь при пожаре; красный кружок свето­фора — проезд закрыт и т. п.), а также рисунки и игровые трафареты на ленточках, имитирующие и обозначающие для ребенка условную ситуацию (самолеты, птицы, силуэты жи­вотных, круги разного цвета и т. п.).

Используются элементы игрового характера, предметы, вводящие ребенка в роль (руль для шофера, "трубочка" для врача, условные предметы пита­ния для повара) .

Ввиду того, что ролевая, пусть элементарная вначале года, игра становится для ребенка 3-го года ведущей деятельнос­тью, 2/3 игрового пространства отводится для игр с куклами и сюжетными игрушками.

Кукольный уголок должен быть обширный с достаточным количеством игрушек, с помощью которых можно развернуть яркие игровые сюжеты. "Жилая комната", "Кухня" дополняются новым ассортимен­том игровых принадлежностей (гладильная доска и утюжок, полный сервиз чайной и столовой посуды и т. д.).

В кукольном уголке все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша про­странство, уводя в воображаемую ситуацию, создавать развер­нутые и содержательные сюжеты.

В кукольном уголке дети могут разворачивать игровые сюжеты: «жилая комната», «кухня», «прачечная» и др. Для этого была изготовлена мебель: шкаф, диван, стол, табуреточки, имеются кроватка с набором постельных принадлежностей, гладильная доска с утюжком, стиральная машина, кухонная плита, посуда, телефон, телевизор и другие атрибуты.

Набо­ры детской мебели, неотъемлемый элемент предметно-развивающей среды в ДОУ, способствуют организации сюжетно-ролевых игр. Крупногабаритные, по росту ребенка игровые наборы и модули. В каждой группе дети с удовольствием и подолгу играют в традиционные «доч­ки-матери». Платяной шкаф полон одежды для кукол и костюмов для переодевания. Все эти предметы висят на ма­леньких вешалках, любой ребенок может по желанию вы­брать костюм для игры и затем без особого труда вернуть его. В шкафу имеется одежда для кукол, пеленку для пеленания кукол. Предметы для игровой деятельности хранятся на открытых стеллажах: здесь и мягкие игрушки, которые дети используют для самостоятельной игры, и строительный материал, позволяющий возводить разнообразные постройки.

Наблюдается множество нюансов игровых действий с раз­личными игрушками и пособиями, связанными с проигрыва­нием воображаемых ситуаций, которые проходят с предмета­ми-заместителями. Все чаще можно наблюдать игровые ситуации с привнесением условностей "как будто", "понарошку".

Замечено, что ребенок 2-3 лет иногда нуждается в некото­ром уединении. В условиях дома, как правило, это место под столом, где малыш абонирует себе как бы собственные "апартаменты", устраивая  под стол любимые игрушки. Малышу необходимы "домики", позволяющие от­дохнуть от взрослого окружения и постоянной опеки.

В условиях общественного воспитания малыш может ус­тавать от детского общества и также нуждаться время от вре­мени в отдыхе и уединении.

Здесь же на полочках располагаются семейные альбомы (каж­дого ребенка группы), которые малыши перелистывают в любое время, когда у них возникает желание «побыть» дома. Альбомы — прекрасный повод для беседы, возможность уз­нать быт семьи, ее образ жизни и интересы.

Предметно-развивающая среда в младшей группе ДОУ: оборудование для конструирования

Большую часть групповых комнат занимает оборудование для игры и конструирования.

Следует принять во внимание, что малыши 3-го года жиз­ни начинают заниматься конструированием (ранее были сю­жетные строительные игры), поэтому им необходимы конст­рукторы, настольные (мелкий строительный материал) и на­польные (крупный строительный материал) строительные наборы.

Наряду с крупными модулями для игровых сюжетов воспитанникам полезны материалы для режиссерских и театрализован­ных игр: плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей и др.

Для досугов и развлечений необходимы различные игруш­ки; настоль­ный, плоскостной, куклы перчаточные бибабо, пальчиковый театр, театр на кеглях, театр на палочках и далее теневой театр и театр заводных игрушек.

Театральный уголок: включает театры: бибабо, настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр оригами, ширму. Все виды театра используются для показа любимых сказок, потешек для театрализованных развлечений.

Рядом с театральным уголком расположен музыкальный уголок: бубны, погремушки, барабаны, дудочки и т.д. Дошкольники очень любят играть на них, узнают знакомые мелодии, сыгранные воспитателем, например, на металлофоне. Все это помогает в развитии певческой активности детей. Обязательный элемент среды группы – магнитофон. Каждый день малыши слушают детские песенки, спокойную музыку во время игры, а так же звуки природы.

Здесь же расположен уголок ряжения и "парикмахерская", один из самых популярных элементов предметно-развивающей среды в ДОУ. Малыши очень любят наряжаться, украшать себя, для этого имеются сарафаны, юбочки, шляпки, косыночки. Развивающееся воображение, знакомство с образа­ми любимых сказок и потешек, желание выступить в опреде­ленных ролях, например пробежать, как мышки, на носочках или пройти, как мишка, твердо ступая на всю ступню, чуть-чуть раскачиваясь, или побегать, плавно помахивая "крылыш­ками", как птички, поскакать, как лягушки, и т. п. побужда­ют ребят не просто украшать себя перед зеркалом, а "побыть кем-то".

В уголке ряженья уже присутствуют аксессуары ска­зочных персонажей: шапочки, рисунки-эмблемы на ободоч­ках, узорчатые цветные воротники, ленты, платочки, кепи, колпачки с колокольцами (петрушки), элементы военной и морской формы (фуражка, пилотка, бескозырка с лентами). Этот вид детской деятельности может сочетаться с роле­выми играми и быть частью «Парикмахер­ской», (бусы, ленты, венки, кокошники и пр.).

Сенсорика для развития мелкой моторики тренажеры с крышками, шнуровки, пуговицы, вкладыши, бусины. Знакомство с формой, величиной, цветом – пирамидки, втулки, "геометрические часы".

Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки мелкого и среднего размера дошкольники используют по своему усмотрению. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранится множество различных настольно-печат­ных игр, мозаик, кубиков, дидактических игрушек. Они дают возможность воспитателю решать определенные педаго­гические задачи через игру. В свободное время дошкольни­ки с удовольствием используют крупногабаритные пластмас­совые конструкторы (полые с одной стороны, соединяющи­еся посредством штырьков). Дети возводят множество разно­образных сооружений, которые могут сохраняться длитель­ное время. С такими постройками или моделями можно по­долгу играть, не боясь неосторожно их разрушить, придумы­вать все новые игровые действия.

Вместе с тем дидактиче­ские игрушки по-прежнему интересны малышам, по теперь предметно-развивающая среда в ДОУ предполагает уже более сложное содержание - чере­дование деталей в пирамиде, составление башни из большего количества деталей . Эти действия требуют анализа и синтеза с опорой на память и уже какой-то сложившийся опыт работы с дидактической игрушкой, более четкий глазомер, раз­витость мелкой моторики пальцев, относительно устойчивой деятельности и самоорганизации. Все это приходит к ребенку на протяжении 3-го года жизни в играх-занятиях с дидакти­ческими игрушками.

Предназначается для игр с дидактическими игрушками (пирамидками, кольцами, шарами, кубами, «цветными кол­пачками» и пр.). цвету, форме и величине. При этом к концу 3-го года жизни ребенок способен свободно выполнять задания с ориентиров­кой на два свойства одновременно (например, цвет и величи­на, величина и форма, форма и цвет предметов). Мыслитель­ные операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения, вы­полняемые при действиях с дидактической игрушкой или специальным пособием, опираются на конкретику действий с кольцами, шарами, кубами, цилиндрами и пр. Вот почему и на третьем году воспитанникам необходимы дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику рук.

Из дидактических игр малышам полезны игры типа «Лото» и парные картинки. Интересна для них и мозаика: для трех­летних детей — крупная пластиковая, а также пазлы из 3-12 частей; наборы разрезных картинок на кубиках и разрез­ные картинки В основе последних заданий заложена идея моделирования в действи­ях с плоскостными геометрическими формами (квадраты, тре­угольники, овалы, круги, трапеции), которые можно рассмат­ривать как сенсорные "эталоны".

В этом возрасте формируются сенсорные способности ма­лыша. Для детей полезно восприятие не только предметов, окрашенных в чистые цвета, но и разнообразие их оттенков.

Украшения группы должны решать педагогические и образовательные задачи

Украшение предметно-развивающей среды в ДОУ изделиями прикладного народного творчества в данной группе необходимо. Здесь могут быть панно, блюда хохломской росписи, гжельские статуэтки, дымковские иг­рушки. Важно, чтобы шедевры народного творчества органич­но вписывались в интерьер игральной комнаты.

В природном уголке крупные комнатные растения, за которыми малыши способны ухаживать. Это делает возможным применение простейшего детского труда (мытье листьев, полив).

Здесь же имеется материал для экспериментирования: сосуды для воды, поролон, пенопласт, различные игрушки для игр с водой и песком, зеркальца, лупа. Чтобы дети оставались сухими после игр с водой, предусмотрены фартучки из клеенки.

Календарь природы, картины – пейзажи по временам года, модели (солнце, облачко, капельки, снежинка), которые помогают детям познавать явления окружающего мира.

Также рядом с уголком природы целесообразно располо­жить комплекс для игр с водой и песком. В осенне-зимний период года этот вид игр особенно интересен для малышей в условиях помещения. Песок и вода могут сочетаться на одном столике в двух емкостях, заполненных одна — песком, дру­гая — водой.

Для малышей 3-го года жизни необходим уголок книги. Книги, иллюстрации обогащают развивающееся воображение детей образами, расцвечивают и расширяют представления об окружающем мире. Уголок книги — любимое место для ре­бят. Как правило, он оформляется красочно, сочетается с раз­ными видами театра, а главное, представляет новые и хорошо знакомые произведения, среди которых особое место занима­ют любимые книги.

Любовь и уважение к книге заклады­вается в детях именно с этого возраста. Создавая красочный, содержательный уголок книги, взрослый формирует их внут­ренний мир, расширяет видимое и невидимое ребенком про­странство, обогащает окружающую среду.

Малыши в свободное от режимных процессов время любят полепить и порисовать. Специальный столик отведен и для этих видов самостоятельной деятельности. Такое пособие не только удобно, но и служит украшением для уголка ИЗО. Для рисования малышам 3-го года жизни можно предложить специальное самостирающее устройство или восковые дос­ки с палочкой для рисования. В практике нашел место и ру­лон простых раскатывающихся белых обоев, восковые мел­ки. Эти материалы заманчивы тем, что, способствуя развитию первых изобразительных умений.

Предметно-развивающая среда в младшей группе ДОУ: спортивные игрушки

Особо следует остановиться на части комнаты, где располагаются пособия, предназначенные для физического развития маленького ребенка. Здесь находятся разноцветные флажки ленточки-султанчики, легкие поролоновые шарики для метания вдаль, большие и теннисные мячи, разноцветные тир для прокатывания; мешочки с песком для упражнений на равновесие и шведская стенка, около которой обязательны лежит матрасик, страхующий малыша при подъеме. Может быть предложен и "мини-стадион" с подвесным устройствами, тренажерами . Физкультурный уголок: воротца (для перешагивания), султанчики, флажки, ленточки (для подвижных игр), кольцебросы.

Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах есть крупногабаритные каталки, качалки, маши­ны, которые помогают тренировать мышцы и вестибулярный аппарат. Особенно много таких предметов в младших группах.

Как бы ни была хороша предметно-развивающей среды в ДОУ, но душу в нее привносят именно взрослые! Да, мир расширяет перед детьми свои горизонты.

Рабочая программа в детском саду: подходы к разработке

Оксана Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС)

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль