Муниципальное методическое объединение педагогов эстетических дисциплин

4664

Автор: Л.Г. Гилевич, зав. кафедрой художественно-эстетического образования ГБОУДПО "Институт развития образования Сахалинской области"
Создание и укрепление на муниципальном уровне методических объединений (далее - МО) как систематически работающих организаций общественного движения педагогических кадров одного предметного направления продиктовано не только временем, но и требованиями нормативных федеральных документов к развитию общественных движений (в т. ч. творческих союзов, объединений по профессиональным интересам), а также все возрастающими требованиями, предъявляемыми к квалификации педагога искусства. Кроме того, создание МО обусловлено запросом педагогов музыкально-эстетических дисциплин.

Целесообразно создавать районные МО по преподаваемому предмету отдельно, в т. ч. с учетом типов учреждений (детский сад, школа, дом детского творчества). Но в отдельных районах, в связи с небольшим кадровым составом вышеперечисленной категории педагогов, возможно создание одного объединения с включением в состав всех педагогов, преподающих дисциплины художественно-эстетического цикла в ДОУ, школе, учреждениях дополнительного образования.

Любое МО может быть создано при кадровом составе не менее 3 человек по одному направлению. Кафедра художественно-эстетического образования Института развития образования Сахалинской области предлагает ознакомиться с опытом разработки "Положения о методическом объединении учителей музыки, музыкальных руководителей или других педагогов художественно-эстетических дисциплин (театр, хореография, ритмика, вокал, концертмейстерство)" для районных методических центров и кабинетов (приложение). Данное Положение носит вариативный характер и может быть использовано как образец для создания муниципального Положения о методическом объединении педагогов эстетических дисциплин.Приложение Положение о муниципальном методическом объединении педагогов художественно-эстетических дисциплин

1. Общие положения
1.1. Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы муниципального органа образования, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному предмету или по образовательным областям: музыкальное искусство (учителя музыки, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования по вокалу и хоровой работе), художественное искусство (учителя изобразительного искусства, педагоги дополнительного образования по изобразительной деятельности, декоративно-прикладному мастерству), хореографическое искусство (учителя ритмики, хореографии, педагоги дополнительного образования по хореографии и танцу), театральное искусство (учителя театра, актерского мастерства, педагоги дополнительного образования по театру), исполнительское искусство (педагоги дополнительного образования по специальности: фортепиано, гитара, баян и др. инструменты, концертмейстеры).
1.2. Методическое объединение организуется при наличии не менее трех педагогов по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить педагоги смежных и обеспечивающих дисциплин.
1.3. Количество методических объединений и численность их участников определяются исходя из необходимости комплексного решения задач, поставленных перед системой образования в целом и педагогикой искусства в частности.
1.4. Методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются начальником муниципального органа образования по представлению начальника (директора, заведующего, методиста) методического центра (отдела, кабинета) муниципального органа образования.
1.5. Методические объединения непосредственно подчиняются начальнику (директору, заведующему, методисту) методического центра (отдела, кабинета) муниципального органа образования.
1.6. Методические объединения в своей деятельности соблюдают Конвенцию о правах ребенка, руководствуются Конституцией и законами РФ, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, а также уставом муниципальной методической службы и локальными правовыми актами, приказами и распоряжениями директора (начальника, заведующего, методиста) этой службы.
1.7. По вопросам внутреннего распорядка методические объединения руководствуются правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, уставом муниципальной методической службы, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (контрактами) и др.

2. Задачи и содержание деятельности муниципального методического объединения Методическое объединение по художественно-эстетическому направлению как структурное подразделение муниципальной методической службы создается для решения определенной части задач, возложенных на нее:

  • организация повышения квалификации учителей художественно-эстетического профиля (по направлению);
  • изучение нормативной и методической документации по вопросам художественно-эстетического образования;
  • отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и реализации федеральных государственных стандартов второго поколения (учебная и внеурочная деятельность) и федеральных государственных требований (для ДОУ);
  • совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения;
  • изучение современных методик, технологий, творческих школ развития исполнительского мастерства, современных образовательных программ, в том числе с приглашением авторов, исполнителей;
  • проведение педагогических экспериментов;
  • утверждение индивидуальных планов работы, рабочих учебных программ по предмету;
  • анализ авторских программ, методик, их утверждение;
  • ознакомление с анализом состояния преподавания предметов художественно-эстетического цикла по итогам контроля внутри образовательных учреждений на уровне района;
  • взаимопосещение уроков по определенной тематике с последующим их самоанализом и анализом достигнутых результатов; организация открытых уроков лучших педагогов по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками сложных тем предмета;
  • изучение лучшего (инновационного) передового педагогического опыта на муниципальном уровне с рекомендациями к обобщению на областном уровне;
  • изучение передового федерального опыта по организации и проведению на высоком профессиональном уровне учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной работы по одной или нескольким родственным дисциплинам;
  • выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов (требований - для ДОУ) по предметам художественно-эстетического цикла;
  • разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (тематическая, семестровая, зачетная и т. д.), внесение предложений о закреплении принятых форм на муниципальном уровне;
  • ознакомление с методическими разработками по предмету;
  • анализ методов преподавания предмета;
  • отчеты о профессиональном самообразовании учителей, работе на курсах повышения квалификации в институтах и других учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования;
  • организация и проведение предметных недель, первого этапа предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей для педагогов и обучающихся (воспитанников);
  • рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля исследовательской работы воспитанников всех типов образовательных учреждений;
  • совершенствование методической копилки педагога, банка заданий для обучающихся, рассмотрение и их утверждение на муниципальном уровне;
  • укрепление материальной базы кабинетов.

3. Основные формы работы в муниципальном методическом объединении

  • Заседания методических объединений по вопросам методики музыкального (изобразительного, хореографического, театрального и др.) обучения и воспитания обучающихся и воспитанников;
  • круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты педагогов эстетических дисциплин и т. п.;
  • отрытые занятия, уроки и внеклассные мероприятия по предметам художественно-эстетического цикла;
  • лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей педагогики, педагогики дополнительного образования и психологии (возрастной и психологии творчества);
  • проведение предметных и методических недель;
  • взаимопосещения уроков, занятий, в т. ч. на основе преемственности ступеней образования (дошкольного и начального общего), а также основного общего и дополнительного образования;
  • мастер-классы, стажировки;
  • организационно-деятельностные игры (мозговые штурмы, деловые игры);
  • научно-практические конференции и т. д.

4. Порядок работы муниципального методического объединения
4.1. Работу методического объединения в соответствии с принципами общественной формы самоуправления возглавляет председатель (руководитель) из числа наиболее опытных педагогов, избранный членами методического объединения путем открытого голосования простым большинством голосов и утвержденный начальником (заведующим, методистом) муниципального органа образования по представлению методического центра (отдела, кабинета) муниципального органа образования, на основе представленного членами методического объединения решения.
4.2. Работа методического объединения осуществляется в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется председателем (руководителем) методического объединения накануне учебного года, но не позднее его начала, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с директором (заведующим, начальником) методического центра (отдела, кабинета) муниципального органа образования и утверждается начальником (заведующим) муниципального органа образования. План методического объединения может корректироваться после согласования с методической службой района не чаще 2 раз в год.
4.3. Методическое объединение инициирует темы заседаний в соответствии с образовательными потребностями большинства участников объединения. Каждый член методического объединения вправе лично участвовать с докладом, выступлением, обобщением опыта. Методическое объединение вправе выдвигать лучших педагогов для выступлений на уровне региона (всероссийском уровне) или ходатайствовать об их поощрении.
4.4. Председателю (руководителю) муниципального методического объединения может быть предусмотрена доплата за организационно-координационную деятельность в соответствии с регламентирующими документами муниципальных органов образования.
4.5. Заседания методического объединения проводятся не реже одного раза в четверть; по актуальным вопросам образования заседания могут проводиться оперативно. О времени и месте проведения заседания председатель (руководитель) муниципального методического объединения обязан поставить в известность директоров (заведующих) образовательных учреждений (заместителей директоров по учебно-воспитательной работе) письменным извещением (письмом, электронной почтой, факсом). Присутствие каждого члена методического объединения систематически фиксируется, и данные передаются в муниципальную методическую службу. По каждому из обсуждаемых вопросов на заседании принимаются рекомендации, которые фиксируются в журнале протоколов и подписываются председателем (руководителем) методического объединения.
4.6. При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических объединений, вопросов, сопряженных с общественной и социальной значимостью, на заседания допускается приглашать председателей других методических объединений (учителей, педагогов), руководителей органов управления образованием, депутатов, ученых, общественных деятелей и т. д.
4.7. Контроль за деятельностью методических объединений осуществляет директор (заведующий, начальник, методист) методического центра (отдела, кабинета) муниципального органа образования в соответствии с планами методической работы и внутреннего контроля, утверждаемыми начальником (заведующим, методистом) муниципального органа образования.

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник музыкального руководителя"

Сценарии музыкальных праздников, тексты, ноты и аудио песен современных авторов всегда под рукой с электронной версией журнала.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль