Опыт реализации школьной программы "Одаренные дети"

1798

Автор : Е.А. Дорофеева, заместитель директора по НМР  МБОУ Абанская СОШ №4 им. Героя Советского Союза В. С. Богуцкого

Школьная среда-путь к самореализации личности.
Одаренный ребенок на самом деле задает школе трудную задачу, которую нельзя оставить без внимания,  несмотря на благой принцип - помогать слабоодаренным
К.Г.Юнг.

Много лет существует замечательная программа "Умники и умницы", недавно появилась новая - "Сокровище нации" Почему? Да потому что умным быть - это модно! Потому что качественный скачок в развитии и внедрении в практику новых технологий повлёк за собой и резкое возрастание потребности общества в людях обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.

Российская образовательная система признает приоритет работы с одаренными детьми. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Развитие творческого потенциала личности, поддержка и развитие одаренных детей всегда было приоритетным направлением деятельности Абанской школы №4. Достаточно сказать, что школа имеет 35-летние традиции работы со способными детьми. За эти годы сотни ребят стали победителями районных, региональных, всероссийских и международных проектов, конкурсов, олимпиад. Растет качество обучения. За последние два года-– 1 золотой, 9 серебряных медалистов.

В школе работает программа "Одаренные дети", которая включает в себя 3 этапа:
Первым этапом в организации обучения, воспитания и развития одарённых детей является выявление и определение особенностей одарённости, чтобы создать условия для наиболее полного раскрытия их способностей и талантов. Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Здесь большую роль играет психолог и классный руководитель. Проблема сельской школы в том, что и психологи есть не в каждой школе. Поэтому возникают сложности в использование специальных методик, тестов, проведении анкетирования.

Непосредственная работа с одарёнными детьми:

  • Внедрение учителями- предметниками интерактивных методов обучения и воспитания для подготовки ребят.
  • Использование информационных технологий, сайтов интернета, дополнительной литературы, специальных справочников.
  • Участие в конкурсах и проектах разного уровня
  • Проведение интеллектуальных конкурсов, турниров знаний по предметам: «Умники и умницы», «Лидер 21 века», «Что? Где? Когда?».
  • Участие в конкурсах чтецов, конкурсах сочинений, выставках творческих работ, рисунков, спортивных соревнованиях.
  • Организация и проведение недель наук и творчества.

Организация летних школ для одаренных детей "Истоки", "Юный магистр", "Лингвистическая школа".
Проведение внутришкольного этапа Всероссийской предметной олимпиады, подготовка к муниципальным и региональным этапам.
Объединение ребят с интеллектуальной одарённостью в научное общество.
Научное общество учащихся « Шаг в будущее» в СОШ №4 действует уже 6 лет и помогает юным интеллектуалам добиваться успехов в учебном процессе. И результаты есть. Они – лучшее доказательство тому, что ребята НОУ делают свой шаг в будущее.

Результаты  2010-2011 г.
 
 
 
 
 
Районная научно- практическая конференция 16 участников 9 победителей
Муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников 22 участника 12 победителей
Региональный этап Всероссийской  олимпиады 4 участника 3 призёра
Всероссийская олимпиада "Эрудит" 12 участников 6 победителей
Международный математический чемпионат 63 участника 9 победителей, 1 краевой дипломант
 
Проект "Наша родина - Абанский район"- команда «Истоки» 1 место
Международные игры "Русский медвежонок", "КИТ", "Британский Бульдог", "Кенгуру- математика для всех", "Зимние интеллектуальные игры" 325 участников 21 – в Золотой Сотне
Интернет – карусель по русскому языку «Аз, буки, веди»
 
3 место по России
Краевой фестиваль "Умник"
 
Эрудиты.ru
 
в Первой лиге,8 место
 
Районная сетевая викторина "Мой Пушкин"-
 
команда « Лира» 1 место
Районный медиа - конкурс "Сердцу близкое"
 
18 участников
 
победители в 6 номинациях из 9
 

   
Работа в НОУ, конкурсные состязания утвердили профессиональный выбор его участников и победителей. Вот несколько примеров. Островская Татьяна- победитель НПК в номинации "Краеведение", участник краевого форума "Молодежь и наука". Одна из активных участниц школьного проекта "Через прошлое - в будущее". В настоящее время- студентка истфака Университета им. Астафьева. Астротенко Александр- победитель региональной олимпиады по информатике, автор и участник многих сетевых проектов и конкурсов. Ныне - студент факультета информационных технологий СФУ. Юдина Виктория- победитель олимпиад по литературе и английскому языку, победитель конкурсов чтецов. Студентка СФУ, редактор студенческой газеты.

Школа, все заслуги, медали, пятёрки, похвальные грамоты, даже знания нужны не сами по себе, а именно как подготовка к жизни в обществе, к профессии. В жизни одарённость имеет особый смысл, определённый не по тестам и отметкам, а по творческим результатам. Именно потому одарёнными в нашей школе считаются те, кто обладает резвым интеллектом, серьёзным желанием учиться, готовностью преодолевать трудности на пути к любимой профессии и к интересной, наполненной творчеством жизни. При необходимости для некоторых учеников разрабатывается индивидуальная программа обучения одаренных детей, которая позволяет им учиться успешно.

Детям хорошо, комфортно там, где их любят и ценят (о создании каких бы комфортных условий в школе мы ни говорили…) Ценят каждого! В школе разработана и действует система поощрительных мер, повышающих мотивацию к обучению, проектно- исследовательской деятельности.

Каждый ли учитель готов и может работать с одаренными детьми? Детьми, которые задают вопросы, а мы не знаем ответа? Детьми, с завышенной самооценкой, которые нередко не идут на контакт, замыкаются в себе? Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. В школе разработана система поощрения для учителей.

Исходя из вышесказанного, система деятельности по организации работы с одаренными детьми в нашей школе имеет следующее содержание (таблица 1)
Организация работы с одарёнными и талантливыми детьми (2008-2012)

Мероприятие Сроки Ответст
  Выявление   одаренных и талантливых детей    
1 Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы. постоянно  
2 Диагностика потенциальных возможностей детей, выявление одаренных детей постоянно  
3 Обучение по  программе развивающего обучения  Школа-2100 2009  
4 Преемственность между дошкольным и начальным образованием 2008-2012
 
 
 
  Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности  
 
 
 
1 Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных, модульных методов обучения, КСО. ЛОР - технологий, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление постоянно  
2 Разработка и внедрение элективного курса "Введение в исследовательскую деятельность" 2009 г.  
3 Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год Ежегодно, август  
4 Совершенствовать работу научного общества учащихся "Шаг в будущее"  2009-2010  
5 Участие школьников в муниципальном, региональном этапе Всероссийских предметных олимпиадах, олимпиаде "Эрудит" постоянно  
6 Участие школьников в интернет - каруселях постоянно  
7 Проведение школьной и  участие в районной и  краевой  научно-практической конференции школьников постоянно  
8 Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов среди одаренных школьников (школьных, всероссийских, международных) По особому плану  
9 Работа интенсивной школы "Юный магистр", "Истоки" каникулы  
10 Сотрудничество с  районным ЦДТ, РДК, Школой Космонавтики,  Всероссийским Центром одаренности 2008-2012г.  
11 Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми постоянно  
  Поощрение одаренных детей    
1 Публикации в СМИ 2008-2012  
2 Издание сборников  творческих работ учащихся по итогам НПК 2008-2012  
3 Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела "Одаренные дети" 2008-2012  
4 Оформление и обновление стенда "Лучшие ученики школы", "Научное общество учащихся" 2008-2012  
5 Премия администрации   ОУ "Звездный дождь" с 2009 г.  
6 Бесплатное участие в дистанционных олимпиадах и  конкурсах всероссийского и международного уровней 2008-2012  
  Работа с преподавателями    
1 Проведение семинаров-практикумов с учителями, педагогами дополнительного образования по вопросам выявления одаренных детей В течение периода  
2 Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми 2008-2012  
3 Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию 2008-2012  
4 Выплаты единовременных денежных поощрений педагогам, подготовившим победителей. 2008-2012  
  Работа с родителями одаренных детей    
1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников постоянно  
2 Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на ежегодном публичном отчете школы 2008-2012  

 
Объединение систем общего и дополнительного непрерывного образования составляет единое образовательное пространство школы №4, в котором развивается, обучается и самореализуется творческая личность на протяжении всех лет учебы.

Педагоги, родители, Управляющий совет школы решили объединить усилия с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей, их продвижения на пути профессионального и личностного становления.

Ведь умным быть - это модно!

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль