Конспект по ознакомлению детей с художественной литературой с использованием личностно-ориентированной технологии.

5763

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА 

 
ЗАДАЧИ

Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значения.  Воспитывать у детей  интерес к детской художественной литературе.

 
МАТЕРИАЛЫ: портрет А.С. Пушкина; книги с иллюстрациями; музыкальное сопровождение; предметные картинки (зеркало, яблоко, собака, конь, солнце, месяц);  красивая коробка; макет большой книги.
 
ХОД ЗАНЯТИЯ
В начале занятия воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Послушайте, ребята, что я вам буду читать: (воспитатель читает детям наизусть отрывки из произведений А.С. Пушкина).
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
(Отрывок из романа «Евгений Онегин»)
 
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
(Отрывок из стихотворения «Осень»)
 
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…
( Отрывок из романа «Евгений Онегин»)
 
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
(Отрывок из стихотворения «Зимний вечер»)
 
 
- Что я вам сейчас прочитала?  Кто автор?
Ответы детей: «Вы прочитали отрывки из произведений (стихотворений), которые написал А.С. Пушкин».
- А что еще написал А.С. Пушкин?
Ответы детей: «Еще Александр Сергеевич Пушкин написал сказки».
- Какие вы знаете сказки А.С. Пушкина?
Ответы детей: «Мы знаем сказки: «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».
- Сегодня мы с вами будем путешествовать по сказкам А.С. Пушкина. Посмотрите, ребята, на полу стоит большая книга сказок (деревянный макет книги). Это непростая книга, она волшебная. Через эту книгу мы и будем путешествовать (дети все перелезают через макет). А на чем же мы будем путешествовать по сказкам? Я предлагаю «ковер – самолет» - это очень удобный вид транспорта для путешествий по сказкам.
- Сели поудобнее, закрыли глаза и представили, что мы летим на ковре-самолете (звучит «волшебная» музыка, а затем «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова).
-  Мы прилетели с вами в сказку. Слышите, кто-то жужжит? В какую же сказку мы с вами прилетели? Ой, ребята, посмотрите у меня на столе лежат какие-то насекомые. Назовите мне их.
Ответы детей: « На столе лежат насекомые: комар, муха, шмель».
- Из какой сказки А.С. Пушкина эти насекомые?
Ответы детей: «Эти насекомые прилетели из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
- Кто из вас знает как точнее называется эта сказка?
Ответы детей: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
- И так, мы с вами попали в «Сказку о царе Салтане…».
- Кто знает, как начинается эта сказка?
Ребенок читает наизусть отрывок из сказки:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки – царя
Родила богатыря».
Вопросы к детям по сказке:
- Кто был в сказке князь Гвидон? (Это сын царя Салтана).
- Как получилось, что князь Гвидон стал жить на острове? (Ответы детей).
- Как называется остров, где жил князь Гвидон? (Остров «Буян»).
- В кого превращался в сказке князь Гвидон? (Он превращался в комара, муху, шмеля).
- Кто царю Салтану рассказывал об «заморских диковинах»? (Ему рассказывали «корабельщики»)
- Кого называли  «корабельщиками»? (Ответы детей).
- Какие  «чудеса» были на острове? (Чудо-белка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь).
- Расскажите об этих «чудесах»
Дети читают наизусть отрывки из сказки.
 
БЕЛКАЕль растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету…
 
ТРИДЦАТЬ ТРИ  БОГАТЫРЯ
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из морю выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить –
И той страже нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
 
ЦАРЕВНА - ЛЕБЕДЬЦаревна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
 
- Как  заканчивается сказка? (Ответы детей).
- Слышите, ребята? Снова звучит «волшебная» музыка. А это значит,  что мы с вами опять садимся на ковер-самолет и продолжаем свое путешествие по сказкам дальше.
На столе у воспитателя появляется красивая коробка.
- Ребята, в этой коробке лежат два предмета. Вам нужно будет угадать эти предметы и сказать сказку.
1) В коробке лежит предмет, с помощью который в сказке А.С. Пушкина говорил человеческим голосом? Что это за предмет? (Зеркало).
2) В коробке лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет? (Ответ: яблоко).  
3) Из какой сказки эти два предмета? (Ответ: из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»).
Задание детям.
На мольберте вывешены предметные картинки. Нужно найти те из них, о которых говорится в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (зеркало, яблоко, собака, конь, солнце, месяц). Что каждый предмет делал в сказке?
 - А теперь давайте с вами представим, что мы находимся в той светлице, где сидит мачеха и разговаривает со своим зеркалом. А поможет нам в этом ребята, которые приготовили отрывок из этой сказки.
 
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручкой замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела.
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее».
 
- Спасибо вам ребята, но нам пора в следующую сказку (снова звучит «волшебная» музыка, затем «шум морского прибоя»).
- Ребята, что это за шум? (Шум моря). А в какой сказке мы сейчас находимся? В «Сказке о рыбаке и рыбке».
Вопросы к детям по сказке:
- Расскажите, как получилось, что золотая рыбка стала служить старику.
- Какие желания старухи выполнила золотая рыбка?
- Каким вам показался старик? Как вы себе его представляете? Какими словами можно сказать о нем, какой он? (Добрый, ласковый, тихий, жалостливый).
- Как каждый раз встречало море старика? (Каждый раз по-разному: «…море слегка разыгралось…», «Помутилось синее море», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море»).
- Как вы думаете, для чего поэт такими разными словами говорит об одном и том же? (Поэт хотел показать, что природа не довольна , как старуха меняет свои желания).
 
Задание детям: «Собери картинку». Дети должны собрать иллюстрацию к «Сказке о рыбаке и рыбке».
- Какой эпизод из сказки изображен? Как вы это поняли?
- Расскажите, чем закончилась эта сказка?
 
Дети читают наизусть отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке».
 
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне - море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился –
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
 
- Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие по сказкам А.С. Пушкина. Давайте им скажем «до свидания» и выйдем через нашу «дверь» (макет большой книги).
Дети перелезают через макет большой книги.
- Вот мы с вами снова очутились в детском саду.
- Что вы можете сказать о сказках, которые написал А.С. Пушкин?
- Какая вам из них больше нравится и почему?
Заключение воспитателя.
- Сказки А.С. Пушкина интересны и поучительны. В них прославляются добрые и смелые люди и высмеиваются жадные, трусливые, злые. Они написаны красивым поэтичным языком.
Место действия пушкинских сказок – Древняя Русь – избяная, рубленная из столетних кряжей или сложенная из белого известкового камня. Причудливая Русь, обнесенная частоколами, поблескивающая золотистой дранкой кровель, куполов и маковок.
Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна Матвеева. Может быть, не все даже знают ее простую фамилию.
Поэзия на Руси повелась от старых нянюшек и бабок. 
Они ее берегли. Они передавали ее из уст в уста неторопливо и спокойно, будто плели  кружево.
 В селе Михайловском среди зимы, завалившей снегом проселки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно простые и волшебные. Там в теплом сумраке родились все эти замечательные сказки – о рыбаке и рыбке, царе Салтане, золотом петушке, мертвой царевне, о попе и работнике его Балде.
Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы – дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов – Александра Сергеевича Пушкина.
В конце занятия воспитатель раздает детям небольшие книжки со сказками А.С. Пушкина.

 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль