Как правильно давать ребенку лекарства

7912

Как давать жидкое лекарство

Давать жидкое лекарство ребенку лучше с помощником: один держит малыша, а другой дает ему препарат.

Рекомендации:

1. В соответствии с инструкцией к препарату четко отмерить нужное количество лекарства.

2. Посадить ребенка боком к себе на одно колено, другим своим коленом зафиксировать его ноги. Одной рукой обнять ребенка, слегка прижать к себе, кистью этой же руки придерживать руки малыша.

3. Свободной рукой поднести ложку ко рту ребенка и осторожно влить лекарство, сразу дать запить его водой из чашки или соски.

Если ребенок не открывает рот и оказывает сопротивление, можно надавить пальцем на его подбородок, чтобы отвести вниз нижнюю челюсть. Если этот маневр не удается - ввести ложку между зубами или деснами (со стороны щеки) и осторожно повернуть ее ребром - рот ребенка откроется, и тогда ввести лекарственный раствор. Можно поступить по-другому: слегка сжать нос ребенка двумя пальцами и, когда он откроет рот для вдоха, осторожно влить лекарство. Разжимать нос надо после того, как вещество будет проглочено.


Лучше всего вводить жидкое лекарство в полость между челюстью и щекой, направляя его вглубь рта, т. к. на языке много вкусовых сосочков, а корень языка обладает повышенным рвотным рефлексом. Это удобно делать с помощью одноразового шприца (без иглы!) или мерного шприца, входящего в комплект некоторых лекарственных препаратов.


Некоторые препараты необходимо доводить до состояния готовности перед употреблением, например, антибиотики в порошках. Для каждого препарата существуют правила разведения - в один нужно добавить определенное количество воды (иногда в два приема), в другой налить воды до указанной метки на флаконе.


Суспензии нужно встряхивать не только во время приготовлении, но и перед каждым употреблением, т. к. доза препарата может от этого меняться.


Некоторые лекарства необходимо разводить в больших объемах воды. Но дети не всегда могут выпить большое количество жидкости сразу, поэтому можно приготовить более концентрированный раствор, развести препарат не в 100 мл или 50, а в 20 или 30 мл и давать ребенку в течение дня. Так же следует поступать и с растворимыми, "шипучими" таблетками. Например, ребенку назначено по одной таблетке три раза в день, в аннотации к препарату указано: развести таблетку в 100 мл воды (0,5 стакана). Можно растворить лекарство в 50 мл, доза препарата будет получена полностью и лечебный эффект сохранен.

Хранить разведенные лекарства следует согласно инструкции в холодильнике или при комнатной температуре и не использовать по окончании срока действия.

Как давать лекарство в таблетках

Если ребенку назначено лекарство в таблетках, имеющих горький, неприятный вкус, то их можно давать с ложкой пюре, сока, варенья. Однако предварительно следует посоветоваться с врачом, т. к. одни напитки и продукты способны понизить действие препаратов, а другие, напротив, улучшать всасываемость и повышать эффективность.

Если ребенок по какой-то причине не может проглотить таблетку или капсулу целиком, следует ли ее дробить? Сейчас выпускается большое количество лекарственных средств в капсулах и кислотоустойчивой оболочке (например, мезим-форте, панкреатин), целостность которых лучше не нарушать, поскольку, попав в желудок, такой препарат утратит часть лечебных свойств и дозировку потребуется увеличить.


Не следует давать горькие лекарства с пищей, регулярно употребляемой ребенком (например, с мясным или овощным пюре), т. к. потом он может отказываться от нее длительное время.


Если по инструкции не запрещается смешивать лекарство с пищей (например, Линекс), можно открыть капсулу, аккуратно отделить необходимую часть вещества и перемешать его с едой или питьем. Когда в инструкции написано, что лекарство в капсуле находится в дополнительных микросферах, то его также можно вскрыть и дать ребенку, предложив обильно запить водой.


Если ребенок не может принять прописанное лекарство, необходимо проконсультироваться с врачом и заменить препарат на аналогичный в удобной для маленького пациента лекарственной форме.


Чем запивать лекарства

Большинство лекарственных препаратов следует запивать кипяченой водой. Кислые фруктовые и овощные соки могут нейтрализовать фармакологический эффект некоторых антибиотиков, усилить фармакологический эффект аспирина, барбитуратов.

Молоком можно запивать лекарственные препараты, которые раздражают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта.

Не следует запивать молоком таблетки с кислотоустойчивой оболочкой, т. к. при этом растворяется предохранительный слой, препарат разрушается, не достигнув места всасывания, в результате желаемый лечебный эффект не будет получен.

Лекарство и приемы пищи

Связь между приемом медикаментов и пищи очень важна. Лекарство, принятое с едой, попадает в кишечник (основное место всасывания) вместе с ней, поэтому его действие наступает позднее. Следовательно, если необходимо получить быстрый лечебный эффект, препарат принимают за час до еды или спустя два часа после еды.

Скорость прохождения пищевых масс через желудок зависит от температуры пищи. Половина жидких блюд комнатной температуры удаляются из желудка через 20¬25 мин, а с температурой 37 °С - через 7 мин. Отдельные компоненты пищи могут всасывать лекарства, обволакивать их слизью, что также препятствует поступлению препаратов в организм. Лекарства, принятые натощак, всасываются быстрее, что объясняется их более тесным соприкосновением с поверхностью слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта.

Большинство препаратов всасывается в кишечнике в течение 30-45 мин. Если ребенок выплюнул лекарство сразу после приема, дозу следует повторить, за исключением случаев, когда необходима точная дозировка препарата (некоторые сердечные препараты, гормоны). Если у малыша началась рвота спустя 30-45 мин, то давать ему лекарство снова не нужно.

Введение лекарственных веществ в нос

Закапывать лекарство в нос маленьким детям лучше с помощником. Рекомендации по закапыванию лекарства в нос:

1. Очистить нос ребенка от слизи и корок. Дети старшего возраста могут высморкаться, малышам следует очистить нос с помощью ватного "фитилька" (турунды) или специального отсоса (аспиратора для носа), предварительно смягчив корочки препаратами Аква марис, Салин или солевым раствором, приготовленным самостоятельно (1 ч. л. поваренной соли на стакан кипяченой воды).

2. Ребенок должен находиться в положении лежа на спине, с чуть запрокинутой головой, руки его следует придерживать. Детям старшего возраста капли в нос можно ввести в положении сидя со слегка запрокинутой и повернутой в сторону головой.

3. Набрать лекарство в нижнюю треть стеклянной части пипетки (пипетка должна быть стерильной и использоваться только для этого препарата) и, удерживая ее вертикально в правой руке, большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка.

4. Не прикасаясь пипеткой к носу, ввести 2-3 капли сначала в одну ноздрю и сразу же голову ребенка повернуть в сторону этой ноздри, лекарственный раствор при этом равномерно распределяется по слизистой оболочки носа.

5. Спустя 1-2 мин такое же количество раствора ввести во вторую ноздрю, повернуть голову ребенка в соответствующую сторону.

В некоторых случаях перед введением основного лекарственного раствора, если нос ребенка сильно заложен из-за отека слизистой, сначала вводят несколько капель сосудосуживающих капель, а затем после уменьшения отека - основное лекарственное вещество.

В настоящее время многие лекарственные средства выпускаются в виде аэрозолей (спреев), которые равномерно распределяют лекарственное вещество по слизистой носа.

Как правильно вводить лекарства в уши

Эмульсии и растворы могут быть введены в ухо на пропитанной ими стерильной марлевой турунде (жгуте из марли).

Рекомендации по закапыванию лекарства в уши:

1. Перед введением капель в наружный слуховой проход лекарственное вещество необходимо подогреть до температуры тела (36,6 °С). Холодные капли раздражают внутреннее ухо (костный и перепончатый лабиринт) и могут вызвать головокружение.

2. При наличии гноя очистить слуховой проход ватным "фитильком", смоченным 3%-ным раствором перекиси водорода.

3. Уложить ребенка на спину, повернуть голову на бок, больным ухом вверх.

4. Выпрямить канал наружного слухового прохода, оттянув ушную раковину у ребенка раннего возраста левой рукой немного книзу, у старших детей - вверх и назад, и ввести необходимое количество препарата.

5. После введения капель, если в барабанной перепонке имеется отверстие, образовавшееся в результате воспаления, рекомендуется нажать пальцем на козелок (выступ наружного уха впереди слухового прохода), это способствует проникновению лекарства в полость среднего уха.

6. Протереть наружный слуховой проход стерильной салфеткой или сухим ватным тампоном.

Введение лекарств в глаза

Процесс закапывания глаз требует внимания и осторожности. Глазные капли должны быть комнатной температуры: слишком холодное лекарство может вызвать спазм век. При введении капель необходимо следить, чтобы кончик пипетки не касался ресниц, т. к. пипетка может инфицироваться и в дальнейшем загрязнить весь раствор.

Рекомендации по закапыванию глазных капель:

1. Позовите помощника и дайте ему указание удерживать ребенка в положении лежа, фиксировать голову, руки и ноги.

2. Тщательно вымойте руки.

3. Возьмите в левую руку стерильную марлевую салфетку и с ее помощью оттяните вниз нижнее веко, прижимая его к краю орбиты глаза. Если ребенок рефлекторно сжал веки - бережно, но настойчиво раздвиньте их.


Закапывание капель с расстояния более 2 см от глаза вызывает у ребенка неприятные ощущения.


4. Предложите ребенку посмотреть вверх, после чего большим и указательным пальцами правой руки нажмите колпачок пипетки и выпустите 1-2 капли на слизистую оболочку нижнего века. При смыкании век избыток капель вытечет через край века (поэтому не рекомендуется закапывать в глаз больше двух капель), снимите их тем же тампоном.

В целях более продолжительного действия лекарственного вещества и при необходимости для уменьшения трения век по глазу применяют глазные мази.

Рекомендации по закладыванию глазных мазей:

1. Вымыть руки с мылом.

2. Левой рукой оттянуть нижнее веко и широким концом стеклянной палочки (пред¬варительно прокипяченной) набрать небольшое количество мази и нанести на сли¬зистую оболочку нижнего века.

3. Попросить ребенка закрыть глаз и через веко пальцем произвести легкий мас¬саж глаза для более равномерного распределения мази.

Другие способы введения лекарств в организм

Фармакологические средства можно вводить в прямую кишку (ректально). Прямая кишка имеет густую сеть кровеносных и лимфатических сосудов, и многие лекарственные вещества хорошо всасываются с поверхности ее слизистой оболочки. Ректальное введение препаратов позволяет избежать раздражения желудка. К такому способу прибегают и в тех случаях, когда введение лекарства в полость рта затруднено или неосуществимо из-за тошноты, рвоты, спазма пищевода и т. д. Ректально вводят свечи (суппозитории) и жидкости с помощью клизм.

Рекомендации по введению свечи:

1. Уложить ребенка на левый бок, согнуть его ноги в коленях и тазобедренных суставах.

2. Левой рукой развести ягодицы, а правой, освободив тонкий конец конуса свечи, ввести ее в анальное отверстие, придерживая утолщенный конец свечи и стараясь протолкнуть ее внутрь.

3. Когда свеча введена в прямую кишку, важно 1-2 мин удерживать ягодицы сжатыми, чтобы свеча не была рефлекторно выдавлена обратно.

Детям грудного возраста вводить свечи можно в положении на спине с приведенными к животу ногами.

Рекомендации по проведению очистительной клизмы:

1. Сдавить баллон рукой до полного вытеснения воздуха, после чего опустить наконечник в воду и, разжимая баллон, набрать в него воду (температура 28-30 °С).

В зависимости от возраста ребенка рекомендуется вводить следующее количество жидкости:

- 1-2 года - 200-250 мл;

- 2-5 лет - 300 мл;

- 6-10 лет - 400-500 мл.

Используемый для клизмы баллон должен быть чистым, а его наконечник смазан вазелином или маслом.

2. Положить ребенка на пеленку, под которую постелена клеенка. Придерживая левым предплечьем тело ребенка, а кистью левой руки согнутые в коленях ноги малыша, правой рукой осторожно ввести наконечник баллона вращательным движением в прямую кишку. Короткий мягкий наконечник вводят полностью, если наконечник длинный пластиковый - на 4-5 см.

3. Медленно сжимая баллон, ввести воду в кишечник, а затем, не разжимая баллона, извлечь его из прямой кишки. По завершении процедуры в течение нескольких минут слегка сжать ягодицы ребенка, чтобы вода не выливалась слишком быстро.

Рекомендации по проведению лекарственной клизмы:

Лекарственную клизму можно ставить ребенку через 15-20 мин после стула или очистительной клизмы. Лекарственное вещество вводят в небольшом количестве теплой воды (температура 37-38 °С) для лучшего всасывания. Если в аннотации к препарату нет четких указаний, то применяются следующий объем лекарственного вещества:

- 1-3 лет - 20-25 мл;

- 3-10 лет - до 50 мл.

Если лекарственную клизму выполняют с помощью баллона, то наконечник вводят глубже, чем при очистительной клизме. После извлечения наконечника ягодицы надо держать сжатыми 10-15 мин, чтобы лекарство успело всосаться.

Лекарственную клизму можно провести с помощью одноразового шприца с лекарственным веществом, к которому подсоединен стерильный мягкий резиновый катетер. Его медленно вводят в прямую кишку на 8-10 см.

О.М. Сахарова,
консультант информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования", г. Москва

Читайте в ближайших номерах журнала «Медицинское обслуживание и организация питания детей ДОУ»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль