Новые бюджетные учреждения: что день грядущий нам готовит?

3158

Предполагается, что вносимые изменения затронут правовой и функциональный статус деятельности почти 330 тысяч российских бюджетных организаций в различных сферах экономической деятельности. Естественно, что это в полной мере относится к федеральным и муниципальным образовательным учреждениям.

За подробными разъяснениями мы обратились к заместителю председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию, профессору, члену-корреспонденту Российской академии наук Сафаралиеву Г.К.

– Гаджимет Керимович, прошедшая весенняя сессия Государственной Думы РФ оказалась весьма насыщенной – одних только законопроектов было рассмотрено тридцать пять. А какие изменения в системе российского образования произойдут по ее итогам?

– Действительно, весенняя сессия оказалась и насыщенной и продуктивной. В трех чтениях принят законопроект, направленный на совершенст­вование государственной аттестации научных и научно-педагогических работников. Также в трех чтениях принят законопроект, закрепляющий право педагогических работников на прохождение профессиональной переподготовки и повышение квалификации не реже, чем один раз в пять лет. Принят в первом чтении внесенный Правительством Российской Федерации законопроект о совершенствовании базовых для системы образования процедур лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации, подтверждении, признания и установления эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях. Вступил в силу федеральный закон, согласно которому органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право на дополнительное финансирование мероприятий по организации питания обучающихся негосударственных общеобразовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию. И, конечно же, большой резонанс в обществе вызвал принятый в весеннем созыве Федеральный закон № 83-ФЗ, направленный на формирование и развитие законодательной базы новых форм финансового обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг.

– А с какой целью предприняты столь масштабные изменения в деятельности бюджетных учреждений?

– Главными целями принятия Федерального закона № 83-ФЗ являются:

  • повышение качества и эффективности оказания российским гражданам государственных и муниципальных услуг учреждениями бюджетной сферы за счет расширения их финансово-хозяйственной самостоятельности;
  • повышение ответственности бюджетных учреждений за конечные результаты их деятельности;
  • создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек бюджетных учреждений и привлечения ими дополнительных внебюджетных средств;
  • создание условий и стимулов для органов государственной власти по оптимизации сети подведомственных им учреждений.

Заявленные цели достигаются за счет замены сметного финансирования бюджетных учреждений на финансирование посредством выделения субсидий. Такая форма в сегодняшних экономических условиях представляется более прогрессивной и выгодной для учреждения.

При этом ожидаемые в связи с реализацией закона изменения ни в коей мере не снимают с государства социальной ответственности перед гражданами за оказание услуг в тех секторах, где действие рыночных механизмов нецелесообразно. Также не предполагается снижения общего объема финансирования в связи с изменением формы его предоставления. Иными словами, основной целью данного Федерального закона можно считать упорядочивание правового статуса учреждений-резидентов в части финансового права, бюджетных и налоговых правоотношений, а также введение дополнительных экономических свобод для государственных и муниципальных учреждений, но без уменьшения объема их финансирования.

– Федеральный закон № 83-ФЗ, за исключением отдельных его положений, вступает в силу с 1 января 2011. Насколько оправданы опасения, что "авральные" сроки вступления не дают возможности учреждениям подготовиться к его реализации?

– Действительно, закон вступит в силу уже с 1 января следующего года. При этом до 1 июля 2012 г. установлен переходный период, в который перевод отдельных бюджетных учреждений на субсидии в "пилотном" режиме возможен по решению федерального органа – главного распорядителя бюджетных средств (в отношении федеральных учреждений), закону субъекта РФ, решению муниципального образования.

– Гаджимет Керимович, необходимо принять большое число подзаконных нормативных актов, что уже сейчас планируется в этой части?

– Решением Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 12 мая 2010 г. утвержден План мероприятий по реализации Федерального закона № 83-ФЗ, в соответствии с которым в самое ближайшее время будут подготовлены проекты постановлений Правительства РФ, определяющие:

  • установление порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений;
  • установление порядка отнесения имущества государственного (муниципального) автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества;
  • порядок формирования государственного задания в отношении федеральных бюджетных учреждений и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания;
  • порядок осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (федерального государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и определение порядка финансового обеспечения их осуществления.

А Минфин России должен разработать и представить требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений. К декабрю 2010 г. им будут представлены предложения по определению видов особо ценного движимого имущества, в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений. Значительное число поручений по подготовке ведомственных нормативных актов дано профильным отраслевым министерствам, в ведении которых находятся сегодня бюджетные учреждения.

– Считаете ли Вы, что принятый закон приведет к повышению качества услуг для граждан или он меняет лишь формальные стороны деятельности учреждения?

– До принятия закона финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществлялось в соответствии с бюджетной сметой. В итоге они были заинтересованы просто потратить бюджетные деньги и обосновать расширение сметы на следующий год. В такой схеме ни о каком качестве услуг и речи нет. Связь финансирования и результатов деятельности учреждения полностью отсутствовала. Осуществлялось содержание действующей сети учреждений, а не финансирование нужного населению объема гарантированных законодательством государственных и муниципальных услуг. Принятый Федеральный закон предусматривает доведение средств из бюджета до новых бюджетных учреждений не по смете, как сейчас, а по госзаданию, в котором должны быть определены показатели эффективности, объема госуслуги, категории ее получателей и результаты от оказания услуг, за которые в конечном счете платят граждане через систему налогов. Таким образом, устанавливается четкая и прозрачная связь между финансированием учреждения и качеством его работы. Новые бюджетные учреждения будут заинтересованы непрерывно повышать эффективность своей работы и качество предоставляемых услуг, в том числе для расширения госзаказа в конкуренции с иными организациями.

– Между тем, противники вводимых изменений говорят о том, что данным Законом предусматривается урезание денежного содержания большинства бюджетных учреждений. Вместо полноценного финансирования из бюджета им придется довольствоваться минимальным финансированием госзаказа. Действительно ли произойдет резкое общее сокращение финансирования большинства образовательных учреждений?

– Закон устанавливает, что первоначальные нормативы затрат на оказание услуг определяются федеральным органом исполнительной власти в отношении подведомственных ему учреждений исходя из размера бюджетных ассигнований, выделенных бюджетному учреждению в 2010 г. То есть при сохранении объема оказанных учреждением услуг размер финансирования учреждения из бюджета не уменьшится. Изменится лишь способ доведения средств – не по смете, а через субсидию на госзадание. Кроме того, в законе есть норма – гарантия, согласно которой уменьшение объема субсидии на госзадание в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении госзадания.

– Не считаете ли Вы, что Закон принудительно и массово "выталкивает" почти все учреждения субъектов Федерации и муниципальные учреждения на "самоокупаемость"?

– Согласно закону, решение всех вопросов реформирования и оптимизации региональной, муниципальной сети государственных и муниципальных образовательных учреждений передается соответственно субъектам Федерации и муниципальным образованиям. Субъекты Федерации и муниципальные образования в полной мере самостоятельно определяют:

  • какие учреждения переведут в казенные, какие оставят в статусе бюджетных;
  • процедуры, этапы и сроки реформирования бюджетной сети в течение переходного периода – до 1 июля 2012 г.

– В случае если государственное (муниципальное) учреждение примет решение о реорганизации в автономное учреждение, какие услуги будут бесплатными?

– Главное отличие автономных организаций – самостоятельность в зарабатывании и расходовании средств, перечисление их через банк, а не через казначейство, право привлечения инвестиций. В законе прописано, что услуги автономных учреждений, включенные в госзадание, останутся бесплатными. Финансовое обеспечение основных видов деятельности (то есть тех, ради осуществления которых оно создано – образование, здравоохранение и т. д.) осуществляется, как и раньше, в полном объеме за счет бюджета, но только не по смете, а путем предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Закон уточняет действующие нормы о том, что платные услуги могут оказываться только сверх госзадания.

Что касается приватизации, то в соответствии с законодательством учредители новых бюджетных учреждений – это либо Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование являются собственниками всего их имущества (ст. 296 ГК Российской Федерации и п. 9 ст. 9.2 Закона "О некоммерческих организациях").

Все имущество по-прежнему остается в собственности Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

– Если у автономных организаций так много свободы, почему никто не торопится поменять статус?

– Да, на федеральном уровне автономных учреждений немного. Но стоит отметить, что в субъектах Российской Федерации автономные учреждения создаются с 2007 г. Так, например, автономные школы есть в Ростовской, Тюменской, Калининградской областях. Много таких школ в Татарстане – больше 300. И ни один директор не хочет, чтобы его школа снова стала бюджетной. Директора научились не только зарабатывать, но и с умом тратить деньги, в школы вернулись хорошие педагоги, которые в свое время ушли из-за маленьких зарплат.

– В стандартах есть базовая и вариативная часть. Какая из них будет финансироваться по госзаданию? Будет ли финансироваться экспериментальная работа образовательных учреждений?

– Финансируется весь стандарт – и базовая, и вариативная части. Если учредитель запланировал экспериментальную деятельность, то в госзадании это будет отражено, значит, будут выделены соответствующие средства.

– Дает ли закон новым бюджетным учреждениям неограниченные возможности по зарабатыванию денег? Будут ли образовательные учреждения наращивать объем платных услуг населению, навязывать эти платные услуги за счет сокращения объема бесплатных услуг?

– Дело в том, что платные услуги сейчас оказывают практически все школы. Директора понимают, что это единственный способ удовлетворить все запросы родителей, и не отказываются от такой возможности. Сегодня есть школы, которые умеют экономить значительные суммы на коммунальных расходах и по др. статьям, но потратить сэкономленные средства на приобретение учебников, оборудования для кабинета физики или чего-то еще директор не вправе. Он обязан вернуть деньги в местный бюджет, а депутаты городской Думы потом решат, сколько ему вернуть в следующем году. И вернуть ли вообще?

Принятый закон позволяет образовательным учреждениям самостоятельно распоряжаться заработанными средствами. Финансовое обеспечение основных видов деятельности нового бюджетного учреждения (то есть тех, ради осуществления которых оно создано – образование, здравоохранение и т. д.) осуществляется, как и раньше, в полном объеме за счет бюджета, но только не по смете, а путем предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания. Закон уточняет действующие нормы о том, что платные услуги могут оказываться только сверх госзадания.

– Принятый закон предоставляет бюджетному учреждению значительно больше свободы в распоряжении полученными бюджетными средствами. Как будет контролироваться прохождение этих финансовых средств и эффективность их использования?

– Действительно, у бюджетного учреждения, например детского сада, школы, техникума или вуза появится больше свободы в расходовании средств. Казначейство и финансовые органы не имеют права решать, на что именно должны быть потрачены эти средства. Но все счета образовательных и иных бюджетных учреждений остаются в казначействе, которое, по-прежнему, будет контролировать прохождение денег. Это дает возможность своевременно уведомить учредителей в лице органов управления образованием об опасностях финансового состояния образовательного учреждения.

Я могу привести следующий пример: сейчас образовательное учреждение получает деньги по смете, где расписаны все статьи расходов до последней копейки. Чтобы перераспределить средства, директор должен вернуть деньги в бюджет, получить "добро" от учредителя и по новой строке расходов получить сумму назад. Новый закон избавит от этих сложностей. Нужны директору позарез парты, игрушки или учебники – пожалуйста, иди и покупай! Деньги в образовательное учреждение пойдут не по смете, а общей субсидией, и руководитель сам вместе с коллективом будет решать, на что ее потратить. Но решать будет не единолично. Тут очень важно участие общественных органов управления, куда входят попечители, родители.

– Возможно ли, что руководство новых бюджетных учреждений начнет злоупотреб­лять экономической свободой и продавать земельные участки, иное имущество учреждений, отчуждать предметы культурного наследия?

– Учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом, а также особо ценным движимым имуществом (любым имуществом стоимостью более 500 тыс. рублей, а также любыми объектами культурного наследия, документами Архивного фонда), в том числе закладывать их. Движимое особо ценное имущество (равно как и недвижимое) – это то имущество, без которого существование учреждения невозможно.

Закон также регулирует отношения по крупным сделкам. Крупная сделка может быть совершена только с предварительного согласия учредителя (п.12 ст. 9.2 Закона "О некоммерческих организациях"). Норма, определяющая ограничение оборотоспособности земельного участка, предоставляемого бюджетному учреждению, устанавливается в статье 9.2 Закона "О некоммерческих организациях".

Передача в залог недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, земельных участков без согласия собственника незаконна.

– Не получим ли мы обратный эффект? Не приведет ли к повышению коррупции распределение госзаданий (сметное финансирование является гарантированным и "откатов" не подразумевает)?

– При сметном финансировании основной коррупциогенный фактор – объем сметы, вокруг которого всегда разворачивается "торг", причем не основанный на формально-юридических основаниях, показателях эффективности деятельности учреждения и т. п. Коррупциогенный фактор создается не в процессе формирования сметы или госзадания, а в результате отсутствия прозрачности и нечеткости административных процедур.

Принятый закон не создает коррупциогенных норм. А принимаемые во исполнение закона нормативные акты будут подвергнуты соответствующей экспертизе на предмет появления рисков коррупции при формировании государственных (муниципальных) заданий.

– Кто в новых условиях будет участвовать в управлении школой, и главное, захотят ли этого учителя?

– Однозначного ответа на вопрос нет. В тех регионах, которые участвовали в комплексных проектах модернизации образования, одним из важных показателей было внедрение государственно-общественного управления. Когда родители, представители крупных градообразующих предприятий, общественные организации подключаются к принятию каких-то решений в школе, они четко знают, куда потрачены деньги. Главное в новом законе – связь эффективности расходования средств с результатом.

– Станут ли руководители новых бюджетных учреждений полновластными и никому неподконтрольными хозяевами бюджетных учреждений?

– Вряд ли, так как предусмотрены серьезные "наказания": за просроченную кредиторскую задолженность – увольнение, за убыток – взыскание в размере убытка.

Установление указанных норм требует от учредителя бюджетного учреждения постоянного мониторинга финансового состояния бюджетного учреждения.

– Правильно ли будет спросить, что теперь любой сможет узнать, сколько получает директор автономной школы?

– По новому закону руководители бюджетных и автономных учреждений обязаны размещать информацию по финансово-хозяйственной деятельности в Интернете. В законе конкретизировано, что к открытой информации относится в том числе заработная плата руководителя и средняя зарплата работников.

– Возникает вопрос, кто будет контролировать правильность размещенных данных в Интернете? Существует ли возможность у директора скрыть информацию?

– Я уже говорил об общественном контроле, который проявляется уже на стадии распоряжения субсидией. Родители, вошедшие в попечительский совет и принимают решение о том, как израсходовать деньги и не позволят директору открыть при школе ночной клуб. Очень важно, чтобы контроль начинался именно тогда, когда принимается решение о том, куда потратить средства.

– При реализации закона у директоров появляется возможность поощрять лучших учителей. Но есть опасность субъективного фактора, желание поощрить "своих" учителей и обделить тех, кто с ним не согласен.

– В рамках новой системы оплаты труда, которую мы апробировали в пилотных регионах, уже выработана четкая система критериев поощрения учителей за качественный труд. Эти критерии рассматриваются общественным советом, они абсолютно прозрачны и понятны. Поэтому все стимулирующие выплаты строго обоснованы. Директор не вправе единолично решить этот вопрос. Я не отрицаю, что есть проблема человеческого фактора. Гораздо большая проблема – квалифицированные и грамотные в финансовом плане руководители. Человек, получивший педагогическое образование, как правило, таких навыков не имеет. И стоит серьезная задача обучить управленческие кадры менеджменту, научить их формировать бюджет учреждения.

Беседовала
С.В. Макарова

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль