Управление школой и детским садом

4010

Как смена типа образовательного учреждения может повлиять на способы управления школой или детским садом? Чем наблюдательный совет отличается от управляющего? Если ли сходство между этими органами управления образовательного учреждения?

Закон № 83-ФЗ снял многие различия между образовательными бюджетными и автономными учреждениями. Тем не менее, одно из них, и очень существенное, осталось – автономное учреждение, в отличие от бюджетного, может вести свою финансово-хозяйственную деятельность за пределами казначейской системы, открыв расчетный счет в кредитном учреждении (банке), как это делают все коммерческие и некоммерческие организации.

Поскольку руководители бюджетных учреждений теперь уравнены с руководителями автономных в дополнительных обязательствах по публичной отчетности, личной имущественной ответственности, ответственности по долгам учреждения без участия и помощи учредителя, самостоятельного содержания приобретенного или полученного в дар имущества, а также в способе финансирования основной уставной деятельности по государственному (муниципальному) заданию, то особых причин оставаться в казначейской системе у них нет.

Это обстоятельство может подтолкнуть руководителей к тому, чтобы инициировать процесс изменения статуса учреждения на автономный. Принимая такое решение, они должны помнить о том, что управлять автономным учреждением им придется не единолично, а вместе с наблюдательным советом.

Согласно Закону № 174-ФЗ наблюдательный совет должен быть в каждом автономном, в т. ч. образовательном учреждении.

Между наблюдательным и управляющим советами образовательного учреждения есть много общего:

1. Как наблюдательный, так и управляющий советы в ДОУ являются коллегиальными органами управления учреждением, поскольку за первым из них законодательно, а за вторым – в соответствии с уставом в обязательном порядке закрепляется перечень управленческих полномочий.

2. Решения, принятые наблюдательным и управляющим советами в рамках отведенной им компетенции, имеют императивный характер, т. е. обязательны для исполнения руководителем и работниками учреждения.

3. В состав обоих советов включаются официально назначенные представители учредителя.

4. Несмотря на то, что члены управляющего совета избираются участниками образовательного процесса или кооптируются в его состав решением совета, сформированный управляющий совет получает легитимность так же, как и наблюдательный совет по решению учредителя (учредитель, в частности, может оспорить членство в управляющем совете избранного или кооптированного члена только по признакам нарушения процедур его избрания или кооптации).

5. Как наблюдательный, так и управляющий советы могут быть распущены по решению учредителя.

В то же время между наблюдательным и управляющим советами образовательного учреждения существуют серьезные отличия. В первую очередь по составу:

1. Если в управляющий совет в обязательном порядке включается руководитель учреждения с правом решающего голоса, то в наблюдательном совете его членство исключено; он может только присутствовать на заседаниях совета с правом совещательного голоса.

2. В состав управляющего совета детского сада должен входить один представитель учредителя, а в состав наблюдательного совета – как минимум, два: один представляет орган, на который возложены функции учредителя по реализации его полномочий в сфере образования, другой – орган, на который возложены функции учредителя по реализации его полномочий в сфере государственного или муниципального имущества. По решению учредителя в наблюдательный совет могут быть также включены и другие представители органов государственной власти (для государственных автономных учреждений) или местного самоуправления (для муниципальных автономных учреждений).

3. В состав как управляющего, так и наблюдательного советов должны входить представители общественности, однако при этом управляющий совет самостоятельно кооптирует их в свой состав, а в наблюдательный совет они включаются по решению учредителя.

4. В состав управляющего совета должны входить представители работников учреждения, родители обучающихся, воспитанников и обучающиеся старших классов, а в состав наблюдательного совета могут входить (но не обязательно) только представители работников учреждения.

Таким образом, по составу наблюдательный совет – это орган участия учредителя в управлении автономным учреждением (в лице его представителей совместно с выбранными учредителем представителями общественности, которых должно быть не менее одной трети от всего состава), а управляющий совет – это орган совместного участия в управлении учреждением учредителя (в лице представителя по ведомству образования), руководителя, представителей трудового коллектива, обучающихся старших классов, родителей, а также представителей общественности.

Наблюдающий и управляющий советы отличаются также по своим полномочиям.

За управляющим советом по предложению образовательного учреждения учредитель вправе закрепить в уставе полномочия, дающие право принимать решения в рамках основной уставной деятельности, финансовых вопросов, определять политику учреждения, в т. ч. в сфере управления качеством образования, утверждать или согласовывать локальные нормативные правовые акты и др.

Если управляющий совет в рамках своей компетенции утверждает какое-либо решение, то руководитель школы или детского сада обязан его исполнить. Более того, если решение, принятое руководителем и требующее по уставу согласования с управляющим советом, с ним не согласовано, оно не имеет юридической силы.

Наблюдательный совет вправе предписывать образовательному учреждению выбор аудиторской фирмы для ежегодного обязательного аудита, разрешать или не разрешать руководителю совершать крупные сделки или заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, утверждать отчеты руководителя (о деятельности учреждения, об использовании имущества, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности), а также годовую бухгалтерскую отчетность.

По остальным имущественным и финансовым вопросам наблюдательный совет дает учредителю и руководителю свои заключения и рекомендации, которые могут им либо учитываться, либо не учитываться при принятии решения.

В обязательном порядке наблюдательный совет дает заключения: по проекту плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения; по предложениям руководителя о выборе кредитных организаций для открытия расчетных счетов.

Кроме того, наблюдательный совет в рамках своей компетенции также рассматривает:

1. Предложения учредителя или руководителя учреждения о внесении изменений в устав.

2. Предложения учредителя или руководителя учреждения о создании и ликвидации филиалов учреждения, об открытии и закрытии его представительств.

3. Предложения учредителя или руководителя учреждения о реорганизации учреждения или о его ликвидации.

4. Предложения учредителя или руководителя учреждения об изъятии имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.

5. Предложения руководителя учреждения об участии учреждения в других юридических лицах, в т. ч. о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника.

6. Предложения руководителя учреждения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

Таким образом, по своим полномочиям наблюдательный совет – это орган надзора и контроля за деятельностью руководителя учреждения по распоряжению финансами и имуществом. К образовательной политике, стратегии, разработке образовательной программы, мониторингу результатов основной уставной деятельности наблюдательный совет отношения не имеет. Управляющий совет – это орган стратегического управления и мониторинга по всем видам деятельности образовательного учреждения.

Официальный источник

  • Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. От 07.02.2011)
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 08.05.2010)
  • Письмо Минобразования России от 14.05.2004 № 14-51-131/13 <О методических рекомендациях по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений>

Как реализуется принцип государственно-общественного управления в автономном образовательном учреждении?

Закон № 174-ФЗ не касается вопросов государственно-общественного управления, поскольку его действие распространяется не только на образовательные учреждения, но и на учреждения здравоохранения, культуры, спорта и др.

Принцип государственно-общественного управления предусмотрен только для образовательных учреждений и потому предписан Законом РФ "Об образовании": "Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения". Поскольку законодатель оставил перечень форм самоуправления открытым, под действие данного предписания попадает, в частности, и управляющий совет. (Можно было бы под формой самоуправления понимать и наблюдательный совет, но Закон № 174-ФЗ относит его к органам управления, а не самоуправления.)

В связи с этим у руководителей может сложиться мнение, что после преобразования бюджетного учреждения в автономное функции управляющего совета сможет взять на себя наблюдательный совет или что в автономном образовательном учреждении не нужны другие формы и органы самоуправления – родительские комитеты, попечительские советы, педагогические советы и советы трудового коллектива, а также органы ученического самоуправления.

Такое мнение будет ошибочным, поскольку полномочия и функции наблюдательного и управляющего советов существенно отличаются.

В частности, наблюдательный совет не может участвовать в реализации права родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении учреждением. Для родителей придется и в автономной школе создавать отдельный орган самоуправления (родительский комитет и т. д.).

Кроме того, если учредитель утвердит устав автономного образовательного учреждения, разработанный в полном соответствии с Законом № 174-ФЗ, и в нем не будет предусмотрено участие представителя (представителей) трудового коллектива, то в отсутствие других форм и (или) органов самоуправления – (например, педагогического совета, собрания или совета трудового коллектива) будет нарушено право работников учреждения на участие в управлении, закрепленное Законом РФ "Об образовании".

Для реализации в образовательных учреждениях, включая автономные, принципов государственно-общественного управления, совмещения единоначалия и самоуправления, а также для реализации права родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и воспитанников на участие в управлении школой или детским садом наблюдательный совет не подходит, поскольку он задумывался и создавался для иных целей.

Учитывая эту особенность управления образовательными учреждениями и, в частности, автономными образовательными учреждениями, законодатель ввел в ст. 35 Закона РФ "Об образовании" п. 2.1: "В части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, порядок формирования органов управления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения".

Кроме того в ст. 8 Закона № 174-ФЗ говорится следующее:

"1. Структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяются уставом автономного учреждения в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие)".

Таким образом, для обеспечения реализации в автономных школах и детских садах принципов государственно-общественного управления, единоначалия и самоуправления законодатель предусмотрел наряду с обязательным для всех автономных учреждений наблюдательным советом возможность создания органов самоуправления и, в случае необходимости, закрепление в уставе разграничения полномочий между советом учреждения и его руководителем.

Официальный источник

  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 08.05.2010). Ст. 8
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 02.02.2011). Пп. 2, 2.1 ст. 35, 52, п. 1 ст. 55
  • Письмо Минобразования России от 14.05.2004 № 14-51-131/13 <О методических рекомендациях по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений>

Какие изменения необходимо внести в устав бюджетного образовательного учреждения при переходе в статус автономного?

При переходе бюджетного образовательного учреждения в статус автономного руководитель может обсудить с учредителем изменение порядка своего назначения и увольнения.

К компетенции учредителя в области управления автономным учреждением отнесено "назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним". Поскольку Закон РФ "Об образовании" для организаций сферы образования предусматривает также иные порядки назначения руководителя, целесообразно предложить учредителю внести соответствующую запись в устав школы или детского сада.

Руководитель автономного образовательного учреждения может быть:

  • избран коллективом образовательного учреждения;
  • избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;
  • избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;
  • назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения наложения права вето;
  • назначен учредителем;
  • нанят учредителем.

В отношении наблюдательного совета при проектировании устава автономного учреждения необходимо конкретизировать: состав совета; срок его полномочий; порядок назначения представителей работников учреждения членами совета; порядок и сроки подготовки, созыва и проведения заседаний совета; возможность учета представленного в письменной форме мнения члена совета, отсутствующего на его заседании по уважительной причине, при определении наличия кворума и результатов голосования; возможность принятия решений советом путем проведения заочного голосования.

Кроме того, уставом должен быть в общих чертах предусмотрен порядок назначения учредителем представителей работников автономного учреждения в состав наблюдательного совета и порядок принятия решения о досрочном прекращении их полномочий в случае, если уставом предусмотрено включение в состав наблюдательного совета представителей работников учреждения. В то же время конкретные процедуры отбора и назначения представителя (представителей) работников в состав наблюдательного совета и участие в этих процедурах собрания работников или совета трудового коллектива можно оговорить в другом локальном акте учреждения.

Также в зависимости от взаимоотношений с учредителем (органом власти региона или местной администрацией) руководителю необходимо попытаться повлиять на квоту представителей "иных государственных органов, органов местного самоуправления", кроме представителя органа управления образованием и органа управления имуществом (соответственно государственного или муниципального).

Закон устанавливает, что количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одну треть от общего числа членов совета. Если отношения учреждения и его руководителя с государственными органами или органами местного самоуправления таковы, что расширение их участия пойдет на пользу учреждению, следует добиваться от учредителя увеличения этой квоты в размерах не более одной трети состава. В противном случае, наоборот, полезно остановиться именно на установленном законом минимуме.

Регулирование квот и, соответственно, числа голосов разных представителей в наблюдательном совете на стадии разработки устава возможно за счет установления количества представителей общественности, в т. ч. лиц, имеющих заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. При этом надо понимать, что суммарное число членов наблюдательного совета по закону не может быть менее 5 и более 11 человек.

Исходя из того, что Закон № 174-ФЗ императивно предписывает наличие в составе наблюдательного совета представителей общественности, но не содержит конкретных предписаний по порядку их назначения, а также относит их назначение к компетенции учредителя, можно рекомендовать прописать в уставе порядок отбора таких кандидатур с участием органов самоуправления образовательного учреждения. Подробно регламентировать реализацию этого порядка можно в ином локальном акте школы или детского сада.

В переговорах с учредителем на стадии разработки и утверждения устава автономного образовательного учреждения руководитель должен помнить, что Закон № 174-ФЗ не отменяет и не вправе отменить нормативное предписание п. 2 ст. 13 Закона РФ "Об образовании": "Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем".

Как уже было отмечено выше, Закон № 174-ФЗ не запрещает, а Закон РФ "Об образовании" предусматривает создание в автономном образовательном учреждении иных (помимо наблюдательного совета и руководителя) органов управления. Поэтому устав автономной школы или автономного детского сада в разделе "Управление образовательным автономным учреждением" должен содержать описание создаваемых в учреждении форм и органов самоуправления: общего собрания (конференции) родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников, общего собрания работников учреждения, совета трудового коллектива, педагогического совета, совета учреждения, управляющего совета, попечительского совета, органов ученического самоуправления и др.

В случае создания в автономном образовательном учреждении кроме наблюдательного совета еще и совета учреждения, управляющего или попечительского совета, уставом необходимо предусмотреть разграничение полномочий между этими органами управления и руководителем, исходя из перечня, не отнесенного Законом № 174-ФЗ к компетенции учредителя и наблюдательного совета.

Если в автономном образовательном учреждении наряду с наблюдательным советом создан управляющий, при описании в уставе способа его формирования и управленческих полномочий следует руководствоваться рекомендациями, содержащимися в письме Минобразования России от 14.05.2004 № 14-51-131/13, а также рекомендациями Минобразования России по реализации региональных комплексных проектов модернизации образования 2006–2009 гг.

При переходе бюджетного образовательного учреждения в статус автономного можно взять из старого устава положения об управляющем совете, исключив из его ведения вопросы и полномочия, закрепленные Законом № 174-ФЗ за наблюдательным советом, а также перенести в новый устав все положения о других органах и формах самоуправления, существовавших в учреждении.

Руководитель школы или детского сада должен помнить, что нет никаких законодательных препятствий к тому, чтобы все или часть представителей общественности в наблюдательном совете были кооптированы в управляющий совет и включены в иной совет учреждения (попечительский и др.). Их участие в работе других органов может улучшить взаимоотношения между всеми участниками учебно-воспитательного процесса и повысить качество образовательной деятельности учреждения. Более того, закон не запрещает поступить аналогичным образом и в отношении представителей в наблюдательном совете иных государственных органов или органов местного самоуправления.

Орган, исполняющий функции учредителя, также вправе назначить своим представителем в наблюдательном и управляющем советах одно и то же лицо. Участие представителя учредителя в решении вопросов стратегии управления автономным образовательным учреждением в составе управляющего совета совместно с представителями трудового коллектива, родителей обучающихся и воспитанников, обучающихся старших классов не может не повлиять на его мнение и позицию при участии в работе наблюдательного совета.

Таким образом, грамотные действия руководителя автономного образовательного учреждения на этапе разработки устава учреждения помогут ему выстроить долгосрочные и взаимовыгодные отношения с наблюдательным советом – постоянно действующим органом надзора и контроля со стороны учредителя за его деятельностью.

Официальный источник

  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 08.05.2010). П. 2 ст. 8, п. 6 ст. 9, п. 8 ст. 10
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 02.02.2011). П. 2 ст. 13, пп. 2.1, 4 ст. 35
  • Письмо Минобразования России от 14.05.2004 № 14-51-131/13 <О методических рекомендациях по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений>

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль