Модернизация системы повышения квалификации

4404

Существуют ли федеральные нормативные акты, регламентирующие порядок повышения квалификации работников образования?

Ответ:

В настоящее время нормативных актов, регламентирующих порядок повышения квалификации работников образования, на федеральном уровне не существует. Это связано с тем, что организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования. Поэтому соответствующие нормативные акты должны быть приняты на региональном уровне.

Вместе с тем в ближайшей перспективе Минобрнауки России будет разработан порядок формирования федеральной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и работников органов, осуществляющих управление в сфере образования.

Департамент общего образования Минобрнауки России направил для ознакомления в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, письмо <О проектах модельных методик организации и финансирования повышения квалификации работников образования>. Проекты методик и рекомендации по их применению разработаны специалистами Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и Института проблем образовательной политики "Эврика". В рамках методических рекомендаций приводятся описание и модели региональных нормативных документов, регламентирующих организационные процедуры повышения квалификации работников образования.

  • Положение о государственном именном сертификате по повышению квалификации работников государственных образовательных учреждений региона и муниципальных образовательных учреждений, расположенных в границах региона.
  • Порядок формирования государственных заданий на повышение квалификации работников государственных образовательных учреждений региона и муниципальных образовательных учреждений, расположенных в границах региона.
  • Положение о порядке формирования государственного заказа на оказание образовательных услуг повышения квалификации работников государственных образовательных учреждений региона и муниципальных образовательных учреждений, расположенных в границах региона.
  • Положение о накопительной системе повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.
  • Положение об экспертизе образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования субъекта РФ, претендующих на включение в региональный банк данных.
  • Договор о совместной деятельности без извлечения прибыли.
  • Положение о банке данных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования субъекта РФ.

Официальный источник

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 02.02.2011). П. 16 ч. 1 ст. 29
  • Приказ Минобрнауки России от 04.03.2010 № 164 "Об утверждении Плана подготовки в 2010–2011 годах нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации, разработка которых предусмотрена в Положении о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280"
  • Письмо Минобрнауки России от 21.09.2010 № 03-169 <О проектах модельных методик организации и финансирования повышения квалификации работников образования>

Каковы основные направления модернизации системы повышения квалификации работников образования? С чем связана необходимость изменений?

Ответ:

Необходимость изменений обусловлена тем, что традиционная модель существующей системы повышения квалификации недостаточно мобильна. Формирование заказа на содержание обучающих курсов в основном заключается в сборе и систематизации предложений со стороны учреждений дополнительного профессио­нального образования. Соответственно содержание заказа ориентировано не столько на реальные потребности региональной системы образования, сколько на возможности этих учреждений.

Техническое задание на повышение квалификации представляет собой, как правило, набор тематических курсов с жестко фиксированными показателями: количеством слушателей и объемом дополнительной профессиональной образовательной программы. При этом результаты освоения программы не нормированы и не ориентированы на конечный продукт. Как следствие, руководители и педагоги, освоившие "новые" знания, не несут ответственности за их внедрение в практику работы.

По мнению экспертов, для модернизации системы подготовки педагогов ДОУ и повышения квалификации необходимо:

1. Выявить и обеспечить перспективные потребности системы образования.

2. Организовать систему формирования и конкурсного размещения заказа на повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров.

3. Обеспечить работникам и образовательным учреждениям возможности выбора содержания, сроков и форм повышения квалификации из широкого спектра образовательных программ для различных целевых групп.

4. Фиксировать и описывать предполагаемые результаты и организовать систему их мониторинга.

Содержание регионального заказа на повышение квалификации представляется как набор образовательных программ, ориентированных на разные целевые группы персонала. Заказ состоит из двух частей. Первая часть – инвариантная. Ее изучение обеспечивает подготовку кадров к решению задач, заявленных региональным органом управления образованием.

Введение федерального государственного образовательного стандарта на ступени начального (основного, среднего (полного)) общего образования; формирование государственного (муниципального) задания бюджетной и автономной организации; информационная среда образовательного учреждения.

Программы инвариантного блока обязательны для освоения всеми работниками системы образования. При этом важно, чтобы каждая целевая группа была подготовлена в пределах собственной компетенции.

Вторая часть заказа – вариативная, ее содержание формируется муниципальными и личными запросами работников.

Очевидно, что модернизация региональной системы повышения квалификации потребует серьезных изменений в организации сложившегося учебного процесса. Базовыми изменениями должны стать:

1. Расширение числа организаций, учреждений, предоставляющих образовательные услуги в области дополнительного профессионального образования, на конкурсной основе.

2. Организация конкурсного отбора образовательных программ повышения квалификации.

3. Проведение экспертизы дополнительных профессиональных образовательных программ.

4. Разработка механизмов включения стандарта бюджетной услуги повышения квалификации в формирующуюся систему зачетных единиц.

5. Формирование открытого регионального банка дополнительных профессиональных образовательных программ (модулей) (повышения квалификации, профессиональной переподготовки).

6. Обеспечение возможности выбора работником места, времени, содержания и форм повышения квалификации.

7. Введение государственных именных сертификатов как способа оплаты потребителем предоставленных услуг.

8. Представление широкого спектра программ, гибкость и разнообразие форм повышения квалификации для различных целевых групп.

Плановое повышение квалификации работников образования осуществляется за счет средств регионального бюджета. Объем средств, выделяемых на финансирование государственного заказа на оказание образовательных услуг по повышению квалификации работников системы образования, должен быть не менее двух третей всех бюджетных средств, предусмотренных по данному направлению в региональном бюджете на очередной финансовый год (и плановый период).

Повышение квалификации работников по инициативе работодателя осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств образовательного учреждения и его учредителя в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Повышение квалификации по инициативе работника может осуществляться за счет его личных средств, а также иных средств в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Официальный источник

  • Письмо Минобрнауки России от 21.09.2010 № 03-169 <О проектах модельных методик организации и финансирования повышения квалификации работников образования>

Каким образом можно развивать конкуренцию в системе повышения квалификации работников образования?

Ответ:

Основным условием для развития конкуренции на рынке образовательных услуг является наличие большого числа равноценных по качеству образовательных программ. Инструментом формирования конкурентной среды для отбора содержания обучения служит конкурс дополнительных профессиональных образовательных программ (модулей). Конкурс проводится на основании специально разработанного положения с целью подбора модулей для формирования инвариантной части курса повышения квалификации. В положении должен быть заявлен перечень профессиональных компетенций, которые работники образования освоят в ходе повышения квалификации. Участниками конкурса могут быть любые образовательные учреждения, имеющие право на ведение данного вида деятельности. Образовательные программы двух вариативных блоков (по 36 ч каждый) учреждения разрабатывают самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.

Конкурсный отбор дополнительных профессиональных образовательных программ осуществляется на основе их экспертизы. Обязательным условием проведения конкурса является участие в экспертизе представителей общественности.

Программы, прошедшие конкурсный отбор, включаются в региональный реестр (банк) программ планового повышения квалификации.

Региональный реестр (банк) представляет собой единую информационную систему, содержащую сведения о дополнительных профессиональных образовательных программах (модулях), реализуемых образовательными организациями субъекта РФ.

Пользователями регионального реестра являются специалисты исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители, педагогические работники образовательных учреждений и другие заинтересованные лица. Реестр размещается на специальном сайте. Структура сайта должна предусматривать наличие полной контактной информации об учреждениях, реализующих программы повышения квалификации, и аннотированный перечень этих программ. Поиск информации возможен по учреждениям, предметным направлениям, срокам и формам обучения.

Еще одним инструментом создания конкуренции в сфере повышения квалификации является равный доступ к этой услуге для работников системы образования вне зависимости от места их работы и проживания. В сельской местности и малых городах, в связи с их удаленностью от учреждений дополнительного профессионального образования, возможности выбора дополнительных профессиональных образовательных программ, предусмотренных именным сертификатом, могут реализовываться недостаточно эффективно.

Создать условия для обеспечения равного доступа к образовательным услугам должны ресурсные (методические) центры. Основными задачами таких центров являются:

1. Информационно-аналитическое обслуживание муниципальных органов управления образованием.

2. Изучение муниципального заказа и создание муниципальной базы образовательных потребностей.

3. Формирование групп для организации курсов повышения квалификации.

4. Организация и проведение семинаров, практикумов, стажировок.

5. Оказание методической помощи, консалтингово-тьюторская деятельность в межкурсовой период.

6. Расширение сети учреждений, предоставляющих услуги по повышению квалификации, через активный маркетинг данных услуг.

7. Участие в независимой оценке качества образовательного процесса.

8. Развитие сервисной поддержки кадров системы образования.

Официальный источник

Письмо Минобрнауки России от 21.09.2010 № 03-169 <О проектах модельных методик организации и финансирования повышения квалификации работников образования>

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль