Развитие у педагогов ДОУ навыков личностно ориентированного взаимодействия

10693

Авторы:
О.А. Комарова, канд. пед. наук, преподаватель кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета,  научный руководитель экспериментальной деятельности  ГБОУ “Начальная школа – детский сад № 1625” г. Москвы
Е.В. Ковальская,  педагог-психолог, директор ГБОУ “Начальная школа – детский сад № 1625” г. Москвы

Работаем с воспитателями

Построение и оптимизация процесса взаимодействия - центральные проблемы гуманистической организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Достижение успеха в воспитании и обучении детей дошкольного возраста напрямую зависит не только от того, насколько грамотно педагог строит процесс общения и взаимодействия с воспитанниками, чтобы они легко и с интересом овладевали новыми знаниями и навыками, но и от того, насколько эффективно он устанавливает контакт с родителями и учителями школы, чтобы понять их запросы.

Взаимодействие означает общение на равных с учетом интересов и потребностей всех сторон. Участники этого процесса становятся его субъектами, в отличие от противоположного, знаниевого подхода в условиях учебно-дисциплинарной модели обучения, при котором они выступают скорее в качестве объектов воздействия. Многие современные педагоги, к сожалению, продолжают придерживаться учебно-дисциплинарной модели, используют в основном авторитарные методы и приемы работы с детьми. Кроме того, они недостаточно открыты для продуктивного общения педагога с родителями в ДОУ, коллегами и, как правило, сосредоточены на деятельности внутри учреждения, их внешние контакты сведены к минимуму. Все это затрудняет процесс взаимодействия с участниками педагогического процесса и, как следствие, негативно сказывается на развитии и воспитании дошкольников. Именно поэтому крайне важна специальная методическая работа с педагогами. В рамках педагогического процесса педагог воспитывает и обучает детей как непосредственно, так и опосредованно - через родителей, коллег, которые также организуют данный процесс, но уже на других этапах развития ребенка, в том числе в условиях школьного обучения. Данное положение иллюстрирует представленная на рисунке модель эффективного взаимодействия участников педагогического процесса.

Неслучайно способность конструктивно взаимодействовать - одно из важнейших умений педагога. С учетом этого актуальной в условиях ДОУ остается подготовка педагога, способного эффективно реализовать личностно ориентированную модель взаимодействия с детьми и их родителями, коллегами, открытого для построения успешного сотрудничества не только внутри детского сада, но и за его пределами - с учителями школ, сотрудниками других социальных учреждений. Именно такого специалиста можно назвать педагогом нового уровня.

В ходе экспериментальной работы в рамках деятельности городской экспериментальной площадки на базе ГБОУ "Начальная школа - детский сад № 1625" г. Москвы творческой группой были определены основные профессиональные качества, которые содержит характеристика на психолога ДОУ, педагога нового уровня:

  • проявление активной позиции и устойчивый интерес к общению, построению совместной деятельности с детьми, ориентирование на получение успешных совместных результатов;
  • умение устанавливать с детьми партнерские отношения, основанные на взаимном интересе и уважении;
  • умение выстраивать общение с родителями воспитанников на основе диалога, проявляя при этом собственную позицию, позитивный настрой и применяя в рамках взаимодействия разнообразные методы, формы работы, в том числе нетрадиционные;
  • стремление к обсуждению с коллегами своего профессионального опыта;
  • умение конструктивно воспринимать критику со стороны коллег, родителей воспитанников и администрации ДОУ;
  • готовность к постоянному личностному и профессиональному росту;
  • умение аргументированно отстаивать свою профессиональную точку зрения в общении с родителями детей, коллегами, администрацией ДОУ;
  • открытость к установлению контактов с коллегами (воспитателями, специалистами, учителями) как в своей стране, так и за рубежом;
  • умение создавать соответствующие условия (среду) для взаимодействия с детьми, родителями воспитанников, коллегами;
  • умение транслировать свои профессиональные достижения на мероприятиях психолого-педагогической направленности разных уровней (внутри учреждения, на окружном, городском, всероссийском и международном уровнях).

Данные качества могут служить критериями оценки профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области взаимодействия.

Развитие у педагогов ДОУ навыков личностно ориентированного взаимодействия

Подготовка педагога соответствующего уровня предусматривает организацию и проведение специального обучения, основанного на личностно ориентированном подходе: взамен сухого "пичканья знаниями" должны использоваться формы работы, предполагающие последовательное раскрытие потенциала педагогов путем повышения самоценности профессии, овладения механизмами применения знаний на практике. В ходе такого обучения педагог является субъектом педагогического процесса -действует, осознавая плюсы и минусы профессионального опыта, высказывает свою позицию, вступая в конструктивный диалог.

Учитывая эти положения, в рамках деятельности городской экспериментальной площадки на базе ГБОУ "Начальная школа - детский сад № 1625" была разработана программа развития детского сада и педагогов ДОУ навыков личностно ориентированного взаимодействия "Мы - партнеры" (авторы: О.А. Комарова, Т.В. Кротова, И.И. Горащенко).

Цель данной программы - развитие навыков партнерского взаимодействия детей и педагогов ДОУ со всеми участниками педагогического процесса.

В ходе ее реализации решается ряд важнейших задач, среди которых можно выделить:

  • повышение личного и профессионального интереса воспитателей к партнерскому взаимодействию со всеми участниками педагогического процесса;
  • формирование системы знаний об особенностях личностно ориентированной модели взаимодействия, условиях ее успешной реализации в ДОУ;
  • формирование уверенности в собственном профессионализме и повышение его значимости;
  • повышение мотивации к командному взаимодействию;
  • формирование умения подбирать актуальный материал для содержательного, взаимообога-щающего общения, создание соответствующих условий.

Данная программа, рассчитанная на повышение профессиональной компетентности и формирование устойчивой профессиональной позиции, предполагает активное участие педагогов в семинарах, практикумах, дискуссиях и круглых столах. В качестве примера в приложении представлены некоторые упражнения из программы.Методическая работа, построенная на основе данной программы, позволит сформировать у педагогов такие умения, как:

  • установление и поддержание продуктивных контактов, прогнозирование их целей и результатов;
  • способность учитывать особенности взаимодействия с детьми, их родителями, коллегами;
  • осуществление индивидуального подхода к общению;
  • предупреждение и педагогически грамотное решение конфликтных ситуаций, проявление гибкости в общении;
  • создание в процессе общения атмосферы совместного сотрудничества и сотворчества.

Таким образом, результатом внедрения данной программы будут служить конкретные знания, умения и практические навыки. Педагоги приобретут и закрепят знания о содержании и типах взаимодействия, значении личностно ориентированного взаимодействия в воспитании и обучении детей, особенностях общения в коллективе, типичных ошибках и трудностях при построении эффективных коммуникаций и т. д. Практические навыки связаны с планированием процесса взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса, подбором содержания, форм и методов его осуществления.

Таким образом, один из путей решения проблемы построения педагогического процесса в русле гуманизации предусматривает разработку и внедрение программ, ориентированных на формирование профессиональной готовности педагогов ДОУ, активизацию и актуализацию соответствующих профессиональных знаний и умений педагога как ключевой фигуры данного процесса.

Приложение
Примеры практических заданий из программы развития у педагогов навыков личностно ориентированного взаимодействия "Мы - партнеры"Упражнение "Я в семье и я на работе"
(автор О.А. Комарова)
Цель: формирование устойчивой профессиональной позиции во взаимодействии с семьями воспитанников.
Содержание: нарисовать на листе бумаги (можно схематично) четыре ситуации, которые отражают взаимодействие педагога с членами семьи, коллегами, родителями воспитанников или отсутствие такого взаимодействия. Проанализировать ситуации с точки зрения:

  • умения педагога строить диалог;
  • возникающих эмоций; удовлетворенности взаимодействием;
  • предполагаемой удовлетворенности партнера, степени его активности, включенности, а также напряженности.

Упражнение "Невербальная подстройка"
(автор И.И. Горащенко)

Цель: развитие умений вербальной и невербальной подстройки в общении. Содержание: упражнение состоит из двух частей.
1- я часть: воспитатели объединяются в пары. Один из участников говорит на произвольную тему с любыми эмоциями, например: радость, грусть, жалость, претензия и т. д., а партнер отражает эмоции и копирует его поведение, жесты, мимику собеседника. Делает он это мягко, плавно, незаметно, чтобы выполняемые действия не выглядели как передразнивание.
2- я часть: один говорит - другой слушает. Задача первого - переключить говорящего на "свою волну", т. е. "заразить" своими эмоциями, состоянием, жестами. Можно использовать реальные случаи из общения с родителями, коллегами, например, активного, экспрессивного рассказчика перевести в спокойное русло диалога. Важно все делать искренне.

В конце упражнения участникам задаются следующие вопросы:

  • Что для вас было легко, а что вызвало затруднения?
  • Расскажите, что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?
  • Какие ощущения вы испытывали в роли подстраивающегося и ведущего?

Деловая игра "Организация родительского собрания"
(автор Т.В. Кротова)

Выбор темы собрания может определяться стоящими перед дошкольным учреждением задачами.
Цель: повышение профессиональных умений и навыков педагогов, необходимых для организации коллективных форм общения с родителями воспитанников.
Содержание: участники игры распределяются на две группы - "Воспитатели" и "Родители". Выбирается экспертная группа, оформляются рабочие материалы. Группа "Воспитатели" разрабатывает план родительского собрания. Экспертная группа составляет шкалу оценок проведения собрания. После того как "родительское собрание" состоялось, подводятся итоги деловой игры.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль