Музыкальное занятие "Мир звуков"

1785

Автор: Каримова Альбина Асхатовна, музыкальный руководитель (Мурманская область)
Цель: Формирование музыкальной культуры дошкольников в процессе их вовлечения в активную музыкальную деятельность.Коррекционно-образовательные задачи:

  • приобщить к музыкальному искусству;
  • закреплять понятия: музыкальный звук, оркестр, дирижер, композитор и др.;
  • расширять активный словарь детей.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое и зрительное внимание, музыкальную память;
  • развивать эмоциональное воображение, произвольность и регуляцию поведения;
  • развивать музыкальный слух (тембровый, звуковысотный, ладовый), ритмическое чувство;
  • развивать умение анализировать музыку, выделять средства музыкальной выразительности;
  • развивать исполнительские навыки, умение импровизировать и сочинять.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей интерес к музыкальному искусству, музыкальной деятельности, элементарному музицированию, через вовлечение детей в активную музыкальную деятельность;
  • воспитывать желание играть в оркестре, согласовывать свои действия с действиями партнера;
  • создать благоприятную атмосферу для раскрытия индивидуальных творческих способностей детей.
  • Ход занятия

Дети заходят в музыкальный зал, проводится приветствие.Муз. рук.: Ребята, сегодня мы поговорим о музыке и о звуках. На самом деле, в мире много звуков – это и шум машин на улице, и гром во время грозы, и скрип дверцы шкафчика... Но разве эти звуки нам не помогут создать музыку? (ответ детей) Нам нужны для этого музыкальные звуки, имеющие определенные свойства. Давайте вместе вспомним эти свойства.

Дети: Музыкальный звук имеет высоту, тембр, громкость звучания, он может быть долгим или коротким.М.Р. Для того чтобы извлечь музыкальный звук нам понадобятся музыкальные инструменты! (М.Р. подводит детей к столу, на котором выложены музыкальные инструменты) Посмотрите, какие они разные и у каждого свой голос. Из чего изготовлены эти инструменты?Дети: Некоторые инструменты изготовлены из металла, некоторые - из дерева и пластмассы.М.Р.: От того, какой материал использовался для изготовления инструмента, зависит окраска его звучания - тембр. Давайте послушаем металлические инструменты. Какой они издают звук?

Дети: Звонкий. У некоторых инструментов звук резкий, а у других - волшебный.

М.Р.: А у деревянных инструментов?Дети: Глуховатый, теплыйМ.Р.: А у маракасов на что похож звук?Дети: Как будто что-то пересыпается.М.Р.: А давайте поиграем с этими звуками. Устроим маленький оркестр! Только для оркестра кто нужен?

Дети: Дирижер!

М.Р.: А для чего он нужен?Дети: Управлять музыкантами во время исполнения музыки.М.Р.: Правильно, ведь если каждый музыкант начнет играть так, как захочет, не слушая других, красивой музыки мы не услышим!

Главное правило музыканта в оркестре - быть внимательным к показу дирижера, слушать себя и товарищей. А я буду вам в этом помогать, буду называть пьесы, которые прозвучат, а вы постарайтесь к ним подобрать соответствующие инструменты и исполнить в оркестре.Игра-импровизация "Дирижер»"(дети по желанию выбирают инструменты, музыкальный руководитель объявляет пьесу, которая будет звучать (это могут быть пьесы разных жанров: марш, вальс, русская плясовая и др.), "дирижер" "управляет"
оркестром, показывая жестом каким инструментам и с какой динамикой играть. На каждую следующую пьесу выбирается новый "дирижер")М.Р.: Вот так с помощью оркестра мы начали с вами свое путешествие мир звуков. И сейчас мы отправляемся в музыкальный городок. Только как же нам туда добраться? Конечно, нас приведут туда ритмические дорожки! (М.Р. подводит детей к металлическому мольберту) Вот они разноцветные дорожки. На них есть звуки долгие и короткие. Долгие мы называем "та", а короткие "ти". Кто хочет составить свою дорожку?Ритмическая игра "Разноцветные дорожки" (на доске закреплены круглые разноцветные магниты разных диаметров (большие и поменьше). Дети по очереди составляют из магнитов ритмоформулы, которые все вместе должны прочитать и прохлопать)М.Р.: А теперь мы усложним задачу. У нас будут не только прямые дорожки, но и небольшие горки и овраги. Если дорожка идет вниз, наш голос становится ниже, а если вверх, то выше.Игра "Горки и овраги" (дети составляют из магнитов "музыкальную дорожку" - передающую не только ритм, но и направление мелодии – в данном варианте дети передают ритм хлопками и пропевают (с поддержкой голоса музыкального руководителя) получившуюся схему).
После игры М.Р. предлагает детям присесть на стульчики.М.Р.: Долго ли коротко ли, привели нас ритмические дорожки в удивительный город где всегда звучит музыка - Город музыкальных человечков. (на фланелеграфе прикреплены картинки с изображением домов, с одной стороны дома теплых цветов с улыбающимися лицами человечков в окнах, с другой стороны – холодных цветов, с грустными лицами) Только что-то странное в нем творится! Часть горожан все время радуются, а часть все время грустит. Интересно, почему так произошло?Дети: Наверно в одной части города живет братец Минор, а в другой - братец Мажор.М.Р.: Действительно в этом городе живут братцы Мажор и Минор. Мажор любит музыку веселую, а Минор – грустную. Пойдут два братца гулять, увидит Мажор солнце, радуется ему, а минор грустит, видите ли, солнце ему голову печет. А появится туча не горизонте, Минор еще больше грустит – он, оказывается, промокнуть боится. Никак братья договориться не могли, каждый считал, что только он прав! Даже одни и те же песенки у них по-разному звучали. Поссорились братья и разошлись по разным частям города. И разделился город на две части, в одной части звучала минорная музыка, а в другой – мажорная. Даже песенки музыкальных человечков хоть и были одни и те же, но совсем по-разному звучали. Давайте мы представим, как они могли звучать. Веселые человечки будут смеяться и петь "ха-ха", а грустные – печалиться и петь "хо-хо".Упражнение "Веселые и грустные человечки" (по одним и тем же простейшим карточкам-схемам направления мелодии (поступенное движение вверх, вниз, простая волнообразная мелодия) дети поют в мажорном и минорном ладах)М.Р: Вот так примерно и звучали их песенки. Ребята, а вы бы в какой части города хотели бы жить? (ответ детей) А разве нормально все время смеяться? Ведь иногда случаются и неприятности. Например, ты случайно разбил себе коленку или заболел твой друг, и ты в это время веселишься и поешь веселые песенки? Да и грустные песенки тоже нельзя все время петь! Как же нам помочь жителям сказочного города?

Дети: Надо помирить Мажора и Минора.

М.Р: Конечно, ведь они нам оба нужны! Потому что музыка – это язык эмоций, она выражает настроения, чувства человека. Когда-то нам может быть грустно, а в другое время есть повод радоваться… Вот давайте-ка мы сейчас вспомним коротенькие стихи и попробуем сочинить к ним мелодии с использованием. В зависимости от того, о чем стихотворение, будем выбирать мажорное или минорное звучание.

Выполнение задания: дети выкладывают на мольберте карточки с направлением мелодии, сочиняют мелодии на знакомые четверостишья.М.Р.: А я сейчас вспомнила, как мы с вами изображали мух и паука. В этом стихотворении очень заметно слышны и минор, и мажор. На прошлом занятии мы с вами даже мелодию сочинили. Давайте вместе ее вспомним!Пальчиковая гимнастика "На паркете восемь пар мухи танцевали…"

На паркете восемь пар -
Мухи танцевали
(Соединяем кончики пальцев двух
ладоней, ритмично (попарно) отрываем и
соединяем пальцы )

Увидали паука –
(Ладони скрещиваем в области
запястья, шевелим напряженными
пальцами как будто это лапы паука )

В обморок упали.
(Расслабляем руки, встряхиваем кисти)М.Р.: Думаю, что братцы Мажор и Минор поняли, насколько они оба важны для музыки и помирятся.
А мы с вами с помощью музыкальных звуков перенесемся в сказочную Норвегию. Как вы думаете, кого мы там можем встретить?Дети: Гномов.М.Р.: Давайте вспомним пьесу Эдварда Грига "Шествие гномов" и обратим внимание, какими увидел композитор гномов, какого характера будет музыка.

Слушание "Шествие гномов" Э.Григ – фрагмент 1-й частиМ.Р.: Расскажите мне какая музыка по характеру?Дети: Музыка напряженная, напористая, немного зловещая.М.Р: Какими предстают пред нами гномы?Дети: Злыми, хитрыми.

М.Р.: Давайте послушаем, что будет дальше происходить.

Слушание "Шествие гномов" Э.Григ – фрагмент 2-й части

Дети: Музыка стала спокойная, нежная, добрая. Это похоже на восход солнца или тихую опустевшую лесную поляну.М.Р.: Обратите внимание, ребята, два совершенно разных состояния композитор передал через музыку. И мы с вами, вроде ничего сейчас не делали, а с помощью музыкальных звуков сумели представить шествие сказочных гномов, а еще до этого побывать в городе, где живут Минор и Мажор. А еще мы с вами сегодня смогли поиграть в оркестре и сочинить песенки, и каждый из нас получил от этого удовольствие. И ведь все это с помощью простых музыкальных звуков! А может, они не такие уж и простые? Ведь каждый из нас за что-то их любит и дружит с музыкой. Давайте расскажем об этом друг другу.

(Музыкальное занятие в ДОУ должно быть дополнено беседой. Педагог внимательно выслушивает ответ каждого ребенка. Дети могут сказать: "Звуки музыки помогают мне поднять настроение», «Я люблю танцевать под музыку, петь, играть на инструментах", "Я люблю музыку, потому что она переносит меня в сказочный мир», «С помощью музыкальных звуков я могу передавать свое настроение или озвучивать стихи" и т.д.)

М.Р: Вот они какие необычные эти звуки музыки, для каждого из нас они многое значат. И пусть они никогда не смолкают, и каждый день дарят нам свое волшебство! Заканчивается наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад! (дети говорят волшебные слова, "переносятся" в детский сад.

Сюрпризный момент, прощание



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль