Родительское собрание "Родителям о воспитании девочек и мальчиков"

7876

Автор: Рычкова Наталья Николаевна, воспитатель, педагог-психолог, детский сад №2  (Пермский край)

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Необходимое оборудование: детские песенки, ручки, листы для записей, мультимедиапроектор, экран, презентация , гуашь, больное изображение на листе елки, половинки картофеля, шаблоны снежинок .

Звучит детская песенка «Из чего же сделаны мальчики» в сопровождении появляющихся фотографий мальчиков и девочек.Психолог : Уважаемые родители! Мы продолжаем наши встречи, посвященные воспитанию детей с учетом гендерных особенностей в семье и детском саду. Тема сегодняшнего "Родительского клуба" -  "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".
Прежде чем перейти к раскрытию темы я предлагаю Вам ответить на следующие вопросы:

  1. Нужно ли чтобы дети этого возраста взаимодействовали с противоположным полом?
  2. Что рассказывает ваш ребенок о взаимодействии с противоположным полом?

Психолог. Семья для ребенка - это целый мир. Мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятия добра и зла. Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка.

Задание № 1 - "Ладошки".
Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. "Расположите" на пальчиках себя и членов своей семьи (методика "Ладошка" по В.Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над чем задуматься.
Психолог: Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и это принадлежность к полу не изменится.

Задание №2 - "Девочки это... , мальчики - это...".
Предлагаю родителям мальчиков написать - определение мальчики - это..., мальчики должны быть...; а родителям девочек - "девочки это - :.., девочки должны быть..."

Психолог: Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша это, в первую очередь защитник, товарищ или отражение собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи.
У мальчиков и девочек несколько различается физиологическая сторона восприятия: девочки более чувствительны к шуму, у них выше кожная чувствительность, т.е они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Их игры чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои "богатства": кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегут друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом всё предоставленное им пространство. И это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы. Мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на мебель.Интересные факты
Мальчиков в 4 раза чаще наказывают, чем девочек, и в 2 раза меньше хвалят.
Среди мальчишек вдвое больше невротиков.
Самооценка у мальчиков значительно ниже, чем у девочек. Хотя ребята от природы требовательнее к себе, чем их ровесницы. Дело в том, что душа мальчишки каждый день жаждет подвига. И, если не удается сразу отжаться пять раз, паренек начинает плохо о себе думать.
Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Иными словами, мальчиков интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются, и у него активизируются определённые отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа: "Я тобой недоволен". Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь возможность вновь "проиграть" свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, и при этом у них активизируются все отделы мозга.

Очень важно помнить, что дети – это дети. От них нельзя требовать безукоризненного соблюдения всех полоролевых условностей. Иная мама говорит своему четырехлетнему сыночку: "Чего ты разнюнился? Мужчины не плачут!". Но, простите, какой же он мужчина? Он только маленький мальчик, и относиться к нему нужно соответственно. А поддерживать его полоролевую составляющую следует только в ситуации успеха! Например, он помог младшей сестренке или починил вместе с папой игрушечную машинку. Скажите ему: "Какой ты молодец! Сразу видно – мужчина растет!". Так он получает положительное подкрепление. А если поступать наоборот и при каждой неудаче поминать добродетели других, можно воспитать отвращение к ним. Тогда вырастет невротик или маменькин сынок. Вы ведь не этого хотите?

Тот же принцип относится и к девочкам.
Представьте себе: вы пришли с работы, а дочка, перемазавшись в помаде, в вашем платье, в туфлях на огромных каблуках вертится у зеркала. Не пугайтесь. Это нормальная реакция идентификации с матерью. Дочка просто хочет быть на вас похожей! Если вы боитесь, что она сломает фирменную помаду, не держите ее на видном месте. А лучше всего – разделите с девочкой игру «во взрослую». Дайте ей померить свои наряды и туфли. Можно даже чуть-чуть накраситься «как тетя», но потом тщательно смыть грим. Вреда от этого не будет, а сколько удовольствия! Это тоже полоролевое воспитание. Но игра игрой, а девочку надо учить следить за собой по-настоящему. Пусть у нее будет своя помада – гигиеническая, конечно, зато вкусно пахнет! Сейчас разные фирмы предлагают косметику специально для детей: духи без спиртовой основы, крем для лица, пенку для ванны и т.д. Чрезмерные запреты с единственным аргументом – "ты еще маленькая" – могут исказить и «обесточить» женское начало в будущей леди. Будьте с ней рядом, учите, делитесь опытом. А стремление подражать старайтесь использовать во благо.Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка - женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать тайное желание отдать предпочтение одному из родителей.

Из всего вышесказанного можно сделать важный вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать. Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!Тест для родителей
В меру своего понимания и ощущения ответьте на 20 вопросов, предлагаемых специалистами, так, как Вы считаете нужным. А потом сравните Ваши ответы с мнением людей, профессионально занимающихся вопросами детской психологии. (печатный вариант на каждого родителя)

  1. Девочки послушнее мальчиков?
  2. Девочки чаще защищают слабых?
  3. У мальчиков более аналитический склад ума?
  4. Мальчики амбициознее девочек?
  5. Мальчики более способны в точных науках?
  6. Девочки болезненнее воспринимают чью-либо агрессивность?
  7. Девочки охотнее делятся своими переживаниями?
  8. У мальчиков лучше развивается зрительная память, а у девочек слуховая?
  9. Мальчики агрессивнее девочек?
  10. Мальчики лучше ориентируются на местности?
  11. Девочки пассивнее мальчиков?
  12. У девочек лучше развито чувство коллективизма?
  13. Девочки более чувствительны к прикосновениям?
  14. Девочки легче поддаются чужому влиянию?
  15. Мальчики более активны?
  16. Девочки более пугливы?
  17. У девочек чаще возникает комплекс неполноценности?
  18. Девочки менее охотно вступают в соревнование с другими, чем мальчики?
  19. У мальчиков более развита склонность к командованию?
  20. У мальчиков больше изобретательности, а девочки лучше справляются с монотонными занятиями?

А теперь слово специалистам:

  1. Неправда. Только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых. А вот группа мальчиков гораздо более послушна указаниям старших.
  2. Неправда. Нет никаких статистических данных, подтверждающих это.
  3. Неправда. Аналитический ум поровну поделён между полами.
  4. Неправда. Девочки живее и отчётливее представляют свои будущие достижения, мальчиков же приходится подталкивать к этому.
  5. Правда, но только с 12-13 лет, и большую роль в этом играет влияние окружающих. В более раннем возрасте эти способности идентичны.
  6. Неправда. Скорее, мальчики более восприимчивы к внешней агрессивности, даже до рождения.
  7. Правда, но после 11-12 лет. В более раннем возрасте разница мала.
  8. Неправда. Все тесты показывают одинаковую зрительную и слуховую восприимчивость обоих полов.
  9. Правда. Мальчики становятся агрессивными примерно с 2,5 лет.
  10. Правда. Подрастая, мальчики проявляют всё большие способности в ориентации на местности.
  11. Неправда. Мальчики проявляют активность шумно и резко, а девочки - тише, но гораздо результативнее.
  12. Неправда. Заметной разницы не существует. Мальчики обычно объединяются в большие компании, девочки - в группы из 2-3 человек.
  13. Неправда. Существенного отличия нет.
  14. Неправда. Наоборот, девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придерживаются "правил игры", принятых в компании.
  15. Неправда. В раннем детстве разницы практически нет. В школе бывает по-разному, многое зависит от класса и от учителей.
  16. Неправда. Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как у мальчиков.
  17. Неправда. Мальчики считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям.
  18. Неправда. Научных данных, подтверждающих этот тезис, нет.
  19. Неправда. Мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно.
  20. Неправда. Мальчики и девочки проявляют одинаковые способности как при заучивании чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем.

Приложение

Несколько коротких советов...
...от авторов книги "Мальчики и девочки - два разных мира" В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман:

  • Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.
  • Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим.
  • Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим.
  • Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется.
  • Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.
  • Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите.
  • Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать.
  • Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно.
  • В случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим Вы оградите ребёнка от излишних переживаний и паники, ведь для него всё выглядит гораздо серьёзней, чем для Вас.
  • Учитесь терпению, в том числе и у своего малыша.
  • Постарайтесь объяснить ребёнку, что ошибаться иногда даже нужно.
  • Постарайтесь понять, что ребёнок тоже личность и то, что он будет похож на Вас, совсем не обязательно.
  • Помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите её "на блюдечке", чтобы сэкономить время и силы, детям нравится сам процесс, результат для них пока на втором месте.

С кем бы я хотел дружить
Цель: формировать у детей понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представление о дружбе.
Воспитывать женственность у девочек и мужественность у мальчиков.
Дети распределяются на 2 команды, команда девочек и команда мальчиков. Ведущий – воспитатель.
Вопросы к девочкам:

  1. Как объяснить значение пословицы:«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь?».
  2. Вы пошли в поход, привал, все устали, но вашей подруге выпал жребий чистить картошку. Что вы будете делать?
  3. Вашу подругу обидели, она плачет. Что будете делать?
  4. Ваша подруга во время игры нечаянно испачкала платье вашей куклы. Что вы будете делать?

Вопросы к мальчикам:

  1. Что означает пословица: "Старый друг лучше новых двух?"
  2. Ваш друг устал, у вас за плечами рюкзаки с вещами. Как вы поможете другу?
  3. Вы устали в пути, вам тяжело. Вы не один, с вами идут друзья. Как вы поступите?
  4. Ваш друг во время игры нечаянно порвал вашу куртку. Что вы будете делать?

Воспитатель: Относитесь к людям с любовью, добротой, и приобретете настоящих друзей.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль