Особенности трудовой деятельности работников-пенсионеров

11650

Автор: Э.С. Бондарева,  зам. директора по экспертно-правовой работе Иркутского областного государственного научно-исследовательского учреждения "Институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского"

В России есть как минимум две объективные причины, по которым труд пожилых граждан, в т. ч. пенсионеров, востребован обществом.

Первая причина связана с неблагополучной демографической ситуацией, в т. ч. со старением населения. Низкая рождаемость и высокая смертность на
протяжении длительного времени вынуждают государство по максимуму использовать накопленный человеческий потенциал.

Вторая причина обусловлена экономической незащищенностью пенсионеров, в т. ч. низким уровнем их государственного обеспечения. Не секрет, что продолжение трудовой деятельности после выхода на пенсию для многих пожилых граждан - это не только возможность оставаться активным членом общества, чувствовать себя востребованным, но и получение дополнительного источника дохода, без которого им просто не выжить. Немаловажным является и то обстоятельство, что трудовая деятельность после выхода на пенсию позволяет увеличить размер пенсионных выплат. Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) все работающие по трудовому договору граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, поэтому их пенсия должна ежегодно перерассчитываться с учетом уплаченных работодателем страховых взносов.

Лица, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования, имеют право:

  • получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в ПФ РФ;
  • своевременно и полностью получать обязательное страховое обеспечение за счет средств бюджета ПФ РФ;
  • получать от работодателя информацию об исчислении и удержании дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, осуществлять контроль за их перечислением в ПФ РФ, а также получать информацию о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица;
  • уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Закон № 167-ФЗ. П. 1 ст. 15

Как бы то ни было, большинство пожилых людей в России относятся к категории лиц, особо нуждающихся в социальной защите. И если они стремятся и еще в состоянии работать, обеспечивая себе достойную старость, государство должно создавать для них максимально комфортные условия.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 № 378-О-П  "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда
Хабаровского края о проверке конституционности положения статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - Определение № 378-О-П) к пенсионерам по возрасту относятся лица, достигшие пенсионного возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по возрасту (по старости). Гражданин, достигший необходимого для назначения пенсии возраста, но не приобретший право на нее, либо пенсия которому не назначена в силу других обстоятельств, не может считаться пенсионером.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон № 173-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины и женщины, достигшие возраста соответственно 60 и 55 лет и имеющие не менее пяти лет страхового стажа.Пенсия по старости может назначаться до достижения указанного возраста, но только в тех случаях, которые оговорены в законодательстве:

1) в Законе № 173-ФЗ;
2) постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"»;
3) Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и т. д.

Согласно указанным нормативным актам трудовая пенсия досрочно назначается:

  • лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подп. 19 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет (подп. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ);
  • инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет (подп. 4 ст. 28 Закона № 173-ФЗ);
  • мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (подп. 6 ст. 28 Закона № 173-ФЗ);
  • безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной ст. 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, но не ранее чем за два года до установленного законодательством РФ срока выхода на пенсию (п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации");
  • другим категориям граждан.

Российское законодательство предоставляет работнику-пенсионеру равные права с другими работниками.

  • Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места
  • жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
  • Как реализуется этот конституционный принцип на практике? Конституционный Суд РФ в своих решениях, касающихся трудовых и социальных прав граждан, неоднократно отмечал, что соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). При равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении. Если же условия не являются равными, федеральным законом для них может быть установлен различный правовой статус*. [* Определение № 378-О-П. - Примеч. авт]

Прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, возраста, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. ТК РФ. Ч. 2 ст. 64

Из конституционных норм и принципов, конечно, не вытекает право гражданина выполнять определенную работу, как и обязанность кого бы то ни было предоставить ему такую работу на удобных для него условиях.

Вместе с тем закрепление в Конституции РФ принципа свободы труда, права выбирать род деятельности и профессию предполагает обеспечение каждому гражданину возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду*.

[* Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 № 19-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 3 статьи 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в связи с жалобами граждан В.П. Малкова и Ю.А. Антропова, а также запросом Вахитовского районного суда города Казани». - Примеч. авт. ]

Данный принцип предопределяет обязанность федерального законодателя в рамках соответствующего регулирования обеспечивать баланс конституционных прав и свобод, справедливое согласование прав и законных интересов сторон в трудовом договоре, являющееся необходимым условием гармонизации трудовых отношений в РФ как социальном правовом государстве**.

[** Постановление Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 № 3-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан». - Примеч. авт. ]

Правила приема на работу в ДОУ нетрудоспособных и пенсионеров по возрасту в целом не отличаются от правил приема на работу других работников, за исключением права  сторон заключить по соглашению между ними срочный трудовой договор.

Согласно ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее - ТК РФ) при заключении трудового договора лицо, поступающее  на работу, должно предъявить работодателю:

  1. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. В данном случае речь идет именно о документе, удостоверяющем личность будущего работника, пенсионное удостоверение к таким документам не относится.
  2. трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства.  Вряд ли пенсионер будет устраиваться на работу впервые, скорее всего по совместительству, так что трудовую книжку он предъявлять не будет.
  3. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Является ли гражданин, которому назначена пенсия, застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, и должен ли он предъявить при заключении трудового договора страховое свидетельство? На эти вопросы следует ответить положительно, т. к. Закон № 167-ФЗ никаких исключений на этот счет не содержит.
  4. документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу. Пенсионеры призыву на военную службу не подлежат. Что касается состояния на воинском учете военнообязанных граждан, то здесь необходимо учитывать нормы Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" о предельном возрасте пребывания в запасе. Граждане, достигшие такого возраста, снимаются с воинского учета.
  5. документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.Эти документы пенсионер должен будет представить, если он поступает на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. 
  6. справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Руководителю дошкольного учреждения в этой связи необходимо помнить, что согласно ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

В соответствии с ч. 2 ст. 65 ТК РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Следует помнить, что ч. 3 ст. 65 ТК РФ запрещает требовать от лица, поступающего на работу, документы, помимо предусмотренных ТК РФ,
иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Ниже приведены ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся оформления трудовых отношений с работниками пенсионного возраста.Пример 1
В наше учреждение трудоустраивается пенсионер. Какие документы он должен представить при заключении трудового договора? Имеем ли мы право потребовать у него пенсионное удостоверение?

Пенсионер, как и любой другой гражданин, при заключении трудового договора должен в соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ предъявить работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
  • справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям и т. д.

Согласно ч. 2 ст. 65 ТК РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов, однако про пенсионные удостоверения в них не говорится.

Таким образом, законодательство не предусматривает обязанность для пенсионеров предъявлять при заключении трудового договора дополнительные документы, в т. ч. пенсионное удостоверение.

Необходимо помнить, что ч. 3 ст. 65 ТК РФ запрещает требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.Пример 2
В нашем учреждении по бессрочному трудовому договору работает работник, который в этом году будет оформлять документы для выхода на пенсию. Нужно ли в связи с этим перезаключать с ним трудовой договор?

Установление трудовых отношений на определенный срок без учета характера работы и условий ее выполнения допускается только с теми работниками-пенсионерами, которые устраиваются на работу. Законодательство не наделяет работодателя правом переоформлять как трудовой договор, заключенный с работником на неопределенный срок, так и срочный трудовой договор (равно как и расторгнуть трудовой договор) в связи с достижением им пенсионного возраста и назначением ему пенсии.

Действующее законодательство не устанавливает предельный возраст для заключения трудового договора, однако предусматривает отдельные ограничения, связанные с возрастом кандидата. Так, например, согласно подп. 4 п. 2 ст. 39 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет 60 лет, а в соответствии с ч. 12 ст. 332 ТК РФ в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров.

Согласно ст. 60.1 ТК РФ любой работник по общему правилу имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Работники-пенсионеры, являющиеся совместителями, имеют право на те же гарантии и компенсации, что и обычные работники. Например, им полагается ежегодный оплачиваемый отпуск, оплата больничного листа и компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении.

ТК РФ допускает заключение с пенсионером по соглашению сторон срочного трудового договора. Проблема конституционности положения ст. 59 ТК РФ, предусматривающего такую возможность, была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в связи с запросом Амурского городского суда Хабаровского края.

Конституционный Суд РФ в Определении № 378-О-П указал, что нормативное положение абз. 3 ч. 2 ст. 59 ТК РФ, допускающее заключение с пенсионерами по возрасту срочного трудового договора при отсутствии объективных причин, требующих установления трудовых отношений на определенный срок, не ограничивает свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепленные ст. 37 Конституции РФ. Предусматривая, что срочный трудовой договор с пенсионерами по возрасту может заключаться по соглашению сторон, ТК РФ предоставляет сторонам трудового договора свободу выбора в определении его вида: по взаимной договоренности договор может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок.Пример 3
Руководитель учреждения хочет с заключить с пенсионером, принимаемым на должность вахтера, срочный трудовой договор, однако пенсионер отказывается. Можно ли это сделать помимо его воли?

Согласно ч. 2 ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор с поступающим на работу пенсионером может заключаться только по соглашению сторон.
Принудительное заключение срочного трудового договора с работником-пенсионером недопустимо. Иными словами, работодатель не имеет права настаивать на заключении срочного договора, если характер предстоящей работы и условия ее выполнения позволяют заключить бессрочный трудовой договор.
Более того, если судом при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора будет установлено, что он заключен работником вынужденно, суд, согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", будет применять правила договора, заключенного на неопределенный срок.

ТК РФ также не запрещает устанавливать при приеме пенсионера на работу испытательный срок. Продолжительность испытания зависит от вида договора. При заключении трудового договора на неопределенный срок испытание не должно превышать трех месяцев (ч. 5 ст. 70 ТК РФ). Если пенсионер устраивается на должность руководителя, заместителя руководителя или главного бухгалтера, продолжительность испытания может увеличиваться до шести месяцев (ч. 5 ст. 70 ТК РФ). При заключении срочного трудового договора на срок от двух до шести месяцев или на период выполнения сезонных работ срок испытания не может превышать двух недель (ч. 6 ст. 70 ТК РФ). Испытание не устанавливается только в одном случае - при заключении срочного трудового договора на срок до двух месяцев (ст. 289 ТК РФ).

Работодателю необходимо помнить, что отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания. В случае, когда работник фактически допущен к работе без оформления трудового договора, условие об испытании может быть включено в трудовой договор, только если стороны оформили его в виде отдельного соглашения до начала работы (ч. 2 ст. 70 ТК РФ).

Российским законодательством не установлены специальные требования к условиям и режиму труда работников пенсионного возраста. Однако работодатель может ориентироваться на Рекомендацию № 162 "О пожилых трудящихся", разработанную Международной организацией труда и принятую  в Женеве 23 июня 1980 г. Согласно подп. "b" п. 13 данного документа работодатель должен изменять формы организации труда и упорядочения рабочего времени, если они ведут к чрезмерному в отношении возможностей соответствующих трудящихся напряжению и ритму. Меры, направленные на реализацию этого положения, указаны в п. 14:

  • a) сокращение нормальной продолжительности рабочего дня или рабочей недели пожилых трудящихся, занятых на тяжелых, опасных или вредных работах;
  • b) постепенное сокращение продолжительности рабочего времени для всех пожилых трудящихся, по их просьбе в течение установленного периода, предшествующего дате достижения ими нормального возраста для получения пособия по старости;
  • c) увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, принимая за основу выслугу лет или возраст;
  • d) разрешение пожилым трудящимся организовывать по своему усмотрению свое рабочее время и отдых, в частности, предоставляя им возможность работать неполное рабочее время и по скользящему (гибкому) графику и т. д.

Тем не менее российское законодательство содержит определенные гарантии трудовых прав пенсионеров. В частности, пенсионеры, как и их молодые коллеги, имеют право на отпуск. Ежегодный оплачиваемый отпуск им предоставляется по общим правилам, а именно согласно ст. 115 ТК РФ - в размере 28 календарных дней. Если работающий пенсионер - инвалид, то он в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск в размере 30 календарных дней.Трудовым законодательством установлены категории работников, которые имеют право уйти в отпуск в любое удобное для них время. К ним, например, согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" относятся участники Великой Отечественной войны (подп. 13 п. 1 ст. 15) и ветераны боевых действий (подп. 11 п. 1 ст. 16.). Соответственно, если работник-пенсионер имеет статус участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, то он может воспользоваться этим правом.
Кроме того, правом на использование отпуска в удобное для них время и получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней согласно п. 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обладают работники, если они признаны пострадавшими в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Таким образом, если работающий пенсионер имеет статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то названные льготы будут распространяется и на него.

В соответствии со ст. 28 ТК РФ работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

  • участникам Великой Отечественной войны - до 35 календарных дней в году;
  • работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году;
  • родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, - до 14 календарных дней в году;
  • работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году;
  • работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до пяти календарных дней;
  • в других случаях, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами либо коллективным договором.

Повышенные гарантии работающим пенсионерам по сравнению с обычными работниками могут быть предусмотрены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Данные положения необходимо учитывать при оформлении отпуска работнику-пенсионеру. Работодатель с учетом своих производственных и финансовых возможностей может самостоятельно устанавливать для своих работников, в т. ч. пенсионеров, дополнительные отпуска, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления таких отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.Организация трудовой деятельности работника-пенсионера на дому

У многих работодателей возникает вопрос: может ли работник-пенсионер работать на дому? Да, может. Никаких ограничений для такого способа организации труда пенсионера в законодательстве нет. Более того, в силу п. 4 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.09.1981 № 275/17-99 "Об утверждении Положения об условиях труда надомников" (далее - Постановление № 275/17-99) преимущественное право на заключение трудового договора в работе на дому, наряду с другими категориями граждан, предоставляется:

  • инвалидам и пенсионерам (независимо от вида назначенной пенсии);
  • лицам, достигшим пенсионного возраста, но не получающим пенсию;
  • лицам с пониженной трудоспособностью, которым в установленном порядке рекомендован труд в надомных условиях.

В соответствии со ст. 311 ТК РФ работы, поручаемые надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Расторжение трудового договора с надомниками, согласно ст. 312 ТК РФ, производится по основаниям, предусмотренным трудовым договором.

Согласно ст. 18 Постановления № 275/17-99 рабочим и служащим - надомникам предоставляется ежегодный (основной) отпуск продолжительностью 15 рабочих дней, если они в соответствии с законодательством не имеют права на ежегодный основной отпуск большей продолжительности.
Надомникам, занятым в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, предоставляются ежегодный дополнительный отпуск и другие льготы, установленные законодательством для рабочих и служащих, занятых в этих районах и местностях.

Гражданам, работающим на дому, в т. ч. пенсионерам, могут также предоставляться ежегодный дополнительный отпуск за непрерывный стаж работы (если на предприятии, с которым они заключили договор, предусмотрен такой отпуск), дополнительные отпуска, установленные законодательством в качестве поощрения за выполнение отдельных государственных или общественных обязанностей, а также отпуска без сохранения заработной платы.Нормативные документы

Полный текст документов вы найдете в электронной системе "Образование"

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012) Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 21.11.2011)
  • Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2011)
  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 28.07.2012)
  • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ред. от 08.12.2011)
  • Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (ред. от 16.11.2011) Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ред. от 25.06.2012)
  • Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 28.07.2012)
  • Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» (ред. от 26.05.2009)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль