Конспект урока "Морфология. Самостоятельные и служебные части речи"

22449

Автор: Биялиева Гульмира Азаматовна, учитель русского языка и литературы 2 категории.  Круглоозерновская СОШ  г. УральскИнформация об уроке:
Тема урока: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи(повторение).Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Морфология . Самостоятельные и служебные части речи»Задачи урока :

  • Образовательная: закрепление материала о различиях между самостоятельными и служебными частями речи, отработка навыка нахождения и употребления самостоятельных и служебных частей речи;
  • Развивающая: развивать языковые и лингвистические компетенции, способствовать формированию компонентов информационной культуры;
  • Воспитательная: способствовать формированию экологической грамотности, духовно-нравственных качеств и расширению кругозора.

Тип урока: урок обобщения , систематизации и контроля изученного по данной темеФорма обучения: индивидуальная, фронтальная, парнаяМетоды обучения:
По источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические
По способу организации познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.Оборудование и наглядность: раздаточный материал(карточки),учебники, мультимедия другие ТСОПлан урока:
I. Оргмомент:

  • 1. Приветствие
  • 2. Внутренняя и внешняя готовность учащихся к уроку
  • 3. Диалог по развитию речи

II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний
IV. Постановка цели занятия перед учащимися
V. Работа по обобщению изученного и введение его в систему раннее усвоенных знаний;
VI. Контроль за результатом учебной деятельности
VII. Закрепление
VIII. Домашнее задание
IX. Подведение итогов урока:

Ход урока:

I. Оргмомент:
1. Приветствие
2. Внутренняя и внешняя готовность учащихся к уроку
3. Диалог по развитию речи

II. Проверка домашнего задания: 1.Проверь себя! (тест стр. 38)

III. Актуализация опорных знаний:
БЛИЦ-ОПРОС:
1. О каком разделе русского языка шла речь на прошлом уроке? (Фразеология)
2. Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову)
3. Как называется раздел русского языка , в котором изучаются звуки речи ?(Фонетика)
4. Назовите разделы грамматики. (морфология, синтаксис)
5. В каком разделе русского языка изучаются части речи? (Морфология)

IV. Постановка цели занятия перед учащимися:
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока.
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по самостоятельным и служебным частям речи. Ваша задача- принять активное участие в работе и подтвердить свои знания по данной теме.

V. Работа по обобщению изученного и введение его в систему раннее усвоенных знаний;

1. Индивидуальная работа. (Ребята получают карточки с названием частей речи, о которых им необходимо рассказать в процессе составления алгоритма)
2. Составление алгоритма:Итак, составим алгоритм и вы мне в этом поможете.(при помощи вопросов учителя записывается следующая схема)

Части речи (10)

Самостоятельные части речи:6
1. Имя существительное (кто? что?)
2. Имя прилагательное (какой? чей? )
3. Глагол (что делать? что сделать?)
4. Местоимение (кто? что? какой? сколько?)
5. Имя числительное (какой? который ? сколько?)
6. Наречие (как? где? когда? )

Служебные части речи: 3+1
1. Союз (а, но, да, и, или, либо, как, что)
2. Предлог (в, на, за, к, под)
3. Частица (не, ни, же, бы, ли -ка)
Междометие (Ах, ох, ой-ой)

VI. Контроль за результатом учебной деятельности
1. Работа по развитию речи:
- чтение текста по цепочке, по абзацам (упр.60, стр 41)
- беседа по содержанию: о чем говорится в тексте? определите основную тему текста? (о природе, о пагубном влиянии человека на природу, стоит вопрос о необходимости защиты природы)

2. Синтаксический разбор предложения:
- В каком предложении выражена основная мысль текста?
Мы, земляне, - члены гигантского сообщества, и закон в сообществе для всех один: что взял у природы, верни.
- Давайте его запишем и обозначим самостоятельные и служебные слова как части речи. Сколько частей у этого сложного предложения? Выделите графически. Какие части речи отсутствуют?

3. Работа в парах: (в работе помогут таблицы на стр192-219)
1 пара: Выпишите из 1 абзаца имена существительные, определите род, число, падеж (земляне, члены, сообщества, закон, в сообществе, у природы, дерево, урожай, пшеницы, почве, растения, рыбу, мальков, пруд)
2 пара: Выпишите из текста имена прилагательные, укажите разряд.
(гигантского, каменного, циклической, безотходной, бездымной, чистой )
3 пара: Выпишите из текста имена числительные, определите разряд по значению. Какое из указанных числительных (один, три миллиарда, сорок, пять миллиардов) имеет 2 падежные формы (сорок).
4 пара: Из 3 абзаца выпишите местоимения, укажите разряд. (Это, она, такое, все, всё, наша, такой)
5 пара: из 3 абзаца выпишите наречия, определите разряд (просто, возможно, замечательно ,всюду)
6 пара: Произвести морфологический разбор глагола оказывают
4. Распределительный диктант: по, а, к, или, перед, бы, не, из-за, ввиду, насчет, в течение, накануне, как, что, так как, о, даже, вряд ли, фу, ах,ура
Распределите в 3 колонки служебные части речи
Союзы Предлоги Частицы
А,или,как,что,так как,По,к,перед,из-за, насчет, в течение, накануне, оБы, не, даже, вряд ли
Дополнительные вопросы: Для чего служат союзы? Укажите
непроизводные предлоги? Для чего служат частицы? Чем они отличаются
от самостоятельных частей речи (не могут употребляться самостоят-но,
не являются членами предложения). Какие слова не включили ни в одну
из колонок. Как называют эти слова?

VII. Закрепление:
1. Работа с деформированным текстом. Берегите, всех, зверь, внутри, природа, убивайте, лишь, зверь, внутри, себя (поменять окончание имен существительных)
2. Тест-тренажер с автоматической проверкой и выставлением оценки.

3. Заключительная беседа "Убивай зверей внутри себя".
Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна ещё и экология души. Это строки поэта Евгения Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

О чем говорит здесь поэт?
Примерные ответы:
-Что нужно беречь природу
-Что нельзя убивать зверей
-Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

2.Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?
Примерные ответы:
-Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, гордыня и т.п.
-Это все плохое, черное, дикое, что есть в человеке.
-Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

VIII. Домашнее задание:, написать мини- эссе "Экология природы – экология души". упр.63, стр 42. Подведение итогов урока.
1 пара: Выпишите из 1 абзаца имена существительные, определите род, число, падеж
2 пара: Выпишите из текста имена прилагательные, укажите разряд.
3 пара: Выпишите из текста имена числительные, определите разряд по значению. Какое из указанных числительных имеет 2 падежные формы?
4 пара: Из 3 абзаца выпишите местоимения, укажите разряд.
5 пара: из 3 абзаца выпишите наречия, определите разряд
6 пара: Произвести морфологический разбор глагола оказывают

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль