Комментарии к новым методическим рекомендациям по организации питания детей

7082

Автор: А.В. Мосов,  зам. директора по науке АНО "Научно-исследовательский и информационно-аналитический центр изучения проблем питания в учреждениях социальной сферы", научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ НЦЗД РАМН

11 марта 2012 г. совместным приказом Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России № 213н/178 были утверждены новые методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений (далее - Методические рекомендации).

Ранее, как известно, предполагалась разработка национального стандарта, определяющего требования к организации питания обучающихся и воспитанников, однако с учетом действующего законодательства о техническом регулировании, специфики социально-экономической ситуации в различных регионах Российской Федерации, а также многообразия форм и методов организации питания обучающихся и воспитанников на сегодняшний день более правильным решением оказалась разработка упомянутых Методических рекомендаций (приложение).

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Питание в ДОУ»


Текст Методических рекомендаций не содержит существенных новаций, а представляет собой тщательно проработанную систему ссылок на действующие нормативные документы. Методические рекомендации предусматривают четкую характеристику целей и задач, стоящих перед организаторами питания детей и подростков, а также основные концептуальные положения, которые целесообразно отразить в документации по организации питания обучающихся и воспитанников.
В частности, методические рекомендации содержат:

  • ссылки на действующие межгосударственные и федеральные нормативные документы - технические регламенты, федеральные законы, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • ссылки на утвержденные количественные наборы продуктов и/или натуральные нормы питания;
  • рекомендации родительским (управляющим) советам ОУ;
  • задачи организации питания обучающихся и воспитанников;
  • основные (общие) принципы включения в рацион питания разнообразных продуктов и рекомендации по пищевой ценности рациона питания;
  • рекомендуемые принципы распределения суточной пищевой ценности рациона питания по приемам пищи и принципы режима питания детей и подростков дошкольного и школьного возраста;
  • общие рекомендации:
  • по разработке цикличного меню;
  • организации питьевого режима обучающихся и воспитанников;
  • внедрению индустриальных способов производства питания;
  • установлению требований к квалификации персонала, его подготовке и переподготовке;
  • принципы организации и проведения мониторинга организации питания обучающихся и воспитанников.

Важно, что в Методических указаниях впервые появились основные принципы организации питания обучающихся и воспитанников с использованием современных индустриальных технологий.
К новациям документа можно отнести детальные рекомендации по организации автоматизированной торговли, что весьма актуально на фоне повышенной активности в последнее время так называемых вендинговых компаний, стремящихся обеспечить свое представительство в ОУ.

В очередной раз в качестве одной из важнейших задач организации питания дошкольников и школьников указана профилактика витаминной и микроэлементной недостаточности.

Наиболее важным вкладом Методических рекомендаций в формирование открытой и эффективной системы управления питанием обучающихся и воспитанников являются впервые сформулированные на федеральном уровне принципы организации всероссийского мониторинга организации питания в ОУ. В частности, установлена ежегодная периодичность предоставления данных об организации питания, приводятся основные показатели, подлежащие мониторингу. К таким показателям относятся:

  • данные о состоянии здоровья обучающихся и воспитанников;
  • показатели, характеризующие состояние материально-технической базы пищеблоков;
  • рационы питания;
  • кадры системы питания;
  • характеристики стоимости питания и ценообразования;
  • показатели эффективности пропаганды здорового питания и оценки общественного мнения и другие (всего 14 показателей).

Таким образом, все положения документа, учитывая его название и юридический статус, безусловно, являются рекомендуемыми. Однако они предлагают единые подходы к системе организации питания в ОУ и применимы в любом субъекте Российской Федерации.

Собственно требования к качеству услуг по организации питания обучающихся и воспитанников, как и раньше, утверждают автономные образовательные учреждения и/или территориальные органы исполнительной власти либо муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования  (в виде различного рода положений, технических документов, стандартов организации, государственных и муниципальных заданий, контрактов, конкурсной документации по размещению государственного или муниципального заказа).

На основе Методических рекомендаций организация, выступающая в качестве заказчика услуг по организации питания в ОУ (или осуществляющая закупки пищевых продуктов для ОУ), может разработать соответствующий раздел "Требования к качеству услуг (товаров)", дополнив его необходимыми положениями в соответствии с региональной спецификой рынка данных услуг или товаров, инфраструктурой объектов дошкольного и школьного питания.

Итак, на региональном и муниципальном уровнях Методические рекомендации должны применяться посредством разработки и принятия региональных, муниципальных и локальных нормативных правовых актов, конкурсной и аукционной документации (при размещении государственных и муниципальных заказов на оказание услуг по организации питания обучающихся и воспитанников, на поставки продовольственных товаров в ОУ), различных внутренних документов (положений, приказов, инструкций и т. п.). С учетом положений законодательства о техническом регулировании можно рекомендовать разработку на основе Методических рекомендаций и других действующих документов соответствующего стандарта организации (СТО), который может быть принят как на уровне отдельного образовательного учреждения, так и на уровне государственного или муниципального органа управления образованием.Приложение

Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России Приказ от 11.03.2012 № 213н/178

Методические рекомендации по организации питания обучающихсяи воспитанников образовательных учреждений*
* Приводятся извлечения из документа. – Примеч. ред.

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

2. При организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений соблюдаются требования, установленные:
техническим регламентом Таможенного союза “О безопасности пищевой продукции”, принятым решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 (далее – технический регламент о безопасности пищевой продукции);
техническим регламентом Таможенного союза на соковую продукцию из фруктов и овощей, принятым решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 882 (далее – технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей);
техническим регламентом Таможенного союза на масложировую продукцию,принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г.
№ 883 (далее – технический регламент на масложировую продукцию)*; [* По-видимому, в тексте допущена опечатка. Дату названного решения следует читать как “9 декабря 2011 г.”].
техническим регламентом Таможенного союза “О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков”, принятым решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 797;
Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), принятыми решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 (далее – Единые требования);
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”<…>;
Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов” <…>
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 “Об образовании” <…> санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1940-05
“Организация детского питания”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 января 2005 г.
№ 3 <…> (далее – СанПиН 2.3.2.1940-05), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 июня 2008 г. № 42 <…>;
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.5.2409-08 “Санитарно-гигиенические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. № 45 <…> (далее – СанПиН 2.4.5.2409-08);
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. № 91, <…> (далее – СанПиН 2.4.1.2660-10),
с изменениями, внесенными постановлением Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 164 <…>;
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1078-01“Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 ноября 2001 г. № 36 <…> (далее – СанПиН 2.3.2.1078-01), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. № 41 <…>, от 25 июня 2007 г. № 42 <…>, от 18 февраля 2008 г. № 13 <…>, от 5 марта 2008 г. № 17<…>, от 21 апреля 2008 г. № 26* [* По-видимому, в тексте допущена опечатка. Дату постановления № 26 следует читать как “21 мая 2008 г.”.] <…>, от 23 мая 2008 г. № 30 <…>, от 16 июля 2008 г. № 43 <…>, от 1 октября 2008 г. № 56 <…>, от 10 октября 2008 г. № 58 <…>, от 11 декабря 2008 г. № 69 <…>, от 5 мая 2009 г. № 28 <…>, от 8 декабря 2009 г. № 73 <…>, от 27 января 2010 г. № 6 <…>, от 28 июня 2010 г. № 71 <…>, от 10 августа 2010 г. № 102 <…>, от 12 ноября 2010 г. № 145 <…>, от 11 апреля 2011 г. № 30 <…>, от 1 июня 2011 г. № 79 <…>, от 6 июля 2011 г. № 90 <…>;
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. № 24 <…> с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 20 <…>, от 25 февраля 2010 г. № 10 <…>, от 28 июня 2010 г. № 74 <…> ;
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1204-03 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 марта 2003 г. № 20 <…>;
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1201-03 “Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 13 <…> с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 23 <…>, от 4 марта 2011 г. № 16 <…>;
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1293-03 “Гигиенические требования по применению пищевых добавок”, утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 апреля 2003 г. № 59 <…>, с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 мая 2008 г. № 32 <…> , от 24 апреля 2009 г. № 24* <…>, от 23 декабря
2010 г. № 168 <…>;
санитарными правилами СП 2.4.990-00 “Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 ноября 2000 г. <…> (далее – СП 2.4.990-00);

3. Родительским комитетам, опекунским советам и другим общественным организациям рекомендуется принимать участие в контроле организации питания в образовательных учреждениях по согласованию с администрацией образовательных учреждений.

4. При организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется реализовывать следующие задачи:
а) соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энерготратам обучающихся и воспитанников образовательных учреждений;
б) сбалансированность и максимальное разнообразие рациона питания по всем пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.);
в) оптимальный режим питания;
г) обеспечение в процессе технологической и кулинарной обработки продуктов питания их высоких вкусовые качества и сохранения исходной пищевой ценности;
д) учет индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников образовательных учреждений (потребность в диетическом питании, пищевая аллергия и прочее);
е) обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд;
з) соответствие сырья и продуктов, используемых в питании обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренным техническим регламентом о безопасности пищевой продукции, техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей, техническим регламентом на масложировую продукцию, Единым требованиям, СанПиН 2.3.2.1940-05, СанПиН 2.3.2.1078-01.

[* По-видимому, в тексте допущена опечатка. Дату постановления № 24 следует читать как “27 апреля 2009 г.”].

5. При организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется включать в рационы питания все группы продуктов, в том числе:
мясо и мясопродукты;
рыбу и рыбопродукты;
молоко и молочные продукты;
яйца; пищевые жиры;
овощи и фрукты;
крупы, макаронные изделия и бобовые;
хлеб и хлебобулочные изделия;
сахар и кондитерские изделия.

6. Обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать всеми пищевыми веществами, необходимыми для нормального роста и развития, обеспечения эффективного обучения и адекватного иммунного ответа с учетом физиологических норм потребностей в пищевых веществах и энергии, рекомендуемых среднесуточных рационов (наборов) питания для соответствующих образовательных учреждений.

7. Обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами:воспитанники дошкольных образовательных учреждений – среднесуточными наборами (рационами) питания для детей возрастных групп в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10;
обучающиеся общеобразовательных учреждений – среднесуточными наборами (рационами) питания для обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте с 7 до 11, с 11 лет и старше – в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08; <…>
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) учреждениях – среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с видом образовательного учреждения (общеобразовательная школа, общеобразовательная школа-интернат);
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с СП 2.4.990-00.

8. При организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать потребление обучающимися и воспитанниками образовательных учреждений пищевых веществ, энергетическая ценность которых составляет от 25 до 100% от установленной суточной потребности в указанных веществах (в зависимости от времени пребывания в образовательных учреждениях).

9. В суточном рационе питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров и углеводов) рекомендуется составлять 1 : 1 : 4 (в процентном отношении от калорийности – 10–15, 30–32 и 55–60% соответственно).

10. Интервалы между приемами пищи обучающихся и воспитанников об-разовательных учреждений рекомендуется составлять не менее 2–3 часов и не
более 4–5 часов.
При одно-, двух-, трех- и четырехразовом питании распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении следует составлять: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник –15% (для обучающихся во вторую смену – до 20– 25%), ужин – 25%. При круглосуточном пребывании обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях при пятиразовом питании распределение калорийности рекомендуется составлять: завтрак – 20%, обед – 30–35%, полдник – 15%,
ужин – 25%, второй ужин – 5–10%.  При организации шестиразового питания: завтрак – 20%, второй завтрак – 10%, обед – 30%, полдник – 15%, ужин – 20%, второй ужин – 5%.

11. Образовательным учреждениям рекомендуется использовать цикличное меню на 10, 14, 20, 28 дней.
Меню для каждого типа образовательных учреждений рекомендуется разрабатывать на основе утвержденных наборов (рационов) питания, обеспечивающих удовлетворение потребностей обучающихся и воспитанников разных возрастных групп в основных пищевых веществах и энергетической ценности пищевых веществ с учетом длительности их пребывания в образовательном учреждения и учебной нагрузки.

12. В образовательных учреждениях рекомендуется предусмотреть централизованное обеспечение питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Питьевой режим в образовательном учреждении рекомендуется организовывать в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости.

13. При организации питания в образовательных учреждениях рекомендуется проводить профилактику витаминной и микроэлементной недостаточности  согласно действующим санитарным правилам и нормативам.

14. Ассортимент пищевых продуктов, составляющих основу питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, рекомендуется составлять  в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 и СанПиН 2.4.5.2409-08.

15. Для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется организовывать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не следует превышать трех – четырех часов. Для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, посещающих группу продленного дня вобщеобразовательных учреждениях, дополнительно рекомендуется организовать полдник.

16. В образовательных учреждениях (кроме дошкольных) может осуществляться торговля пищевой продукцией с использованием торговых автоматов. <…>

17. Организация питания в образовательных учреждениях может осуществляться с помощью индустриальных способов производства питания и производства кулинарной продукции непосредственно на пищеблоках образовательных учреждений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

18. Индустриальными способами производства питания для образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать промышленное производство полуфабрикатов и готовых блюд с пролонгированными (увеличенными) сроками годности на пищевых производственных комплексах с использованием современных технологий, обеспечивающих крупносерийное производство наборов (рационов) питания, с последующей их выдачей доготовочными и раздаточными столовыми образовательных учреждений.

19. В целях обеспечения системы организации питания в образовательных учреждениях рекомендуется предусматривать обучение работников пищеблоков у поставщиков технологического оборудования, а также на курсах повышения квалификации (с выдачей удостоверения государственного образца).

20. Разработка программ и проведение мероприятий, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивающих совершенствование организации питания в образовательных учреждениях, формирование культуры здорового питания у обучающихся и воспитанников  образовательных учреждений может осуществляться на базе региональных стажировочных площадок, в структуру которых могут входить профильные образовательные учреждения профессионального образования, общеобразовательные учреждения, научные организации.

21. Ежегодный всероссийский мониторинг организации школьного питания рекомендуется осуществлять на основе анализа состояния питания обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений по следующим направлениям:
а) состояние здоровья обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений;
б) соответствие школьных пищеблоков требованиям санитарно- эпидемиологических правил и нормативов, а также применение современных технологий  организации питания;
в) модели организации питания в общеобразовательных учреждениях, реализуемые в субъекте Российской Федерации;
г) характеристика питания (по фактически применяемым рационам питания), в том числе по пищевой ценности рационов (белки, жиры, углеводы, энергетическая ценность), выходу блюд (вес), цикличности меню;
д) обеспеченность обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений горячим питанием в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
е) перечень организаторов питания в общеобразовательных учреждениях;
ж) ценообразование, стоимость питания в общеобразовательных учреждениях, дотации на питание обучающимся и воспитанникам общеобразовательных  учреждений из средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников;
з) система электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений;
и) изучение общественного мнения на предмет того, как организовано питание детей в ДОУ;

к) пропаганда здорового питания в общеобразовательных учреждениях в рамках деятельности муниципальных органов власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
л) осуществление контроля за качеством и безопасностью производимой продукции;
м) реализация региональных и муниципальных программ по совершенствованию организации питания в общеобразовательных учреждениях;
н) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере организации питания в общеобразовательных учреждениях;
о) деятельность стажировочных площадок, ресурсных и иных методических и консультационных центров по совершенствованию организации питания в общеобразовательных учреждениях.

Читайте в ближайших номерах журнала «Медицинское обслуживание и организация питания детей ДОУ»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль