Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Что я слышу-я забываю.
Что я вижу-я помню.
Что я делаю-я помню.
Конфуций.

На законодательно уровне закреплена функция, возложенная на государство, школу, детский сад и родителей: вырастить из ребенка сознательного члена общества. Именно поэтому исследования и экспериментирование для дошкольников становится важным этапом образовательного процесса, направленного на познание окружающей среды. Формирующийся ум ребенка нуждается в познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.

Ученый Н.Н. Подъяков главным видом ориентировочно-поисковой деятельности называл экспериментирование. Планирование познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе важно, поскольку пытливость и тяга к исследованию заложено в детскую природу. И.М. Сеченов анализировал безотчетное желание понять окружающий мир как прирожденное свойство нервно-психической организации детей. И.П. Павлов называл подобное поведение рефлексом «Что это такое?», что призывает ребенка осваивать предметы и их качества, искать взаимосвязи между ними.

Все вышесказанное позволяет сформировать проблему развития у воспитанников старших групп в ДОУ интересно к познавательно-исследовательской деятельности. Полезным окажется конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе, поэтапно составленный и учитывающий способности детей и их возрастные особенности.

Планирование познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Этапы работы над темами познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе:

1. организационный - старший дошкольный возраст;
  2. практический - подготовительная к школе группа.

Организационный этап требует внимания к чувственному опыту ребенка, что является базой для развития интереса к познанию. Именно поэтому ключевыми задачами данного этапа являются:

• приобретение навыков проговаривания своих действий;
  • формирование умения вести беседу;
  • развитие способностей оценивать, исследовать и наблюдать.

Экспериментирование для дошкольников – вид деятельности, который дает возможность воспитаннику ДОУ формировать в своем сознании картину мира, что базируется на его наблюдениях. Экспериментирование у детей отличается тем, что дети не могут выполнять работу молча, речь для них служит методом обобщения знаний, формирования навыков аналитическо-синтетической деятельности, в том числе и по представлению. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада является творческой, а потому стимулирует у детей познавательный процесс и вызывает интерес.

Так, у детей пяти-шести лет вырабатывается устойчивая привычка спрашивать и задавать вопросы обо всем, а также попытки отвечать на них самостоятельно. Экспериментирование для дошкольников рекомендовано проводить поэтапно. Планирование познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе подразумевает повторение алгоритма эксперимента, приобретение навыков самостоятельного экспериментирования, фиксацию результатов в дневниках наблюдений. Познавательный процесс является мотивом: ребенку интересно делать то, что он делает, ему не важен результат.

Просьба знакомого, любопытство, удивление может спровоцировать начало эксперимента. Чтобы стимулировать у детей интерес к темам познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе, достаточно «поселить» персонажей, созданных вместе с детьми в уголке экспериментирования. Детям старшего дошкольного возраста важно получать ответы на свои многочисленные вопросы. Их в группах могут задавать очаровательные девочки Почемучки, которые «живут» в группе. У Почемучки есть яркий фартук для интересных и нужных предметов, она активно «участвует» в экспериментах.

Благодаря этому у детей развивается любознательность, наблюдательность, растет интерес к планированию познавательно-исследовательской деятельности в детском саду.  В группе можно сформировать исследовательский уголок "Школа Почемучки" для формирования у детей любознательности, познавательного интереса и поисковой активности. В нем могут быть различные материалы для исследований:

- образцы песка, глины, чернозема;
               - камни- галька, гравий, керамзит, гранит; железо, уголь, мел, резина;
               - семена цветов, образцы деревьев: шишки, желуди, крылатки;
               - зерновые культуры.
Чтобы активизировать активность детей в исследовании, можно использовать доступное оборудование: сито, трубочки, тарелочки, воронки, формы для песка, стаканчики, шприцы, ложки, пипетки, лупы, увеличительные стекла, измерительные приборы. В сознании дошкольника происходят изменения картины мира, которая становится более целостной, отражая объективные взаимосвязи вещей. Наблюдается перестройка и переосмысление мира ребенком.

Следовательно, на втором практическом этапе, согласно конспекту познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе, следует решить две важных задачи:
1.    побуждать детей к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности;
2.    находить разными способами решение проблемных задач.

Все делит склонны к исследовательской деятельности. Им нужны новые впечатления и эмоции, они демонстрируют неутомимое стремление экспериментировать, любознательность, желание докопаться до истины.

Для этого этапа характерна деятельность, направленная от ребенка. Дошкольник выступает полноценным субъектом, выстраивающим свою деятельность: ребенок ставит цели и ищет возможности для их реализации. В его праве запоминать или слушать, сравнивать, наблюдать, спрашивать, высказывать предположения. Дети уже осознают причинно-следственные связи, потому могут использовать приемы классификации, делают первые шаги в рассуждении, прогнозировании, умозаключениях, анализе.

Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка ее истинности. Таким образом у них формируется мыслительная деятельность. Организуя любую работу с детьми, надо стараться, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, необходимо научить их обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной. Не надо стараться уберечь дошкольников от ошибок, от заведомо неверных действий. Пусть сами поймут, что сделали неверно, и поищут другой путь.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно выбирают объект для эксперимента, подбирают методы исследования. Учатся самостоятельно выдвигать гипотезы.

Обучение на этом этапе носит проблемный характер. Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставления детям возможности найти средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность с детьми в ДОУ способствует развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности. А детское экспериментирование является замечательным средством интеллектуального развития дошкольников.

Автор: Попова Татьяна Ивановна воспитатель (Кировская область)

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас

Ваша персональная подборка

А еще...

Вебинары
      • 16 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО

• Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

ВЫ ПОЛУЧИТЕ:

• ✱ Смотрите запись вебинара в любое время
        • ✱ Задайте вопрос лектору в чате в течение вебинара – и получите ответ
        • ✱ После вебинара Вы получите презентацию лектора
        • ✱ После вебинара Вы получите электронный сертификат

© МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

После регистрации вы получите:

• 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

бесплатно