Математическая игротека как средство развития самостоятельности и логического мышления детей старшего дошкольного возраста

4909

Автор: Васильева Светлана Алексеевна, воспитатель МАДОУ детский сад № 19 г. Боровичи Новгородской области, высшая квалификационная категория.Математическое образование в дошкольные годы связано с формированием элементарных математических представлений, с сенсорным и умственным развитием. Своевременному и полноценному освоению математического содержания способствует расширение кругозора, речевое развитие, интерес к окружающему и появление любознательности, инициативности, самостоятельности и многих других качеств.

Для математического развития чрезвычайно важным является именно оперирование полученными знаниями и навыками в игровой, продуктивной, познавательной деятельности в житейских ситуациях. Это актуализирует сложившиеся представления, т.е. делает их значимыми, необходимыми, полезными самому ребенку.

Я считаю, что задача педагогов и родителей - дать ребенку почувствовать, что он справится, что он сможет усвоить и частные понятия, и общие закономерности, а главное - ребенок должен испытать радость достижения цели.

Главным и эффективным средством в решении  этой задачи может и должна стать игра. Однако эффективным это средство становится в том случае, если используется "в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах».
Программа "Из детства – в отрочество" Т.Н. Дороновой рекомендует создание со средней группы "Математической игротеки». Автор методического пособия "Дошкольник изучает математику" Т.И. Ерофеева пишет, что "Математическая игротека" позволяет приобщаться игровому взаимодействию с дошкольниками, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

В пособии даны общие рекомендации по организации "Математической игротеки", описаны отдельные формы работы. Авторами предлагается пополнение игротеки играми, которые используются на занятии, приносят сами дети.

Я решила шире использовать возможности математической игры в организации работы "Математической игротеки".

При создании Математической игротеки я перед собой ставила цели: закрепление математических представлений и умений дошкольника, создание условий для непринужденного познавательного общения с родителями и другими близкими, сверстниками и педагогом.

Для математической игротеки мною была создана развивающая среда:

  • выделено место для хранения математических игр, оборудование для измерений, взвешиваний, ориентировки в пространстве, времени и т.д. в групповой комнате;
  • оборудовано место для самостоятельных и совместных игр детей в группе;
  • оборудован уголок для "Математической игротеки" в раздевальной комнате;
  • собраны игры и предметы для их организации по направлениям:
  1. количество и счет
  2. величина
  3. геометрические фигуры
  4. ориентировка в пространстве
  5. ориентировка во времени
  6. интеллектуальные игры
  • заведены карточки учета взятых на дом игр
  • создана картотека игр-заданий на внимание, сообразительность, логическое мышление;
  • не менее 2 раз в неделю вносятся новые игры или игровые задания.

Очень важно создавать во время игр непринужденную атмосферу, предоставлять право выбора партнера, задания, материалов, только тогда у детей развивается инициатива, самостоятельность, познавательная активность. Но в тоже время педагогу необходимо уметь наблюдать за развитием игры, направлять игровой сеанс для дошкольников в нужное русло, поддерживать сотрудничество, заботиться об обогащении игр, усложнении задания, введении вариативности.

Задания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче. В игре дети выступают в роли ведущего, учатся формулировать задания и контролировать их выполнение другими детьми. У них формируется умение планировать свою деятельность, сопровождать речью свои действия, объяснять партнерам порядок и условия выполнения задания.

В игре происходит взаимообучение, которое становится естественным и непринужденным. В игре ребенок попеременно выполняет разные роли: организатора, «наставника», объясняющего условие и правила игры, контролирующего их выполнение, или ученика, стремящегося быстро и верно выполнить задание. Таким образом, происходит социальное развитие детей. Принятие игровой роли и выполнение функций в соответствии с ней весьма полезно для дошкольников.

Я беседую с родителями о возможности игровой деятельности в домашних условиях. Хорошо, если родители или другие близкие становятся равноправными партнерами по игре. Ребенок, передавая им правила игры, выбирая тип задания, не только совершенствует объяснительную речь, но и сам лучше начинает осознавать математические понятия, прослеживать зависимости.

Алгоритм организации работы "Математической игротеки"

1. Знакомство с новой игрой, с правилами.
В совместной деятельности педагога с детьми происходит знакомство с новой игрой, показ способов, объяснение правил. По традиции «Игра в гости к нам» дети по очереди приносят в детский сад какую-либо игру, связанную с математикой. Ребенок объясняет правила игры, становится на некоторое время в центре внимания своих сверстников. Сменяемость игр позволяет разнообразить математическую игротеку, и постоянно поддерживать интерес детей к ней.

2. Организация совместных игр детей с педагогом.
На этом этапе педагог становится участником игры, оказывает помощь, поддержку.

3.Самостоятельная организация игры в свободное время.
Дети самостоятельно организуют игру в свободное время индивидуально, объединяются парами, малыми группами в зависимости от игры, от общих интересов. В игре дети выступают в роли ведущего, учатся формулировать задания и контролировать их выполнение другими детьми.

4. Игра на дом. Игротека выходит за пределы детского сада.
Эту традицию предложили авторы программы. Я ее несколько изменила. В раздевальной комнате выделено место под игротеку, где собраны игры, с которыми дети хорошо знакомы, знают правила и могут брать домой. Родители заполняют именную карточку: дату, когда взяли игру, название игры, ставят подпись. Дома у ребенка появляется возможность показать близким свои достижения в игре, отремонтировать или пополнить игровой наглядный материал.

5. Самостоятельное придумывание игр. Дети могут и умеют сами придумывать игры, усложняя правила игры, изменяя их, дополняя, продолжая. Эти игры поощряются особенно, так как каждый ребенок в этот момент становится в центре внимания. Каждая игра представляет возможность над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. И этой возможность надо широко пользоваться, привлекая к созданию новых и новых вариантов игры самих ребят. В некоторых играх такая вариативность заданий заранее предусмотрена, поэтому дети, играя в такие игры, осознают, что в одну и ту же игру можно играть по-разному. Создавая свой вариант игры, они начинают проявлять творчество, каждый на своем уровне придумывать задание.

Критерии оценки развития дошкольников через "Математическую игротеку". Дети к концу года научатся:

  • выбирать по интересам игру;
  • объяснять правила игры родителям, товарищам;
  • научатся обобщать понятия, систематизировать представления;
  • доказывать стою точку зрения;
  • систематизировать элементы познавательного, учебного и игрового общения;
  • самостоятельно создавать математическую игру для старшего дошкольного возраста на своем уровне развития.

В начале и в конце учебного года, наблюдая за детьми, я отмечала в карте умения и достижения детей:

  • как ребенок может выбирать игру самостоятельно или ждет подсказки, присоединяется к другим детям, действует как все.
  • может ли объяснить правила игры или затрудняется;
  • может ли доказывать свою точку зрения, /почему это лишняя фигура, какая закономерность в ряду/ или затрудняется /нужна подсказка/;
  • может ли перенести знания в игровую ситуацию, сотрудничать в игре или имеются какие-либо проблемы у ребенка;
  • может ли самостоятельно придумать элемент игры или пока только может действовать по образцу.

Цветовое обозначение: красным цветом отмечаю полную самостоятельность ребенка, зеленым цветом закрашиваю квадрат, если ребенок испытывает трудности, но при незначительной помощи справляется с заданием, синим цветом отмечаю несамостоятельность ребенка.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль