Игровой сеанс как модель взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду

4861

Автор: Иванова Ольга Владимировна, старший воспитатель МАДОУ детский сад № 19 г. Боровичи

Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время ребенка, во многом определяет его будущую взрослую жизнь. Конечно, родители лучше, чем кто-либо, знают и любят своего ребенка. Но приходит время, когда ему недостаточно общения только с близкими людьми: нужны новые друзья, новые впечатления, родителям надо выходить на работу. И ребенок идет в детский сад. Чтобы малышу было комфортно, уютно в дошкольном учреждении, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации ребека в детском саду. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).

Вопросами адаптации детей раннего возраста к ДОУ занимались и занимаются выдающиеся ученые, педагоги, психологи среди которых П. Я. Трошин, Л. С. Выготский, Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, В.А. Кожевникова, А.И. Баркан, Б.С. Волкова, Н.В. Волкова, Т.Н. Доронова, Р. Калинина, Л. Семенова, Г. Яковлева и другие.

В современных условиях актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.

Поэтому, чтобы помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками и сохраняла бы здоровье ребенка.

В нашем детском саду разработана общеобразовательная программа в соответствии с Федеральными государственными требованиями. В основе данной программы лежит комплексная авторская программа в детском саду "Радуга" Т.Н. Дороновой, предназначенная для воспитания и обучения детей 2 – 7 лет, охватывает все сферы их жизнедеятельности. Цель программы - сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни; своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание; предоставление каждому ребёнку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Авторы программы сумели создать педагогическую систему, которая позволяет воспитателю чувствовать себя свободным и творческим человеком и настраивает на внимательное отношение к каждому растущему малышу. Но, тем не менее, у педагогов нашего детского сада возникла необходимость изменения системы взаимодействия с семьями, где воспитываются дети раннего возраста, введения новых форм дошкольного образования, опираясь на творческий подход. Такой формой и стали игровые сеансы.

Цель игровых сеансов - социализация детей и приобщение родителей к совместной игровой деятельности со своими детьми и их сверстниками.
Основные задачи игровых сеансов:

  • создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
  • обеспечение открытости, сотрудничества и взаимодействия педагога, специалистов ДОУ и родителей;
  • развитие новых форм дошкольного образования, направленных на оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, развития ребенка, а также выбора игровых средств, оборудования;
  • обучение родителей способам применения игровых средств и оборудования.

Принципы проведения игровых сеансов:

  • четкая организация игрового сеанса;
  • оформление игровой среды, соответствующей возрасту, полу ребенка, тематике игрового сеанса;
  • обеспечение свободного выбора игрушек участниками сеанса;
  • доброжелательное и уважительное отношение ко всем участникам сеанса;
  • поддержание временных рамок и правил поведения во время игрового сеанса;
  • готовность педагога к вовлечению в игру и другому позитивному взаимодействию со всеми участниками сеанса при их инициативе

В каждом игровом сеансе присутствует:

  1. совместная деятельность взрослого и ребенка;
  2. самостоятельная деятельность детей;
  3. взаимодействие детей друг с другом.

Структура игрового сеанса:

"Ритуальность" (наличие действий, которые начинают и заканчивают игровой сеанс);

  • Развивающие игры на: развитие общей и мелкой моторики в сочетании со стихотворным текстом; развитие речевой активности; формирование коммуникативных способностей
  • развитие познавательных процессов
  • Максимальная эмоциональная включенность взрослых

В ходе игрового сеанса с детьми и родителями взаимодействует педагог группы раннего возраста. Родители принимают активное участие в проведении игровых сеансов. Следует отметить, что такие игровые сеансы способстсвуют и адаптации работников детского сада.

Основной акцент в работе воспитателя сделан на развитие общих движений малыша, практические игры, направленные на развитие ориентировочных реакций, понимания речи, игры, развивающие движения рук и действия с предметами, сенсорные игры. На сеансах продуктивной деятельности воспитатель учит детей использовать в своей деятельности такие материалы, как краски, бумага, пластилин.

Воспитатель предоставляет родителям практический материал, рекомендует конкретные игры, консультирует по вопросам приобретения игрушек, организации домашней развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость проведения той или иной игры, её содержание, способ организации.

Игровой сеанс длится 40-60 минут и состоит из двух частей. Первая часть (20-30 мин) – «ритуальность», развивающие игры, вторая часть (20-30 мин) включает в себя самостоятельную деятельность ребенка, обсуждение вместе с родителями вариативности проведенных игр и возникающих вопросов. В конце игровых сеансов родителям даются домашние рекомендации. Такая форма работы приводит к тому, что родители раскрепощаются, между родителями и педагогом возникает доверие. Игровой сеанс может проходить как в групповой комнате, так и на улице (в зависимости от погодных условий, сезона).

На игровом сеансе одни и те же игры повторяются. Это не случайно, повторяемость игр необходима: для создания комфортной предсказуемой обстановки, очень важной для детей раннего возраста. Малыши радуются, когда заранее знают, что будет дальше, для повышения уровня самостоятельной игры. Предлагаемые игры одни и те же, но они постепенно усложняются. Дети узнают, как можно по-разному играть в одну и ту же игрушку. Только тогда, когда ребенок хорошо знает игру, он может начать обращать внимание на то, как играют другие дети.

Внедрение такой адаптационной модели в образовательный процесс ДОУ помогло педагогам групп раннего возраста скоординировать свои действия с родителями и обеспечить безболезненное вхождение ребенка в новые социальные условия. Так же игровые сеансы оказали положительное влияние не только на адаптацию детей к новым условиям жизни, но и на показатели нервно-психического развития детей раннего возраста, их посещаемость и заболеваемость.Содержание игровых сеансов

№ п/п

Название блока

Содержание и задачи блока

1.

Знакомимся и изучаем друг друга

Формирование и закрепление
знаний о себе как "Я", "других людях", правил социального взаимодействия. Формирование мотивации общения, коммуникативных умений с использованием речевых и неречевых средств.
Изучение предметной среды, формирование предметно-игровых действий
Формирование представлений об окружающем мире.

2.

Учимся играть
(игры с водой, песком, сенсорные игры, подвижные игры, пальчиковые игры, продуктивная деятельность)

Обучение эффективному социально-приемлемому взаимодействию детей и взрослых в предметной среде.
Активное вовлечение детей в содержательную деятельность на основе показа, упражнений, игры, игровых действий.
Формирование представлений об окружающем мире, эмоционально-личностное развитие.

3.

Учимся самостоятельности

Обучение родителей способам передачи общественного опыта, адекватным актуальному уровню развития малыша, используя совместные действия.


Примерное планирование игровых сеансов

№ сеанса

Тема

Игровой материал

1, 2

"Я иду в детский сад (расставание)"

Большие и маленькие куклы, строительный материал, плоский домик.

3,7

Игры с водой (по выбору воспитателя, из картотеки)

Игровой бассейн с водой,  "водные" игрушки и др материал, в зависимости от выбранной игры

4,8

Игры с сухим песком(по выбору воспитателя, из картотеки)

Песочница с сухим песком и материал в зависимости от выбранной игры

5,9

Сенсорные игры.
Двигательная деятельность (подвижные игры)

В зависимости от выбранной игры

6,10

Творческая деятельность. Рисование "Солнышко" ("Мой любимый дождик")

Пальчиковые краски, листы ватмана, оборудование к занятию по теме.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль