Проект "Цветознайка"

2022

Автор: Закамская Ирина Аркадьевна, учитель-логопед МДОУ №1 с. Помары (Республика Марий Эл)

Цвет — один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а так же их сочетаний и оттенков. (Толковый словарь, Ожегов). Наука цветоведение состоит из нескольких разделов. Один из них близко соприкасается с областью физики, в других исследуется классификация цветов и устанавливаются наши зрительные восприятия, в третьих — разрабатываются законы цветовой гармонии. Цвет является одним из объективных свойств окружающей нас действительности. Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений.

Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последо­вательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ре­бенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

В три года нормально развивающиеся дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Дети с общим недоразвитием речи, как отмечают авторы книги "Преодоле­ние общего недоразвития речи у дошкольников", "испытывают неко­торые трудности в определении цвета предметов". Этот вывод под­тверждается наблюдениями логопедов-практиков, работающих с детьми, страдающими общим недоразвитием речи. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют; они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цве­тов спектра основными (вместо оранжевого — красный, желтый, вместо фиолетового — голубой, синий и т. п.), причем перенос этот не яв­ляется стойким.

Малонасыщенные цвета эти дети часто называют "белыми": недо­статочное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их назы­вание. Если дети с нормально развитой речью в шестилетнем возрасте свободно используют слова-определения "зеленоватый', "светло-жел­тый", "голубой" и т. п., то дети с общим недоразвитием речи такими определениями не владеют. Четырехлетние малыши, поступающие в группы для детей с общим недоразвитием речи, часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.

Все это говорит о том, что с детьми, страдающими общим недо­развитием речи, необходимо проводить специальную работу по разви­тию цветовосприятия и цветоразличения.

"Разноцветные сказки" дарят детям яркие образы; красочные ил­люстрации доставляют им радость, помогают воспитанию художественного вкуса.

В данной работе представлен проект по цветосприятию и цветоразличению "Цветознайка".

Проблема: Четырехлетние малыши, поступающие в группы для детей с общим недоразвитием речи, часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.

С детьми, страдающими общим недо­развитием речи, необходимо проводить специальную работу по разви­тию цветовосприятия и цветоразличения, для чего и предназначена проектная деятельность с дошкольниками с ОНР.

Идея: Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Особенности проекта:

  • по составу участников: детско-взрослый;
  • по виду: творческий;
  • по типу: познавательно-развивающий;
  • по сроку реализации: долгосрочный;

Участники проекта:

  • дети;
  • воспитатели;
  • учитель-логопед;
  • родители;

Цель проекта: Закрепить знание основных цветов спектра и умение их дифференцировать. Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, координацию слова с движением, навыки ориентировки в пространстве.

Задачи проекта:

  • Закрепить знания детей о фиолетовом, голубом, крас­ном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах;
  • уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей названиями цветов и оттенков, развивать связную речь, ее выразительность;
  • упражнять детей в согласовании прилагатель­ных, обозначающих цвета, с существительными в роде, числе, падеже.
  • увеличить степень участия родителей в развитии речи дошкольников с ОНР

Организация деятельности над проектом.

1. Деятельность педагогов.

  • подготовка методических и дидактических материалов;
  • проведение интересных занятий;
  • отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы;
  • довести до родителей важное значение работы над цветоразличением и цветовосприятием;

2. Деятельность детей.

  • участие в занятиях, заучивание стихов, загадок о различных цветах, предложенных логопедом;
  • рисование на свободную тему после занятий;
  • различные игры с использованием цветов;

3. Деятельность родителей.

  • участие во всех мероприятиях организуемых в группе по данной теме;
  • выполнение домашних заданий предложенных логопедом.

План работы в средней группе  (осуществлено в 2010-2011 уч.г.)


 
Мероприятия
 
Дата
 
Ответсвенный
1 Комплексное занятие по подгруппам "Желтая сказка"

Цели.
Закрепление представления о желтом цвете, обучение ис­пользованию прилагательного желтый в речи, согласованию его с существительными в роде, числе, падеже. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, мелкой и артикуляционной мотори­ки. Воспитание продолжительного выдоха. Воспитание элементов творчества, бережного отношения к природе
 

  5 октября

 

  Логопед

2 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях.
  1. Загадки и стихи о желтом цвете.
  2. Словесные игры "Придумай слова для желтого цвета"
  3. Чтение Зиедониес И. "Жёлтая сказка"
 

с 5-8 октября

 

Воспитатели

3 Закрепление родителями дома
  1. Побеседуйте с ребенком о сказке, в которой он побывал.
  2. Пусть ребенок самостоятельно нарисует и рас­красит солнышко.
  3. Помогите малышу вспомнить, какие еще пред­ меты бывают желтыми. Пусть он проговорит: желтый лимон, желтая репка, желтые звезды и т. п.
 

с 5-8 октября

 

Родители

4 Комплексное занятие по подгруппам «Зеленая сказка»

Цели.
Закрепление представления о зеленом цвете; обогащение словаря прилагательными зеленый, зеленая, зеленые. Обучение со­гласованию данных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление дифференциации желтого и зеленого цветов. Развитие зрительного и слухового внимания, мелкой и ар­тикуляционной моторики, координации слова с движением. Воспи­тание элементов воображения, бережного отношения к природе
 

  9 ноября

 

  Логопед

5 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
  1. Загадки и стихи о зеленом цвете.
  2. Словесные игры "Что на земле зеленого цвета"

 

 с  9- 12 ноября

 

  Воспитатели

6 Закрепление родителями дома
  1. Побеседуйте с ребенком о сказке, с которой он сегодня познакомился. Отработайте словосочетания: зеленый лес, зеленая трава, зеленые деревья и т.п.
  2. Помогите ребенку нарисовать зеленый листик, а раскрасит его малыш самостоятельно.

 

  с  9- 12 ноября

 

  Родители

7 Комплексное занятие по подгруппам  "Красная сказка"

Цели.
Закрепление представления о красном цвете, обучение использованию в речи прилагательных красный, красная, красное, красные. Обучение согласованию данных прилагательных с суще­ствительными в роде, числе, падеже. Закрепление дифференциации желтого, зеленого и красного цветов, знания правил дорожного движения. Развитие слухового и зрительного внимания, мелкой мо­торики, артикуляционной моторики, координации слова с движе­нием. Воспитание бережного отношения к природе, элементов творчества
 

7 декабря

 

Логопед

8 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
  1. Загадки и стихи о зеленом цвете.
  2. Словесные игры "Самый красивый цвет"
  3. Дидактические игры "Цветовое лото"
 

с 7-10 декабря

 

Воспитатели

9 Закрепление родителями дома
  1. Побеседуйте с ребенком о сказке,  по которой мы путешествовали сегодня (Отрабатываем   словосочетания:   красный  мухомор, красная земляника.)
  2.  Помогите ребенку вспомнить, какие фрукты и овощи бывают красными.
  3. Помогите ребенку сделать аппликацию красного мухомора.
 

 с 7-10 декабря

 

  Родители

10 Комплексное занятие по подгруппам «Синяя сказка»

Цели.
Закрепление представления о синем цвете, обучение ис­пользованию в речи прилагательных синий, синяя, синие, синее. Согласование данных прилагательных в роде, числе, падеже с су­ществительными. Развитие интонационной выразительности речи, координации слова с движением, слухового внимания. Воспитание продолжительного выдоха
 

21 декабря

 

  Логопед

11 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
  1. Загадки и стихи о синем  цвете.
  2. Словесные игры "Что на земле синего цвета"
  3. Дидактические игры "Цвета"
 

 
с 21-24 декабря

 

  Воспитатели

12 Закрепление родителями дома
  1. Побеседуйте с ребенком о сказке,  по которой мы путешествовали сегодня.  Отрабатываем  словосочетания:  синее  море,  синяя лодочка, синий ручей, синий камешек.)
  2. Помогите ребенку  вспомнить,  что еще бывает синим (синие сливы, синие васильки, синие подснеж­ники).
  3. Пусть ребенок сам нарисует и раскрасит синийкамешек, другие предметы синего цвета.
 

с 21-24 декабря

 

Родители

13 Комплексное занятие по подгруппам "Белая сказка"

Цели.
Закрепление представления о белом цвете. Обучение со­гласованию прилагательного белый с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление умения отличать белый цвет от других цветов. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, ко­ординации слова с движением. Воспитание длительного плавного выдоха. Развитие слухового внимания, элементов творческого вооб­ражения.
 

 
1 февраля

 

 
Логопед

14 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
  1. Загадки и стихи о белом цвете.
  2. Словесные игры "Сочини сказку про цвета"
  3. Чтение Зиедониес И. "Жёлтая сказка"
 

с 1-4  февраля

 

Воспитатели

15 Закрепление родителями дома
  1. Задайте ребенку вопросы по «Белой сказке». Отрабатываем словосочетания: белый снег, белый  ковер, белые шапки и т.д.)
  2. Помогите ребенку сделать на темной бумаге аппликацию белого снеговика

 

с 1-4  февраля

 

  Родители

16 Комплексное занятие по подгруппам "Оранжевая сказка"
Цели.
Закрепление представлений об оранжевом, красном, жел­том, зеленом, синем, белом цветах; дифференциация данных цветов. Обучение согласованию прилагательного оранжевый с существитель­ными в роде, числе, падеже. Развитие слухового внимания, арти­куляционной моторики, мелкой моторики, диалогической речи, про­странственной ориентировки, темпа и ритма речи, координации слова с движением. Воспитание длительного плавного выдоха.
 

 
15 февраля

 

 
Логопед

17 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
  1. Загадки и стихи о белом цвете.
  2. Словесные игры "Придумай слова для цвета"
  3. Дидактические игры "Форма и цвет"
 

с 15-18 февраля

 

Воспитатели

18 Закрепление родителями дома
  1. Задайте ребенку вопросы по новой сказке. (Отрабатываем   словосочетания:   оранжевые   ягоды, оранжевые листья.)
  2. Помогите   ребенку   вспомнить,   какие   фрукты, овощи, цветы бывают оранжевыми.
  3. Нарисуйте с малышом кленовый лист, пусть он сам раскрасит его.
 

с 15-18 февраля

 

Родители

19 Комплексное занятие по подгруппам "Голубая сказка"

Цели.
Закрепление представлений о голубом, красном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах Дифференциация данных цветов. Обучение согласованию прилагательного голубой с сущест­вительными в роде, числе, падеже. Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания, пространственной ориентировки, артикуляционной моторики. Закрепление правильной артикуляции звука С
 

  15 марта

 

 Логопед

20 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
  1. Загадки и стихи о белом цвете.
  2. Словесные игры "Что бывает голубого цвета"
с 15-18 марта Воспитатели
21 Закрепление родителями дома
  1.  Побеседуйте с ребенком о сказке, в которой он побывал сегодня. (Отрабатываем словосочетания: голубое небо,голу­бая речка, голубые стрекозы, голубые незабудки и т. п.)
  2. Помогите ребенку нарисовать стрекозу, мяч, ве­дерко, незабудку. Пусть он раскрасит их голубым ка­рандашом.
 

  с 15-18 марта

 

  Родители

22 Комплексное занятие по подгруппам "Фиолетовая сказка"

Цели.
Закрепление представлений о фиолетовом, голубом, крас­ном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах. Диффе­ренциация данных цветов. Обучение согласованию прилагательного фиолетовый с существительными в роде, числе, падеже. Развитие диалогической речи, слухового и зрительного внимания, артикуля­ционной моторики
 

  19 марта

 

  Логопед

23 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
  1. Загадки и стихи о фиолетовом цвете.
  2. Словесные игры "Что бывает фиолетового цвета?"
  3. Дидактические игры "Цветовое лото"
с 19-22 марта Воспитатели
24 Закрепление родителями дома
  1. Задайте ребенку вопросы по «Фиолетовой сказ­ке». (Отрабатываем   словосочетания:   фиолетовая   туча, фиолетовые колокольчики, фиолетовый зонт и т. п.)
  2. Помогите малышу сделать аппликацию фиоле­тового колокольчика.
 

с 19-22 марта

 

Родители

25 Комплексное занятие по подгруппам "Разноцветная сказка"

Цели.
Закрепить знание основных цветов спектра и умение их дифференцировать. Упражнять детей в согласовании прилагатель­ных, обозначающих цвета, с существительными в роде, числе, падеже. Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, координацию слова с движением, навыки ориентировки в пространстве
 

 17  мая

 

  Логопед

26 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
  1. Загадки и стихи о всех изученных цветах
  2. Дидактические игры "Цвета"
  3. "Сочини сказку про цвета"

с 17-20 мая Воспитатели
27 Закрепление родителями дома
  1. Побеседуйте с ребенком о новой сказке.
  2. Помогите малышу сделать аппликацию радуги.
с 17-20 мая Родители
28 Индивидуальные консультации по возникающим вопросам по теме в течениегода по пятницам Логопед
29 На занятиях по лепке, рисованию, аппли­кации и др. учить детей правильному называнию цветов, их сравнению и различению в течение
года
Воспитатели

 

Литература:

  1. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. Санкт-Петербург "Детство-Пресс", 2004.
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль