Конспект урока "Нравственные категории и добродетели"

5960
Автор: Кокуркина Екатерина Сергеевна, практикантка ( гимназия № 12, г. Казань )

Цели:

  • Образовательная: раскрыть содержание: нравственной категории и добродетели.
  • Развивающая: способствовать формированию умения работать с текстом, индивидуальная работа у доски.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитать познавательный интерес к предмету

Тип урока: комбинированныйМетоды обучения: частично-поисковыйОборудование: учебник А.И. Кравченко. Обществознание 11 кл., презентация, школьная доска.Ход урока

Время

Действия учителя

Действия уч-ся

1 мин

Вводная часть – Здравствуйте ребята, садитесь. На прошлом уроке мы изучили тему – Нравственные чувства и моральное поведение. Давайте вспомним основные моменты.

 

10-15 мин

Опрос Д/з
Мы разобрали 3 понятия – Этика, мораль и нравственность.
Тест на листочках – этика, мораль, нравственность.
Дайте определение этим понятиям и приведите примеры.
Мы разобрали, нормы морального поведения и аморального. Приведите примеры. Эссе (Д\з) сдайте после урок

Тест -примеры, понятия

25 мин


Объяснение нового материала

Тема урока: Нравственные категории и добродетели.
Нравственные категории бывают негативными и позитивными. Какие категории вы знаете?

Игра: 2 девушки у доски, я называю категории, а они в столбик записывают: 1) негативные; 2) позитивные. Все проверяют.

Перечисления: гуманизм, бескорыстие, грубость, ответственность, вежливость, лицемерие, зависть, равнодушие, взаимопомощь, высокомерие, долг, зло и добро.
Обратимся к такому афоризму:
"Когда Добро бессильно, оно - Зло". Как вы его понимаете?
Добро и Зло являются основными категориями морали.
Первое относится к положительным качествам, другое к отрицательным. Представления о Добре и Зле всегда менялись и нет определённой характеристики для них (то что для меня добро, для другого зло).

Работа с текстом.
Либо на стр. 102 китайская притча, либо: У одного крестьянина была кобыла, его единственное богатство. 


Однажды кобыла сбежала и, увидев это, соседи посочувствовали крестьянину: "Да, нелегко тебе придется, кобылы то больше нет!" На это крестьянин ответил: "Не знаю, хорошо это или плохо. Это - жизнь".
На следующий день кобыла возвратилась и привела с собой целый табун диких лошадей. "Как же тебе повезло, у тебя теперь целое состояние», – позавидовали соседи. А крестьянин твердил: «Не знаю, хорошо это или плохо. Это - жизнь".
Сын крестьянина захотел обуздать лошадей и оседлать одну из них. Но не тут-то было, лошадь его сбросила, и он стал на всю жизнь хромым. "Ой, какой ужас! - заволновались соседи. – Твой сын стал хромым!" А крестьянин все повторял: "Трудно сказать, хорошо это или плохо. Это - жизнь".
Вскоре началась война. Всех забрали в армию, кроме хромого сына крестьянина. "Нам, может быть, и не увидеть больше сыновей своих, - запричитали соседи. – Тебе же повезло, твоего сына не забрали в армию". И вновь крестьянин сказал: "Трудно сказать, хорошо это или плохо. Это - жизнь".
История продолжалась в этом духе с привлечением новых событий, но конец их был одинаков. Крестьянин продолжал твердить одно и то же: "Трудно сказать, хорошо это или плохо. Это - жизнь".

Нельзя однозначно, судить что хорошо, а что плохо. Так и с добром и злом.
Добро и Зло выражают абстрактные понятия пользы и вреда. Что же воплощает конкретные принципы человека? Добродетель и порок.
Добродетель – моральная категория, выражающая совокупность положительных качеств человека. Воплощение конкретным человеком принципов добра либо в своём характере, либо в поступках (щедрость, великодушие, честность).
Порок – олицетворяет сумму отрицательных качеств и поступков (лживость, мелочность, черствость).
Благодаря чему достигается добродетель? О каком человеке можно сказать, что у него много добродетелей?
Аристотель различил разумные (Что мы  к ним относим? Мудрость, сообразительность, рассудительность) – благодаря обучению и нравственные (рождаются и привычек и нравов, которые формируют его характер). Работа с учебником на стр. 113.
Парадокс добродетели – разрыв между знанием и делом. Мы об этом много говорили на прошлом уроке. Приведите примеры.
Одна из главных добродетелей – Долг. Примеры.
Невыполненный долг ведёт к стыду. В каких случаях возникает чувство стыда?
С чувством стыда неразрывно связана – Совесть. Это способность человека оценивать свои поступки, мысли, желания. "Не делай ничего непристойного даже наедине с собой, учись стыдиться самого себя больше, чем других". Что это значит?
Совесть – это ответственность человека перед самим собой.
"Свобода совести", как вы это понимаете? Право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. Например, свобода вероисповедания.
Свобода – это отсутствие давления и ограничения.
Милосердие. Как вы понимаете эту добродетель? Представляет собой сострадательное, заботливое отношение к другому человеку, стремление помочь.
Готовность жертвовать своими личными интересами ради блага ближнего: "отдавай другому, не рассчитывая заранее, что получишь взамен".

Беседа
 
 
 
Задание у доски
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Обсуждение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Записывают
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа с учебником

3 мин

Итоги и д\з
Итоги: Т.о. мы с вами узнали, что такое нравственные категории и добродетели. Выяснили различия между ними. А также разобрали основные добродетели: долг, совесть, свобода совести, милосердие.
Д\з. § 14, задания устно, 7 письменно.

Записывают, подводят итоги

 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль