Проектный метод в театрализованной деятельности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

20240

Авторы: Васильева Оксана Николаевна, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга, учитель-логопед.

Большева Татьяна Васильевна, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга, старший воспитатель.

В статье рассматриваются вопросы актуальности и необходимости внедрения проектной деятельности в общую систему воспитательно-образовательной работы дошкольных учреждений, представлен опыт организации и использования метода проекта в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и ограниченными возможностями здоровья.

В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса, возникла острая потребность в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни – требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из наиболее эффективных технологий в наши дни стал метод проектов.
Этот метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяя ему тем самым успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации школьного обучения.

На основе проектной деятельности образовательный процесс в детском саду строится таким образом, что позволяет реализовать те принципы, которые нам диктует жизнь, и те требования, которые заложены в законе Российской Федерации "Об образовании", в национальной доктрине образования Российской Федерации, в концепции модернизации российского образования и региональном компоненте государственного стандарта, а именно:

  • образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми;
  • взрослый привлекает детей к деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам предлагаемой деятельности, дополнительно мотивируя детей своим партнерским участием;
  • обеспечиваются эмоциональное благополучие, эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие;
  • оказывается содействие формированию положительных взаимоотношений между сверстниками, сотрудничества между детьми и взрослыми;
  • реализуется право на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
  • решается задача формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержень которой – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, а также самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

В образовательном процессе проект востребован не только как технология планирования действий и распределения усилий, но и как особая организация образовательного пространства, способного обеспечить личностное,  познавательное, нравственное, эмоциональное и психическое развитие дошкольников участников проекта.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательно-образовательного процесса, становится инструментом их саморазвития. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность детей старшего дошкольного возраста при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Использование метода проектной деятельности с дошкольниками с ОНР, а тажке в  работе со старшими дошкольниками позволяет поддерживать становление и развитие ряда качеств, составляющих важнейшие характеристики данного возрастного периода. Это прежде всего любознательность, наблюдательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие в процессе реализации проекта у ребенка вопросы.

Проектная деятельность имеет ряд позитивных мотивов, отвечающих возрастным особенностям детей 5-7 лет. Среди них можно выделить:

  • возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;
  • широкий спектр видов детской деятельности;
  • важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
  • развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами) посредством методик психотерапевтической работы с дошкольниками;
  • развитие таких качеств, как социализированность и активность для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия (работать самостоятельно, в паре со взрослым или определенным партнером, в группе и пр.);
  • возможность проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.

Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Развивающий потенциал проекта, безусловно, определяется не только особой организацией, но и содержанием деятельности детей и взрослых. Именно грамотный выбор содержательного наполнения проектной деятельности определяет возможность развития психических процессов, формирования навыков, накопление практического опыта и расширение кругозора детей. Чаще всего проект объединяет различные образовательные области и направления деятельности, каждая из которых имеет собственный воспитательный и развивающий потенциал.

Наше дошкольное учреждение дети старшего дошкольного возраста от пяти до семи лет с тяжёлым нарушением речи, а также с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие, дети с синдромами Дауна, дефицита внимания с гиперактивностью) посещают не более двух лет. Общие принципы организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими проблемы речевого развития, нашли свое отражение в проекте "Театр и дети".

Опыт работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи и стёртую форму дизартрии, показывает, что у детей данной категории наряду с дефектами звукопроизношения и несформированностью лексико-грамматического строя речи отмечаются нарушения просодики, которые влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.

Для более успешного преодоления имеющихся у детей нарушений речи необходимо найти такие пути, которые способствовали бы раскрепощению и развитию каждого ребёнка. Одним из них, по нашему мнению, является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Именно такой является театрализованная деятельность в ДОУ и театрализованные игры детей. Принимая в них участие, дети разыгрывают стихи, песенки, потешки, мини-сценки, сказки, басни; учатся владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушек, пальчиковый и др.).

Театрализованная деятельность пользуются у дошкольников неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое, разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как во время неё ребёнок чувствует себя свободно и раскованно. Театрализованная деятельность помогает ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Кроме того, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи, её интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Инсценировки сказок и литературных произведений готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, упрядочивают их речевую деятельность.

Цель проекта: создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Задачи проекта:

  1. Развивать творческую активность детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
  2. Совершенствовать коммуникативные качества личности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения.
  3. Развивать речевую активность дошкольников с нарушениями речи.
  4. Обеспечить взаимосвязь с разнообразными видами деятельности: изобразительной деятельности, музыки, художественной литературы, конструирования.
  5. Приобщить взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.
  6. Воспитывать доверительные отношения друг к другу.

Участники проекта: дети, родители, педагоги подготовительной группы.Организация проекта

Постановка проблемы: педагоги и дети обсуждают тему театра, делают отбор видов театра. С детьми ведётся беседа о театре, обсуждаются такие вопросы, как: «Что такое театр? Что такое декорации? Какие правила поведения в театре? Кто работает в театре?»
Исследовательский этап (сентябрь, май).

  • анкетирование родителей;
  • диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков;
  • обобщение и анализ полученных данных.

Организационный этап (сентябрь).

  • составление перспективного плана театрализованной деятельности в подготовительной группе с учётом возрастных особенностей, тяжести нарушения речи, наличия в группе детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • разработка различных типов совместной деятельности: типовое, тематическое, репетиционное, интегрированное.

Практический этап (октябрь – апрель).

  • проектирование театральной зоны с учётом интересов детей и педагогов;
  • разработка картотеки и тематики художественной литературы для занятий познавательного цикла;
  • создание эскизов декораций и костюмов;
  • организация совместно с родителями выходов в различные театры города;
  • показ театрализованных спектаклей для детей детского сада и родителей;
  • просмотр видеозаписей спектаклей детских театров и постановок в исполнении воспитанников прошлых лет, слушание грамзаписей;
  • изготовление театральных афиш, сказочных игрушек, рисование пригласительных билетов, театральных и сказочных персонажей;
  • оформление картинной галереи "В гостях у сказки";
  • проведение открытых мероприятий для педагогов детского сада и района в течение учебного года.

Обобщающий этап (май)

  • подведение итогов проделанной работы в рамках проекта, контрольные срезы и анализ результатов диагностического исследования;
  • представление опыта работы по эстетическому воспитанию дошкольников с нарушениями речи через презентацию проекта "Театр и дети" на кустовом методическом объединении педагогов и специалистов службы сопровождения Калининского района Санкт-Петербурга.

Ход реализации проекта представлен в таблице 1.

Таблица 1.
Реализация проекта "Театр и дети"

Месяц

Тематика

Итоговое мероприятие

Октябрь

Знакомство с Петербургским цирком

Досуг "Играем в цирк для дошкольников"

Октябрь-ноябрь

Знакомство с кукольным театром

Показ детьми кукольного спектакля "Репка"

Ноябрь-декабрь

Знакомство с драматическими театрами города

Театрализованное представление "Этикет Петровского времени"

Январь-февраль

Знакомство со сказками А.С. Пушкина

Викторина по сказкам А.С. Пушкина

Март-апрель

Знакомство с авторскими сказками о весне

Путешествие в сказочный весенний лес

В Таблице 2 более подробно представлен раздел "Знакомство с авторскими сказками о весне".

Таблица 2.
Знакомство с авторскими сказками о весне

Тема, форма

Цель

Словарь

ИЗО-деятельность конструирование, ручной труд

Б.Вовк "Подснежник"
 
 
 
 
 
Н. Сладков "Лиса и ёж", "Медведь и солнце"
 
Шим "Камень, ручей, сосулька и солнце"
 
 
Дудочкин "Почему так хорошо на свете?"
 
 
 
 
 
 
К. Ушинский "Утренние лучи"
 
 
Путешествие в сказочный весенний лес (конспект см. Приложение 1)

Вызвать интерес к драматизации, развитие памяти (запомнить последовательность)
 
 
Нравственное воспитание, развитие эмоциональности исполнения.
 
Развитие речи, эмоционально-нравственное воспитание.
 
Развитие диалогической речи, активизация словаря, работа над просодическими компонентами речи.
 
 
 
 
Развитие речи
 
 
 
 
Закрепление словаря данных произведений с использованием образных выражений и оборотов, работа над просодией, эмоциональное воспитание.

Лютая, заскрипел зубами, прочь, пригрозил, подобру-поздорову, разгневался, лепестки, наутёк, вестник весны.
 
 
Лежебока, болбочут, горючие слёзы, камень-валун.
 
Скворушка, чистая водица, защёлкал, жасмин, благоухает, золотистая пыльца.
 
 
 
Жаворонок, встрепенулся, серебряная песенка, нашест.

Лепка на пластине "Подснежник"
Рисование по сказке.
 
 
Ручной труд изготовление фигур для театра "на ладошке".
 
Сюжетное рисование по сказке.
 
 
Конструирование изготовление макета скворечника из спичечного коробка.
Рисование по замыслу «Почему так хорошо на свете?»
Конструирование изготовление макетов из природного материала.

В ходе реализации проекта "Театр и дети" ребята овладели навыками грамотной и выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми, научились передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонацию, стали проявлять интерес к театральному искусству, желание самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей, научились взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность. Они социализировались к окружающему миру, раскрылся творческий потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети овладели необходимыми навыками, которые помогут им в дальнейшем быть успешными, образованными и деятельными членами нашего общества.

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  2. Виноградова Н.А., Е.П. Панкова Образовательные проекты в детском саду. М.: Айрис-Пресс, 2008.
  3. Речевые секреты / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1992.
  4. Речевые уроки / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1995.
  5. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.: АРКТИ, 1999.
  6. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  7.  Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. СПб.: КАРО, 2009.
  8. 8. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду «Мультфильм своими руками. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  9. 9. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  10. 10. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / Под ред. О.Ф. Горбуновой. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Приложение 1

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по теме: "Путешествие в сказочный весенний лес".

Программное содержание:

  1. Закрепить знания о русских народных и авторских сказках о весне и познакомить со сказкой Н.Сладкова "Белка и заяц".
  2. Активизировать словарь детей по весенней тематике.
  3. Закрепить навык образования притяжательных прилагательных и навык согласования существительных с прилагательными в роде и числе.
  4. Работать над просодическими компонентами речи.
  5. Развивать внимание, память, воображение, координацию движений.
  6. Воспитывать артистичность, эмоциональность во время обыгрывания сказок, вызывать интерес и желание участвовать в театрализованной деятельности, улучшать технические навыки показа.
  7. Воспитывать культуру поведения.

Оборудование: магнитофон, грамзаписи весенних шумов и произведения Свиридова "Весна и осень", изображения "пенёчков", кукла Лесовик, фланелеграф, разрезные картинки камень, ручей, сосулька и солнце, шапочки-маски, карточки с изображением частей тела животных, куклы для пальчикового театра, куклы би-ба-бо, элементы костюмов животных, рисунки детей к сказке Н. Сладкова "Медведь и солнце".

Предварительная работа: см. Таблицу 2.
Ход совместной деятельности:

I. Организационный момент.
Дети выходят под пение птиц (звучит запись «Пение птиц в весеннем лесу»).
- В какое время года так весело поют птицы? (Весной).
П. Основная часть.

1. Активизация словаря детей по весенней тематике.
Воспитатель говорит о том, как много интересного приготовила нам природа с приходом весны. Что?
(Дети перечисляют: яркое солнце, теплые дни, прилет птиц, появление насекомых, молодую зелень травы, нежные листики на деревьях и кустах, первые весенние цветы - подснежники).
Мы узнали много весенних слов. Каких?
Словесная игра «Назови весеннее слово».
Дети называют: капель, проталина, сосулька, ледоход и т.д.

2. Развитие слухового внимания.
Воспитатель предлагает послушать весенние звуки и определить, что услышали дети (звучит запись: капель, дождь, кваканье лягушек, ветер, журчанье ручейка).

3. Закрепление знаний о русских народных и авторских сказках о весне.
Воспитатель: с приходом весны мы прочитали интересные рассказы, выучили стихи о весне, узнали много весенних сказок. Какие русские народные сказки о весне вы знаете?
(Дети называют).
А какие авторские сказки вам запомнились и понравились?
(Дети называют).
Хотите еще раз встретиться с весенними авторскими сказками в весеннем лесу? Тогда пойдемте по лесной тропинке и будем очень внимательными.

4. Развитие выразительности движений.
Игра "Пенечки".
Воспитатель предлагает детям преодолеть препятствия (стоят «пеньки»), прыгнув на каждый из пеньков, дети превращаются в сказочных героев - лисичек, зайчиков, медведей и волков (белый пенек - зайчики, коричневый - медведи, серый - волки, оранжевый - лисички). Дети бегут от одного пенька до другого, имитируя движения животного.
Добежав до настоящего пенька, дети находят сюрприз.

5. Встреча с Лесовичком (куклой).
Воспитатель: Как хорошо, Старичок-Лесовичок, что ты нас встретил на лесной дорожке. Может, ты нам поможешь встретиться со знакомыми сказками?
Лесовичок: Конечно, я очень рад побывать вместе с вами у сказочных героев, только ребятам нужно выполнить мои задания.

6. Отгадывание загадок Лесовичка.
Первая загадка:
Вы, ребята, соберите все картинки из частей.
Знаю я, что эта сказка ждет уже давно гостей.

7. Развитие конструктивного праксиса.
Игра "Собери картинку из частей".
Перед детьми лежат разрезные картинки. На фланелеграфе они собирают сказку Шима "Камень, ручей, сосулька и солнце".

8. Подбор существительных к прилагательным, согласование прилагательных с существительными в роде.
Словесная игра "Подбери красивое слово"
Дети подбирают прилагательные к существительным камень, ручей, сосулька, солнце.

9. Вторая загадка:
Промочил штаны медведь
И как начал он реветь,
Снег и воду он ругал,
Виноватого искал.
На подставке открываются детские работы к сказке Н. Сладкова "Медведь и солнце" (сюжетное рисование).

10. Работа над интонационной выразительностью речи.
Воспитатель предлагает показать:
Рассерженного медведя, которому вода промочила штаны.
Как зажурчала вода?
Как заскрипел снег с перепугу?
Как пригрозил медведь солнцу?
(Дети в шапочках-масках изображают героев и произносят соответствующие реплики).

11. Третья загадка.
Он появился из-под снега
На тонкой ножке и ручья,
И головой своей кивая,
Глядит так нежно на меня. (Подснежник)
Воспитатель: Дети быстро отгадали твою загадку, Лесовичок. Они и стихотворение о подснежнике знают.
Дети вспоминают и читают стихотворение "Подснежник".
Веселый апрель улыбнулся,
Запел, загалдел, заиграл.
От шума подснежник проснулся
И на проталинке встал.
Запахло, повеяло прелью,
Чуть слышно подснежник твердил:
-Спасибо, спасибо апрелю
За то, что меня разбудил.

12. Физминутка "Подснежник".
Звучит музыкальное произведение "Весна и осень" Свиридова, Лесовичок рассказывает сказку Б. Вовка "Подснежник", дети показывают ее пантомимой (физкультминутка).

13. Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных.
Лесовичек хвалит детей, что они так хорошо знают сказки, и предлагает выполнить задание посложнее - показывает карточки-загадки с изображением частей тела животных.
Игра "Чей хвост, чья голова".
(Дети перечисляют: лисья голова, заячий хвост, барсучья голова и т.д.)
Игра с символами "Узнай сказку".
Дети отгадывают сказки Н. Сладкова "Лиса и еж", "Медведь и барсук", "Лиса и заяц".

14. Показ сказок Н. Сладкова.
Воспитатель: И эти все сказки дети узнали и хотят их тебе, Лесовичок, показать, садись вместе с нами на полянку, мы приглашаем тебя на лесные встречи.
"Лиса и еж" - кукольный театр.
"Медведь и барсук" - пальчиковый театр.
"Лиса и заяц" - драматизация.
"Белка и заяц" - кукольный театр (знакомство с новой сказкой)

15. Подведение итогов.
Воспитатель: Спасибо тебе, Лесовичок, что ты нам помог встретиться с нашими любимыми сказками. Мы хотим, чтобы ты почаще приходил к нам.
Лесовичок: На прощание я хочу вам оставить в подарок новую книгу о животных. До свидания, друзья, до новых встреч.

Ш. Организационный момент.
Дети идут лесной тропкой и уходят под пение птиц (звучит грамзапись "Пение птиц").

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль