Продолжительность рабочего времени

14295

Какая продолжительность рабочего времени устанавливается руководителям образовательных учреждений?

Для руководящих работников образовательных учреждений (за исключением работников из числа женщин, работающих в сельской местности, а также в районах Крайнего Севера и в при­равненных к ним местностях, имеющих 36-часовую рабочую не­делю) устанавливается 40-часовая продолжительность рабочего времени.

Руководители образовательных учреждений начального обще­го, основного общего, среднего (полного) общего и дополнитель­ного образования детей, а также начального и среднего профес­сионального образования, их заместители, руководители струк­турных подразделений и другие работники этих учреждений име­ют право на выполнение помимо работы, определенной трудовым договором по основной должности, преподавательской работы на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору в классах, группах, кружках и секциях без занятия штатной долж­ности, которая не считается совместительством.

Ведение руководящими работниками преподавательской ра­боты допускается в основное рабочее время с разрешения руково­дителя образовательного учреждения (учредителя или уполномо­ченного им органа - в отношении руководителей образователь­ных учреждений).

Официальный источник

Постановление Минтруда России от 30.06.2003 № 41 "Об особенностях рабо­ты по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических ра­ботников и работников культуры". Подп. "ж" п. 2

Все ли педагогические работники имеют одинаковую продолжительность рабочего времени?

Трудовым кодексом РФ для педагогических работников уста­новлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 ч в неделю. Однако это не означает, что у всех педагоги­ческих работников она одинаковая. В Кодексе уточняется, что в

зависимости от должности и (или) специальности педагогиче­ских работников с учетом особенностей их труда продолжитель­ность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Прави­тельством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Соответственно "продолжительность рабочего времени не бо­лее 36 часов" - не общеустановленная и обязательная для всех пе­дагогических работников продолжительность рабочего времени, а всего лишь ее предельная норма, которая может быть установле­на педагогическим работникам Правительством РФ или уполно­моченным Правительством РФ федеральным органом исполни­тельной власти.

Конкретная продолжительность рабочего времени, а равно и норма часов педагогической работы за ставку заработной платы должны устанавливаться в зависимости от наименований долж­ностей педагогических работников, а также от типов и видов об­разовательных учреждений.

В постановлении Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 норми­рованная продолжительность рабочего времени (30 или 36 ч рабо­ты в неделю) установлена педагогическим работникам, перечис­ленным в п. 1 приложения, а норма часов за одну ставку заработной платы (18, 20, 24, 25, 30, 36 ч в неделю либо 720 ч в год) - педагоги­ческим работникам, указанным в пп. 2 и 3 того же приложения.

Следует также отметить, что оплата труда педагогических работ­ников, для которых установлена продолжительность рабочего вре­мени, осуществляется на основе должностных окладов, а педагоги­ческих работников, для которых установлены нормы часов педаго­гической работы за ставку, - на основе ставок заработной платы. Продолжительность рабочего времени 30 ч в неделю устанавливается старшим воспитателям всех образовательных учреждений, кроме дошкольных образовательных учреждений и образо­вательных учреждений дополнительного образования детей.

Продолжительность рабочего времени 36 ч в неделю устанав­ливается: работникам из числа профессорско-преподавательского состава вузов и институтов повышения квалификации; старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и обра­зовательных учреждений дополнительного образования детей; педагогам-психологам, методистам (старшим методистам), соци­альным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам произ­водственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по тру­ду образовательных учреждений; руководителям физического воспитания учреждений начального и среднего профессиональ­ного образования; преподавателям-организаторам ОБЖ общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования; инструкторам-методистам (стар­шим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.

Официальный источник

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009). Ст. 333 Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительно­сти рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (ред. от 18.08.2008). Приложение

Для каких категорий работников устанавливается норма часов педагогической работы за ставку заработной платы?

Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного об­разования и тренеров-преподавателей установлена не продолжи­тельность рабочего времени, а норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы. Определяя ее, необходимо учитывать следующее:

1. Норма часов за ставку для указанных педагогических работ­ников является лишь нормируемой частью их рабочего времени.

2. Норма часов за ставку (18 или 20 ч в неделю, или 720 ч в год) является расчетной единицей при оплате их труда.

3. За часы преподавательской работы сверх указанных норм предусматривается дополнительная оплата из расчета установ­ленной ставки заработной платы в одинарном размере.

Ставка заработной платы учителям выплачивается как за вы­полнение преподавательской работы в пределах установленной нормы часов, так и за выполнение других обязанностей, преду­смотренных квалификационными характеристиками (работа с родителями, методическая работа, подготовка к занятиям).

После установления учителям, преподавателям, педагогам до­полнительного образования и тренерам-преподавателям учебной нагрузки на новый учебный год нормируемой частью их рабочего времени будет установленный им объем учебной (педагогиче­ской) нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, кружках, секциях, клубах и других объединениях учащихся.

Продолжительность нормируемой части учебной работы педагогических работников, осуществляющих преподавательскую деятельность, определяется в астрономических часах и включает в себя проводимые занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними. При этом количе­ству часов учебной нагрузки, установленной указанным работни­кам при тарификации, соответствует количество проводимых ими занятий продолжительностью, как правило, не превышаю­щей 45 мин.

Должностные обязанности учителей помимо преподаватель­ской работы (а по аналогии с ними и преподавателей, педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей) кон­кретизированы в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Однако кроме учебных занятий нормировать иные виды их деятельности невозможно, поскольку время, требуемое для их выполнения, может быть различным в зависимости от обстоятельств.

Следует также отметить, что характер большей части педаго­гической работы предусматривает ее выполнение в течение дли­тельных сроков (месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год), в связи с чем она должна регулироваться соответствующими планами и графиками.

Установление каких-либо норм времени для ее выполнения, искусственно увеличивающих рабочее время педагогов сверх нормируемой его части, связанной с преподавательской работой, не предусмотрено, за исключением нормы времени, определен­ной Положением об особенностях режима рабочего времени для дежурств во время образовательного процесса.

Установлены следующие нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы:

  • 20 ч в неделю - учителям-дефектологам и учителям-логопедам;
  • 24 ч в неделю - музыкальным руководителям и концертмей­стерам;
  • 25 ч в неделю - воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с учащимися (воспи­танниками), имеющими отклонения в развитии;
  • 30 ч в неделю - инструкторам по физической культуре (неза­висимо от типа и вида образовательного учреждения, в кото­ром выполняется работа в этой должности), воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня;
  • 36 ч в неделю - воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреж­дений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального и среднего про­фессионального образования.

При этом норма 25 ч педагогической работы в неделю за ставку заработной платы устанавливается для воспитателей, работающих в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями речи; глухих и сла­бослышащих; слепых и слабовидящих; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью легкой, умеренной и тяжелой степени; с аутизмом; со сложным дефектом (сочетание двух или более не­достатков в физическом и (или) психическом развитии) и т. д. Соответственно к данной категории не относятся воспитатели, работающие в группах оздоровительной направленности для де­тей с различными заболеваниями (например, с туберкулезной ин­токсикацией) и часто болеющих, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий.

Официальный источник

Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительно­сти рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (ред. от 18.08.2008). Приложение

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педа­гогических и других работников образовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69. П. 2.3

Как регулируется режим рабочего времени в каникулярный период и в период отмены занятий?

Период каникул в образовательном учреждении, не совпадаю­щий с ежегодными основными и дополнительными отпусками педагогических работников, является для них рабочим временем, продолжительность которого изменению не подлежит.

Это значит, что руководители образовательных учреждений, в т. ч. санаторно-лесных школ и школ-интернатов, не вправе устанавливать учителям в каникулярный период продолжительность рабочего времени, предусмотренную для воспитателей. Все учи­теля и преподаватели (за исключением преподавателей учрежде­ний начального и среднего профессионального образования) должны осуществлять педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабо­чего времени, определенной им до начала каникул. Увеличение рабочего времени в каникулярный период для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 Положения об особенностях режима ра­бочего времени, возможно лишь в тех случаях, когда в соответствии с графиками и планами работ намечены соответствующие мероприятия или виды работ.

За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул оплата труда учителей, педагогов дополнительного обра­зования и тренеров-преподавателей должна производиться из расчета заработной платы, установленной им при тарификации, предшествующей началу каникул.

В аналогичном порядке Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других ра­ботников образовательных учреждений регулирует рабочее вре­мя работников образовательных учреждений в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образова­тельного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климати­ческим и другим основаниям.

Привлечение к работе в каникулярный период, а также в пе­риод отмены занятий по указанным выше причинам осущест­вляется на основании соответствующих распорядительных до­кументов школы или детского сада, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы.

При составлении такого графика с согласия работника для вы­полнения установленного объема учебной нагрузки (педагогиче­ской работы) может быть предусмотрено меньшее количество рабочих дней при условии большей ежедневной продолжитель­ности рабочего времени.

При возложении на учителей, для которых образовательное учреждение является местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением учебные часы, предусмотренные на эти цели, должны вклю­чаться в их учебную нагрузку на общих основаниях. В каникуляр­ный период такие учителя должны привлекаться к педагогиче­ской (методической, организационной) работе с учетом количе­ства часов, отводимых для индивидуального обучения ими детей на дому до начала каникул, также на общих основаниях.

За работу в период каникул указанным учителям сохраняется заработная плата с учетом оплаты за количество часов индивиду­альных занятий с детьми на дому.

Официальный источник

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педа­гогических и других работников образовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69. Пп. 2.3, 4.2, 4.5

В каких случаях рабочий день может быть разделен на части?

В образовательном учреждении с круглосуточным пребыва­нием воспитанников (школы-интернаты, детские дома, при­школьные интернаты), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность, прерывающая рабочее время отдельных работников в течение рабочего дня (смены), с учетом мнения вы­борного органа первичной профсоюзной организации или по со­гласованию с ним могут вводиться более длительные перерывы для отдыха и приема пищи, превышающие два часа, с тем чтобы общая продолжительность рабочего времени (без учета переры­вов) не превышала установленной продолжительности ежеднев­ной работы.

Такой режим рабочего времени считается неудобным и дол­жен соответствующим образом компенсироваться. В частности, женщинам, работающим в сельской местности за разделение ра­бочего дня на части с перерывом более двух часов установлена оплата в размере, повышенном на 30%.

Если администрация образовательного учреждения не может компенсировать работникам неудобный режим рабочего време­ни, то она не должна применять порядок разделения на части ра­бочего дня с перерывом более двух часов подряд, в связи с чем при составлении графиков работы и расписаний целесообразно (например, воспитателям) устанавливать смены разной продол­жительности и вводить суммированный учет рабочего времени.

Случаи, когда перерывы в рабочем времени образуются из-за того, что работник выполняет педагогическую работу более чем на одну ставку, в связи с чем невозможно соблюсти непрерыв­ность его работы в течение дня, к разделению рабочего времени на части не относится. Считается, что педагогический работник, давая согласие на работу сверх установленной нормы часов за ставку, соглашается на условия выполнения дополнительной ра­боты в установленное время.

Официальный источник

Постановление Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 "О неот­ложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" (ред. от 24.08.1995)

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль