Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

4071

Автор: Смирнова Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ-детский сад "Алёнушка" (Республика Татарстан)

Планирование специально организованной образовательной деятельности образовательной работы по теме: "Моя малая родина: культура и традиции"

1. Воспитание любви к родному дому, семье, малой родине – городу, краю и большой Родине – России. Реализация цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач.

Задача 1.1. Семья (четвертый год жизни)

  • Ознакомить ребенка с его родным домом.
  • Привить чувство родства с семьей.
  • Заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье.

Сформировать понятие:

  • Я – член семьи.
  • Мой дом – моя семья.

Задача 1.2. Детский сад (пятый год жизни)

  • Ввести ребенка в первую общественную среду – детский сад.
  • Заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души.
  • Познакомить с ближайшим окружением родного дома и детского сада.

Сформировать понятие:

  • Я - воспитанник детского сада.
  • Мой дом – мой детский сад.

Задача 1.3. Родной край, город (шестой год жизни)

Познакомить ребенка с его малой родиной – городом, краем – и формировать любовь к ней.

Сформировать понятие:

  • Я – житель края, города, поселка.
  • Мой дом – край, город, поселок.

Задача 1.4. Россия (седьмой год жизни)

Развить потребность к ознакомлению с большой Родиной – Россией, формировать любовь к отчизне.

Сформировать понятие:

  • Я - россиянин.
  • Мой дом – моя большая Родина – Россия.

4 год: воспитание любви к своей семье, родному дому

Мой мир

Знания ребенка:

  • Иметь элементарное представление о родном доме.
  • Осознавать себя сыном дочкой, мальчиком, девочкой.
  • Знать свое имя, фамилию.
  • Знать членов семьи по именам (папа, мама, дедушка, бабушка, брат, сестра).
  • Осознать понятие «Я – член семьи».

Умения ребенка:

  • Уметь выразить отдельные состояния и потребности с помощью речи («я хочу спать»).
  • Узнавать себя и выделять среди членов семьи на фото.
  • Задавать вопросы о себе и своем организме.

Опыт ценностных ориентаций:

  • Говорить о себе в первом лице – «Я».
  • Говорить о себе с положительным чувством (я хороший).
  • Выражать привязанность к близким.

Мир людей

Знания ребенка:

  • Ощутить чувство родства с близкими людьми, уметь простроить элементарные родственные связи: «Моя мама, ты моя бабушка, я – твой брат»

Умения ребенка:

  • Участвовать вместе с членами семьи, воспитательницей в добрых делах.
  • По показу или побуждению проявлять отзывчивость на состояние взрослых (пожалеть, обнять, приласкать, говорить добрые слова).
  • Задавать вопросы о действиях старших, их поступках.

Опыт ценностных ориентаций.

  • Проявлять интерес к действиям и речи близких, родных людей.
  • По выражению лица и жестам понимать отдельные проявления эмоций людей: смех, плач, гнев.
  • Уметь выразить доброжелательное отношение к близким (маме, папе и т. д.).
  • Охотно выполнять просьбы взрослых.

Мир природы

Знания ребенка.

  • Иметь элементарные знания о домашних животных, комнатных растениях, растениях, растущих близ дома.
  • Иметь представление о насекомых (бабочки, жуки).

Умения ребенка:

  • Выполнять посильные действия в совместной со взрослыми деятельности в семье и детском саду по уходу за растениями и животными (насыпать корм, налить воду).

Опыт ценностных ориентаций:

  • Бережно относиться к природе в естественной среде (беречь траву, цветы).
  • Переживать радость, любопытство, удивление, удовольствие при встрече с растениями, животными; сочувствие, сопереживание при неосторожном обращении с ними.

Рукотворный мир

Знания ребенка:

  • Иметь элементарные знания о жилище людей
  • Дом, квартира, представления о предметах домашнего быта.
  • Одежда, мебель, игрушки, утварь, продукты питания.

Умения ребенка:

  • С помощью взрослого устанавливать связь между назначением предмета и особенностью его строения.
  • Пользоваться соответствующим словарем.

Опыт ценностных ориентаций:

  • Проявлять по примеру взрослых бережное отношение к игрушкам и предметам (не обижать кукол, беречь одежду, использовать её в соответствии с назначением и т. п.).

5 год: воспитание любви к детскому саду и жителям родного двора, улицы

Мой мир

Знания ребенка:

  • Освоить ближайшее окружение родного дома (знать двор многоквартирного дома, часть деревенской улицы, познакомиться с первой общественной средой – детским садом).
  • Освоить понятия: я – житель двора, улицы, я – воспитанник детского сада.

Умения ребенка:

  • Проявлять активное стремление к самостоятельной деятельности, действиям, отношениям взрослых, работающих в детском саду, подражать им, отражать в играх интересующие области деятельности.
  • Задавать вопросы о мире, о себе, о своем организме.

Опыт ценностных ориентаций:

  • Сознавая, уметь относить к себе лично общие указания взрослых, работающих в детском саду.
  • Уметь строить отдельные высказывания о себе, своем самочувствии, настроении.
  • Ориентировать свое поведение на положительную оценку взрослых, прежде всего педагогов детского сада.

Мир людей

Знания ребенка:

  • Иметь представление о возрасте, разливать пол людей, знать их профессии (воспитатель, няня, медсестра, повар и.т. д.).
  • Разбираться во взаимоотношениях со сверстниками, со взрослыми в детском саду.
  • Знать элементарные правила культурного поведения.

Умения ребенка:

  • Узнавать и называть людей отдельных профессий, прежде всего работающих в детском саду.
  • Задавать вопросы о действиях старших, их поступках.
  • Отражать разные сюжеты из жизни семьи и детского сада в играх.
  • Легко вступать во взаимоотношения со сверстниками и сотрудниками детского сада.

Опыт ценностных ориентаций:

  • Осознанно вырабатывать культурное поведение в среде детей и взрослых (быть добрым, вежливым, внимательным).
  • Проявлять доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Мир природы

Знания ребенка:

  • 2-3 вида птиц, диких животных,
  • 3-4 вида деревьев, растущих на территории детского сада,
  • 3-4 вида травянистых растений,
  • 2-3 вида лесных ягод, грибов.

Умения ребенка:

  • Устанавливать простейшие связи между явлениями природы.
  • Оказывать посильную помощь взрослым не только в семье, но и в детском саду по уходу за растениями и животными.

Опыт ценностных ориентаций:

  • Бережно и заботливо относиться к растениям и животным в родном доме, в детском саду, на участке детского сада.

Рукотворный мир

Знания ребенка:

  • Знать особенности здания детского сада, его помещений, их элементарное назначение.
  • Знать основные предметы быта в группе детского сада, их назначение, материал, из которого они изготовлены.

Умения ребенка:

  • Различать широко распространенные в быту детского сада предметы, вещи, материалы и обобщать их по отдельным видам.
  • Группировать предметы по существенному родовому признаку.
  • Под руководством взрослого уметь использовать все простейшие способы сенсорного анализа предметов и материалов.

Опыт ценностных ориентаций:

  • Закреплять навыки бережного отношения к личным вещам и предметам общего пользования, находящимся в детском саду, применять их по назначению (беречь, заботиться о них, ставить на место и т. п.).

6 год: воспитание любви к своей малой Родине –городу, краю

Мой мир

Знания ребенка:

  • Знать название малой Родины – родного поселка, города, края; элементарные особенности малой Родины. 
  • Иметь представление о себе как о жителе данной местности (поселка, города, села).

Умения ребенка:

  • Проявлять настойчивость в поисках ответа на возникающие вопросы.
  • Выражать стремление к экспериментированию, познанию и творчеству.
  • Стремиться к самостоятельности.

Опыт ценностных ориентаций:

  • Проявлять любовь к родному городу, краю, гордиться им.
  • Проявлять интерес к событиям своего детства, к своему будущему.
  • Интересоваться событиями, происходящими в поселке, городе, крае.
  • Внимательно и критично относиться к оценке своих поступков со стороны взрослого.

Мир людей

Знания ребенка:

  • Иметь представление о жизни и труде взрослых (колхозник, строитель, швея, шофер и т. д.) промышленности города, края.

Умения ребенка:

  • Устанавливать и поддерживать взаимосвязь с детьми и взрослыми разных национальностей.
  • Выполнять поручения взрослых, вступать в сотрудничество со старшими.
  • Понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Опыт ценностных ориентаций:

  • Проявлять чуткость к эмоциональному состоянию старших.
  • Проявлять любовь к труду, уважение и любовь к людям разных национальностей, населяющих родной город, край.

Мир природы

Знания ребенка:

  • Иметь представление о природе родного города, края, животные, растения – внешнее строение, основные жизненные функции, приспособленность к окружающей среде, о растениях леса, луга, огорода, о домашних и диких животных.

Умения ребенка:

  • Понимать роль человека в сохранении и нарушении экосистемы, освоить правила поведения в ней.
  • Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными.
  • Уметь формулировать выводы, делать маленькие открытия.

Опыт ценностных ориентаций:

  • Проявлять гуманное отношение к растениям и животным родного города, края, заботиться о них.
  • Любоваться красотой окружающей природы.

Рукотворный мир

Знания ребенка:

  • Иметь представление о предметах материальной культуры, достопримечательностях города, края, о предметах местного производства.

Умения ребенка:

  • Посильно помогать, взрослым сохранять рукотворный мир родного города, края.
  • Составлять описательные рассказы о городах, интересных местах малой Родины.
  • Уметь изображать любые предметы быта, элементы местной росписи.
  • Сравнивать предметы разных видов, выделяя и сопоставляя различие и сходство предметов и материалов, обобщать результаты сравнения.

Опыт ценностных ориентаций:

  • Проявлять осознанное восхищение, бережное отношение к изделиям народных промыслов, к рукотворному миру малой Родины.

7 год: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: воспитание любви к своей большой Родине – России

Мой мир

Знания ребенка:

  • Иметь представление о том, что он является жителем страны - России.
  • Освоить понятие: «Я - гражданин России».

Умения ребенка:

  • Находить занятия по душе.
  • Иметь близких друзей, охотно участвовать в общих делах.
  • Рассказывать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее, связывать их с будущим России.

Опыт ценностных ориентаций:

  • Испытывать чувство гордости за свою Родину, за то, что мы – россияне.
  • Стремиться избегать опеки старших в привычных ситуациях.

Мир людей

Знания ребенка:

  • Знать великих людей России.
  • Иметь обобщенные представления о роли труда взрослых в жизни современного общества на основе ознакомления с разными видами труда, характерного для своей местности, города, края, России.
  • Знать названия профессий, цель работы, материал, орудия и предметы труда, трудовые действия и их результат.
  • Знать, что Россия – многонациональное государство.

Умения ребенка:

  • Проявлять интерес к прошлому, настоящему, будущему России.
  • Воображать себя в разных социальных ролях, мечтать о добрых делах.
  • Понимать, как поддерживаются родовые связи.
  • Знать некоторые культурные традиции своей семьи, русского народа, других национальностей.
  • Проявлять интерес к жизни и труду взрослых людей разных национальностей.

Опыт ценностных ориентаций:

  • Проявлять доброжелательность к людям разных национальностей России, интерес к их культуре.
  • Представлять конкретные способы поведения по отношению к старшим в зависимости от их эмоционального и физического состояния.
  • Понимать связь между поведением детей и эмоциональной реакцией взрослых.

Мир природы

Знания ребенка:

  • Знать природные условия разных климатических поясов нашей страны.
  • Иметь обобщенные представления о растениях и животных, их приспособлении к среде обитания; о росте и размножении живых существ, их сообществах.

Умения ребенка:

  • Закреплять навыки ухода за растениями и животными.
  • Уметь использовать наблюдение как способ познания.
  • Осваивать элементарную поисковую деятельность.
  • Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными.

Опыт ценностных ориентаций:

  • Проявлять нетерпимость к бессмысленной порче растений и животных.
  • Закреплять умение вести себя корректно на природе, преумножать природные достояния родины.
  • Заботиться о флоре и фауне России как национальном достоянии.

Рукотворный мир

Знания ребенка:

  • Иметь представление о крупных городах России: Москва – столица России, Санкт – Петербург.
  • Иметь представление о предметах материального мира (железная дорога, метро, аэропорт, водный транспорт).
  • Познакомиться с техникой: машинами, механизмами, которые служат людям.

Умения ребенка:

  • Проявлять интерес к отечественной культуре, утилитарному окружению.
  • Принимать участие в народных праздниках.

Опыт ценностных ориентаций:

  • Выражать интерес к эмоциональному состоянию и чувствам людей.
  • Развивать художественный вкус.
  • Бережно относиться к предметам материальной культуры.
  • Чувствовать гордость за достижения в культуре, технике, спорте, производстве России.

Вышеперечисленные задачи реализуются в педагогическом процессе детского сада в организованных формах занятия, кружки, студии, праздники, развлечения, а также в нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей. В содержании педагогического процесса приоритетным является русская национальная культура (искусство, быт, общение).

Литература: Арапова-Пискарёва "Мой родной дом",  2005 г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль