Творческое взаимодействие взрослых и детей. Из опыта работы

1854


Автор: Петрякова Алена Валитовна,заместитель заведующего по ВМР МБДОУ "ДС КВ №29" (Иркутская область)

В настоящее время падает уровень духовной культуры, нравственных критериев. Многие родители заняты решением любых проблем, но только не проблем воспитания и развития ребенка. Наша цель: заинтересовать родителей, активизировать их участие в жизни ребенка. Существуют разные способы решения проблемы. На наш взгляд, через развитие совместного творчества взрослых и детей в продуктивных видах деятельности можно решить данную проблему. И проблему нужно решать еще с раннего возраста. Ведь дошкольном возрасте ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис. Становление базиса личной культуры означает, что ребенок приобщается к общим непреходящим человеческим ценностям: красота, любовь, добро, взаимопонимание, сопереживание и другое. Приобщение к продуктивной деятельности является одним из условий для полноценного развития личности, проявления творческих и художественных способностей, формирования общечеловеческих ценностей. В ходе продуктивной деятельности у детей есть возможность глубже понять окружающую действительность и самого себя, есть возможность наладить общение со взрослыми и сверстниками, приобщиться к общечеловеческим ценностям.

Наш детский сад особое внимание уделяет творческому развитию детей с того момента, когда ребенок приходит в дошкольное учреждение. Это первый шаг в решении этой проблемы. Ведь мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает малыша, полностью владеет им, толкает к созданию поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Целенаправленное эстетическое развитие ребенка с раннего возраста помогает ему раскрыть себя наиболее полно, создает условия для динамики творческого роста. Большой потенциал для развития творчества заключен в продуктивных видах деятельности. Продуктивная деятельность детей реализуется через непосредственно образовательную деятельность; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность. А также через взаимодействие с семьями воспитанников.

В основе работы по развитию творчества детей лежат федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Определяющие одно из направлений – взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы. Это второй шаг в решении проблемы. Реализация данного направления основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. В основе которого лежит тематическая неделя. Благодаря такому построению образовательного процесса работа с родителями носит системный характер. Чтобы родители стали нашими единомышленниками и помогали создавать необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания детей, необходимо их убедить в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливым, деликатным и верить в ребенка. Для этого мы используем такую форму, как проведение совместных практикумов, мастер-классов педагогов, родителей и детей по изготовлению атрибутов для игр, игрушек из разнообразного материала, создание рисунков, подарков. Цель проведения данного мероприятия направлена не только на творческое взаимодействие родителей с дошкольниками, но в первую очередь на установление тесного взаимодействия между участниками, чувства гордости за достигнутые совместные результаты.

Еще одним шагом является педагогическое просвещение, которое играет важную роль в решении проблемы. Для этого мы используем различные консультации, раскрывающие особенности работы с детьми по развитию творчества, теоретические знания о роли продуктивной деятельности в развитии ребенка, возрастные и психологические особенности детей, правила работы с художественными материалами. Консультирование проводим в разных формах, это и индивидуальные беседы, и сообщения на родительских собраниях, это и оформление письменных консультаций, памяток, буклетов и другое.

Следующий шаг в решении проблемы – это совместное творчество родителей и детей в домашних условиях. С этой целью в рамках тематической недели планируем и проводим различные мероприятия с родителями: создание альбомов, фотовыставок, изготовление подарков-сувениров, поделок, создание коллекций и другое. Так в ходе тематической недели "Мир книги" дети и родители изготавливают книжки – самоделки по различной тематике. В рамках тематической недели "Животный мир Прибайкалья", "Краски осени" дети и родители оформляют творческие работы по данным темам. Таким образом, изображая красоту природы, мир сказочных персонажей, родители и дети увлеченно рисуют, мастерят, помогают друг другу, общаются в ходе выполнения задания. У взрослого появляется возможность помочь своему ребенку справиться с затруднениями, возникающими в процессе деятельности, а также увлечь, заинтересовать его личным примером.

Используются и традиционные совместные формы работы с родителями и детьми: конкурс поделок из природного материала "Осенний калейдоскоп", "Лучшая новогодняя игрушка", "Семейный плакат". Родители и дети являются активными участниками данных мероприятий, представляя разнообразие творческих работ, выполненных своими руками.

При подготовке к выставкам особое внимание мы уделяем предварительной работе с детьми. Необходимо увлечь их этой деятельностью, чтобы они активизировали к сотрудничеству родителей, заинтересовать детей, показывая уже готовые работы, побуждать их к созданию совместных с родителями композиций. Тогда и родители проявляют интерес, увлекаются, создают разнообразные поделки с детьми, активно участвуя в выставках.
Презентация продуктов детско-взрослого взаимодействия еще один шаг в решении проблемы. Для этого мы используем выставки в группах, в холлах дошкольного учреждения: выставка поделок из природного материала, персональная выставка ребенка, выставка семейных плакатов. По результатам проведения всех мероприятий оформляем благодарственные письма родителям и воспитанникам. Формы оформления благодарственных писем разные – индивидуальные для каждой семьи, коллективные на группу. Использование этой формы работы позволяет стимулировать родителей к дальнейшему участию в жизни ребенка и дошкольного учреждения.

Благодаря системному подходу к решению данной проблемы родители понимают, что продуктивная деятельность – средство не только развития творческих способностей, но и могучее средство развития и коррекции внутреннего мира ребенка, что с помощью художественных средств он вырабатывает у себя неравнодушное отношение к людям, персонажам, природе. Родители узнают также о роли взрослого в жизни ребенка, учатся общению с детьми в совместной творческой деятельности. Приобщаясь к совместному творчеству, родители приобретают практические умения в художественной деятельности, благодаря которым они могут творить вместе с детьми.
Результаты совместной работы можно увидеть в детях. Дети с гордостью показывают сверстникам и сотрудникам детского сада изготовленные совместно с родителями творческие работы, с увлечением рассказывают о том, с кем они творили, когда, с помощью каких материалов.

Таким образом, развивая творческие способности детей и родителей через совместную продуктивную деятельность, мы помогаем им осваивать мир красоты и добра, изобразительные навыки, способствуя тем самым объединению семьи и установлению положительного общения.

Литература:

  1. Бабаева Т.И. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО Из-во "ДЕТСТВО-ПРЕСС".
  2. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. М.: Просвещение, 1992.
  3. Бабаева Т.И. Детство: Педагогический альманах.- №1. – СПб: Акцидент, 1998.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль