Анализ мотивационных ресурсов современного урока

5849
Автор: С. В. Степанов, канд. пед. наук, доц., зам. директора по инновационным образовательным технологиям Ставропольского президентского кадетского училища, чл.-корр. Международной академии наук педагогического образования

По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования в контексте компетентностно-ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников.

По направленности и содержанию мотивы могут быть:

  1. Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).
  2. Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).
  3. Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии).
  4. Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты).
  5. Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального уровня и новым знакомствам).
  6. Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своем вузе, группе и т. д.).
  7. Традиционно-исторические (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени).
  8. Утилитарно-практические (необходимость в дипломе, который позволяет получить заветное рабочее место).
  9. Учебно-познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).
  10. Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

Причины желания Как известно, на мотивацию в целом влияют различные факторы. Например, по результатам проведенного нами опроса среди старшеклассников
г. Ставрополя были определены следующие причины нежелания  идти в в школу :

  • требовательность учителей;
  • сложность объяснений урока;
  • большая учебная нагрузка;
  • "рано вставать";
  • "трудные" уроки;
  • конфликты с учителями;
  • "не выучил урок";
  • "другие (личные) дела";
  • внешние условия (погода, хорошая телепередача, семья и др.);
  • конфликты в классе и школе с другими учащимися.

Наиболее актуальные факторы, положительно влияющие на отношение к учебе (по результатам опроса тех же старшеклассников):

  • нужен хороший аттестат для поступления в вуз;
  • школьное образование необходимо для продолжения обучения в вузе;
  • важность образования вообще в жизни;
  • ругают учителя и классные руководители;
  • заставляют родители хорошо учиться;
  • убеждают родственники, знакомые;
  • чтобы не получить "двойку" в журнале;
  • нравятся учителя и школа;
  • убеждают друзья, сверстники;
  • просто интересно учиться, нравятся уроки.

Необходимо рассматривать факторы и условия мотивации не с позиций традиционного учителя ("не помогает семья", "мешает социум", "дезориентируют средства массовой информации", "не требует сложившаяся экономическая и идеологическая модели" и т. п.), а с позиций современного, компетентного педагога - как педагогическую функцию (мотивировать, значит побуждать к деятельности и общению для достижения целей педагогического процесса).

Как классическая западная психология мотивации (достаточно привести знаменитую формулу Хекмана - Олдхэма: "Человек переживает положительные эмоции в той степени, в какой он узнает (знание результатов), что он лично (переживание ответственности) хорошо выполнил задание (переживаемая значимость)"), так и современная отечественная педагогическая психология особое внимание в решении этой проблемы уделяют созданию позитивного эмоционального фона деятельности как ведущего фактора мотивации. Следовательно, в зависимости от того, как педагог учитывает при проектировании и реализации урока его "фоновые" условия, так он и выстраивает значительный перечень мотивационных ресурсов учебного занятия.

На каждом этапе урока учителю необходимо обращать внимание на различные моменты, которые могут в определенной степени повлиять на мотивационный фон.

Данные позиции могут использоваться при тематическом анализе/самоанализе урока в контексте его мотивационной функции. Для этого была разработана специальная схема анализа/самоанализа мотивационных ресурсов урока (приложение 1).

Обращение учителя к мотивационным моментам урока в значительной степени способствует в целом повышению его эффективности. Анализ мотивационных ресурсов урока позволяет выделить наиболее часто встречающиеся ошибки и недочеты учителей-практиков:
1. Если учитель не уложился в отведенное время урока, то это чаще всего свидетельствует о плохом хронометраже урока, неоптимальности отбора содержания знания и видов работы на уроке. Как правило, под сокращение попадают наиболее важные, с точки зрения обеспечения мотивации обучения и качества достигаемых результатов, моменты урока:

  • четкая работа с целью и задачами с позиций их практико-полезной и значимой для детей интерпретации;
  • обобщение результатов каждого этапа урока в контексте формирования целостного образа знания или способа деятельности (мы сейчас сделали это для того, чтобы делать дальше мы получили продукт, который нам необходим для того, чтобы ... и т. п.);
  • рефлексия на разных этапах урока с активным включением самих учащихся в обсуждение результатов;
  • четкое определение критериев оценивания, работа с оценкой как средством мотивации;
  • работа с домашним заданием.

2. Наиболее существенные проблемы в работе педагогов проявляются на этапах целеполагания (формализация этапа, снижение его мотивационно-го ресурса и т. д.).
3. Значительная часть педагогов привержена однообразным формам урока (преимущественно комбинированный с незначительными вариациями) и видам работы учащихся на уроке, что снижает мотивационный фон в отличие от менее традиционных и принимаемых учащимися в качестве оригинальных форм проведения урока.
4. К сожалению, многие "традиционные" учителя стремятся подменить средства мотивации средствами контроля, "отмотивировать" ученика негодными средствами, смешивая таким образом две различные функции управления - стимулирование и контроль.

Приведем наиболее эффективные средства мотивации учащихся, часто встречающиеся в психолого-педагогической литературе:

  1. Стиль обучения, начинающийся с первых секунд общения учителя с учащимися (на основе учета эффекта аттракции).
  2. Поощрение - открытое, объективное, справедливое и принимаемое в таком качестве большинством класса.
  3. Ответ как "право свободно высказаться".
  4. Закрепление материала как предоставление возможности освоить не усвоенное знание.
  5. Психологическое состояние учителя, часто передающееся классу.

В отличие от приведенной "пятерки" следующие 5 позиций, как правило, в большей степени призваны контролировать, а не мотивировать учащихся, т. к. могут снизить позитивный эмоциональный фон учебной деятельности:

  • отметка (в силу не всегда объективной, часто - фоновой природы. Например, "5" в сильном классе и слабом - порой разные оценки; или "4" стабильно занимающемуся ученику и "4" слабому, однажды подготовившемуся к уроку и получившему ее с завышением в целях создания упрощенно понимаемой учителем "ситуации успеха");
  • угрозы (например: "Если вы не выполните задание к понедельнику, то ...");
  • жесткие сроки (в зависимости от тех или иных психологических особенностей учащихся установки типа "До конца урока осталось 5 минут. А вы не выполнили еще 2 задания" могут их дестабилизировать, сбить, т. е. привести к обратному эффекту);
  • навязанные цели (вызывают, как правило, отторжение, если не поняты и не приняты объектом);
  • личностные оценки (часто связаны с оцениванием не учебного результата, а дисциплинарного момента; при таком подходе ученик оценивается не по учебному труду и его результату, а по качествам личности).

Руководителю образовательного учреждения и самому педагогу важно знать и то, какие факторы мотивации действуют на них самих. Для этого предлагаем разработанный нами с учетом теории мотивации Ф. Герцберга небольшой тест "Какова моя мотивация?" (приложение 2), а также памятку руководителю образовательного учреждения по использованию средств мотивации и стимулирования (приложение 3).

Приложение 1 Анализ мотивационных ресурсов урока
Инструкция: По каждой приведенной в таблице позиции дайте оценку/самооценку по трем уровням (высокий, средний, низкий/недостаточный). При подведении итогов определяется доминирующий уровень оценки в целом по таблице, а также проблемные зоны, по которым был выставлен низкий уровень оценки.

Тема урока:______________________________________________________________________ .

Класс:________ .

Предмет:________

Основные компоненты урока

Уровень реализации

1

2

1. Организационно-мотивационный момент урока

Эмоционально-мотивационная установка на урок и позитивное общение - психологическая комфортность (приветствие учителя, вступительное слово, установление контакта, интерес учителя к состоянию учащихся; эстетика кабинета)

 

Обеспечение физиологической комфортности (проверка правильности посадки, осанки, обустройства места работы; проверка требований светового и температурного режима в кабинете; рекомендации по оптимальному режиму работы на уроке)

 

Организация класса (дисциплинарный момент): отчет дежурного, проверка готовности учебных принадлежностей к уроку

 

2. Целеполагание

Обеспечение четкости цели урока на уровне понимания ее учащимися

 

Определение практической значимости, полезности осваиваемого знания или способов деятельности на уровне принятия их учащимися (актуализация цели через вопросы: Как и зачем будем делать? Где и как это мне пригодится? и др.)

 

Учет возрастных особенностей учащихся при реализации функции целеполагания (создание ситуации интриги, ближнесрочная перспектива)

 

 

3. Выбор формы учебного занятия

Нетрадиционность формы учебного занятия

 

Нетрадиционное оформление учебного занятия, подкрепляющее его смысловую или ролевую нагрузку и повышающее интригу действия урока

 

Дополнительные учебные ресурсы

 

4. Содержание учебного материала

 

Опора на уже известное и понятное знание

 

Обращение к актуальным, повседневным и важным для учащегося вопросам и проблемам (актуализация)

 

Доступность в сочетании с научностью

 

Напряженность (знание развивающего характера, нарастание интереса)

 

Пролонгированность (знание имеет перспективу своего развития и использования)

 

Занимательность, интересная фабула (сценарная выстроенность) урока

 

Внутри- и межпредметные связи

 

Принцип гештальта (законченного образа) в работе со знанием или способом деятельности (каждый компонент знания или способа носит завершенный характер, имеет сформированный образ через предъявление - освоение - закрепление - обобщение - рефлексию - переход к следующему)

 

Метапредметная направленность

 

5. Деятельность на уроке

Использование активных методов обучения, новых технологий

 

Напряженность деятельности, темп урока

 

Вариативность видов деятельности учащихся

 

Включение учащихся в процесс выработки нового знания (исследовательский метод)

 

Продуктивность обучения (получение конкретных осознаваемых и материализованных продуктов деятельности на уроке)

 

Уровень самостоятельности учащихся на уроке

 

Включение учащихся в коллективные, групповые виды работы

 

Внутриклассная дифференциация, внимание учителя к отдельным учащимся

 

6. Создание ситуаций рефлексии на уроке

Рефлексия эмоционального состояния

 

Рефлексия деятельности

 

Рефлексия результатов

 

Создание ситуаций рефлексии по ходу урока

 

Организация общего обсуждения урока

 

7. Контроль и оценка деятельности учащихся и ее результатов

Управление деятельностью класса и каждого учащегося конкретно

 

Уровень самоконтроля учащихся

 

Характер контроля

 

Организация этапа оценивания

 

Использование бонусов для оценивания

 

Объективность оценивания

 

Комментирование оценки

 

Фиксация оценки, достижений (продуктов) учащихся:

формальная (дневник, журнал);

публичная (в качестве примера другим)

 

Домашнее задание

 

Комментирование домашнего задания учителем с позиций его важности и полезности

 

Ссылка на опыт, полученный в ходе урока, необходимый для выполнения домашнего задания

 

Четкая фиксация домашнего задания

 

Определение критериев оценки домашнего задания (меры поощрения и наказания)

 

9. Эмоциональный фон хода урока

 

Эмоциональность учителя

 

Юмор учителя

 

Создание ситуаций поддержки, успеха для отдельных учащихся

 

Внимание учителя к учащимся

 

Психологический контакт на уроке

 

Создание ситуаций свободного общения при осуществлении учебной деятельности

 

Использование физминутки для физической и эмоциональной разрядки

 

Обращение учителя к учащимся

 

Проявление учащимися интереса к уроку

 

Дополнительно (общее впечатление об уроке и его итоговая оценка)

 

 


 

         

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль