Особенности рабочей программы по окружающему миру для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

3945

Автор: Долгинцева Евгения Александровна (Москва)

В соответствии со статьей 32 (п.7) Закона Российской Федерации "Об образовании" "Компетенция и ответственность образовательного учреждения" при подготовке к 2010-2011 учебному году в школах области началась разработка рабочих программ учебных курсов и предметов.Учителя, особенно молодые специалисты, столкнулись с рядом проблем при подготовке новых нормативных документов, сложно было выдержать структуру и требования к разработке рабочей программы. Подробнее остановимся на программе по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру для 1 "д" класса МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №49 г. Белгорода с углублённым изучением отдельных предметов" составлена с учетом:

  • требований федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования").
  • программы для начальной школы. Система Л.В. Занкова (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В.Занкова.- Самара: Изд "Учебная литература": Издательский дом «Федоров», 2007г.)
  • требований к уровню подготовки учащихся 1 класса;
  • объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом МОУ СОШ № 49 на 2010-2011 уч.год (Письмо департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 9-06/2729-ВА от 13.05.2010 г. "Об использовании БУП в общеобразовательных учреждениях области в 2010-2011 учебном году").

При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывалось, что концепция начального образования школы исходит из приоритета цели развития личности младшего школьника на основе его ведущей деятельности – учебной.

Основная цель образования на данном этапе – обеспечение этапа становления личности младшего школьника, выявление и целостное развитие способностей, формирование у школьников умения и желания учиться. Для реализации этих задач определяются приоритеты целей начального образования: на первый план ставятся цели развития личности ребенка на основе формирования учебной деятельности.Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.Дмитриева Н.Я.,Казаков А.Н. Окружающий мир Учебник для 1 класса. В 2-х ч. – Самара: ИД Федоров, 2007 г.
Учебник открывает интегрированный курс "Окружающий мир" для начальной школы. В 1 классе начинается ознакомление ребенка с широкой картиной мира, разнообразием живой и неживой природы, ее объектами, местом и ролью человека в окружающем мире. Содержание учебника носит пропедевтический характер, в нем заложены все темы, которые будут развернуты в следующих классах. Основную информацию в учебнике несет рисунок, что соответствует возрастным особенностям детей.

2.Дмитриева Н.Я.,Казаков А.Н.. "Рабочая тетрадь для 1 класса к уч. Окружающий мир" - Самара: ИД Федоров, 2010 г.
Рабочая тетрадь является дополнением к учебнику "Окружающий мир" и предназначается для индивидуальной работы первоклассника. Задания, представленные в тетради, расширяют знания детей об окружающем мире и способствуют общему развитию ребенка. Разрезные карточки, помещенные в тетради, необходимы для работы с учебником.

3.Дмитриева Н.Я.,Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу "Окружающий мир" 1-2 класс - Самара: ИД Федоров , 2009г

Учебно-методический комплект по окружающему миру для 1 класса авторов Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира.

В результате обучения данного предмета реализуются следующие учебные цели:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

В результате освоения предметного содержания окружающего мира у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: речевые, организационные, коммуникативные.

Учебный курс решает в системе общего развития учащихся следующие задачи:

  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к
  • осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
  • в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность; обучить безопасному поведению в природе и обществе;
  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать
  • обобщения и выводы;
  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.

По авторской программе на изучение курса отводится 60 часов, по учебному плану МОУ "Средняя общеобразовательная школа №49 г. Белгорода с углублённым изучением отдельных предметов" - 66 час, т.е. курс необходимо увеличить на 6 часов.

В связи с тем, что содержание учебника шире обязательного минимума, авторы программы считают целесообразным выбрать тот объем материала и тот уровень трудности работы с ним, который соответствует уровню развития детей (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 1-2 классы/Самара: ИД "Федоров", 2009 г, стр. 29).

Распределение программного материала произошло таким образом:

Название раздела

Кол-во часов по программе

Кол-во часов с изменениями

Изменения

Окружающий мир

7

7

природа, общество, труд

Природа

17

17+1

помимо программного в этот раздел
добавлена практическая работа
"Выращивание гороха и фасоли из семян"

Планета Земля

10

10+1

помимо программного в этот раздел
включен материал учебника "Географическая карта.
Карта России", "Азбука географии", "Облик Земли
постоянно меняется", "Тепловые пояса Земли",
"Место и время", "Как учили наших предков",
"Как открываются новые земли"(стр.34-51),
добавлена экскурсия по родному городу

Появление жизни на Земле.

8

8+2

помимо программного в этот раздел включен
Становление человека материал учебника "Появление и развитие жизни на Земле",
"Предки человека", "Начало оседлой жизни. Родовой строй"

Современное человечество

18

18+2

помимо программного в этот раздел включен
материал учебника "Законы современной жизни"

 

 Изменения, внесенные в программу, составляют примерно 6 %.

С целью проверки степени усвоения программного материала в течение года проводятся самостоятельные работы:
Название раздела Материал для с.р.
1. Окружающий мир: природа, общество, труд Стр. 30 учебника (ч. 1)
2. Природа Стр. 44 учебника (ч. 1)
3. Планета Земля -
4. Появление жизни на Земле. Становление человека Стр. 24 учебника (ч. 2)
5.Современное человечество Стр. 46 учебника (ч. 2)

В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта 2004 года, особое место в курсе занимают экскурсии и практические работы, в данном классе запланировано проведение 7 экскурсий и 2-х практических работ.Формы работы на уроке:

  • интегрированные уроки, интеграцию осуществлять можно с любым предметом: чтением, математикой, ИЗО, музыкой, технологией, русским языком;
  • урок с использованием мультимедийных средств;
  • урок – исследование;
  • урок – игра;
  • урок – путешествие.

Учебные занятия предусматривают разные виды деятельности детей: игра, беседа, обсуждение, наблюдение, опыты и т.д.

На уроках можно использовать:
- дидактические игры (Где растет?; Деревья, кустарники, травы; Летает – не летает; Назови детенышей; Съедобное – несъедобное; Кто где живет и чем питается? и т.д.)
- различные конкурсы (например, конкурс «Животный мир леса», «Птицы – наши друзья» и др.);
- конкурс знатоков, грибников и т.д.;
- решение логических задач (О каком дереве можно сказать так: пушинки свои первые распустила, запахом медовым пчел приманила?);
- решение кроссвордов, ребусов, занимательных задач;
- решение экологических задач;
- рисование эмблем, различных знаков, природоохранных плакатов;
- викторины для всезнаек;
- загадки;
- выставки;
- ролевые игры;
- создание макетов, моделей.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, игровых технологий, информационных технологий.

Таким образом, рабочая программа призвана конкретизировать содержание предметных тем образовательного стандарта, дать примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль