Изменение подходов к организации детской деятельности в рамках реализации основных принципов ФГТ

5095

Автор: Злобенко Марина Петровна, заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 112" (Саратовская область)

Стремительно меняется мир – изменяются педагоги и их воспитанники. На современном этапе сообщество педагогов дошкольного образования решает задачи перехода на Федеральные государственные требования к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).
Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач.

На данный момент существующие комплексные программы, на основании которых осуществляется воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях, не соответствуют федеральным государственным требованиям. Анализ содержания ФГТ показывает, что необходимо изменить подходы к организации детской деятельности. Выразиться это должно в отмене учебной деятельности, в обновлении планирования и перевод его в комплексно-тематический вид, в интеграции образовательных областей и совершенствовании системы мониторинга. Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на развитие интегративных качеств дошкольника за счёт повышения качественного уровня организации воспитательно-образовательного процесса, то есть пересмотра форм организации (не занятие, а например, игровые ситуации образовательного характера в рамках игрового взаимодействия с дошкольниками) и методов взаимодействия с дошкольникам (проектный, игровой и др.).

В ФГТ указано на необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа приближенного к так называемому "событийному" принципу, что позволяет сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным (данный подход знаком педагогам логопедических групп), что позволяет добиваться значительных успехов. Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны вызывать и личностный интерес детей (по крайней мере, большей части группы), обеспечивающий мотивацию образовательного процесса "здесь и сейчас".Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения, то есть, коллектив педагогов каждого конкретного учреждения может определить и добавить в образовательную программу ряд тем, актуальных для изучения именно в этом учреждении. Например, наш детский сад определил для себя модель организации воспитательно-образовательного процесса "ЭКОПРИЗ" (экологи, природа, здоровье – во благо ребёнка) и поэтому в основную общеобразовательною программу, а именно часть формируемую участниками образовательного учреждения нашего детского сада (педагогами и родителями) добавлены темы экологической направленности: "Растения дарят нам здоровье", "Красная книга Саратовской области", "Экологическая тревога" и другое.

Учитывая необходимость интегративного и деятельностного подхода, на данный момент, основываясь на требованиях Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А.Васильевой) и принимая во внимание основные разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (руководитель авторского коллектива Н.Е. Веракса), основываясь на ФГТ, наш коллектив с сентября 2011 года перешел на новую систему планирования работы: организация совместной деятельности, а именно: самостоятельной, образовательной и непосредственно-образовательной деятельности ДОУ, осуществляемой в ходе режимных моментов.

При организации воспитательно-образовательного процесса мы стараемся обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решая поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному "минимуму". Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна без взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса, а именно соединение знаний из разных образовательных областей, дополняя друг друга, например, понятие «героизм» рассматривается в процессе организации различных форм детской деятельности через призму музыки, литературы, живописи.

Самый важный аспект- это научить педагогов строить педагогический процесс от деятельностного подхода, то есть в основу организации должно быть положено дело - комплекс интегрированных мероприятий, в итоге реализации которых дети получат зрительно воспринимаемый результат: книга, спектакль, игра и т.д.
В предложении темы дела или цели его реализации педагог может опираться на тематическое планирование (календарь знаменательных дат). Примеры из опыта: создание книги для малышей "Игрушки"
и о зимующих птицах, подготовка к проведению военно-спортивной игры "Зарничка", участие в конкурсе макетов природных зон, и другое.

В ходе реализации задуманного дела дети получают дополнительные и необходимые для них знания, и что самое важное эта познавательная деятельность является мотивированной. "Можем ли мы с вами принять участие в конкурсе макетов? Что нам нужно для того, чтобы создать макет памятника погибшим воинам?" Дети определяют необходимые направления и планируют свою деятельность: рассмотреть альбомы с фотографиями памятников, обсудить и договориться о том, какой макет будут делать, определить материалы, из которых возможно его изготовление, собрать материалы и распределить обязанности: кто и что будет делать.

Направление любого дела определяет ведущая образовательная область, от которой строится интегрирование различных видов деятельности дошкольников: например дело "Интервью с ветераном" может строиться от образовательной области "Социализация" (тогда рассматривается значимость подвига данного человека, прошедшего Великую Отечественную войну) или строится от образовательной области "Коммуникация" (тогда данная деятельность рассматривается в новом контексте - как решение задачи формирования свободного общения с взрослым, овладения речевыми умениями: задавать вопросы, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия). В любом случае деятельностный подход полной мере обеспечит интеграцию областей.
Работа по теме "День Великой Победы" как правило, носит несистематичный, не интегративный характер. Не все разделы программы задействованы в воспитательно-образовательной работе, воспитателями ощущается нехватка методических материалов, пособий. Форма подачи материала по данной теме чаще носит традиционный характер. Именно деятельностный подход обеспечивает комплексность знаний по теме и вариативность форм (смотри приложение - таблицу «Комплексно-тематическое планирование по теме "День Великой Победы").

С целью обеспечения безболезненного перехода педагогов к новой форме планирования и новым формам организации мы разрабатываем схемы тематического планирования по выбранным для реализации темам. Один из вариантов планирования мы предлагаем коллегам.

Тематическое планирование по теме "День Великой Победы"

 Цели и задачи:

Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы. Развитие коммуникативной функции речи.Развитие интеллектуальной компетентности ребенка. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания. Воспитывать уважение к ветеранам войны.

Итоговые мероприятия:

Военно-спортивная игра "Зарничка" Литературно-музыкальная композиция  "Этих дней не смолкнет слава!"

Образовательные области

Совместная деятельност

Самостоятельная деятельность

Работа с социумом (родителями и общественными организациями)

Познание

Непосредственно-образовательная деятельность 
"Детство, растоптанное войной".
Экскурсия в Парк Победы
Образ воина-победителя в монументальной скульптуре.
Игровая деятельность
Дидактическая игра "Сложи картинку" (техника военная)
Словесная игра  "Кто, что делает?", "Один-много",

Работа в развивающем центре "Я живу в России" Подготовка и защита проектов "Война в лицах".

Рекомендовать родителям показать детям какой-либо памятник воинам-защитникам в  Саратове
 
Акция "Поздравь ветерана и ребенка войны"
Организация выездной выставки музея
 
 
 
Вечер встреч  в семейном клубе "Вспомним о войне"
Экскурсия в Парк Победы
 
Предложить поделиться информацией  на сайте "Рецепты народной медицины, проверенные годами"
Привлечь родителей к участию 
 
 
 
 
 
 
Конкурс макетов  среди педагогов ДОУ
"Память о войне"
 
 
 
Фестиваль "Песни о войне"
 

Социализация

Целевые прогулки — по улицам нашего района, носящим имена героев Великой Отечественной войны.
Беседа  "Что такое героизм?"
Экскурсия в библиотеку на экспозицию книг о войне.
Этюды: пограничника с собакой; танкистов;парашютистов;награждение; аэродром.
 
 

Обогащение материала для игры "Моряки", "Лётчики", "Госпиталь"
 
Подготовка выставки "Игрушки  детей войны"

Чтение художественной литературы

Выставка  литературы о Великой Отечественной войне
Беседа о произведениях  С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое", В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо?", В. Сосюра "Советская Армия", С.Михалков "День Победы", Л. Барбас "Имя героя".
Чтение по выбору детей.
Детская энциклопедия. М., 1969. Т. 9.; Ромашкова Е.И. День защитников Отечества. М., 2000. С. 56
Заучивание стихов.
Конкурс чтецов произведений о войне.

Работа в центе активности "Знайки"- рассматривание различных книг по тематике. Рассматривание иллюстраций  "Военная техника", "Защитники Отечества"

Коммуникация

Интервью с ветераном войны.
Игра-викторина "Боевая слава нашего народа".
Ситуативная беседа  "Улицы нашего города, названные в честь героев Великой Отечественной войны".
Встречи детей с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда (ветеранами труда нашего детского сада), солдатами, курсантами.

Индивидуальные беседы "Защитники Отечества"

Физическая культура

Подвижные игры: "Переправа", "Сигнальная азбука", "Взлётная полоса", "Расставь посты",  "На учении";
Игры - соревнования: "Самый лучший снайпер", "Заправка топливных баков"
Эстафета "Болото"
Военно-спортивная игра "Зарничка"

Безопасность

Беседы о правилах оказания первой медицинской помощи.

Организация сюжетно-ролевой игры "Госпиталь"

Здоровье

Беседа "Радости детей войны" (о  ценности хлеба и кусочка сахара).
Ситуативный разговор "Травы, которые лечат" (об использовании лекарственных растений
Беседа в фитобаре "То, что дарит бодрость и здоровье" (о пользе чая из ягод).

Организация сюжетно-ролевой игры "Полевая кухня"
Составление гербария лекарственных растений.
 

Художественное творчество

Непосредственно-образовательная деятельность. 
"Летчики-герои водят самолеты" (рисование)
"Крейсер охраняет границы России" (аппликация)
"Салют" изготовление коллажа
Конкурс рисунка "Дети о войне"
Конкурс детского творчества: "Цветы победителям"

Конкурс плаката  "Нет войне!"
 

Труд

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм: пакет-донесение,
 

Музыка

Слушание Д. Тухманов "День Победы", "Памяти павшим"; М. Блантер, М. Исаковский "Катюша"; В. Агапкин Марш "Прощание славянки",  М Бернес "Тёмная ночь",  А.В. Александров "Священная война", 
Инсценировка песни "Синий платочек",
Упражнение  с флажками "День Победы"
Оркестр "Славься!" музыка П. Глинки
"День Победы"
Вечный огонь

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль