Об особенностях работы по оздоровлению часто болеющих детей

6503
Авторы:
И.В.Руженкова, врач-педиатр МКДОУ " Центр развития ребенка – детский сад № 8 Орленок", к.м.н.,
В.Б.Кашкарева, заведующая МКДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 8 "Орленок" г. Кисловодск

Охрана здоровья воспитанников является основной задачей медицинской службы детских дошкольных учреждений. Известно, что значительную часть (около 70%) от числа заболеваний в детском саду составляют инфекции дыхательных путей. При этом в абсолютном большинстве случаев (67,7-75%) они возникают у так называемых часто болеющих детей (ЧБР).

Существуют критерии включения детей в группу часто болеющих (В.Ю.Альбицкий, А.А.Баранов, 1986), согласно которым в возрасте до 3 лет в нее попадают дети, болеющие 6 и более раз в год, в возрасте 4-5 лет – 5 и более, старше 5 лет – 4 и более. Однако на практике педиатры начинают бить тревогу при частоте заболеваний ОРИ у дошкольника уже 4 раза в год. Такой подход обоснован, так как он позволяет сформиркварцдовать "группу риска"
вероятностного развития ОРЗ и раньше начать оздоровительные мероприятия с такими детьми.

Наиболее высокий удельный вес ЧБД отмечается среди организованных детей дошкольного возраста, особенно в первый год посещения детских коллективов. Согласно литературным данным в разные возрастные периоды в группу ЧБД попадают от 15 до 40 и даже 50% всех детей данного возраста.

В нашем детском саду в течение многих лет эти цифры не превышают нижней границы возрастной нормы. Это достигается во многом благодаря подвижнической работе педагогов. Среди лидеров – воспитатели Репина В.Ю. и Жданова Г.Н., которые своевременно выявляют заболевших и выводят их из детского коллектива, проводят регулярное кварцевание помещений, в период высокой заболеваемости гриппом и ОРВИ осуществляют в группе профилактику с использованием эфирных масел лука и чеснока, строго выполняют требования СанПиНа к детскому саду в отношении прогулок с детьми.

Медики детского сада также прилагают максимальные усилия для оздоровления детей в детском саду. Этому способствуют введенные нами медицинские дневники (паспорта) групп. Среди прочих данных они включают ежегодные страницы учета заболеваемости (прежде подобные существовали в виде "экранов заболеваемости"). Они позволяют своевременно выявить детей из группы риска, раньше составить индивидуальную программу оздоровления, ознакомить с ней родителей, начать работу по оздоровлению малыша. Заболеваемость по группе отражается в медицинских дневниках в виде ежегодной таблицы. По вертикали – список детей группы, по горизонтали – месяцы года; в случае заболевания против фамилии ребенка в нужном месяце ставятся даты и сокращенный диагноз.

После 4 случаев заболевания фамилия ребенка в списке выделяется "красной строкой" (своеобразный знак "Внимание!"), после 5-го ребенок попадает в группу учета часто болеющих детей. Сравнивая листы учета заболеваемости разных групп, видишь и сильно отличающееся количество "красных строк". Наглядно, что в одних группах дети болеют больше, в других – меньше. Начинаешь искать причины разного уровня заболеваемости; в зависимости от них усиливаешь работу с педагогическими работниками. Кроме того, в медицинских дневниках сконцентрирована информация об особенностях семейного анамнеза и роста детей, динамике физического развития и групп здоровья воспитанников, перенесенных ими заболеваниях и прививочных реакциях.
Работа с часто болеющими детьми в ДОУ подразумевает составление индивидуальных программ оздоровления. Степень сложности их варьирует в зависимости от состояния здоровья ребенка. Программы доводятся до сведения родителей на занятиях клуба "Здоровый дошкольник" или в индивидуальных беседах. При условии серьезного отношения родителей к рекомендациям медиков результат, как правило, появляется уже через несколько месяцев. Многое по оздоровлению ребенка делается и непосредственно в детском саду. Конечно, этиопатогенетическое лечение ОРИ и иммунокоррекция в условиях обычного детского сада трудно осуществимы, но восстановительные реабилитационные мероприятия вполне могут использоваться в ДДУ. Они включают рациональный режим дня, оптимальное питание, закаливающие процедуры и дыхательную гимнастику. В нашем детском саду для оздоровления часто болеющих детей в 2011 г. было организовано проведение 2 курсов массажа грудной клетки. Существенно уменьшить заболеваемость помогают и занятия в плавательном бассейне.

И если не везде есть возможность использовать массаж и плавание для оздоровления детей, то организовать занятия дыхательной гимнастикой в период максимальной заболеваемости ОРИ можно в любом ДДУ без особых материальных затрат. В своей работе мы опробовали несколько комплексов дыхательной гимнастики. Наибольший отклик у детей нашли занятия в игровой форме. Сначала мы просто выполняли рекомендованные упражнения, потом вместе со старшими детьми сочинили сказку. Интерес к дыхательной гимнастике после этого во всех группах вырос.

Сказка про мишку Винни-Пуха, который играл на дудочке и летал на шаре

(Дыхательная гимнастика для профилактики и лечения ОРВИ)

МИШКА ВИННИ-ПУХ ТОРОПЛИВО ШЕЛ В ГОРУ. ОН ХОТЕЛ ЗАБРАТЬСЯ ПОВЫШЕ, ЧТОБ ПЯТАЧОК ТОЧНО УСЛЫШАЛ ЕГО УСЛОВНЫЙ СИГНАЛ – ИГРУ НА ДУДОЧКЕ, ПОНЯЛ, ЧТО ВИННИ СКУЧНО, И ПОСКОРЕЕ ПРИШЕЛ К НЕМУ. ГОРА БЫЛА ВЫСОКОЙ, А ВИННИ ТОЛСТЕНЬКИМ, С КОРОТКИМИ ЛАПКАМИ. ЕМУ БЫЛО ТРУДНО ИДТИ, И ПОТОМУ ОН ДЫШАЛ ТАК:

Упражнение 1.Сделать короткий шумный энергичный вдох через нос, затем резкий выдох через рот. Повторить 10 раз.

НАКОНЕЦ МИШКА ДОБРАЛСЯ ДО ВЕРШИНЫ. ОН УСЕЛСЯ НА КАМЕНЬ, ВЫНУЛ ИЗ КАРМАНА КУРТОЧКИ ДУДОЧКУ И СТАЛ ИГРАТЬ НА НЕЙ:

Упражнение 2. Представим, что нос – это наша дудочка. Теперь нужно поставить указательный палец правой руки на точку между бровями. Большим пальцем этой же руки закрыть правую ноздрю, сделать вдох через левую. Отпустить большой палец, одновременно закрыть левый носовой ход средним пальцем, сделать выдох через правый носовой ход (детям младшего возраста можно просто попеременно закрывать пальчиками ноздри, вдыхая и выдыхая при этом). Повторить 10 раз.

УСЛЫШАЛ ЗВУКИ ДУДОЧКИ ТИГРА И ПРИБЕЖАЛ К МИШКЕ НА ГОРУ. УСЕЛСЯ ПОСЛУШАТЬ МУЗЫКУ, ДА НЕДОЛГО ПРОСИДЕЛ, НАЧАЛ КРУТИТЬСЯ И ПРИНЮХИВАТЬСЯ. "ЧЕМ ЭТО ТУТ ПАХНЕТ?"

Упражнение 3. "Чем пахнет?"- делать короткие, шумные, энергичные вдохи, как бы принюхиваясь, чем пахнет. Повторить 10 раз.

ПОНЮХАЛ-ПОНЮХАЛ И КАК ЗАКРИЧИТ: "А! ТУТ МЫШКА ПРОБЕЖАЛА! БУДУ ЕЕ ЛОВИТЬ!"

Упражнение 4. " Мышку ловят ладошки"
Делаем шумные, короткие, ритмичные вдохи носом в ритме строевого шага и одновременно сжимаем ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд четыре шумных ритмичных вдоха носом. Затем руки опускаем, отдыхаем 3–4 секунды и снова шумно дышим 4 раза. Повторить не менее 12 раз (4х3).

- И УБЕЖАЛ ТИГРА.
ОСТАЛСЯ МИШКА СНОВА ОДИН. ЕМУ СТАЛО ГРУСТНО, И ОН ДАЖЕ ЧУТЬ НЕ ЗАПЛАКАЛ И ЗАШМЫГАЛ НОСОМ – вот так:

Упражнение 5. "Пошмыгаем носом"
. Делаем короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом. Не стесняйтесь звуков. Заставьте ноздри соединяться в момент вдоха.

НО ТУТ НАД СКЛОНОМ ГОРЫ ПОЯВИЛСЯ ВО-О-ОТ ТАКОЙ ОГРОМНЫЙ ( красный, синий, зеленый – варьируем ) ШАР..

Упражнение 6. "Какой шар?" Показываем, какой шар. Руки поднять вверх (вдох), затем медленно опускать их вниз с произнесением звука Ш-Ш-Ш. Повторить 5-6 раз, руки опускать прямыми.

ЗА ЕГО ВЕРЕВОЧКУ ДЕРЖАЛСЯ ПЯТАЧОК. ШАР БЫЛ ТАКОЙ БОЛЬШОЙ, ЧТО ВИННИ-ПУХ И ПЯТАЧОК ВДВОЕМ УХВАТИЛИСЬ ЗА НЕГО, ПОТЯНУЛИ ЗА ВЕРЕВОЧКУ, ВОЗДУХ СТАЛ С ШИПЕНИЕМ ВЫХОДИТЬ, А ВИННИ И ПЯТАЧОК МЕДЛЕННО И ПЛАВНО ОПУСТИЛИСЬ С ВЕРШИНЫ ГОРЫ НА РАВНИНУ И ПОБЕЖАЛИ ИГРАТЬ.

При организации работы по оздоровлению детей сотрудники всех детских дошкольных учреждений руководствуются едиными нормативными и методическими материалами. Однако в работе каждого ДОУ есть свои особенности, наработки, «изюминки». Журнал "Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ" вообще изучается нами от корки до корки; статьи же сотрудников других детских садов штудируются с особым ревностным вниманием, когда ищешь, что интересного и ценного придумали коллеги, чтоб использовать новинки в своей работе. Будем рады, если и наши наработки окажутся полезными и помогут в оздоровлении детей.

Литература:

  1. Альбицкий В.Ю, Баранов А.А., Камаев И.А. Часто болеющие дети.– Нижний Новгород, 2003. – 174 с.
  2. Василевский И.В. «Реабилитация часто болеющих детей» (учебно-методическое пособие) Минск, 2006 г. – 44 с.
  3. Иванов В.А., Шарапов Н.В., Заплатников А.Л. "Состояние здоровья часто болеющих детей и повышение эффективности их санаторного оздоровления"
  4. Иванов В.А. Состояние здоровья и особенности иммунитета у часто болеющих детей. (автореферат диссертации на соискание степени к.м.н.), 2007 г.
  5. Маляева Е.В., Алехно О.А., Боднар В.И. "Применение оздоровительных методик» ж. "Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ" №6, 2010, с. 50-55
  6. Маскова Г.С., Черная Н.Л., Пушкарёва Л.А., Кузнецова О.Г., Григорьева О.И. "Эффективность индивидуальной реабилитации часто болеющих детей в условиях детской поликлиники". Журнал "Поликлиника"
  7. Современные подходы к лечению и реабилитации часто болеющих детей: Пособие для врачей / под ред Л.С.Балевой, Н.А.Коровиной, В.К.Таточенко. – М.: Агентство Медицинского маркетинга, 2006. – 56 с.
Читайте в ближайших номерах журнала «Медицинское обслуживание и организация питания детей ДОУ»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль