Головная боль у детей

12609

Экстренная помощь врача требуется в следующих случаях:

- если у прежде здорового ребенка внезапно возникла сильная головная боль, которая сопровождается лихорадкой, рвотой, тошнотой, потерей сознания, судорогами, сыпью на теле;

- головная боль возникла в течение нескольких дней или недель после травмы головы, падения, ушиба;

- головная боль появилась после или на фоне острых очагов инфекции: синусита, отита, пневмонии.


Источниками головной боли могут быть:

- участки твердой мозговой оболочки;

- внутричерепные артерии и артерии основания мозга;

- ткани, покрывающие череп (кожа, мышцы, сухожилия, слизистые оболочки);

- нервы (тройничный, языкоглоточный, блуждающий, два верхних шейных спинномозговых корешка).

Причины головной боли

Головные боли органического происхождения вследствие поражения центральной нервной системы достаточно редки (по некоторым данным, 0,5-1% случаев). Наиболее частыми у детей являются так называемые головные боли напряжения (отмечаются почти у 80% детей, жалующихся на цефалгию). Головная боль напряжения, как правило, носит диффузный характер, может локализоваться в лобной и лобно-височной областях, реже - в теменной. Чаще возникает во второй половине дня и провоцируется переутомлением, стрессами и метеорологическими факторами, иногда голодом, недостатком жидкости. Боль продолжается от одного до нескольких часов, в большинстве случаев проходит самостоятельно при смене рода занятий, после отдыха, короткого сна. Поэтому любая однообразная деятельность, в т. ч. занятия в детском саду, должна проходить с перерывами, сочетаться с гимнастическими упражнениями. По мере роста ребенка отмечается тенденция к учащению головных болей напряжения.


Выделяют первичную головную боль, при которой симптом является основной клинической картиной (при мигрени), и вторичную, когда головная боль выступает симптомом другого заболевания (при менингите).


Для профилактики возникновения головных болей у детей с нарушениями зрения важно правильно подобрать очки.


Головная боль может возникать при растяжении или сдавливании сосудов в результате повышения кровяного или внутричерепного давления, расстройствах кровообращения в головном мозге. Такие головные боли нередко сопровождаются тошнотой или рвотой. Сосудистая головная боль является результатом раздражения болевых рецепторов при слишком сильном растяжении мозговых артерий и переполнении вен из-за нарушения сосудистого тонуса. Аномалии хорошо видны при реоэнцефалографическом исследовании черепа. Среди таких форм головной боли наиболее часто встречается мигрень. Нередко боли связаны с нарушениями в системе позвоночных артерий вследствие травмы, которая произошла при родах.

В некоторых случаях стойкие головные боли обусловлены болезнями суставов челюсти, нарушением прикуса, косоглазием и близорукостью, поэтому ребенка с постоянными жалобами на головную боль надо тщательно обследовать.

Наиболее часто головная боль у детей возникает при инфекционных заболеваниях - гриппе, ОРВИ, воспалении придаточных пазух носа (у детей старшего возраста), нейроинфекции. Причиной болей в таких случаях является интоксикация продуктами воспаления. Изменяются кровоток в сосудах мозга и нормальная циркуляция спинномозговой жидкости. Особенно сильные боли испытывает больной менингитом, когда воспаление развивается в оболочках мозга. Помощь при данном виде головной боли заключается, прежде всего, в лечении основного заболевания.

Головная боль - характерный симптом всех форм черепно-мозговой травмы (далее - ЧМТ). При сотрясении и ушибе нарушается циркуляция крови и повышается давление спинномозговой жидкости, развивается отек мозга, повреждаются нервные клетки и волокна. Обычно боль возникает сразу, реже - в первые две недели после травмы. Головная боль в течение восьми недель с момента ЧМТ классифицируется как острая посттравматическая.

При сотрясении мозга головная боль в первые дни зачастую сопровождается тошнотой, рвотой и головокружением. Постепенно самочувствие улучшается, головная боль стихает, но может усилиться или вновь появиться, когда больной начинает ходить и вести более активный образ жизни.

Ушиб головного мозга обычно проявляется длительным нарушением сознания, очаговыми неврологическими симптомами. При развитии субдуральной гематомы самочувствие больного улучшается на длительный период (дни, недели) - "светлый промежуток", после которого интенсивная головная боль зачастую является первым симптомом развивающейся гематомы. В таком случае необходимо хирургическое вмешательство.

Когда головная боль сохраняется после восьми недель с момента черепно-мозговой травмы, она расценивается как хроническая посттравматическая. При этом, как правило, отмечаются снижение концентрации внимания, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность (постконтузионный синдром).

Очень сильные головные боли бывают при опухолях мозга (в этом случае резко повышается внутричерепное давление). Головная боль возникает обычно утром, сопровождается тошнотой, рвотой, головокружением, диплопией, атаксией и имеет постоянный характер. Отмечаются также изменения поведения, снижение успеваемости. Часто головная боль является первым и единственным симптомом объемного образования головного мозга.

Психогенные головные боли возникают в результате стресса, нервного напряжения, в основном у подростков. Эти боли бывает трудно отличить от мигрени. Как правило, их интенсивность нарастает в школе, особенно перед написанием контрольных работ и сдачей экзаменов. В отличие от болей, возникающих при повышении внутричерепного давления и мигрени, эти боли не сопровождаются тошнотой или рвотой. Нередко дети жалуются на головную боль, подражая кому-то из взрослых в семье.

Оказание помощи при головной боли

Способы оказания помощи зависят от вида головной боли.

В первую очередь необходимо исключить наличие у ребенка острого заболевания (гриппа, ОРВИ, менингита).

Головная боль напряжения легкой степени, повторяющаяся эпизодически, не требует специфического лечения. Основные принципы ее нелекарственного лечения и профилактики - соблюдение в дошкольных учреждениях необходимых гигиенических норм: рациональное питание, режим дня, сон, физическая активность, прогулки.

В отсутствие клинических признаков заболевания при несильной головной боли помогут:

- покой;

- тепло или холод на голову;

- стакан чая;

- в некоторых случаях - очистительная клизма.

При редких жалобах можно дать ребенку обезболивающие средства:

- Парацетамол (10-15 мг/кг на прием);

- Ибупрофен (5-10 мг/кг);

- комбинированные препараты, содержащие кофеин и спазмолитики (Спаз-мовералгин, Спазмалин, Цитрамон и др.).

Если головные боли сильные, часто повторяются и не прекращаются после приема лекарств, ребенка надо показать врачу-невропатологу с последующим проведением необходимых диагностических мероприятий (нейросонограмма, допплерография сосудов шеи и головного мозга, электроэнцефалограмма, магнитно-резонансная томография и др.).

Лечение и профилактика мигрени

Мигрень - наследственное заболевание, связанное с нарушением тонуса мозговых сосудов, нередко передается в семье из поколения в поколение. Как правило, наблюдается у детей школьного возраста. У девочек - в подростковом возрасте, у мальчиков - в возрасте до 10 лет, причем более чем у половины мальчиков мигрень с возрастом проходит.

Приступы головной боли при мигрени возникают с определенной периодичностью и длятся от нескольких часов до трех дней, зачастую сопровождаются тошнотой, свето-, звукобоязнью и заканчиваются обильной рвотой, после чего ребенок чувствует облегчение.


Причины возникновения мигрени:

- нервное возбуждение, переутомление, стресс, чрезмерные нагрузки;

- сильный шум, яркий свет;

- употребление некоторых видов пищи (шоколада, газированных напитков, копченостей, пищевой добавки глютамат натрия);

- изменение метеорологических условий.


Приступу головной боли могут предшествовать необычные звуковые, обонятельные или оптические ощущения. Боль обычно пульсирующая, усиливается при ходьбе, иногда бывает столь сильной, что ребенок не находит себе места.

Диагноз "мигрень" ставят ребенку с периодическими головными болями, которые сопровождаются хотя бы тремя из следующих признаков:

- боли в животе;

- тошнота или рвота;

- односторонний характер боли;

- облегчение боли после сна;

- наличие мигрени у родственников.

Известны редкие варианты мигрени, например, с острой потерей ориентации, развитием парезов. Особой формой мигрени у маленьких детей является ацетонемическая рвота, при которой, естественно, ребенок не жалуется на головную боль, но у него наблюдается неукротимая рвота в течение нескольких дней.

Профилактика мигрени заключается в устранении возможных провоцирующих факторов. Иногда достаточно снизить уровень нагрузок или требования к успеваемости ребенка, и приступы мигрени прекращаются. Для того чтобы наполовину снизить частоту приступов у детей с головными болями, желательно избегать громких звуков, ярких вспышек света, прямых солнечных лучей, избыточной физической нагрузки и чувства голода.


При приступе простой мигрени обычно помога­ют обезболивающие средства: Парацетамол, ком­бинированные препараты (Аскофен, Цитрамон).


Большое значение при борьбе с мигренью имеют психотерапевтические методы, направленные на изменение поведения ребенка, самовнушение позитивных стимулов. Как показывают исследования, по эффективности данные методы не уступают длительному медикаментозному лечению.

А.А. Рулева,
врач-педиатр, мл. науч. сотрудник отдела профилактики инфекционных заболеваний
ФГУ "НИИ детских инфекций Федерального медико-биологического агентства России", г. Санкт-Петербург

Читайте в ближайших номерах журнала «Медицинское обслуживание и организация питания детей ДОУ»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль