Разработка "Партнерство ДОУ и семей воспитанников в коррекционной работе по освоению основной общеразвивающей программы"

1802
Автор: Карькова Ольга Михайловна, старший воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №181 городского округа Самара

В настоящее время отмечается рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это и речевые проблемы, и недоразвитие психических функций, и процессы, связанные с серьезными отклонениями в здоровье. Проведенное нами обследование речевого развития детей МБДОУ показало наличие у 68% воспитанников проблем в становлении правильного звукопроизношения и речи в целом. Однако большинство родителей (по результатам анкетирования ) не видят недостатков в речевом развитии своих детей и не соотносят их с физическим здоровьем ( хронический ринит, аденоиды). Они считают, что с возрастом речь нормализуется сама собой и не придают особого значения работе по формированию правильной речи либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.

К большому сожалению, есть еще родители, которые постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Тем самым родители формируют у ребенка комплекс неполноценности.

Выявленная проблема показала актуальность и востребованность вопроса о партнерстве логопеда с семьями воспитанников. Это во многом определяет освоение ребенком основной общеразвивающей программы, которая обеспечивает развитие интегративных качеств ребенка, а значит, его успешность в дальнейшей жизни.

Актуальность проблемы определяется также имеющимися противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционной помощи всем нуждающимся из-за нехватки мест
  • необходимостью участия родителей в коррекционной работе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия логопеда и семьи по данному направлению
  • оказанием своевременной помощи ребенку.

В нашем образовательном учреждении существует практика общения логопеда с родителями, которая взаимно обогащает обе стороны. Родители являются партнерами, но их надо научить партнёрству . (Партнёрство – совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях , направленная на достижение общей цели . Википедия . )

Результаты партнерских отношений логопеда с родителями в нашем образовательном учреждении очевидны. За период обучения мы добиваемся осознания родителями важности и необходимости оказания коррекционной помощи своим детям в преодолении речевых дефектов через посещение родителями логопункта при поликлинике, зачисление в логопедические группы, индивидуальное консультирование.

В результате из 68 % выявленных детей - 40% охвачено специальной помощью.
Это:

  • Повышение уровня знаний и умений в области коррекционной работы с детьми.
  • Повышение степени активного участия родителей в организации мероприятий ДОУ.
  • Осознание родителями позиции первых педагогов собственных детей.

Логопед взаимодействует с ребенком и родителями . В свою очередь родители взаимодействуют с ребенком. Это своего рода фундамент пирамиды. Не будет взаимодействия родителя с ребенком, рухнет вся пирамида.

В своей работе мы используем поэтапное включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей.

1 этап - Информационно – аналитический

Используются традиционные формы.

  • Анкетирование
  • Индивидуальные беседы
  • Выступления логопеда на родительских собраниях
  • Родительское собрание "Давайте познакомимся".

Такое собрание проходит с включением игрового практикума или занятия с целью изучения компетентности родителей в вопросах речевого развития.
На данном этапе логопед знакомит родителей со спецификой проведения занятия, демонстрируя приемы коррекционной работы с ребенком, указывая, на что следует обратить внимание дома.

  • Информационные стенды. "Семейная игралочка", "Дыши правильно", "Пальчиковая гимнастика" и другие, предполагающие совета логопеда. С данным материалом можно играть дома.
  • Круглые столы
  • Конференции для родителей
  • Прайс-листы магазинов, ориентирующие родителей в большом разнообразии игр, специальной и детской литературы.

Наряду с традиционными формами, мы используем в своей работе новые формы партнерства. Так, в нашем образовательном учреждении работает

  • Консультативный день для родителей "Здоровый ребенок" Это система сопровождения родителей воспитанников по речевому развитию, которая объединяет всех специалистов: логопеда, воспитателей и родителей воспитанников в единую команду. Задачи консультативного дня состоят в профилактике возможных нарушений в развитии ребенка:
  • Отставание в развитии на пороге школы;
  • Вопросы здоровья ребенка, как физического, так и психического.

Используются различные формы партнёрства педагогов с родителями:

  • Индивидуальное консультирование взрослых в отсутствие ребенка;
  • Семейное консультирование родителей в сочетании с индивидуальными занятиями ребенка со специалистами;
  • Ответы на обращения родителей.

Практические занятия, направленные на установление взаимодействия «родитель-ребенок-специалист» в условиях комфортной ситуации, позволяют пробудить и поддерживать у родителей интерес к совместной деятельности с ребенком и формировать практические навыки, получать своевременную, достоверную педагогическую информацию.

Эта форма работы, на наш взгляд, является наиболее продуктивной, так как охватывает воспитанников не только логопедических, но и массовых групп для определения индивидуального коррекционного маршрута по преодолению выявленных проблем.

На втором этапе партнерства логопеда и родителей так называемом практическом ("Давайте изучать вместе", "Стоит задача: научить правильно, выполнять задания".)

Помимо перечисленных форм взаимодействия (партнерства ) с родителями мы включаем проведение:

  • Семинаров-практикумов. ("Если ребенок говорит неправильно") с привлечением родителей, где предлагается участие в отдельных эпизодах занятия с ребенком.
  • Домашние задания
  • Занимательные игры для дома
  • Составление рассказов "Я сочиняю сказку", "Нескучные советы"
  • Практические диалоги "Решение педагогических задач", "Наши достижения", "Как общаться с ребенком", "Как проводить пальчиковую и артикуляционную гимнастику"
  • Ведение детского портфолио. Это помогает родителям оценивать динамику в развитии ребенка по содержанию таких разделов ("Мои проекты", "Речевое развитие дошкольника", "Портрет моего ребенка", "Речевой дневник" )
  • Почта для родителей "Надежда"

Родители в письменной форме задают логопеду вопросы о речевом развитии ребенка, которые опускают в почтовый ящик, а логопед в письменной форме отвечает на них.
Третий этап партнерства логопеда и родителей - практический ("Давайте играть вместе", "Мастер-класс"). На данном этапе в нашем дошкольном образовательном учреждении используются такие формы, как:

  • Тренинги по темам: "Правильно – неправильно", "Азбука общения". Приобщать родителей к созданию условий для речевого развития своих детей, участвовать в коррекционных играх, устанавливать доверительные отношения между детьми, родителями , логопедом, объединять их в одну команду.
  • Сбор материала "Шпаргалки для всей семьи". Картотека игр: пальчиковые речедвигательные, игры с песком.

Участие родителей в проектной деятельности:
– сбор информации, оформление материалов , презентация проектов: "История о динозавре", "Моя сказка", "Мое любимое комнатное растение", "Я и моя семья"

  • Организация экскурсий в школу в музей Боевой славы", "Крестьянский быт". "Библиотеку", где проводятся пушкинские чтения на тему "Сказки А. С. Пушкина".
  • Привлечение родителей к участию в проведении праздников и развлекательных мероприятий
  • Практические занятия вместе с ребенком (Логопед предлагает родителям закончить начатое упражнение или самостоятельно выполнить с ребенком задание.)

В нашем образовательном учреждении такие занятия традиционно проводятся в конце учебного года .

  • Занятия в форме
  • КВН
  • Праздник правильной речи
  • Путешествие в страну АБВГДейка
  • Путешествие в Зоопарк
  • Занимательное азбуковедение
  • Колесо грамоты
  • Уроки этикета
  • Викторины Культура речи
  • Привлечение к участию в творческих конкурсах вместе с ребенком
  • Логоритмические

Все это вызывает у детей массу положительных эмоций и воспринимается как маленький праздник. При этом успешно реализуются не только образовательные, но и воспитательные задачи. В практическом взаимодействии родители закрепляют методы и приемы по коррекции речи своего ребенка.

Родители – естественные учителя своего ребенка. От них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство – любовь к своему ребенку. Чтобы родители помогали детскому учреждению , их надо впустить в него , руководствуясь тем , что родитель не гость , а партнер , полноправный член команды детского образовательного учреждения.

Как мы показали, трудный путь к партнерским отношениям, к такому необходимому взаимодействию учителя – логопеда и родителей , преодолим , если идти к нему целенаправленно , осознанно, организуя работу в данном направлении в системе.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль