Портфолио воспитанника ДОУ

13752
С.Г. Юркова,
методист МБУ "Центр развития образования" г. Калачинска Омской области

Особое внимание к личности дошкольника, его индивидуальным способностям и особенностям развития - один из приоритетов современного подхода к воспитанию детей. Помочь ребенку раскрыть себя, найти то, что отличает его от других, способна технология "Портфолио". Этот необычный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить все интересное, что произошло в жизни малыша: положительные эмоции, творческие успехи, впечатления от прогулок, конкурсов, награды, забавные высказывания. Более того, портфолио не только станет памятной вещью для каждого воспитанника, но и пригодится при поступлении в школу.

В последние годы в образовательную практику прочно вошла технология создания портфолио - так называемой папки достижений, включающей в себя материалы, которые позволяют учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности. Более того, создание ученического портфолио стало одним из требований новых стандартов и важной составляющей системы оценивания учебных достижений.

Как известно, эта технология активно используется не только в школе, но и в дошкольном учреждении. Ребенок растет, развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни. С момента поступления в детский сад и вплоть до его окончания дошкольник проходит важнейший этап своего развития, результаты которого могут оказать влияние на всю его последующую жизнь. Вот почему важно зафиксировать и проанализировать изменения, полезные приращения в развитии и воспитании ребенка. Портфолио может оказать неоценимую услугу педагогам и родителям,

стремящимся сделать образовательный процесс эффективным, поможет при необходимости провести коррекцию развития. Но главное в том, что все достижения будут видны самому воспитаннику, станут предметом его гордости, послужат средством, повышающим мотивацию познавательной и творческой деятельности.

Функции портфолио и принципы его формирования

С целью обучения педагогов Калачинского района технологии создания портфолио была организована инициативно-творческая группа (далее - ИТГ), в которую вошли представители 12 дошкольных образовательных учреждений , в т. ч. МДОУ "Детский сад № 5", МДОУ "Детский сад № 6", МДОУ "Детский сад № 8" г. Калачинска.

На заседаниях ИТГ были намечены цели и задачи формирования портфолио, разработаны структура и критерии оценки, определена роль каждого из участников образовательного процесса, и в первую очередь воспитанника, в создании папки достижений. Педагоги определили, какое методическое и материально-техническое обеспечение необходимо для внедрения данной технологии в ДОУ, разработали способы отражения личностных достижений, приращений в интеллектуальном, физическом, психоэмоциональном развитии ребенка.

Изучив методическую литературу по теме, педагоги определили следующие основные функции порт-фолио воспитанника:

диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
целеполагающая - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);
мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;
содержательная - раскрывает спектр выполняемых работ;
социообразующая - формирует и развивает детско-взрослый коллектив в совместной деятельности;
развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.

Достаточно широкий спектр представленных функций свидетельствует о значимости такой работы.

При формировании папки достижений важно учитывать ряд принципов. Во-первых, создавать ее необходимо добровольно, нельзя настаивать на обязательном участии непременно всех воспитанников и родителей. Родители сами принимают решение, нужно их ребенку портфолио или нет. Во-вторых, участие ребенка в оформлении папки и отборе материалов обязательно.

В-третьих, важно не допустить "соревновательности". Каждый ребенок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это. В-четвертых, важна систематичность работы с портфолио. Еще один принцип, который необходимо учитывать при составлении папки достижений, - отсутствие строгих требований к оформлению, главное, чтобы она нравилась ребенку.

Что касается структуры портфолио дошкольника, то педагоги не пришли к единому мнению - подходы в разных дошкольных учреждениях оказались разными. И это стоит рассматривать как творческое отношение к решению задачи, а не как отрицательный момент в работе.

В ходе практического воплощения идей и замыслов участников ИТГ специалисты дошкольных учреждений пришли к выводу, что без участия родителей выполнять такой проект бессмысленно. Поэтому педагогам пришлось провести большую разъяснительную работу, чтобы найти союзников в новом деле. Предметом убеждения служили папки достижений, продемонстрированные на родительских собраниях. Лучшим доказательством эффективности работы по созданию портфолио стало выступление на заседании инициативно-творческой группы мамы одного из воспитанников. Она рассказывала о том, как вся семья, ребенок и, разумеется, воспитатель собирают детское портфолио. Эта папка не только станет памятной вещью, "вобравшей в себя солнечные крупицы детства", но и пригодится при поступлении в школу.

Безусловно, портфолио дошкольника существенным образом отличается от школьного, что обусловлено возрастными особенностями и педагогическими задачами, которые решаются в этот период развития ребенка.

Основные разделы портфолио дошкольника

"Я расту"
(антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни);

"Моя семья"
(рисунки, записанные со слов ребенка рассказы, фотографии);

"Почитай-ка"
(список любимых книг ребенка, рисунки по произведениям);

"Мои фантазии"
(выдуманные ребенком рассказы, игры, образцы словотворчества, рисунки и творческие работы);

"Грани таланта"
(особые таланты и склонности ребенка в одной или двух областях);

"Умелые ручки"
(поделки, аппликации, оригами, фотографии объемных работ);

"Награда для героя"
(дипломы, грамоты, сертификаты ребенка в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях);

"Скоро в школу"
(фото школы, рисунки на школьную тему, буквы, которые он запомнил, рекомендации для родителей, критерии готовности к школе).

Интересные идеи по структуре и оформлению портфолио дошкольника были найдены в методической литературе, Интернете. Когда суммировали всю информацию, выделили основные разделы.

Стоит отметить, что количество разделов, их название и наполнение не только в разных ДОУ, группах, но и у разных воспитанников одной группы часто отличалось.

Участники инициативно-творческой группы признали целесообразным оформление раздела "Я участвовал в проекте". В Калачинском муниципальном районе большинство детских садов успешно реализуют детско-взрослые проекты, в связи с этим и возникла такая идея. "Расскажу я вам стихи" - раздел, в котором записываются названия выученных ребенком стихотворений. Помимо этого бы ли предложены следующие варианты разделов: "Мои добрые дела", "Вот такой случился случай", "Я сам", "Дружба крепкая не сломается", "Советы родителям" и др.

Определенные разделы портфолио могут заполнить только родители. Они же должны отмечать, поощрять ребенка за "домашние достижения", что подчеркнет значимость выполнения дошкольником различных поручений, будет способствовать укреплению семьи.

При разработке положения о портфолио педагоги инициативно-творческой группы опирались на материалы серии дисков "Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск", № 4, 2009 г. "Подготовка детей к школе".

На этапе составления портфолио дошкольника большую роль играет использование различных диагностик, позволяющих отследить динамику развития ребенка. Результаты мониторинговых исследований, проводимых в ДОУ, должны найти отражение в папке достижений. При этом важно выбрать максимально лаконичную и в то же время информативную форму представления сведений. Традиционные мониторинговые исследования уровня физического, речевого развития, трудовой деятельности, формирования элементарных математических представлений и другие должны быть представлены на диагностических листах в тематических разделах портфолио, например следующих:

"Что ни слово - золото" (речевое развитие);
"Светлая головушка" (умственное развитие);
"Золотые ручки" (трудовая деятельность);
"Прыг-скок" (физическое развитие).

В качестве примера в приложении приводится диагностический лист усвоения математических представлений, средств и способов познания детьми. Листы заполняются воспитателем или другим специалистом, проводившим диагностику.

В рамках деятельности инициативно-творческой группы в течение года были проведены открытые занятия, целью которых было показать, каким образом отбираются и накапливаются материалы для детских портфолио, как организуется информация для заполнения диагностических карт.

Несомненно, степень самостоятельности участия дошкольника в формировании портфолио значительно ниже, чем у школьника. Однако все то, что сегодня ребенок в состоянии сделать вместе с взрослым, завтра он сделает сам. Например, самые интересные продукты деятельности и творчества дошкольника отбираются только при его непосредственном участии. Согласно рекомендациям методической литературы, оформление портфолио - дело совместное, и "красивость" с точки зрения взрослого должна уступить "красивости" с точки зрения ребенка. В процессе работы можно предложить дошкольнику что-либо изменить в оформлении или подборе материалов, но сделать это стоит лишь при желании ребенка.

Особое внимание следует уделить презентации портфолио. Ее можно проводить в день рождения ребенка либо на выпускном празднике. Дети будут рады продемонстрировать собственные достижения сверстникам, родителям и воспитателям.

Оценка портфолио

Вопрос о необходимости оценки портфолио дошкольника вызвал оживленную дискуссию среди педагогов. Мнения разделились: половина участников группы уверены, что она не нужна, поскольку детский сад - не школа, и подобного рода оценки здесь не уместны. Однако часть педагогов придерживаются иного мнения: при использовании любой технологии ставятся определенные цели и задачи, а значит, желательно отследить и оценить, насколько они выполнены. Тем более если рассматривать портфолио дошкольника как элемент преемственности между ДОУ и школой. Единственное условие - результаты могут быть известны только воспитателям и должны стать частью анализа педагогической деятельности. Следовательно, перед инициативно-творческой группой стояла задача разработать критерии оценки материалов. Были предложены следующие критерии:

достаточность и качество представленных диагностических материалов, позволяющих проследить динамику развития дошкольника;
широта направлений развития ребенка, отраженная в собранных материалах;
эстетичность оформления портфолио (оценивается только на заключительном этапе);
степень активности всех участников образовательного процесса в формировании портфолио.

Таким образом, пройдя все этапы работы по данной технологии в дошкольных учреждениях, участники инициативно-творческой группы смогли в полной мере убедиться, что портфолио воспитанника ДОУ - дело нужное, интересное и перспективное.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль