Сопровождение деятельности начинающего воспитателя

14155
Автор: О.Ю. Пискун, старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета; О.М. Жихарева, старший воспитатель МДОУ "Центр развития ребенка -детский сад № 478" г. Новосибирска

При поступлении на работу молодой специалист в детском саду испытывает серьезный стресс. От того, насколько легко он преодолеет данный этап, зависит становление педагога как профессионала и его верность выбранной профессии.

Помочь педагогу в этом может организованное в ДОУ методическое сопровождение начинающих воспитателей, задачи которого - учесть факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества воспитателей.

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью. От того, как он преодолеет этот этап, зависит его личностное и профессиональное развитие, а также состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования.

Высокие требования к профессиональной компетентности обусловили важность начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Изучение творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие воспитатели в ходе организации воспитательно-образовательного процесса, показало, что молодые специалисты:

  • с трудом применяют полученные теоретические знания на практике;
  • имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми;
  • неадекватно оценивают свои возможности;
  • имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста.

Все это в совокупности с низкой оплатой труда, социальной напряженностью, невысоким статусом профессии воспитателя зачастую является причиной ухода начинающих педагогов из сферы дошкольного образования. Подтверждением тому служат и статистические данные МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 478" за последние три года. Из 17 молодых специалистов остались работать только пять.

Этапы реализации проекта

Для того чтобы учесть в методической работе факторы, влияющие на успешность профессиональной адаптации начинающего воспитателя в ДОУ, был разработан проект методического сопровождения педагогов на этапе адаптации.

Анализ ситуации показал, что основные усилия необходимо направить на формирование инициативной, активной личности педагога ДОУ, потребности к саморазвитию и повышению профессионального уровня, практических навыков работы с детьми, родителями и коллегами, обучение планированию воспитательно-образовательного процесса с учетом современных подходов к личностно ориентированному обучению.

Целью проекта стало создание методической программы, позволяющей начинающему педагогу не только успешно адаптироваться в ДОУ, но и развить умения и навыки - важные показатели педагогической компетентности - в различных профессиональных ситуациях.

Основные задачи проекта:

  • планирование содержания методического сопровождения начинающих педагогов в образовательной среде;
  • разработка программы коучинг-сессий по методическому сопровождению с учетом потребностей начинающих воспитателей;
  • внедрение программы сопровождения начинающего педагога в деятельность методического совета ДОУ;
  • мониторинг качества внедренной методической программы по работе с начинающими воспитателями.

Решить поставленные задачи предполагалось в три этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.

Цель подготовительного этапа - выявление педагогического статуса начинающего специалиста для дальнейшего развития профессиональной перспективы, а также его самоопределения, т. е. формирование представлений о работе воспитателя с анализом и первичной диагностикой уровня собственной педагогической деятельности и творческого потенциала. Время проведения - сентябрь.

Для достижения поставленной цели необходимо было проанализировать кадровую документацию дошкольного учреждения - изучить процесс поступления и увольнения педагогических работников за последние три года, а также установить количество новичков, оставшихся в детском саду, и причины, побудившие их к этому.

Цель реализационного этапа - создание и апробирование рациональной системы мероприятий, воздействующих на работу начинающего воспитателя:

  • через обеспечение профессионального роста и совершенствование мастерства;
  • повышение уровня психологической компетентности;
  • создание условий для проявления творчества;
  • развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога;
  • формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами и др.

Время проведения - октябрь - апрель.

Целью итогового этапа является проверка эффективности психолого-педагогичесого сопровождения образовательного процесса в ДОУ. Время проведения - май. Для подведения итогов используется анкетирование с целью изучения профессиональных умений педагогов и определения затруднений. Анализируются результаты контрольной диагностики, обобщаются итоги работы, обеспечивается прогнозирование методического сопровождения на следующий учебный год.

Особенности программы коучинг-сессии

Для достижения поставленных целей и решения задач проекта была разработана программа "Коучинг-сессии по методическому сопровождению начинающего воспитателя". Каждый педагог ДОУ обладает колоссальным потенциалом, но далеко не всегда способен его раскрыть и реализовать в силу своих психологических особенностей. В деятельности детского сада коучинг используется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых специалистов, консультаций старшего воспитателя, приглашения научных консультантов из института повышения квалификации, с кафедр факультета педагогики и психологии детства Новосибирского государственного педагогического университета и т. д.

Коучинг - раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности

Т. Гэллвей.
Работа как внутренняя игра

Девиз коучинга: "Я тренирую, ты побеждаешь!"

Отличие коучинга от наставничества в ДОУ в том, что он представляет собой активную форму обучения, направленную на личностную поддержку профессиональной деятельности педагога. Его ключевой элемент - осознание, восприятие относящихся к делу фактов и информации, понимание, когда и как эмоции и желания искажают наше восприятие действительности.

В процессе коучинга стажист не инструктирует начинающего педагога, не дает ему указания, а задает вопросы, помогающие воспитателю лучше понять постав ленную перед ним задачу, оценить ее в новом ракурсе, найти наиболее эффективный способ решения и воплощения на практике с использованием необходимых ресурсов. Тем самым педагог лучше осознает сложившуюся ситуацию и требования руководства. Кроме того, он понимает, что его мнение имеет определенное значение для руководителя. Все это позитивно сказывается на продуктивности работы.

Программа "Коучинг-сессии по методическому сопровождению начинающего воспитателя" предназначена для педагогов, не имеющих опыта работы в системе дошкольного образования, и построена на раскрытии важнейших аспектов дошкольной педагогической науки, понимании государственной и региональной политики в области дошкольного образования, овладении педагогами профессиональными умениями, связанными с формированием личности ребенка на основе индивидуального, дифференцированного подхода.

Программа рассчитана на то, чтобы воспитатели освоили не только систему психологических и педагогических знаний, но и сформировали убеждения, касающиеся основных процессов образования, таких как социализация и индивидуализация.

Основные формы обучения:

  • семинар-практикум;
  • консультации;
  • круглый стол;
  • технологии открытого пространства;
  • индивидуальные консультации;
  • брифинг;
  • мастер-класс;
  • школа передового опыта;
  • открытые просмотры и др.

Для начинающих педагогов основной целью программы является совершенствование профессиональной подготовки воспитателя путем освоения на практике целостной системы работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

В процессе реализации программы решаются следующие задачи: адаптация начинающих воспитателей к дошкольному учреждению; помощь в конкретизации профессиональных ожиданий и предпочтений, согласование их со спецификой и задачами учреждения; формирование готовности к самостоятельной организации и осуществлению профессиональной деятельности, выработка рефлексивной позиции.

Программа включает в себя три коучинг-сессии:

  • 1- я - психологический аспект подготовки начинающего воспитателя к самостоятельной деятельности (1 октября - 30 декабря);
  • 2- я - включение начинающего воспитателя в работу дошкольного образовательного учреждения (11 января - 31 марта);
  • 3-я - подведение итогов - рефлексивный круг, представление самостоятельного занятия, мероприятия (1-27 апреля).

Мероприятия в рамках коучинг-сессий по методическому сопровождению начинающего воспитателя проводились в течение 7 месяцев в соответствии с разработанным планом (приложение 1). За этот период состоялось 15 встреч, было использовано 13 форм работы, освещено 12 тем.

В процессе изучения учебного раздела начинающий педагог должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, получить представление о современных подходах к определению сущности образования и стратегическом направлении государственной политики в этой области. Ему нужно знать:

  • основополагающие постулаты профессиональной этики;
  • свои должностные обязанности и права;
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании";
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • возрастные и психологические особенности детей
  • на каждом этапе развития.

Кроме того, педагог должен уметь взаимодействовать с дошкольниками с учетом их возраста и интересов; устанавливать контакт и успешно сотрудничать с родителями воспитанников; отслеживать, прогнозировать и корректировать процесс и результат своей работы; планировать и организовывать воспитательно-образовательный процесс, используя современные подходы к личностно ориентированному обучению и др.

Система контроля за ходом и качеством усвоения начинающими воспитателями содержания программы предусматривает текущий, промежуточный и итоговый контроль. Текущий контроль с целью установления уровня овладения педагогами профессиональными умениями проводится в течение всей коучинг-сессии в соответствии с рабочим планом проекта. Цель промежуточного контроля - определить уровень освоенных профессиональных навыков или выявить трудности, с которыми сталкиваются начинающие воспитатели. Для этого используются беседы, посещения занятий, режимные моменты, наблюдение. Для осуществления итогового контроля начинающий воспитатель предоставляет индивидуальный портфолио или организует открытое занятие либо развлечение.

Качество организации образовательного процесса начинающим педагогом оценивается с помощью анкет, личного портфолио. Оценка качества практической деятельности осуществляется заведующим ДОУ, руководителем проекта, старшим воспитателем, педагогами-стажистами при проведении развлекательного мероприятия, занятия.

Ожидаемые результаты

Таким образом, проект методического сопровождения начинающих педагогов на этапе вхождения в профессию должен помочь им успешно адаптироваться в пространстве детского сада, обеспечить формирование профессиональной готовности педагогов ДОУ, а также повысить процент желающих продолжить работу.

В процессе реализации программы "Коучинг-сессии" воспитатели должны сформировать навык конструктивного взаимодействия с детьми, родителями и коллегами, освоить технологии обучения, воспитания и развития дошкольников, научиться планировать воспитательно-образовательный процесс с учетом современных подходов к личностно ориентированному обучению, использовать способы проектирования и реализации образовательной задачи в ходе совместной, самостоятельной и специально организованной деятельности. В результате начинающий педагог сформирует профессиональные функции личности: коммуникативную, координирующую, диагностическую, конструктивно-организаторскую, исследовательскую, проективную, гностическую. Проект поможет выявить способности начинающего воспитателя к инновационной деятельности, сформировать портфолио молодого специалиста, а главное - укрепить желание посвятить себя социально важному делу - развитию, воспитанию и обучению детей.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль