Артикуляционная гимнастика для детей в детском саду

3028

В  статье рассматривается вопрос оптимизации подхода к развитию подвижности артикуляционного аппарата согласно принципу биоэнергопластики, что в свою очередь позволяет наиболее эффективно формировать нормативную звукопроизносительную базу дошкольников. Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области.

Учёные, занимающиеся вопросами развития речи, указывают на то, что одной из важнейших проблем дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с патологиями в развитии речи.

Анализ специальных литературных источников позволяет говорить о том, что существует стойкая связь интеллектуального и речевого развития ребёнка со степенью сформированности у него мелкой моторики пальцев рук. Сведения, приводимые в литературе, указывают, на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук относительно уровня развития речи. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. 

 
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки [3].
Изученная литература позволяет говорить о том, что сочетанные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, и раскрепощены, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, - а это - в свою очередь, положительно влияет на повышение уровня развития интеллектуальной деятельности детей, совершенствует координацию движений и мелкую моторику. 
 
Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не " участвует" При этом учитель-логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. 
 
Постепенно к артикуляционным движениям подключаются сначала движения одной кисти - ведущей руки. Затем подключается вторая рука. 
 
Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. 
 
Такого рода гимнастике, для развития подвижности артикуляционного аппарата необходимо продолжаться весь учебный год. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. 
 
Предложенный далее комплекс упражнений - Таблица 1 - наглядно показывает возможные комбинации, непосредственно, упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастик. Данный комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов. 
 
Следовательно, систематическое выполнение детьми дошкольного возраста, страдающими проблемами в развитии речи, подобных упражнений позволит наиболее эффективно усвоить систему нормативного звукопроизношения.

Таблица 1.
Упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата
(принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата):

I.Упражнения для нижней челюсти.
1. Широко раскрыть рот и подержать  его открытым несколько секунд. Затем закрыть.

Ладонь лежит на столе. Пальцы сомкнуты. В момент открытия рта, поднять ладонь, держа её основание на столе. В момент закрытия рта опять положить ладонь на стол.

2.Жевательные движения с сомкнутыми губами.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев руки.

3.Легкое постукивание зубами, зубы разомкнуты.

Пальцы правой ладони сомкнуты. Пальцы левой ладони полусогнуты и постукивают по правой ладони (и наоборот).

4. "Заборчик" - верхняя челюсть "стоит" на нижней;  губы в улыбке.

Ладонь правой руки лежит на столе. Пальцы сомкнуты. Правая ладонь выдвигается вперёд в момент выдвижения челюсти (и наоборот)

II.Упражнения для губ.
1."Улыбка" - "Трубочка".
Растягивание разомкнуты губ (зубы сжаты) – вытягивание губ вперёд.

Разведение пальцев в стороны – "улыбка". Сведение пальцев – "трубочка". 

2.Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.

Прогибать ладонь одной руки кулаком другой с преодолением сопротивления. Затем положение рук меняется.

III.Упражнения для языка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна).
1. "Болтушка" - движения языка взад-вперед.

Ладонь с разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад – вперед.

2. "Часики"- движения языком вправо-влево.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо - влево

3. "Качели" - движения языком вверх-вниз.

Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается – 'качели" вверх.

4. Круговые движения языком.

Круговые движения кистью руки, пальцы в кулаке. 

5. "Лошадки" - щелканье языком.

Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

6. "Лопатка" - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 

В момент показывания «лопатки» похлопывать кистью руки по столу.

7. "Иголочка"- узкий напряженный язык высунут вперед.

Все пальцы, кроме указательного пальца,  собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания "иголочки". "Иголочка" убирается - указательный палец убирается в кулак.

8. "Желобок" - высунуть широкий язык боковые края загнуты вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

Скрестить указательный и средний палец руки. 

9. "Грибок" - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута.

Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.

10. "Чашечка" - широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе.

Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх (рот открыт), язык высунуть изо рта в форме "чашечки". "Чашечки" из рук смотрят вниз – рот закрыть.

11. "Киска сердится" - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

Поглаживание с надавливанием четырьмя пальцами одной руки по столу. 

12. "Накажем непослушный язык" - покусывать широкий кончик языка.

Постукивание подушечками пальцев по столу.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Справочник старшего воспитателя ДОУ


      Оформить бесплатный доступ к журналу





      © МЦФЭР, 2018. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      С нами уже более 300 000 специалистов в области образования!

      Зарегистрируйтесь бесплатно и получите:

      • уникальный подарок!
      • доступ к более чем 10 тысячам профессиональных статей сферы образования
      • ответы экспертов об организации работы детского сада

      Регистрация займет не более минуты.
      Подарок за регистрацию - журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (pdf)!

       

       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и продолжить чтение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль