Работа с синдромом эмоционального выгорания педагогов

9320
Н.Н. Вилкова, Е.В. Тарасова, педагоги-психологи ГБОУ СОШ № 1220, Москва
А.В. Труфанова, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 297, Москва
Е.В. Лесовая, методист-психолог ГОУ ОУМЦ СВОУО, Москва

Так как тема профессионального выгорания педагогов актуальна для всех образовательных учреждений, то и для решения этой проблемы созданы и продолжают разрабатываться специальные профилактические психологические курсы для педагогов и психологов.

Один из них – курс методиста-психолога ГОУ ОУМЦ СВОУО г. Москвы Е.В. Лесовой "Профилактика эмоционального выгорания педагогов и родителей с помощью методов творческого развития личности".

В результате прохождения этих курсов авторами статьи была создана рабочая группа, которая начала совместно проводить занятия с педагогами двух школ, что оказалось эффективнее, чем реализация программы поодиночке.

Экстремальные события и длительные неблагоприятные условия сосуществования людей в современном мире негативно сказываются на взаимоотношениях. Но случается и так, что даже в благополучной на первый взгляд обстановке таится нечто, что изо дня в день подрывает силы и заставляет усомниться в своей профессиональной компетентности, способности поддерживать на должном уровне социальное взаимодействие и контролировать эмоции.

"Ты должен не жалеть себя, в первую очередь думай о других", "эгоистом быть плохо' – слышим мы с самого детства. В литературных произведениях, фильмах, песнях идеализируются герои, готовые отдать последнее ближнему, даже пожертвовать собой. Это действительно героизм, но не все могут выдерживать его бремя и совершать геройские поступки каждый день. Чтобы помогать другим, гораздо эффективнее прежде всего самим беречь свою жизнь и радоваться каждому ее дню, а потом уже научить этому других, ведь для героизма совершенно не обязательно приносить кого-то в жертву.

Чтобы помогать другим, гораздо эффективнее прежде всего самим беречь свою жизнь и радоваться каждому ее дню.

Психологическая теория эмоционального выгорания. История вопроса

В последнее время все чаще можно услышать о таком понятии, как синдром выгорания педагогов или эмоционального выгорания. Впервые этот термин ввел в психологическую практику американский психиатр Х. Фрейденберг в 1974 г. По мнению ученого, профессиональное выгорание "является истощением энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей". Когда сотрудник выгорает по какой-либо причине, он становится неэффективным в своих действиях. Х. Фрейденберг указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, мечтательных, одержимых навязчивыми идеями.

К. Маслач определяет эмоциональное выгорание как "синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам", которое возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением.

По мнению автора методики определения эмоционального выгорания В.В. Бойко, такое состояние – это "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия".

По мнению Г. Селье, профессиональное выгорание – это дистресс, или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.

Профессиональное выгорание – синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Оно наступает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или освобождения от них.

Но каковы бы ни были различия во взглядах у авторов на природу выгорания, главная причина выгорания – психологическое, душевное переутомление от вынужденного профессионального общения. Более других ему подвержены представители профессий, связанных с интеллектуальной работой и взаимодействием с людьми. Особенно быстро и заметно оно наступает при чрезмерной нагрузке у тех, кто по роду своей деятельности должен "дарить" другим тепло своей души, – учителя, воспитатели, врачи, психологи. Иными словами, эмоциональное выгорание – это "плата за сочувствие".

На возникновение синдрома профессионального выгорания существенно влияют три фактора:

  1. Личностный фактор. Это прежде всего чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства, как считает А. Пане.  Психологи отмечают, что синдром профессионального выгорания чаще встречается у женщин, чем у мужчин. Женщины склонны эмоциональнее переживать неудачи в работе и проблемы в общении с коллегами. Также ему более подвержены люди мягкие, гуманные, склонные к сочувствию. Одновременно с этим синдром профессионального выгорания опасен для авторитарных, эмоционально холодных и сдержанных людей с низким уровнем эмпатии.
  2. Ролевой фактор. Исследования Х. Кюйнарпуу и К. Кондо показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: нет интеграции усилий, но при этом присутствует конкуренция.
  3. Организационный фактор. Синдром профессионального выгорания напрямую связан с напряженной психоэмоциональной деятельностью: необходимостью интенсивного эмоционального общения, восприятия, переработки и интерпретации информации, принятия решений. Неблагополучная атмосфера и конфликты в коллективе, неправильная организация и планирование работы, бюрократия, необходимость взаимодействия с психологически трудным контингентом (конфликтные клиенты, тяжелобольные, трудные подростки и проч.) также вызывают выгорание. Синдром профессионального выгорания сопровождается и физическими симптомами. Поскольку отрицательные эмоции накапливаются, это приводит к истощению эмоционально-энергетических ресурсов организма, что выражается в повышенной утомляемости, постоянной усталости, нарушениях сна, раздражительности, головных болях, ухудшении слуха и зрения, которые на первый взгляд могут показаться беспричинными.

В литературе описаны три стадии эмоционального выгорания:

  1. Уплощение эмоций. На фоне утомления возникает стремление лучше работать – душевнее, даже «по-родственному» беседовать с людьми. Однако это не повышает качество общения, скорее, наоборот, сверхсочувствие сменяется равнодушием. Происходит «уплощение эмоций», когда исчезает острота чувств и переживаний. Кажется, что все нормально, но… скучно и на душе тошно. Ослабляются чувства к самым дорогим и близким.
  2. Конфронтация. Общаясь между собой, люди начинают пренебрежительно высказываться о других (учениках, коллегах, клиентах и т. д.). Сдерживая свое возбуждение, утомление, внутренний протест против душевных затрат, человек разряжается через агрессию.
  3. Потеря ценностных ориентаций/ Первоначальные симптомы выгорания могут проявляться в том, что при общении (с клиентами, учениками и т. д.) у человека возникает навязчивое недоверие к своим или чужим высказываниям. Оно может чередоваться или сочетаться с недовольством собой, ощущением снижения своей компетентности в работе. Выгорающая личность портит всем настроение и климат в коллективе, заражает всех своим выгоранием. Такого человека все чаще охватывает мучительное ощущение своей несостоятельности как профессионала, утрата представлений о ценностях жизни.

Три стадии эмоционального выгорания (по К. Маслач):
1. Уплощение эмоций.
2. Конфронтация.
3. Потеря ценностных ориентаций.

Выгорающая личность портит всем настроение и климат в коллективе, заражает всех своим выгоранием.

Встречаются разнообразные сложные сочетания симптомов и динамики эмоционального выгорания. При первых признаках его появления стоит обратиться к психологу, а если эти симптомы физические, может понадобиться консультация терапевта. Для диагностики профессионального выгорания психологи используют специальные тесты, а для борьбы с ним – особые тренинги и упражнения.

Программа серии психологических занятий с педагогами

Задачей рабочей группы психологов было создание и проведение в своих школах серии авторских занятий с педагогами "Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе себя!".
В случае совместного проведения занятий, рассчитанных на несколько дней, психологи могут пользоваться опытом своих коллег, распределять упражнения между ведущими, ориентируясь на сильные стороны каждого специалиста. Работа в межшкольной команде позволяет снижать эмоциональные нагрузки и выгорание самих ведущих-психологов, поддерживать друг друга, решать непредвиденные организационные проблемы, вести фото- и видео-съемку, оперативно подготавливать раздаточный и обрабатывать диагностический материалы.

Программа серии психологических занятий с педагогами была отсценарирована по определенным этапам, что обеспечило полноту, смысловую наполненность и учет всех нюансов при подготовке подобных событий.

1. Организационная информация.
Количество участников программы: 10–12 человек. Аудитория: педагоги общеобразовательной школы. Продолжительность программы: 3 занятия. Они сформированы таким образом, что первое и второе занятия взаимосвязаны и проводятся с промежутком в 1 неделю. Третье – завершающее, но может проходить и отдельно как самостоятельное. Продолжительность одного занятия: 2,5–3 часа. Время проведения: вторая четверть учебного года.
Форма приглашения участников: объявление на педсовете, планерке за 2 недели до первого занятия. Посещение добровольное, необходимо записаться в группу не позднее чем за неделю до начала занятий. Участникам сразу обозначаются периодичность встреч, количество часов на одно занятие и остальные необходимые условия.

2. Ожидания участников.
Предполагается, что в ходе занятий у педагогов появится возможность:

  • неформально общаться с коллегами по вопросам, связанным и не связанным с учебным процессом, что позволит им лучше узнать друг друга;
  • обмениваться опытом по разным вопросам, что поможет приобрести навыки взаимной поддержки в трудных ситуациях, а также решения производственных проблем совместными усилиями;
  • развивать способность прислушиваться к мнению другого человека, общаться, избегая директивности;
  • учиться здоровой самокритике, высказыванию своих истинных мыслей и чувств;
  • прислушиваться к себе, чтобы находить причины внутренних и внешних конфликтов, а также обретать внутренние ресурсы для дальнейшей полноценной жизни и работы.

3. Цели занятий.
Цели занятий:

  • повышение сплоченности коллектива;
  • снятие тревожности и агрессивности;
  • приобретение навыков позитивного мышления;
  • нахождение внутренних ресурсов, их творческое самораскрытие;
  • получение психологами диагностического материала и обратной связи от педагогов для анализа психологического климата в коллективе и уровня эмоционального выгорания педагогов. На занятиях планируется передача педагогам следующих ценностей:
  • нет безвыходных ситуаций;
  • каждый человек ценен и уникален;
  • жизнь каждого человека – это то, что он позволил себе иметь;
  • пока мы живы, нет ничего, чего нельзя было бы исправить.
Результаты диагностики и опросов педагогов в рамках психологических занятий

Проведение занятий помимо цели профилактики эмоционального выгорания педагогов несло еще и исследовательскую задачу. Авторам-ведущим было необходимо получать от участников занятий обратную связь для того, чтобы анализировать отношение педагогов к мероприятию, вовремя снимать тревожность, возникающую по мере выполнения тех или иных заданий, а также чтобы составлять представление о психологическом климате, планировать дальнейшую психологическую работу с коллективом. Анализировался весь полученный на занятиях диагностический и творческий материал педагогов.

Ожидания педагогов от предстоящих занятий

Гистограмма 1. Использовался Бланк 1 (приложение), в котором педагоги отвечали на вопрос о том, каковы их ожидания от предстоящих занятий. Ответы были обобщены в процентном соотношении и представлены в виде круговой гистограммы. На ней можно увидеть, что основные ожидания педагогов связаны с избавлением от эмоционального напряжения (24%), решением конкретных проблем (21%), попыткой разнообразить свою профессиональную жизнь и узнать о выгорании (по 18%). Мотив обретения душевного равновесия и общения с коллегами был востребован в меньшей степени (13%), также мало было педагогов, которые вообще не понимали, чего ожидать от мероприятия (8%).

Работа с синдромом эмоционального выгорания педагогов

Гистограмма 2. Изучая ответы педагогов на вопросы Бланка 2 (приложение) о том, оправдались ли их ожидания после занятий, можно сделать вывод, что подавляющее число участников
(81%) нашли для себя то, что искали, приходя на занятия с психологами. У 8% опрошенных никаких предположений не было, поэтому они не смогли проанализировать свое отношение к занятиям, и у такого же количества педагогов (8%) ожидания не оправдались.
Обратная связь от педагогов. Впечатления от занятий

Работа с синдромом эмоционального выгорания педагогов

Гистограмма 3. Если рассматривать ответы педагогов подробнее, то можно проанализировать, в чем именно каждый из опрошенныхпедагогов увидел воплощение своих ожиданий от проведенных занятий.

Работа с синдромом эмоционального выгорания педагогов

Подавляющее большинство (76%) получили на занятиях положительные эмоции, 5% позитивно пообщались, 3% решили свои конкретные проблемы. Таким образом, если сравнивать гисто- граммы 3 и 1, налицо несоответствие: педагоги пришли с иными запросами, имели совершенно другие представления о том, что их ждет на занятиях, были ориентированы на то, что психологи займутся их проблемами и, возможно, подскажут, как их решить. Запроса на получение положительных эмоций (именно в такой формулировке) не было вообще. Однако в конечном итоге участники приобрели то, чего не ожидали. Желая, чтобы психологи предоставили им готовые решения текущих вопросов, педагоги получили хорошее настроение, которое позволило им перезарядиться и самим приступить к решению своих производственных проблем. Видимо, именно за это 11% опрошенных изъявили желание поблагодарить ведущих.Диагностика эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко

Педагоги ознакомились с собственными результатами диагностики профессионального выгорания педагогов ДОУ по методике В.В. Бойко, проведенной в первый день тренинга, и с общими результатами группы. В.В. Бойко предлагает рассматривать три фазы выгорания, каждая из которых, в свою очередь, состоит из четырех симптомов. Симптомы, как и фазы, могут быть на разном уровне формирования, от низкого (еще не сформированы) до высокого (уже сформированы).

У участников занятий наиболее выраженной оказалась фаза резистенции.
Резистенция (согласно интерпретации Бойко) – нарушение связей в системе «тело –мышление – эмоции», проявляется в чувственно-эмоциональной сфере и включает в себя следующие симптомы:

  1. Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование. Человек не отличает ситуации, где нужно экономить эмоции, а где не стоит этого делать, действует по принципу «как хочу, так и реагирую», у него теряется уважение к партнеру по общению.
  2. Эмоционально-нравственная дезориентация. Оценка человека происходит на основе эмоций, а не чувств. Эмоции выступают нравственной оценкой партнера.
  3. Расширение сферы экономии эмоций. Из-за «отравления людьми и контактом с ними» недовольство и раздражение выливаются на тех, кто ближе (членов семьи, одноклассников).
  4. Редукция профессиональных обязанностей. Формальное и минимальное выполнение должностных обязанностей.

Три фазы выгорания и их симптомы (В.В. Бойко):
1. Напряжение:

  • переживание психотравмирующих обстоятельств;
  • неудовлетворенность собой;
  • "загнанность в клетку";
  • тревога и депрессия.

2. Резистенция:

  • неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;
  • эмоционально-нравственная дезориентация;
  • расширение сферы экономии эмоций;
  • редукция профессиональных обязанностей.

3. Истощение:

  • эмоциональный дефицит;
  • эмоциональная отстраненность;
  • личностная отстраненность (деперсонализация);
  • психосоматические и психовегетативные нарушения.

Словарь психолога
Резистентность (от лат. resistentia – сопротивление, противодействие) – сопротивляемость (устойчивость, невосприимчивость) организма к воздействию различных факторов.Приложение.

Бланк 1. Анкетирование перед началом занятий
Уважаемые педагоги!
Каковы Ваши ожидания от предстоящих занятий? ________________________

Бланк 2. Анкетирование в конце занятий
Уважаемые педагоги!
1. Каковы Ваши впечатления от прошедших занятий? _____________________

2. В чем оправдались/не оправдались Ваши ожидания от данных занятий? __

3. Какое упражнение/задание понравилось больше всего? _________________

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль