Консультация для воспитателей "Развитие грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"

4958
Автор:Зеленина Ирина Леонидовна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад №2" (Пермский край)

Грамматика - наука о строе языка, его законах. Грамматика представляет собой систему, объединяющую морфологию, словообразование, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова ( или других слов) с помощью специальных средств.

Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении:

  • - на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: "Куклу мама принесла";
  • - вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: "Заплакала Маша почему?";
  • -дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос "почему?" отвечают: "Почему что…"

Неправильно иногда оформляется союзная связь:

  • - опускается союз или часть союза: "Вот еще лопнул шар у дяди, потому… нажал сильно";
  • - один союз заменяется другим: "Как мы пришли домой, мы играли с мячом"; "Я надела теплую шубу, почему что на улице холодно";
  • - союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: "Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим – салют".

Способы словообразования:

  • морфологический способ (про мощи приставок, суффиксов, корней, окончаний): путь – пут-ник; под одеялом - под-одеяль-ник; порядок – бес- порядок; слабый – слаб-ость; спускать – спускать-ся; бежать – при-бежать, в-бежать, вы-бежать; заяц – зай-чон-ок; сахар – сахар-ниц-а и т.п;
  • морфолого-синтаксический способ – сложения нескольких основ: лед колоть – ледокол; книги любить – книголюб; черные брови – чернобровый и пр.
  • Словообразование связывается с детским словотворчеством. Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя: копатка, помогание, колоток, страшность, пургинка и др.

Основные задачи формирования грамматической стороны речи детей

  1. Обеспечить обучение дошкольников родному языку и освоение морфологической системы (изменение по родам, числам, лицам, временам).
  2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
  3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Пути формирования грамматически правильной речи у детей:

  1. создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;
  2. специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
  3. формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
  4. исправление грамматических ошибок.

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.

К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.

Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста. Методические приемы: образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения и, в конечном итоге, устранить речевые нарушения у дошкольников

Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказка нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.

Литература

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1998. С. 153.
  2. Бородич А.М. Методика речи детей дошкольного возраста. – М.,1984. С.111.
  3. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М., 1984.С.105.
  4. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 2002. С.17.
  5. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. – М., 2001



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль