Урок "Фауна родного края зимой"

2298
Автор: Тимонина Гульнара Ринатовна, учитель начальных классов МБОУ"Гимназия №3" (Республика Татарстан)

Цель - изучение зимующих птиц.Задачи:
1) провести исследовательскую работу и описать свои наблюдения за дикими птицами, которых подкармливаем; 2) доказать гипотезы, сделать анализ и обобщить результаты; 3) развивать у учащихся чувства прекрасного; 4) способствовать повышению самооценки у учащихся, чувства собственной значимости в общем деле; 5) смастерить кормушки для птиц и обеспечивать наличие корма в них; 6) воспитывать бережное отношение к птицам.Методы и приёмы:

  1. Наблюдения;
  2. Сбор информации;
  3. Работа с литературой;
  4. Экскурсии;
  5. Обработка собранной информации;
  6. Творческая работа.

Режим работы: внеурочная деятельностьВозраст учащихся: 10-11 лет (4 класс)

Гипотеза: если каждый из нас будет много знать о птицах не только нашего края, но и нашей Земли, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то:

  • возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли;
  • станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и к друг к другу;
  • и тогда на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, прекраснее и радостнее.


План мероприятия
:

  1. Деление класса на группы по интересам для выполнения проекта.
  2. Приготовить сообщения о птицах, зимующих в нашей местности. Найти ответы на вопросы, чем питаются птицы зимой.
  3. Заготовить корм для птиц (август, сентябрь).
  4. Изготовить вместе с родителями кормушки для птиц.
  5. Подобрать стихи, загадки, пословицы, поговорки о зимующих птицах.
  6. Подобрать материал о происхождении названий зимующих птиц.
  7. Нарисовать плакаты, рисунки, сделать поделки о жизни птиц зимой.
  8. Распространение экологических листовок с просьбой помочь зимующим птицам.

Ход мероприятия:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Звучит фрагмент вальса И.Штрауса “Сказки венского леса"Красив лес зимой! Лес полон диковинок! Хочешь увидеть – поторопись. Посмотрите, какие следы на снегу.Кто рисует на снегу длинные цепочки, Кто расставил на бегу крестики и точки? Кто же такие птицы?
Наука, изучающая птиц, называется  ОРНИТОЛОГИЕЙ.

 Птицы 1. Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана.2. Они могут подниматься выше облаков и гор, перелетать через пустыни и моря.  3.Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.4.  Птицы приносят огромную пользу человечеству.5.  Они спасают поля и луга от грызунов, разносят семена по лесам, садам, тем самым, помогая человеку сажать молодые деревья и кусты, кормят и даже одевают человека. Своим пением и красотой птицы приносят радость человеку.6. О птицах сложены прекрасные стихи, сказки, легенды, песни.7.Невозможно даже представить нашу Землю без птиц. 8.Вот кто такие птицы.

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Поэтому каждый из нас должен охранять и беречь птиц. Для этого надо изготавливать птицам кормушки и скворечники, зимой подкармливать и просто ими любоваться! Но многие люди не обращают внимание на окружающую природу. Они не знают птиц и зверей родного края. Соответственно, не стремятся к её охране и становятся экологически безграмотными и равнодушными.
 Мы с вами проделали огромную работу по теме "Фауна родного края зимой", и сегодня подведём итоги.

 

3.Отчёт творческих групп
Группа "Энциклопедисты" расскажет нам кто такие птицы, какие бывают птицы. Почему  отправляются в теплые края перелетные птицы?
 Какие птицы у нас зимуют?

1.Птицы – наиболее многочисленный класс наземных позвоночных животных, объединяющих около 8600 ныне живущих видов. Птицы бывают плавающие, нелетающие (страусы), и летающие.

2.От всех животных птицы отличаются тем, что их передние конечности преобразованы в крылья, а все тело покрыто перьями. Размножаются птицы из яйца. Многие птицы способны переживать «эмоции»  - страх, злобу, радость. Свое состояние они передают звуками, позой, расположением оперения. У птиц есть память. Некоторые помнят всего 3-4 месяца, другие годами.3.Группировка птиц  по образу жизни. Оседлые и кочующие. Все птицы  по месту проживания делятся на:1. оседлых, 2. кочующих, 3. перелетных.Уже сами названия этих групп говорят о том, какой образ жизни ведут пернатые.4.Оседлые – это птицы, которые никогда не улетают из района гнездования или размножения. Орнитологи делят этих птиц на строго оседлых (синантропов) и полуоседлых. В Чистополе строго оседлыми можно считать  домовых воробьев и голубей. Они, как правило, живут вблизи человека. Еды им всегда достаточно, поэтому они держатся в одном месте. Полуоседлые - сороки, вороны, галки, синицы,  дятлы могут никуда не улетать из города (дворов, парков, садов), но могут, если надо, перебраться в сторону от постоянного места жительства и жить там  оседло. Они совершают небольшие кочевки, но лишь в пределах одного района обитания.5.Кочующие – это птицы, которые в поисках пищи могут удаляться  от мест гнездования на сотни километров. Но перелетами такие кочевки назвать нельзя, т.к. перелеты имеют определенное направление и конечные пункты, где птицы остаются на зиму. Кочующие пернатые не придерживаются определенного направления. Они могут поменять свой путь в любое время, хотя продвигаются  к более теплым краям.6. Поздней осенью к нам  прилетают зимовать гости.  Это кочующие: чижи, снегири, поползни, клесты. Кочевники обживаются в парках, лесопосадках, скверах, садах и во дворах, в тех местах, где могут найти для себя пропитание. В городе, возле жилища человека им легче пережить голод и холод зимы. А северным птицам наша  зима видимо не кажется сильно суровой. К тому же они, питаясь летом насекомыми, зимой могут переключиться на другие корма: растительные, заготовленные с лета запасы.Песня "Белые голуби"7.Не потому, что они могут замерзнуть холодной зимой. Дело в том, что перелетные - это насекомоядные пернатые, а зимой насекомых конечно на улицах нет.  А другой пищей питаться они не могут. Некоторые птицы в теплых краях выводят птенцов. 8. Значит, только растительноядные птицы могут приспособиться к зиме в городе? Например, синицы остаются зимовать (или кочуют) у нас, т.к. частично могут переключиться на растительные корма и даже запасать корма с лета (семена, личинки, куколки). Поползень – насекомоядная птица. Осенью и зимой он добывает насекомых, куколок и личинок из-под коры деревьев. Но зимой этого мало. Поэтому, зимой он переходит на желуди, орехи, семена хвойных и лиственных деревьев.

9. Зимуют у нас те пернатые, которые: 1) могут приспособиться к растительным и другим кормам. В условиях города в этом им помогают растения и люди (воробьи, голуби, снегири, синицы); 2) запасаются на зиму впрок (поползни, сойки), этими запасами могут пользоваться и остальные пернатые; 3) имеют приспособления, дающие возможность переносить низкие температуры: подкожный жир, достаточное количество перьев (зимой их становится в полтора раза больше, они делаются длиннее и плотнее);4) находят различные убежища и способы для ночевки и укрытия в суровое время (дупла, щели, объединяются в группы для ночевок): синицы, поползни, дятлы ночуют в дуплах, мелкие птички по 20-30 особей собираются в убежище – пищухи, синички, а крупные – вороны, галки ночуют открыто, собираются в большие стаи и садятся на ветки, плотно прижавшись друг к другу; 5) умеют приспособиться к короткому световому дню, способны быстро находить пищу, т.е. птицы  днем должны  успеть насытиться за 3-5 часов до наступления темноты.

4.Литературоведы проведут нам повидовый обзор фауны зимой.

Сизый голубь. Признаки. Общеизвестная птица. Исходная «дикая» окраска сизая с фиолетовым медно-красным и зеленым отливом на шее. В городских популяциях голубей есть однотонно темные почти черные птицы, а также особи с большим или меньшим количеством белых или коричневых перьев. Молодые птицы отличаются от взрослых буроватым налетом на сизом оперении, серым или коричневым цветом глаз, в отличие от красного или оранжевого – у взрослого. Вес 200-380 г, длина 32-38, крыло 21-23, размах 67-72 см.

Образ жизни. Дикие сизые голуби обитают в горах и гнездятся на скалах одиночными парами или группами. Сизые голуби, живущие в городах, гнездятся на чердаках и в прочих малопосещаемых людьми пространствах зданий. Гнездо устраивают на балках, карнизах, на полу чердака и в других местах. Самец приносит травинки, перья, прутики, самка складывает их в виде неряшливой плоской кучки с небольшим углублением посередине, куда откладывает 2 яйца. Питание. Основу питания составляют семена дикорастущих трав и культурных растений. Городские и сельские голуби регулярно посещают, особенно осенью, поля, где собирают просыпанное зерно. Многие птицы приспосабливаются кормиться на скотных дворах. Среди городских голубей много таких, которые кормятся на свалках и в тех местах, где их постоянно кормят жители. Иногда клюют мелкие плоды диких яблонь. Регулярно летают на водопои.
С голубями связано несколько специфических городских проблем. Они    переносят возбудителей большинства инфекционных заболеваний человека и домашних животных, расхищают и загрязняют зерно, пачкают и разрушают пометом скульптуры, памятники и здания.Танец под песню "Летите, голуби"

 

Сорока. Признаки. Широко известная птица с контрастной черно-белой окраской и длинным ступенчатым хвостом. Черные участки оперения, особенно хвост, имеют яркий цветной отлив. Самец чуть крупнее самки, по окраске не отличаются. Молодые окрашены как взрослые, но перо более рыхлое, цветной отлив слабый. Вес 180-280 г, длина 44-48, крыло 18-22, размах 52-60 см.Образ жизни. Обычные птицы населенной местности, могут гнездиться как на окраинах населенных пунктов, так и на самых оживленных городских улицах. Селятся только неподалеку от человека. Пары располагаются самое близкое в нескольких десятках, обычно – в нескольких сотнях метров друг от друга. Гнездо строят самец и самка, но самец более занимается заготовкой материала. Располагают гнезда в развилках ветвей высоких кустов, чаще колючих или деревьев, обычно в 2-4 метрах над землей, но иногда и гораздо выше, особенно в городах. Гнездо из веток в виде неправильного шара или почти бесформенной кучи может быть более метра в высоту. Внутри этой кучи находится чаша из грязи, выстланная мелкими корешками. Верх гнезда представляет собой "крышу" из сучьев, дающую защиту от хищников. Очень часто в городах вместо веток сороки используют разнообразную проволоку. В кладке 3-10 (чаще 6-8) яиц. Окраска яиц очень изменчива. Наиболее часто они светло-зеленые, бледно-оливковые или светло-коричневые с размытым крапом. Питание. Смешанное: беспозвоночные и мелкие позвоночные животные, в том числе грызуны, лягушата, яйца и птенцы самых разных птиц, а также падаль и всевозможные отбросы у человеческого жилья, на дорогах. Подбирают на полях зерно, клюют ягоды и фрукты. Излишки корма прячут, что особенно выражено в холодное время года. Песня "Сорока - репортёрша"

 

Галка. Признаки. Величиной примерно с голубя. Окраска в основном темно-серая, крылья и хвост черные с металлическим отливом. Задняя часть головы от глаз до зашейка светло-серая. Глаза голубовато-белые. Самец и самка окрашены одинаково. Молодые похожи на взрослых, отличаются оперением без блеска. Вес 175-290 г, длина 30-39, крыло 22-25, размах 65-74 см.Образ жизни. Обитают как рядом с человеком, так и в естественных местообитаниях. Главное условие гнездования – наличие убежищ. В природной среде – это дупла, трещины и ниши в скалах. Могут занимать старые гнезда сорок, ворон, грачей. В городах занимают всевозможные ниши и пустоты в каменных строениях, устраиваются на балках, на чердаках, под мостами. Одна из самых обычных птиц в наших городах. Гнездовой материал – ветки, трава, лоток выстилают в основном шерстью, перьями, тряпками, нитками и пр. одно гнездо служит им несколько лет подряд. В кладке 3-7 (чаще 4-6) яиц. Их окраска бледно-голубая или бледно-зеленая, чаще – почти белая с бурыми пятнами.
Питание. Галки в еде не очень разборчивы, поэтому называются всеядными. Животная пища – насекомые и прочие беспозвоночные, собираемые на полях, лугах, огородах. Ловят грызунов, ящериц, птенцов. В качестве растительной пищи выступают семена культурных злаков, ягоды, фрукты. Питаются также падалью, а в городах – в основном отбросами.

 

Серая ворона. Признаки. Общеизвестная птица с серым оперением туловища и черными головой, крыльями и хвостом. Самец и самка внешне не отличаются, самцы в среднем несколько крупнее. Молодые похожи на взрослых, но серый цвет у них темнее, а черный – без блеска. Вес 430-470 г, длина 44-51, размах 87-102 см.Образ жизни. Местообитание многообразно. Избегают только местности лишенной древесной растительности, глухих лесов и гор. Охотно селятся рядом с человеком, в том числе в больших городах, на оживленных улицах. Обычное расположение гнезда – в кроне дерева. Ежегодно строят новые гнезда, при этом нередко используют материал их старых гнезд. Строит гнездо из мелких веточек и прутиков, скрепленных глиной и дерном, изнутри выстилает перьями, шерстью, травой.
В кладке 1-7 (чаще 3-5) яиц бледно-зеленого, голубовато-зеленого цвета с большими пятнами бурого цвета. Питание. Вороны всеядны, но предпочитают животную пищу. В природной среде едят падаль, ловят беспозвоночных и мелких позвоночных животных, разоряют гнезда, раскапывают норы грызунов, то есть ведут себя как хищники. Рядом с человеком питаются в основном отбросами. Вороны представляют собой экологическую проблему. Они переживают самое трудное время – зиму – за счет человека, так что их численность постоянно растет. Летом эти многочисленные разбойники истребляют массу птичьих яиц и птенцов, заклевывают зайчат. Зимой загрязняют парки, пометом губят деревья, галдят по ночам.Большая синица. Признаки. Общеизвестная птица с желтым низом туловища и  зеленой спиной. Голова черная, с большими белыми пятнами на щеках. На груди продольная черная полоса. У самки желтый цвет низа бледнее, черная полоса на брюшке сужается. У молодых черные элементы рисунка без блеска, щеки желтоватые. Вес 14-21 г, длина 13-1, крыло 7-8, размах 22-26 см. Образ жизни. Гнездовые местообитания – леса самых разных типов, наиболее часто – смешанные, с наличием старых дуплистых деревьев. Занимают старые дятловые дупла, искусственные гнездования, естественные пустоты в стволах. Обитают также в городах, гнездятся в полостях и пустотах строений, в фонарных столбах, в дуплах городских деревьев. Гнездовой материал представлен скромно. Когда дупло маленькое, это может быть небольшое количество шерсти. Когда полость велика, синицы заполняют ее веточками, травой, мхом, корешками, ватой, тряпочками и т.д. В кладке обычно 9-12 яиц. Яйца белые с рыжими пятнышками. Питание. Летом насекомоядны, собирают корм на деревьях. К зиме перебираются к человеческому жилью. Зимой питаются на кормушках семечками, кусочками сала. Расклевывают припасы на балконах. Шарят на помойках. Кроме того, разыскивают насекомых, зимующих в щелях строений и деревьев. Многие прилетают каждую зиму в одни и те же дворы и парки. Корм не запасают, но любят грабить запасы других птиц.

Домовой воробей. Признаки. Общеизвестная птица. Обитает по соседству с жилищем человека. Общая окраска оперения – сверху коричневато-бурая с черными пятнышками, снизу беловато-серая. Имеет серую шапочку. Самка окраской совсем не похожа на самца. Самец отличается от самки наличием черного пятна, охватывающего горло, зоб и верхнюю часть груди. Молодые похожи на самку.    Вес 21-37 г, длина 14-18, крыло 7-8, размах 2-27 см.Образ жизни. Живут в городах с самой разной застройкой. Гнездятся в укрытиях, наиболее часто – в небольших пустотах строений, брошенной технике, на всевозможных складах. Занимают скворечники и прочие гнездования, которые вывешивают люди.  Воробьи не любят просторного гнездового помещения и все лишнее пространство забивают травой, шерстью, паклей и прочим материалом, из которого строят и само гнездо, в виде рыхлой чаши или неправильного шара.  Яйца изменчивы в окраске, в одной кладке могут быть от белого до серого или бурого, с разными оттенками. В кладке 4-6 яиц. Питание. Птенцов выкармливают насекомыми. Летом ловят мух, едят семена растений, вылетают на поле – на культурные злаки, совершают налеты на садовые ягоды.  В зимнее время собираются на свалках, подбирают крошки на улице, едят семечки и зернышки, которые дают люди. Некоторые проводят всю зиму в помещениях вокзалов, рынков, магазинов, складов. Песня "Воробышек". Полевой воробей. Признаки. Немного меньше и стройнее домового воробья.   Отличается от него полностью коричневым верхом головы и черным пятном – "сережкой" на белой щеке.  Самец и самка окрашены одинаково. У молодых оперение как у взрослых, но все более тусклое. Вес 18-28 г, длина 14-17, крыло 6-7, размах 21-24 см. Образ жизни. Меньше зависят от человека, чем домовые воробьи. Живут в естественных местообитаниях – в рощах, в перелесках, среди полей. Места устройства гнезд разнообразны. Это ниши и пустоты в постройках. Занимают скворечники, опустевшие дупла дятлов, старые гнезда ласточек.  Гнездового материала много. Это сухая и зеленая трава, лоток выстилают шерстью и перьями.   В кладке обычно 5-6 яиц. Их окраска изменчива. Бывает почти однотонная бурая окраска, бывает белая с редкими пятнами. В общем окраска от белого до бурого цвета, разных оттенков.   Питание. Птенцов кормят насекомыми. Летом едят беспозвоночных, насекомых, а также семена.  Зимой едят семена трав. При случае питаются крошками. Снегирь. Признаки. Красивая, широко известная птица. Благодаря яркой запоминающейся окраске – красная грудь, серая спина и черная шапочка, черные крылья и хвост – самец узнается безошибочно. Самка снизу розовато-бурая, сверху – серая. Молодые с рыхлым оперением и не имеют черной шапочки. Вес 24-36 г, длина 15-19, крыло 8-9, размах 24-30 см. Образ жизни. Гнездятся в разнообразных лесах. Могут поселится в парке. Гнездо строят на хвойных деревьях, в сгущении хвои. Бывает – в кустах можжевельника. Гнездовой материал – тонкие веточки, трава, мох, лишайники. В лотке тонкие корешки, растительные волокна, шерсть, перья. В кладке 4-7 (обычно 5-6) яиц. Они очень светлые, от бледно-голубого до голубовато-зеленого оттенков. Питание. Преимущественно растительное. Птенцов кормят в основном семенами и лишь попутно – насекомыми. Едят семена, бутоны, почки, завязи. В холодное время года часто питаются в городах и поселках, разгрызая крылатки кленов, ясеней, вскрывают коробочки сирени, достают семена из ягод рябины, диких яблочек. Танец под песню «Снегири» (группа Иванушки Interntional) Клест-еловик или  обыкновенный клест. Признаки. Птицы плотного телосложения, большеголовые. Клюв толстый, концы перекрещиваются. Окраска самца от малиново-красной до красно-оранжевой, кое-где бурый налет, особенно в передней части спины. Самка зеленовато-серая, со слабым желтым налетом. Молодые оливково-бурые. Вес 29-47 г, длина 14-19, крыло 8-10, размах 27-31 см. Образ жизни. Гнездятся в хвойных и смешанных лесах, чаще – в ельниках. Располагают гнезда на елях или других хвойных деревьях, высоко в кронах. Гнездо чашеобразное, толстостенное, глубокое. Его основа и наружные стенки выложены из тонких сухих веточек, в толще стенок – мох, лишайники, сухая трава. В кладке 3-4 яйца. Они бледные, зеленовато-голубые или чисто белые с мелкими пятнышками. Питание. Основной корм – семена елей, пихт, сосен и лиственниц. Также собирают семена рассыпанные на снегу и на земле. Едят и разный другой корм – крылатки кленов и ясеней, семена тополей, ив, различных трав. Ягоды едят неохотно. Едят и животный корм – беспозвоночных, однако в малом количестве.
Продуктом этого проекта стал альбом "Зимующие птицы", который подарили всем учащимся.

5.Бюро погоды. Приметы.
Интересно было проверить, совпадают ли народные приметы предсказания погоды по поведению птиц.

Учащиеся высказывали свои наблюдения.
1) Воробьи веселы, подвижны и драчливы – к хорошей погоде.
2) Вороны часто кричат – к непогоде.
3) Снегирь за окном зимой чирикает – к оттепели.
4) Вороны  и галки садятся на полдень носами – к теплу.
5) Если на ночевку ворона устраивается в нижних частях дерева – ночью или утром жди ненастья.
6) Птица хохлится – к непогоде.
7) Воробьи утепляют свои укрытия – через несколько дней наступят сильные морозы.
8) Вороны и галки вьются в воздухе – перед снегом, садятся на снег – к оттепели, садятся на верхушки деревьев – к морозу.
9)  Дятел рано стучит, еще в январе – к ранней весне.
10)   Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
11)  Перед метелью воробьи чирикают.
12)   Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
13)  Снегирь зимой скрипит – на снег, вьюгу.
14)  Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.

 6.Аукцион пословиц и поговорок о птицах

(Представители каждой группы называли свою пословицу, а другие объясняли значение.)1.Против сотни воробьев довольно одного ястреба.   2.Лучше синица в руках, чем журавль в небе. 3.Громче всех сойка кричит, да редко права качает.  4.Старого воробья на мякине не проведешь.  5.Для дятла длинный язык – не порок.  6.Дятлу без носа, как волку без ног. 7.Спорила галка с вороном: кто черней? 8.Раззадорится воробей, так и кота не боится

Танец "Воробей"

7. Отчёт группы «Исследователи» 

 1. В результате наших наблюдений в окрестностях школы и домов  нами выявлено 8  видов птиц. Учёты проводились в одно и тоже время, по одному маршруту.

Учёт проводился 3 раза:
- 17.11 2010 г.- при пасмурной, без осадков и ветра погоде;
- 15.01.2011 г.- при солнечной, ясной, морозной погоде;
- 17.01.2011 г.- при пасмурной, безветренной погоде, после сильного снегопада.

2.  На учётном маршруте было много встречено большой синицы. Это связано тем, что зимой синицы перебираются ближе к человеческому жилью, где они могут найти пищу. В 1 и 3 раз при погоде без осадков и ветра были встречены летающие синицы, а во 2 раз при морозной погоде большие синицы были встречены у дома и на набережной в местах, где они питались.

3.  В 1  и 3 учётный день были встречены пролетающие галки. Это объясняется тем, что в безветренную, не морозную погоду галки летели к месту, где есть корм, скорее всего на мусорку, т.к. галки питаются зимой отбросами. Во 2 раз при морозной погоде галки не были встречены.

4.  За 3 раза учета мы встретили большое количество серых ворон. Это объясняется тем, что эта птица часто живет в городах, охотно селится рядом с человеком, т.к. питается отбросами и зиму переживает за счет человека. Во 2 раз, в морозную погоду, вороны были встречены у детского сада, на месте питания, пролетающие вороны не встречались. В остальные учеты были встречены летающие серые вороны.

5.  За время учета нами был встречен домовой воробей (1-16 птиц у магазина; 2-26 птиц у дома, 5 летающих; 3-11 пролетающих птиц). Такое количество домовых воробьев объясняется тем, что эта обычная птица для городов, обитает по соседству с жильем человека. В основном эта птица была встречена там, где был корм. В 3 раз, после снегопада, земля была засыпана снегом, корм найти было трудно, поэтому были встречены только пролетающие воробьи.

6.  В течение всего учёта нами был встречен 51 сизый голубь. Несмотря на то, что большее количество голубей встречено в морозную погоду, этому есть объяснение. Они были встречены у домов и у бани - там, где есть корм. У бани большое количество голубей сидели близко друг к другу и, таким образом, согревались. Можно предположить, что все летающие голуби были встречены в поисках корма.

7.  За все время нами были встречены только 2 снегиря, которые сидели на кормушке. В 1 раз его не было, т. к. было самое начало зимы, когда снегири встречаются редко. Во 2 раз отсутствие этой птицы можно объяснить сильным морозом. В 3 учетный день, после сильного снегопада, на земле не было корма и снегири искали его в кормушке.

8.  В 1 и 2 учет (4; 1 – пролетающие) сороки летели к месту питания, а в 3 раз, после снегопада корм найти было трудно, поэтому птиц обнаружено не было. Также сороки прячут излишки корма и в заснеженную погоду они могут не летать за кормом, а питаться запасами.

9. 1 раз был встречен ястреб – перепелятник, эта птица живет в лесу, в город мог залететь либо за пищей, либо за ним гналась ворона.Не были встречены: синица, ворон, полевой воробей. Это связано с тем, что они обитают в хвойных и смешанных лесах, питаются ягодами, семенами хвойных растений, крылатками кленов и ясеней. А таких деревьев на учетном маршруте мы не встретили.10.   Таким образом, наиболее часто встречающиеся  зимние птицы  рядом с жильем человека – это большая синица, сизый голубь, серая ворона, галка и домовой воробей. Все эти птицы могут питаться зимой за счет человека. Поэтому, если у людей есть возможность покормить птиц в голодное время года, это нужно делать обязательно.

 

 Кормушка за окномС появлением серьезных осенних холодов мы можем начинать прикармливать диких птиц на подоконнике, в парках, во дворах или в садах.Вот уже несколько лет мы с папой подкармливаем птиц зимой на нашем подоконнике. Это очень ответственное занятие. Ведь птицы каждый год возвращаются к одним и тем же кормушкам. И, если вдруг корма не окажется, то птицы могут умереть от голода и холода. Значит, мы в ответе за свои начинания. Не так просто кормить птиц в кормушке. Поначалу я насыпала птичкам жареные семечки, варила им кашу, яйца. Все, как цыплятам в деревне. Конечно, они расхватывали семечки. А вот каша им совсем не нравилась. В чем причина? А причина была в моем незнании. Я стала наблюдать, какие же птички прилетают к нам в столовую. Это оказались синички, воробьи, голуби, сорока, редкие дятлы и даже ворона. В справочниках о живой природе и энциклопедиях я прочитала, как правильно надо кормить птиц зимой в городе, какие кормушки им можно сделать на окне, в парке и на балконе. Осенью, в октябре первыми гостями снова оказались синички. Они не только в одно и то же время утром прилетали кормиться, но и требовательно стучали в окно, если корма не оказалось. С первыми лучами солнца стайка синичек терпеливо сидела на ветвях дерева перед домом и ждала сигнала дежурного. Вот корм появился и по сигналу, без драк и суеты, друг за другом они подлетали и кормились. Ближе к ноябрю появились и дятлы-одиночки. Никогда раньше я не видела так близко дятлов. И, вдруг  пасмурным декабрьским утром кто-то стал настойчиво стучать по стене   дома.  Это пестрый дятел. Дятел повис над термометром на стене у окна и своим стуком распугал местных воробьев и синичек. Сначала синицы нападали на него, но он все равно прилетал каждый день с утра. И им ничего не оставалось делать, как смириться и поделиться с ним завтраком. Но мы не живем на сосне и не вешаем за окном кедровые шишки. Так что же он ел на евроокне?  Пристроившись на форме из-под торта, дятел с удовольствием стучал по салу. Вот такой выбор. Сытно и просто. К сожалению, дятлы очень пугливы, и нам так и не удалось его сфотографировать. Очень обидно, что в этом году к нам очень редко наведывались снегири. Эти красногрудые красавцы каждую зиму, до наступления марта красовались на нашем окне. Особенно, когда  мы для них вывешивали ветки с рябинкой и дикими яблоками. Может быть, шум машин с ближней дороги их напугал? Или зима не была для них суровой, или поменялась привычная для них кормушка? К тому же, перед нашим домом стало меньше деревьев и кустов. А снегирь – птица очень осторожная и пугливая. Тем более что этот кочевник прилетает к нам зимовать из лесов, где нет машин, шума и грязи.

А вот в парке напротив нас снегирей я видела. Там для них раздолье. Есть яблони-дички, рябины и можно найти семена многих деревьев. Да и кустов, где можно спрятаться, достаточное количество. По количеству снегирей в городе можно определить, насколько загрязнен окружающий нас воздух. Снегири  предпочитают зоны с чистым воздухом.

9.Инсценировка – миниатюра по мотивам притчи Л.Н.Толстого "Чиж"

Звучит фрагмент вальса И.Штрауса «Сказки венского леса» Музыка смолкает. Дети рассказывают.

Автор: У Вари был чиж. Чиж жил в клетке. Варя пришла к чижу.Выходит Варя и направляется к клетке с чижом. Птичке грустно, чижик тоскует. Девочка рассматривает его.

Варя: Пора тебе, чиж, петь.

Чиж грустит. Варя внимательно приглядывается к птице.

Варя (удивлённо): Чиж, пора тебе петь!

Чиж: Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь! И ты приходи послушать моё пение.

Автор: Варя подумала, открыла клетку и выпустила чижа.

Девочка выпускает птичку на волю.

Варя (Ласково глядя на птицу) Лети, милый чижик, и пой на радость всем свои песни!

Чиж (улетая): Спасибо тебе, Варя! Ты добрая девочка.

11.Отчёт группы "Самоделкин и К"
.Какие преимущества даёт кормушка?
Время от времени наполняемая кормушка способна увеличить разнообразие птиц в ее окрестностях. Особенно интересно проследить, как растет число видов-посетителей в течение ряда лет.

1.Зима – трудное время для птиц. Из 10 синиц к весне выживают всего две. Гибнут птицы не от холода, а от голода. В это время им бывает трудно добывать корм. Но особенно трудно приходится птицам, когда оттепели чередуются с морозами и все вокруг покрывается ледяной коркой. Птицы не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо подкармливать их в течение зимы. Но зимняя подкормка птиц обязательно должна быть систематической, без перерывов, иначе она принесет вред. Привыкнув находить корм на определенном месте каждый день, птицы, вдруг не найдя его, не полетят сразу в другое место, а будут ждать, терять время и силы, а в морозные дни могут погибнуть. 2.Мы решили вместе с родителями сделать кормушки. Кормушки для птиц могут быть различных конструкций. Но обязательное условие – защита корма в них от ветра, снега, дождя. Значит, сверху у кормушки надо сделать широкую крышку, а по периметру основания – бортики.  Более подробное изготовление кормушек (поэтапное) мы изложили в нашей книге, которую подарим вам 3.Мы составили памятку. 1.Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
2.Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
3.Кормушки нужно держать в чистоте.
4.Следите, чтобы в кормушке не было снега.4.Реализация проектаНаши кормушки готовы. Мы  развешиваем «столовые» для птиц. Насыпаем корм. Приятного аппетита, пернатые!
На следующий день мы пошли проверить, довольны ли наши друзья подарком, а заодно и подсыпать корм. Кормушки пусты. Значит, птицы прилетали и угощались. Мы насыпали гостинцев и, довольные, пошли по домам. Как приятно сознавать, что можешь помочь нашим пернатым в трудные дни! Теперь мы каждый день наведываемся к новым друзьям

5.Вот наши наблюдения
Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:
1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
2.Сытой птице мороз не страшен.
3.Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки.
 4.Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
Птицы наши друзья!

12.Отчёт группы "Кулинары"
Птицы хотят есть каждый день!
К сожалению, зимняя подкормка часто превращается у нас в очередную кампанию. В начале зимы в городских парках появляется множество кормушек. И если в первые месяцы в них еще имеется корм, то в другой половине зимы - самом тяжелом периоде для птиц - значительная часть их висит пустым украшением. Не лучше ли сделать одну кормушку, но чтобы она работала всю зиму? Подкормка должна быть регулярной. Птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов.
Наша помощь птицам не проходит даром! Семейство большой синицы за гнездовой период может уберечь от насекомых-вредителей 40 яблонь. Воробьи в период выкармливания птенцов уничтожают жуковдолгоносиков, гусениц-листоверток, совок, шелкопрядов и мух. 13.Инсценировка “Сороки-тараторки”.    
Как видите, мало сделать кормушку, надо продумать, а удобна ли она для птиц?  Семена нужно подавить скалочкой.
Почему важно кормить птиц?
 

1. Как организовать подкормку птиц
Главные правила при подкормке птиц:
 Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!
 Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!
Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!
По возможности корм должен быть защищён от непогоды!
Кормушку необходимо регулярно чистить!
Чем накормить пернатых гостей?
Помните, что нельзя давать птицам соленую пищу и чёрный хлеб!
Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен ржаной хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности.
Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм.
 Чем можно кормить птиц узнаете из нашей памяткиПесня "Воробьиный океан"

 

 Звучит песня "Проказница – сорока"Сорока 1: Тра-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята сделали птицам кормушки, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалуются.Сорока 2: А как им не жаловаться? Семечки и конопля не давлены. Клюв сломаешь, пока раскусишь.Сорока 1: А воробей вчера целый день корм раскапывал, надо было навес сделать.Сорока 2: А у синиц от солёного сала животы разболелись.Сорока 1: А кто-то сделал кормушку без бортиков, корм весь и сдуло.1. В нашей стране обитает свыше 700 видов птиц. В лесах, парках и садах европейской части страны во все времена года постоянно или временно живет 294 вида птиц.2.   За время сильных морозов, по данным ученых, погибает до 90 % синиц.3.  К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!4.  Значительное количество птиц гибнет от бескормицы в непогоду во время перелетов, а остающиеся у нас на зиму оседлые виды гибнут во время сильных морозов и больших снегопадов из-за недостатка кормов. Подкормка птиц зимой может сократить их убыль
 

14.Птичьи имена Работа с энциклопедиями. Поработайте в группах, найдите на информационном столе: как и почему птицы получили свое название?Клёст, поползень, воробей, сорока, пищуха, синица, свиристель

Клёст. Название “клест” произошло от старорусского слова клестить, что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. От слова “клестить” произошло и слово “клещи”. Их передняя часть тоже сжата, сдавлена. Эта птица еще необычна и тем, что зимой выводит птенцов. Эта птица зимородок.Поползень. Маленькая зеленоватая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой. Она как будто ползет. Это поползень. Она обследует все трещинки и щели в коре дерева. Поползень ловко достает насекомых своим тонким клювом.Воробей. Эту птичку знают все! Это самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детенышей воробьи насекомыми. А аппетит у воробья отменный. Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но любит эта птичка и семечки, и зерна, и ягоды. Целые воробьиные стаи собираются на токах, элеваторах, воруя выращенные зерна.
- Вора бей! Вора бей! – кричат люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей. За горсточку зерна, похищенную у людей в голодное зимнее время, эти птицы многократно отблагодарят летом, сберегая тонны урожая от вредных насекомых.

 Сорока. У сороки прозвище – белобока. И, правда, по бокам у нее совсем белые перышки. А вот головка, крылья и хвост – черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный прямой, будто стрела. И перья на нем не просто черные, а с зеленоватым отливом. Очень нарядная птица сорока! Но известна она и своим неуживчивым характером. Вечно она кричит и ссорится – отсюда и название “сорока”.

Пищуха. Пищуха бегает по стволу снизу вверх. Её назвали так потому, что она всё время попискивает.

 Синица.Эту птицу прозвали синицей вовсе не за синее оперение, потому как в ее оперении преобладает желтый и черный барха­тистый цвета, а за незатейливую приятную пе­сенку «Си-си-си». Но это не главное, главное то, что от клювика до шейки у этой птицы серебрят­ся белоснежные щечки, равно как и у ее сестер, о которых речь пойдет на следующих.Свиристель. Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным хохолком на голове и черным пятнышком на горле. И названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает громко кричать, свистеть. Вот сидит эта поистине дивная пташка на ветке и щебечет, а потом нежданно-негаданно как свистнет!.. Но не от испуга, нет. Бояться ей совсем неко­го, привыкла она к людям, подпускает их со­всем близко, разрешает полюбоваться собой.

Танец с птичками

15.Картинная галереяМы с вами заочно побываем в картинной галерее японского художника Охара Косона 16. Игра "Художники"

1. Картину  Охара Косона "Орел поймавший воробья", вернее было бы назвать "Орел про… упустивший воробья", ибо именно этот печальный для орла и радостный для воробья момент и запечатлен на полотне японского художника. 2. Гравюра "Скворец" - одна из первых самостоятельных работ Охара Косона. 3. Гравюра "Птица на дереве" является одной из самых узнаваемых работ Охара Косона. 4. Картина Охара Косона "Гусь на палке" живо иллюстрирует, откуда, собственно пошел этот знаменитый фразеологизм.5. Картину Косон "Филин на ветке" можно назвать классическим образцом японской гравюры, сочетающей в себе несколько разнородных символов. Рисуют птиц по этапам на слайде. Кто быстрее

17.Птичья консерватория 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Игра "Угадай мелодию"

1.Гуляя по лесу, вы не раз останавливались, подчиняясь волшебной музыке - великолепно­му, стройному хору птиц. При этом мало кто из вас задумывался о том, что среди елей и берез прячутся лучшие из лучших голосов российского леса. Они завораживают своим пением в любое время года, особенно зимой, когда вся земля покрыта снегом.2.А ведь голоса отечественных птиц целебны для нас. Их голоса стимулируют нашу активность, в то время как звук, порождаемый городом, действует на наш организм разрушающе. 3. Сегодня у нас в гостях наш  участковый  педиатр Логинова Елена Николаевна. Она расскажет о том что такое орнитотерапия и как она воздействует на организм человека.Орнитотерапия – лечение пением птиц. Теперь понятно почему многие любят слушать пение птиц. Их чириканье и посвистывание кажется очень гармоничным и душевным. Они вносят гармонию и успокоение своим пением. Птичье пение с его специфической частотой звуковых колебаний в генетической памяти человека закреплено как очень положительный звуковой раздражитель, который гармонизирует все биохимические процессы в организме, особенно в нервной системе. Голоса птиц - самый первый в мире будильник, изобретенный самой природой. С птицами человек просыпался и с птицами же отходил ко сну. По птичьим голосам предсказывал погоду, определял время суток, выбирал время для сезонных работ. И по сегодняшний день птичье пение прекрасно стимулирует внутренний регуляторный механизм человеческого тела.  Природа снабдила птиц уникальным механизмом звукоизвлечения, во многом отличным от человеческого. У большинства певчих птиц в том месте, где трахея разветвляется на бронхи, располагаются целых четыре особых источников звука, умеющих работать независимо друг от друга. Таким образом, пение птицы - это своего рода мини-оркестр, состоящий из четырех инструментов.  Благотворное действие птичьего пения разнообразно. Одни птицы своим пением успокаивают и расслабляют, другие, напротив, поднимают настроение, взбадривают, настраивают на рабочий ритм.
Весьма полезно общаться с птицами на природе. Но узнавать голоса птиц, выделять их из общего хора зачастую не под силу даже опытным орнитологам. Поэтому для начала обзаведись записями голосов птиц и слушать их дома. Вооружившись багажом знаний, можно попытаться вычленить из многоголосья нужный голосок. Важно научиться отключать остальной шумовой фон и создавать канал связи между определенными сочетаниями звуков и соответствующими центрами в коре головного мозга. "Лечиться" лучше каждый день. Если с утра Вы уже чувствуете себя неважно, наблюдается упадок сил – принимайте сеанс исцеления сразу, встав с постели. Если же, напротив, в первой половине дня Вы активны и бодры, у Вас хорошее самочувствие, а к вечеру слишком устаете и буквально «выжаты» – тогда принимайте «лечение» во второй половине дня, лучше перед сном.
Методы лечения пением птиц заметно отличаются друг от друга – в зависимости от того, где Вы будете оздоравливаться – дома или на улице. Мощный психотерапевтический эффект пение птиц оказывает зимой. Простой щебет – средство от зимней депрессии, светодефицита и общей угнетенности.

Угадывают птичьи голоса

19.Поэзия о птицах.Выразительное чтение стихотворений о птицах. Аукцион стихотворений о птицах среди групп.

Рассказывают стихи о зимующих птицах.

20.Творческая мастерская

Выставка  лучших поделок

21.Распространение листовок среди населения с просьбой организовать зимой птичьи столовые

Листовка. Дети и взрослые! Помните! Зимой очень трудно птицам. Они ждут вашей помощи. Развесьте кормушки и каждый день приносите корм. Ведь птицы - наши друзья! Весной они вас отблагодарят.

24.ЗаключениеОбщение с птицами развивает нашу эмоциональность. Они разговаривают с нами на нашем общем древнем языке - языке эмоций. Мы же происходим из одного корня, мы -такие же дети природы, и потребность общения с её живыми творениями заложена и в нас самой природой.

1.  Наш класс сделал 39 кормушек, а в классе у нас 30 человек. Повесили их в сквере у школы. После уроков и на переменах мы бегали сыпать корм в кормушки. Это нам доставляло удовольствие. Мы сделали следующие  выводы.2.  Благодаря нашей заботе о пернатых, многие птицы  остались живы.  В этом наша безвозмездная помощь. Это ещё несколько сотен спасённых птиц.3. Мы должны знать птиц, чтобы охранять, кормить и беречь. Должны знать, как тяжело бороться за существование нашим пернатым соотечественникам.   В процессе проектирования мы прочитали познавательный материал о птицах нашей Земли и узнали много нового и интересного.4. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: узнав много нового о птицах, мы стали совершенно по-другому относиться к ним. Увидев замерзающего воробушка или голубя, мы ни за что не пройдём мимо. Ведь теперь мы знаем, чтобы птицам не замерзнуть в морозы, их надо накормить.5. У нас в школе традиционно каждый год проводится «Операция кормушка» в ноябре, и весной «Операция скворечник».6. Что случиться, если птиц вдруг не станет?7. Беда случиться: умолкнут поля, леса, степи, не порадуют наши глаза их ловкий, быстрый полет, их яркое оперение. Вместе с птицами исчезнут и их секреты и тайны.8. Не сложат о птицах новых стихов и песен, пословиц и поговорок, не сочинят сказок.9. Поэтому наша задача, охранять и любить птиц, заботится о них, и они отблагодарят нас своим пением и красотой.Звучит песня А.Градского "Песня о птицах"

 

Список литературы1. Бёме Л. В."Жизнь птиц"; М.: «Просвещение» 1999г.
2. ГерасимовВ.П. "Животный мир – нашей родины"; М.: "Просвещение" 2001г.
3. Плешаков А. А. "От земли до неба": атлас – определитель для учащихся нач. кл. – М: Просвещение, 2007.
4. РахмановА. И "Птицы – наши друзья"; М.: "Просвещение" 2002г.
5. Храбрый В. М "Атлас – определитель птиц"; М.: «Просвещение» 1988г. 6.Энциклопедия для детей. Т.2. Биология./ Глав.редактор М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2002. 7.Энциклопедия для детей. Птицы и звери / Глав.ред. В.А. Володин. – М. 6 Аванта+, 2002.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль