Мини-музей как интерактивная развивающая среда

3324
Автор: Демидова Татьяна Гаврииловна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 7 "Одуванчик" (Красноярский край)
В настоящее время для представления детьми нашего прошлого можно использовать множество способов. Все они хороши по-своему. По моему мнению больше пользы приносит соприкосновение с историей. Это возможно осуществить в мини-музее. Мини-музей может трансформироваться под конкретные запросы. Представлять именно тот период истории, который нужен нам сейчас и здесь. Позволяет предоставить возможность детям не только посмотреть, но что более важно потрогать, попробовать применить предмет по назначению. Очень интересно было наблюдать за детьми, когда им предложили попробовать обычный суп поесть из деревянных чашек и деревянными ложками. Это стало возможным благодаря нашим родителям, которые принесли из дома деревянную посуду для проведения развлечения "А у нас сегодня гость", это развлечение проходило в группе. Накануне мы посетили мини-музей нашего садика, где познакомились с выставкой "Деревянная посуда". Эта выставка была временной и все экспонаты представленные родителями вернулись домой.

Наш музей был образован 4 года назад и в настоящее время он используется для проведения занятий и проведения экскурсий. Он расположен в отдельной небольшой комнате и воспроизводит быт нашего народа. Это небольшое помещение, стилизованное под комнату в избе. В этой комнате расположены предметы быта, посуда, представлены народные промыслы. В нашем музее есть постоянные выставки, а есть временные. Также мы наполняем, меняем убранство в соответствии с занятиями, например, украшали комнату к Рождеству, к Пасхе и т.д.

Я хотела бы рассказать, как я проводила занятия со старшей группой в этом мини-музее.

По программе М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой в старшей группе[4] предусмотрен ряд занятий по окружающему миру, где происходит знакомство ребенка с нашей историей. Это занятие в сентябре «Гуляй, да присматривайся» [2, 15]. На этом занятии мы с детьми поговорили об осенних месяцах, как их называли в прошлом. Говорили о том, чем занимались русские люди осенью, как отдыхали. Первая часть занятия проходила в мини-музее, где дети смогли не только увидеть прялку и веретено и другие предметы быта русского человека, но и разгадать загадки об осени, выучить новые пословицы об осени [1, 23], разгадать загадки о предметах находящихся в мини-музее. Дети попробовали покрутить веретено, запустить прялку. Это вызвало большой интерес у детей, и они сразу же решили, что прясть дело трудное. Вторая часть занятия проводилась в музыкальном зале, где детям были предложены народные игры "Ниточка с иголочкой", "Ручеек".

Все это позволило детям не только увидеть предметы быта, услышать русские народные пословицы и поговорки, поиграть в русские народные игры, соприкоснуться с историей. Это способствовало бережному отношению к старинным вещам. На следующий день Маша Т. принесла для нашего музея вышитый ее прабабушкой рушник и была очень довольна, когда при следующем посещении нашего музея увидела этот рушник в экспозиции.

Следующий раз, когда мы оказались в нашем музее был месяц январь. Это было занятие "Народные праздники. Рождество" [2, 16]. К этому занятию дети выучили рождественские стихи. Музейная комната была украшена к рождественскому празднику. На занятии дети узнали, как праздновали Рождество на Руси. Дети рассматривали, как украшали дом в старину к празднику, узнали, что готовили. Участвовали в рождественских гаданиях[3, 21]. Как и в прошлый раз, после посещения музея мы отправились в музыкальный зал и поиграли в игры, которые были популярны у наших предков.

Это посещение музея принесло пополнение - в нашем музее появились старинные новогодние игрушки. Такой подарок нам сделали Катя М. и Алена Ч. Кроме этого Максим П. и Кирилл П. вместе с родителями изготовили новогодние игрушки. Максим принес кедровые шишки украшенные "инеем", а Кирилл изготовил забавных снеговиков из ваты.

Дети очень любят посещать наш мини-музей в детском саду и очень радуются, что на следующий год, когда они как воспитанники подготовительной группы будут не только зрителями, а уже смогут стать экскурсоводами и рассказывать малышам о том, что они уже знают, будут представлять экспонаты, выставленные в нашем музее.

Я думаю, эти примеры говорят о том, что использование музея позволило детям не только воочию посмотреть на прошлое, но и вызвало потребность что-то добавить, чем-то поделится. Они стали ближе к нашей истории. Очень интересно было услышать, как дети говорили родителям, что "старые вещи нужно беречь, потому что они потом будут жить в музее".

Литература
1. Ахметзянова С.Э. В ноябре тепло морозу не указ. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. № 10, 2008.
2. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа /авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011.
3. Мартынова Л.Н. Развлечение посиделки. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. № 10, 2008.
4. Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М: Мозаика-Синтез, 2008
5. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа /авт.-сост. Т.И. Кандила и др. – Волгоград: Учитель, 2011.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль