Методический конструктор к проведению классного часа "Моя Родина"

1508
Автор: Мубаракшина  Ирина Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 597 (Москва)  

Комментарий к занятию.
В этом учебном году в четвертых классах вводится новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики".
Цель учебного курса - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Данный курс, безусловно, очень нужен. Однако в рамках урока не всегда возможно
раскрыть нюансы той или иной темы, выполнить проектную работу за один урок. Все эти идеи можно реализовать в рамках внеклассного занятия. Такое занятие направлено на обобщение, расширение знаний и представлений о Родине.

Настоящая разработка будет интересна педагогам, учащиеся которых обучены работе на компьютере, умеют самостоятельно работать в программах iMoove (MacBook) или PowerPoint, создавать фильмы.

Возможно проведение занятия без использования компьютеров. В этом случае учитель заготавливает в отдельном конверте для каждой группы одинаковый набор картинок по теме урока, а учащиеся работают не над созданием фильма, а над ответным письмом, иллюстрируя его картинками.

Остановимся на некоторых этапах занятия.

Этап подготовки к созданию фильма. Именно эта часть занятия является самой мощной в плане обобщения и систематизации знаний обучающихся. На этом же этапе учитель с помощью серии вопросов подводит обучающихся к выстраиванию сюжета будущего фильма.

Этап создания фильма очень интересен для детей, ведь каждый ребенок хочет попробовать себя в роли сценариста, режиссёра и др. Задача учителя – правильно распределить роли в группе, чтобы каждый ребенок мог проявить себя. Для учителя такая работа поможет выявить лидерские качества каждого ученика, показать умение детей договариваться, слушать мнение одноклассника, отстаивать свою точку зрения. На этом этапе занятия закладывается почва для последующей рефлексии.

Обычно в конце урока учитель с обучающимися обсуждает домашнее задание к следующему уроку. В конце этого занятия так же возможно предложить учащимся творческое домашнее задание - участие в конкурсе фотографий "Россия в моем сердце". Дети могут выполнять его в течение трех недель. Задание выполняется по желанию. Перед проведением конкурса важно обсудить с ребятами критерии оценивания работ и познакомить с ними тех, кто будет оценивать работы. Провести фотоконкурс учитель может в удобной для своего класса форме: очно или заочно. При очной форме проведения конкурса дети приносят фотографии в класс. При заочной форме дети выкладывают фотографии в информационном пространстве учителя или на страничку класса в электронном дневнике. Оценивать работы могут как одноклассники, так и ребята из других классов.Цель занятия: формировать представление о России как многонациональной стране со своими культурными традициями.Основные термины и понятия: Россия, родина, отечество, столица, президент, государственные символы.Оборудование: мультимедийный проектор; флаг, герб, карта России; портреты государственных деятелей, великих людей; MacBook для учащихся (по количеству групп).

Дополнительно к занятию:
учителю -

  • презентация по теме занятия;
  • аудиозапись песни "Мы дети твои, Россия!" (Сл. Н.Осошник, муз. В.Осошник);
  • конверт с письмом;

ученикам –

  • компьютеры по количеству рабочих групп;
  • подборка картинок для создания фильма (папка с картинками загружается учителем заранее на рабочий стол компьютеров, на которых будут создавать фильм дети);
  • музыка к фильму (загружается на рабочий стол компьютера)

Ход занятия

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.    Орг. момент

Приветствие друг друга.

2.Психологисеский настрой

- Предлагаю встать в круг, представиться и несколько слов сказать о себе: я - учитель начальных классов. Мне нравится работать с детьми и видеть, как маленькие несмышленыши превращаются в одноклассников, понимающих друг друга, умеющих отстаивать свою точку зрения, жаждущих знаний, любящих свою страну.

Дети в кругу говорят о себе и протягивают руку соседу, приглашая к общению. В результате получается замкнутый круг.

3.Беседа с учащимися.

А) Сейчас вы услышите песню.
Подумайте, почему с нее начинается наше занятие?
Звучит 1 куплет песни "Мы дети твои, Россия!" (Сл. Н. Осошник, муз. В. Осошник)
Приложение 1. Текст песни.

Ответы детей.
- На уроке будем говорить про Россию.

4.Формулирование темы занятия.

Работа по теме урока в группах.

Б)  Попробуйте сформулировать тему занятияВ) С чем ассоциируется Россия у авторов песни?
Что мы вкладываем в слово Россия?Работа в группах.
- Подберите слова на данную букву, которые ассоциируются со словом Россия.

- Выступления групп.
- Почему именно эти слова подобрали?
- Какие слова могут добавить другие группы?
- Итак, что же вы вкладываете в понятие Россия?

Ответы детей.
Слайд "Россия – наша Родина!"
- Поля; озера; земля, где вырос …
Ответы детей.

Формируются в группы по количеству букв в слове Россия.Примерные ответы:
Р – родина, род, родители
О – отечество, отец, осинка
С – сила, слава, символ, самородки
С – судьба, семья, солнце, свет
И – история, имена великих людей, изба, исток, идеал, изобилие
Я – семьЯ, я, Ярило, ярмарка, ягоды

5. Постановка проблемы

- На адрес школы пришло письмо из США.
Приложение 2. Текст письма. Обсуждение письма:
- Каким образом могли бы исполнить мечту?

Один из ответов: - создать и отправить фильм о России.

6. Подготовка к созданию фильма.

- Что необходимо включить в фильм?
О чем рассказать?
- Почему именно эту информацию надо включить в фильм?
- Что вы знаете об этом?
Учитель дополняет ответы детей. (см. Приложение 3)
- Где можно взять недостающую информацию?

- По каким критериям будем оценивать созданный фильм?

Фронтальная работа: запись ответов на доске в любом порядке:

- красота природы

- символы

- президент

-  достопримечательности

Ответы детей.

КРИТЕРИИ:
- полнота содержания.
- соответствие зрительного образа содержанию
- наличие музыкального сопровождения

7. Создание фильма

Работа ведется в 5 группах. В каждой группе распределяются роли: режиссёр, сценарист, художник, монтажёр.

Распределение ролей. Поиск материала.

Учитель координирует работу групп.

Дети работают с заготовками с рабочего стола.
Текст пишут частично сами, частично берут в информационном пространстве класса, раздел Глоссарий (учитель размещает материал заранее)

8. Защита фильмов.

Оценка фильмов по ранее разработанным критериям.

9. Рефлексия
2 мин

Что нового узнали?
 О чем хотите рассказать дома?

Ответы детей.

10. Домашнее задание

Долговременное по выполнению (около 3-х недель, выполняется по желанию): принять участие в конкурсе фотографий «Россия в моем сердце» - в информационном пространстве класса.

 

Приложение 1
Волшебники двора - Мы дети твои, Россия!
Сл. Н. Осошник, муз. В. Осошник

Любуюсь тобой – ярко залитой солнцем
За гладью озер – золотые поля…
И в первых словах навсегда остается
Земля, где я вырос – Россия моя!

И космоса даль и простор океана
Нас манят загадочной силой своей,
Но ждет нас Россия, любя и прощая,
Как матери любят своих сыновей

Припев:
Россия – мы дети твои
Россия - нужны нам твои голоса.

Пусть вьются знамена над миром
И с именем гордым твоим
Мы все твои дети, Россия!
А значит - мы победим!

Припев:
Россия – мы дети твои
Россия - нужны нам твои голоса.

Пусть весны твои будут пахнуть дождями,
И смехом детей каждый день озарит.
Пусть в сердце любовь и добро будут с нами
И Родины имя так гордо звучит!Приложение 2. Письмо (возможен вариант письма на английском языке).
"Здравствуйте, ребята! Пишу вам из далекой страны и хочу поделиться своей мечтой. Я много слышал о России и всегда мечтал побывать в ней, чтобы своими глазами увидеть ее красоту. Но такой возможности у меня нет. Буду рад, если вы поможете мне исполнить мечту.
Ваш далекий друг. 11 лет "Приложение 3. Материал для учителя.

Россия согласно конституции является многонациональным государством. На территории России проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные малые и автономные народы страны. При этом русские составляют около 80 % населения (около 115,9 млн из 145,2 млн жит. в 2002 г. и около 111,0 млн. из 142,9 млн. в 2010 г.), представители других национальностей составляют чуть более 20 % населения (около 29,3 млн чел., 2002 г.).

1. Символика России
О Государственном гербе Российской Федерации Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года. Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года
Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.
Статья 1. Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Рисунки Государственного герба Российской Федерации в многоцветном и одноцветном вариантах помещены в приложениях 1 и 2 к настоящему Федеральному конституционному закону.

О Государственном флаге Российской Федерации Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года. Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.
Статья 1. Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Многоцветный рисунок Государственного флага Российской Федерации помещен в приложении к настоящему Федеральному конституционному закону.

О Государственном гимне Российской Федерации Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года, Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный гимн Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.
Статья 1. В соответствии со статьей 70 Конституции Российской Федерации утвердить музыкальную редакцию Государственного гимна Российской Федерации согласно приложению к настоящему Федеральному конституционному закону.
Статья 2. Государственный гимн Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Символика Российской Федерации
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим верх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного дракона.
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверии третьего тысячелетия.

Флаг России. Значение цветов флага
Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Самая популярная расшифровка заключается в следующем:
Белый цвет символизирует благородство и откровенность; синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие; красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.
Считается, что именно так следует расшифровывать символику бело-сине-красного "Флага Царя Московского". Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи:Белой (белый цвет), Малой (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет). Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: "Всея Великия, и Малыя, и Белые России", символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов. Кроме того, в дореволюционные времена существовали разнообразные трактовки значений этих цветов, например: белый — цвет свободы;  синий — цвет Богородицы; красный цвет — символ державности.
Было также толкование этих цветов как триединства православной церкви, царской власти и народа: белый цвет — символ православной веры; синий цвет — символ царской власти; красный цвет — символ русского народа.

2. Система органов государственной власти в России
К основным федеральным органам государственной власти относятся:

  • Глава государства – Президент Российской Федерации;
  • Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание России;
  • Правительство – Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;
  • Федеральные органы исполнительной власти: Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России
  • Судебные органы – Верховный суд РФ, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.
  • Прокуратура РФ.

Президент Российской Федерации — высшая государственная должность РФ, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над нею, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Президент России — единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан РФ.

3. Достопримечательности России.
Россия - страна с богатой культурой и многовековой историей. Некоторые историко-культурные и архитектурные памятники являются объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО. В российских городах много исторических мест, в которых есть что посмотреть. В любом городе и регионе есть такие места, которые не могут не зацепить, не взволновать человека, у которого есть душа и сердце. Россия буквально наполнена достопримечательностями с художественной ценностью.
Все достопримечательности России можно разделить на исторические и природные. Например, красивейший водопад на Дальнем Востоке - Илья Муромец. Его высота 141 метр, он расположен на полуострове Медвежий, на Курильских островах. Он очень труднодоступен. Им полюбоваться можно только со стороны океана. У местных народов культовое отношением к водопадам и суеверное им поклонение. Водопад является достопримечательностью республиканского значения. Несмотря на это он не охраняется, так как об этом позаботилась природа, он находится в очень труднодоступном месте. Зимой он еще более величественен. Струи воды замерзают и образуют невероятные по красоте и масштабу архитектурные изыски. Если сравнить Курилы с жемчужным ожерельем, то этот водопад одна из красивейших его жемчужин.
Историческое наследие есть во многих российских городах больших и малых. Это и Золотое кольцо России, и столица нашей Родины, и Санкт-Петербург, и Новгород, и Суздаль, и Владимир, и Волгоград и многие другие.
Человек, любящий Россию, найдет для себя не одну достопримечательность, которая всколыхнет его сердце. Например, эти:
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного, Москва;
Петергоф (дворцово-парковый ансамбль), Санкт - Петербург;
Мамаев курган, Волгоград;
Башня Сююмбике, Казань;
Мечеть Кул – Шариф, Казань.

4. Природа России.
Учитель может рассказать о необычных природных достопримечательностях России, например:
Столбы выветривания Мань-Пупу-Нёр
Столбы выветривания на плато Мань-Пупу-Нёр в республике Коми (мансийские болваны). Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Проходили тысячелетия. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. Твёрдые серицитокварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа. В прошлом место религиозного поклонения народа манси. Мань-Пупу-Нёр на языке манси означает "Малая гора идолов"

Озеро Шайтан и плавающие острова
Одно из самых уникальных озер России - озеро Шайтан, расположено в 39 км от г. Уржума. Озеро имеет карстовое происхождение, глубина до 25 метров. Питают озеро подземные грунтовые воды и атмосферные осадки. Уникальное явление - дрейфующие по озеру острова, на которых растут кусты и небольшие деревца. Некоторые из островов выдерживают вес нескольких человек. Еще одна уникальная особенность Шайтан-озера в выбросах вверх фонтанов и столбов воды. Столбы бывают разной высоты (до 10 м), выбросы нерегулярны и стремительно быстры, увидеть их - большая удача. Местные жители утверждают, что выбросы бывают и зимой, оставляя вздыбленные, торчащие вверх толстые льдины.

Верблюд-гора
Верблюд-гора расположена в Оренбургской области в 9 км юго-восточнее поселка Восточного на левобережье пересыхающего ручья Ащису. Представляет собой кварцитовый скальный останец высотой до 20 метров. Верблюд является одной из самых оригинальных природных скульптур и своеобразным символом Оренбургского сухостепного Зауралья. Длительное время ветер выдувал почву, и гора, сложенная из твердых пород, превратилась в двадцати метровую кварцевую глыбу, напоминающую лежащего верблюда.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль