Конспект урока по теме "Звуки [ж], [з], [з’] и буквы Ж ж, З з. Роль фонемы в образовании слов"

10346
Автор: Шешукова Лариса Александровна, учитель начальных классов МКОУ Лицей №9 г. Слободского  (Кировская область)

Пояснения к конспекту урока

"Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания" [2].

Данное требование ФГОС второго поколения на протяжении уже многих лет успешно реализуется в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. "Каждый урок в системе Занкова нацелен прежде всего на общее развитие школьника" [3]. Предлагаемый урок проводится в букварный (основной) период на третьем этапе формирования техники чтения «Парные звонкие и глухие согласные звуки и их буквы». Следует отметить, что на этом уроке понятие "звонкие - глухие" не отрабатывается, так как вводится позднее, на четвертом этапе [1]. Согласно календарно – тематическому планированию урок по данной теме проводится в ноябре.

В соответствии с ФГОС также определены планируемые результаты обучения (предметные и метапредметные, в частности, личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД), формируемые у учащихся на разных этапах данного урока.

К основным видам деятельности на уроке относятся:

  • сравнение фонетических характеристик звуков, обозначенных буквами Ж, ж, З, з;
  • ознакомление с буквами Ж, ж, З, з;
  • различение предмета и слова, которое его называет,
  • подбор слов к заданным схемам, вписывание пропущенных букв на основе звукобуквенного анализа;
  • анализ и сравнение слов, понимание смыслоразличительной роли фонемы (на практическом уровне) [1];
  • составление слов и предложений;
  • чтение пословиц, анализ их смысла.

Виды деятельности постоянно меняются, что позволяет поддерживать познавательный интерес учеников на протяжении всего урока. Быстрая и частая смена видов деятельности, разнообразие заданий позволяют предотвратить утомляемость первоклассников. С целью снятия напряжения проводятся две динамические паузы, при выполнении которых учащиеся одновременно выполняют и физические упражнения, и дидактические задания по теме урока.Формы организации учебно-познавательной деятельности - индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Перечислим некоторые методы и приемы, используемые на уроке:

  • наблюдение и анализ, сравнение, сопоставление, классификация,
  • речевая разминка (дыхательная гимнастика),
  • хоровое чтение,
  • звукобуквенный и грамматический анализ слов,
  • демонстрация зрительного образа буквы,
  • работа с алфавитом,
  • ориентация в учебной книге,
  • рассматривание иллюстраций,
  • самостоятельная работа,
  • словарная работа,
  • взаимопроверка, самоконтроль, самооценка. Система оценивания на уроке выстраивается таким образом, что учащиеся включаются "в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке" [3].

"Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание" [2]. В конце урока ученики осуществляют рефлексию и оценку своей деятельности на уроке, моделируя "смайлик".

Планируемые результаты обучения:
предметные -

  • познакомить учащихся с новыми звуками [ж], [з], [з’] и буквами Ж ж, З з;
  • учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах, читать слова с новыми буквами;
  • способствовать формированию навыков правильного и осознанного чтения и письма;

метапредметные – личностные УУД

  • пробуждать и развивать интерес к учебному материалу;

регулятивные УУД

  • создавать условия для овладения учащимися умения принимать и сохранять учебную задачу;
  • учить понимать и удерживать ориентиры действия в учебном материале, выделенные учителем;
  • формировать первоначальные умения выполнять учебные действия в устной речи и адекватно оценивать результат своих действий, в случае необходимости корректировать их;
  • познавательные УУД
  • продолжить работу по освоению учащимися активных форм познавательной деятельности (классификация, выделение «лишнего», подведение языкового факта под понятие, анализ, синтез, сравнение);
  • продолжить работу по формированию первичных навыков работы с информацией (ориентирование в заданиях и на страницах учебника, работа с форзацем);
  • коммуникативные УУД
  • развивать устную и письменную речь, фонематический слух.

Ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Содержание учебного материала

Деятельностьучителя

Деятельностьобучающихся

Орг.мом. 

Проверка обучающихся, их настроя на работу

Слайд 1.

Проверяет готовность учащихся к уроку

Проверяют свою готовность к уроку

Подготовка к изучению нового материала

Формируемые УУД: регулятивные (целеполагание, саморегуляция), познавательные (общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, логические – выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез).

Обобщение и актуализация знаний и умений, необходимых для изучения нового материала.
Подготовка речевого аппарата.
Подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока. 

1.Анализ изученных букв. Слайд 2.
-Назовите хором буквы, которые вы видите на экране.А  л р У О Ы и э м Н й г д Б в
-Что вы можете сказать об этих буквах?
= обозначают гласные и согласные звуки;
их можно разделить на две группы (буквы, которые обозначают гласные звуки и  согласные звуки; большие и маленькие буквы); буква ы написана неправильно, в русском языке нет слов, которые начинаются на букву ы; буква г – лишняя, все печатные, а  г  письменная.
- Разделите эти буквы на две группы: обозначающие гласные и согласные звуки (появляются на слайде).- А теперь составьте слова из букв второй группы.
= мы не можем это сделать, потому что здесь нет гласных.
- А как можно выполнить это задание?
= если мы возьмем еще буквы из первой группы.2.Устное составление слов из данных букв.3.Дыхательная гимнастика. Слайд 3.
- Проведем дыхательную гимнастику. Встаньте, положите руку на брюшной пресс, вдохните через нос.
Произнесите звук [о] долго на одном выдохе.
о
Вдохните, коротко на одном выдохе произнесите звук каждой буквы.
иииии

 4.Актуализация знаний. Слайд 4.
- Мы подготовили свой речевой аппарат к работе и сейчас будем читать слова, записанные на экране. Первая буква в этих словах “спряталась”. Прочитайте шепотом первый столбик, попробуйте догадаться, что это за буквы.
 …уравль…ираф(Аналогично проводится работа со вторым столбиком).
 ..убр
 ..ебра
5.Формулирование темы и целей урока. Слайды 5 – 6.
- Кто догадался, о каких новых звуках и буквах мы сегодня будем говорить на уроке? Чему мы должны на уроке научиться?
= познакомиться с… (буквами Ж,З)
   учиться различать…(звуки, которые обозначают буквы Ж,З)   учиться читать… (слова с буквами Ж,З)

Организует диалог с обучающимися.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Делят буквы на группы.
Обосновывают свой выбор.
Составляют слова.
Выполняют дыхательные упражнения.
Определяют пропущенные буквы  в словах.
Формулируют тему и цели урока.

Освоение  нового материала

Формируемые УУД: познавательные (общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, логические – анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, синтез, классификация), коммуникативные  (выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи), регулятивные (оценка, коррекция, саморегуляция).

Знакомство с буквами Ж ж, З з.
Развитие фонематического слуха.
Создание положительных эмоций, снятие напряжения при проведении динамической паузы.
Развитие фонематического слуха.

1.Сравнительный анализ первых звуков в словах. Слайд 7.
- Еще раз прочитайте хором первый столбик, послушайте первые звуки в словах. Что можете сказать об этих звуках?
= жираф – первый звук [ж] – воздух проходит с преградами, значит, он согласный, произносим твердо; журавль – первый звук тоже [ж], согласный, твердый.
 (Аналогично проводится  работа со вторым столбиком).
= зубр - первый звук [з] – воздух проходит с преградами, значит, согласный, твердый; зебра  – первый звук [з’] – согласный, мягкий.2. Выделение лишнего слова и лишнего предмета. Слайд 8.
- Дайте общее название (= животные).
- Какое слово лишнее? (= зебра – начинается на мягкий согласный, зубр – состоит из одного слога).
- Какой предмет лишний? (= журавль – птица).3.Воспроизведение зрительного образа букв Жж,Зз. Слайд 9.
-Кто уже знает и может показать, как пишутся буквы Ж ж, З з?
- Сравните с записью на экране. Оцените работу товарища.4.Работа с алфавитом. Определение места букв Ж, З в алфавите.
- Откройте последний разворот Азбуки и найдите эти буквы. Прочитайте правильные названия букв, которые на письме обозначают звуки [ж], [з], [з’]. Какая буква в алфавите стоит перед буквой Ж? После буквы З?
- Почему букв по две? Какие слова мы пишем с заглавной буквы?
- Прочитайте первые три строчки алфавита хором. Кто знает наизусть, называйте по памяти.5.Работа с форзацем.
- Откройте форзац. Найдите буквы Ж и З. Прочитайте слово, в котором есть буква Ж. (= жук: «Ж – ж»)
- Прочитайте слово под буквой З. (= звезды)
- Всегда ли буквы Ж и З стоят в начале слова?
- Приведите примеры слов с буквой Ж (З), когда она находится не в начале слова.6. Перечисление названий предметов со звуком [ж].
- Откройте  Азбуку на странице 49. Внимательно рассмотрите рисунки. Назовите те предметы, в названии которых мы слышим звук [ж].
= желуди, жираф, лыжи, жук, жонглер, журавль, ежик, лужа, жаба.7. Выполнение физических упражнений, осложненное языковым заданием. Слайд 10.
Жаворонок, кожура, машина, ложечка, шуруп, халва, жизнь, цапля, ежонок, лужица.8.Перечисление названий предметов со звуками [з], [з’].= земляника; змея, заяц, зонт, замок, забор, звезды.9.Деление предметов на одушевленные, неодушевленные.10.Выполнение физических упражнений, осложненное языковым заданием. Слайд 11.
Стрекоза, земля, коза, азбука, обезьяна, зеркало, слон, бизон, зяблик, звонок, лось, кузнечик.

Формулирует задание при переходе к новому виду деятельности.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Обозначает цветом твердые и мягкие согласные звуки под вписанными буквами (на слайде).
Перечисляет слова, в названии которых есть звук [ж] или нет.
Перечисляет слова, в названии которых есть звуки [з], [з’].

Анализируют слова.
Выполняют сравнительный анализ первых звуков в каждой паре слов.
Выделяют лишнее слово и предмет.
Обосновывают свой выбор. Воспроизводят образ новых букв на доске (один учащийся), остальные сравнивают с образцом и сигнализируют знаками «±» при проверке.
Определяют место букв Ж, З в алфавите, называют предыдущие и последующие буквы.
Приводят примеры слов с буквами Ж,З не в начале слова.
Называют предметы, пользуясь иллюстрациями в Азбуке, в названии которых слышится звук [ж].
Выполняют наклоны вправо или влево.
Называют предметы, пользуясь иллюстрациями в  Азбуке, в названии которых слышатся звуки  [з] (девочки), [з’] (мальчики).
Классифицируют предметы на неодушевленные и одушевленные.
Выполняют притопывания и хлопки. 

Первичное закрепление во внешней речи

Формируемые УУД: познавательные (общеучебныеструктурирование знаний,осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; логические – анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; постановка и решение проблемы – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера), регулятивные (планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, выражение своих мыслей).

Развитие фонематического  слуха.
Формирование навыка правильного и осознанного чтения.

1.Звуковой анализ слов. Самостоятельная работа. Слайд 12.
- Рассмотрите иллюстрацию в Азбуке. Назовите слова, которые подходят к схемам. (= дуб, лыжи, жираф, звезда)
-Договоритесь между собой, какой звук вы будете обозначать  в схемах -  [ж] или [з].
Ловушка: в слове дуб нет этих звуков.
Взаимопроверка по слайду №13.2.Поиск слов среди набора букв и составление предложений. Работа в парах. Слайд 14.
- В течение одной минуты найдите  и обведите слова, которые начинаются на букву Ж и З.
вздузпсзимакзфсжукивйзвоноквзождкждатьсзкы
Проверка по слайду.
- Составьте предложение с любыми двумя из этих слов.
= Жуки прячутся на зиму в коре деревьев. Папа  ждет  важного звонка.3.Чтение и анализ слов. Слайд 15.
- Откройте страницу 50. Найдите слова вверху страницы. Прочитайте их шепотом. Хором.
зуб – зоб – зол – зал – звал – завал,
жир – жар – жало – жаба – жалоба.
- Что заметили?
= в первой строчке все слова начинаются на букву ж, во второй – на букву з; меняется одна буква или добавляется одна буква -  меняется смысл слова.
- Задание на скорость: кто быстрее всех подчеркнет буквы, которыми следующее слово отличается от предыдущего. Проверка по слайду 16.
- Назовите лишнее слово в каждом ряду.
= завал – два слога, жир – есть буква и, в остальных а, жаба – обозначает одушевленный предмет.
- Назовите слова с мягкими согласными (= таких слов нет).
- Назовите слово, обозначающее действие предмета (= звал).
- Что такое зоб? Слайд №17. (= передняя часть груди у всех птиц)
- Поставьте в форму множественного числа: зуб, жаба, жар, завал.
- Назовите слово, обозначающее состояние человека (= зол).
- Подберите антоним (=добр).

Организует:
·   самостоятельную  работу по вариантам;
·   взаимопроверку;
·   работу в парах;
·   беседу по уточнению лексического значения слов.

Договариваются в парах о  выполнении самост. работы.
Определяют место звуков [з], [ж] в словах.
Осуществляют взаимопроверку.
Работают по карточкам в парах. Составляют предложения с найденными словами. Читают и анализируют слова.
Подчеркивают букву, которой одно слово отличается от другого.
Осуществляют самооценку.
Определяют лишнее слово. Объясняют свой выбор. Подбирают антоним к слову зол.
Называют форму множественного  числа  слов зуб, жаба, жар, завал. 

Применение знаний в новой ситуации

Формируемые УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация), регулятивные (планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи), познавательные (общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; логические – анализ объектов с целью выделения признаков, синтез; постановка и решение проблемы – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Формирование навыка правильного и осознанного письма.
Развитие умения высказывать свою точку зрения.

Восстановление пропущенных букв в пословицах, объяснение их смысла. Работа в группах (по одной одинаковой пословице на каждый ряд). Слайд №18.
Тому тя..ело, кто помнит ..ло.
..лой человек не про..ивёт в добре век.
Доброго чтут, а ..лого не ..алуют.
- А вы совершаете добрые поступки? Какие?

Организует групповую работу.
Контролирует выполнение работы.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Уточняет смысл пословиц.

Работают в группах по карточкам.
Вставляют пропущенные буквы в пословицах.
Объясняют смысл пословиц.
Осуществляют самооценку. 

Подведение итогов

Формируемые УУД: личностные (самоопределение,смыслообразование, нравственно-этическая ориентация), регулятивные (коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные (выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи), познавательные (общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – синтез; знаково-символические - моделирование).

Соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом.
Рефлексия.

Вернуться к целям урока (слайд 19). Каких целей достигли, каких – нет? В соответствии с этим – над чем нужно еще поработать? Повторение изученных букв: называние букв, характеристика звуков, которые обозначают буквы Ж, З.Оценивание деятельности на уроке. Слайд 20-21. Нарисовать смайлик. Поднять, у кого веселый, грустный.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Называют основные позиции нового материала и оценивают их усвоение.

Литература

  1. Нечаева Н. В. Методические рекомендации к курсу "Обучение грамоте". – Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2011.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л. В. Занкова/ А. Г. Ванцян, Н. В. Нечаева, Е. Н. Петрова, А. Ю. Плотникова, С. Г. Яковлева. – Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2011.

Ресурсы: Азбука (авт. Нечаева Н.В., Белорусец К. С.) 1 класс, раздаточный материал для работы в парах  и для работы в группах , компьютерная презентация , круги желтого цвета по количеству учащихся.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль