Авторская программа дополнительного образования детей 5-6 лет "Чудо"

8835
Автор: Кирьянова Ольга Петровна, педагог дополнительного образования высшей категории, руководитель Творческой мастерской "Радуга" Городского Дома детского творчества г.Шахты Ростовской области

Пояснительная запискаЗанятия по изобразительной деятельности предусматривают формирование у детей дошкольного возраста эстетического восприятия, обучение способам действия, развитие творчества. В рисовании, лепке, конструировании таятся богатые возможности эстетического воспитания ребёнка. Именно эти виды деятельности оказывают влияние на формирование различных сторон личности человека в будущем. Сущность рисования заключается в изображении предметов и явлений реального мира, а это и есть основа умственного развития.Программа "Чудо" должна помочь ребёнку познать как можно больше элементов прекрасного – стройность форм, гармоничность красок, лаконичность композиций. Изобразительная деятельность дошкольников, как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Изобразительная деятельность предусматривают формирование у детей дошкольного возраста эстетического восприятие, развитие творчества. В рисовании, лепке, конструировании таятся богатые возможности эстетического воспитания ребёнка. Именно эти виды деятельности оказывают влияние на формирование различных сторон личности человека в будущем.

Сущность рисования заключается в изображении предметов и явлений реального мира, а это и есть основа умственного развития. Эстетические чувства обогащают жизнь человека, направляют и организуют его поведение. Поэтому огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребёнка. Способность к эстетическому восприятию может быть развита, воспитана. Самое страшное в человеке, в ребёнке – это безразличие , равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Безразличие враждебно гуманизму человека, создающего новое, передовое человеческое общество. Гуманистическое отношение к окружающему миру есть первичная основа эстетических чувств. В эстетическом восприятии действительности основную роль играют наши зрительные, слуховые ощущения, а так же осязание и обаяние. Концепция программы "Чудо" помочь ребёнку открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию ,развитию воображения, фантазии.Направленность программы:
Программа "Чудо" разработана для учреждений дополнительного образования и ориентирована на работу с детьми 5-6 лет и носит художественно-эстетическую направленность, по форме проведения занятий является групповой и индивидуально-ориентированной. Данная программа направлена на развитие у ребёнка эстетического и эмоционального начала, а так же на формирования его образного мышления и творческих способностей. Программа «Чудо» способствует развитию воображения, фантазии, чтобы ребёнок мог открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию. Содержание программы "Чудо' направлено на создание условий для развития личности ребенка его интеллектуального и духовного развития.Актуальность программы
Актуальность программы "Чудо" определяется запросом со стороны детей и родителей на программы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста для развития эстетического вкуса и ручной умелости. Богатая событиями жизнь широким потоком врывается в сознание детей. В меру своих сил и понимания дети живо откликаются на неё, стремятся выразить свои чувства и мысли в рисунке. Поэтому важно с самых первых лет жизни ребёнка учить видеть красивое в окружающем, богатство цветов и форм, разнообразие их сочетаний, замечать характерные признаки предметов и явлений, определять их сходство и различие; формировать у детей изобразительные умения и желание рисовать, лепить, вырезать, конструировать; развивать творческую способность, учить воспринимать произведения искусстваЦель: создание условий для развития неравнодушного, активно преобразующего отношения к миру ребёнка на основе нравственности, эстетического и эмоционального начала; формирования образного мышления и творческих способностей. Формирование нравственной и творческой личности, через познания мировой художественной культуры.Обучающие задачи :

  • Познакомить с различными материалами, которые используется на занятиях, через творчество.
  • Формировать умения и навыки владения при работе с различными художественными материалами
  • Способствовать переходу от репродуктивного мышления к творческому
  • Помочь овладеть техническими умениями и навыками, различными изобразительными средствами.
  • Обеспечить переходу от репродуктивного мышления творческому.

Воспитательные задачи :

  • Воспитывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе.
  • Формировать положительную мотивацию учения (интерес к освоению курса)
  • Способствовать развитию умения работать в парах, в группе и т.п.
  • Воспитывать самостоятельность, нравственные качества, культуру речи и поведения, трудолюбие и т.
  • Воспитывать самостоятельность, нравственные качества, культуру речи и поведения, трудолюбие и т.д.

Развивающие задачи:

  • Развивать воображение, фантазию, чтобы ребёнок мог открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию.
  • Развивать желание "изобразительно" откликнуться на увиденное, и услышанное.
  • Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность к самоутверждению через труд.
  • Выявлять и развивать индивидуальные способности обучающихся

Особенности программы
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Логическим завершение каждого блока занятий являются детские утренники, выставка рисунков, поделок открытое или итоговое занятие.

По программе запланировано 12 циклов занятий (72 часа)

  1. Здравствуй карандашик!
  2. В гостях у принцессы Кисточки
  3. Наши новые друзья
  4. Кто живёт на Кругленькой площади ?
  5. В царстве Снежной Королевы
  6. Спасаем друзей от злой Кляксы
  7. Строим сказочные домики
  8. На улице сказок
  9. В мастерской у Данилы-мастера
  10. Мы не волшебник - мы золушкины помощники!
  11. Подарки вместо подснежников!
  12. Весенний вернисаж!

Во второй части запланировано 11 блоков – остановок (72 часа)

  1. Станция "Осенняя"
  2. Станция "Городская'
  3. Станция "Морская"
  4. Станция "Историческая"
  5. Станция "Новогодняя"
  6. Станция "Музыкальная"
  7. Станция "Цирковая
  8. Станция "Цветочная"
  9. Станция "Космическая"
  10. Станция "Героическая"
  11. Станция "Фестивальная"

Формы проведения занятий Педагогические условия реализации программы "Чудо" основаны на решение задач, ориентированных на следующие педагогические условия:

  • игровые методы и приёмы,
  • интегрированные формы организации художественно-творческой деятельности,
  • художественно – эстетическая пространственно-предметная среда.

Для результативности образовательного процесса программой "Чудо' предусмотрены различные формы проведения занятий: беседа, выставка, занятие-игра, занятие- путешествие праздник, ярмарка.Критерии оценки и ожидаемые результаты
Главным ожидаемым результатом обучения по программе "Чудо", должно стать развитие у детей интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству. При этом у воспитанников формируются следующие основные умения, знания и навыки:

  • наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному;
  • понимание языка эмоций (сопереживание, сочувствие), отражённых в произведениях искусства и реальных отношениях;
  • проявление разнообразных чувств при восприятии произведений искусства
  • приобретение навыков художественного восприятия различных видов искусств, развитие фантазии и воображения, проявляющихся в конкретных формах самостоятельной деятельности;
  • умение находить новые нестандартные решения творческих задач, творческое саморазвитие ребёнка;
  • освоение выразительных возможностей художественных материалов, умение пользоваться ими
  • знание и применение работы с различными инструментами и материалами;
  • знание и выполнение правил техники безопасности при работе;
  • умение подбирать цветовую гамму, составлять композицию;
  • освоение навыков работы с пластилином, бумагой, природным материалом;
  • развитие аккуратности, терпения;
  • развить мелкую моторику пальцев, пространственное мышление.

Условия реализации программы

  1. Создание социально-культурного пространства развивающей среды для проявления ребёнком своих творческих способностей, а так же для образного воссоздания мира и языка искусства, реализации познавательно-эстетической и культурно-коммуникативной потребности в свободном выборе.
  2. Характер общения педагога с ребёнком должен складываться от ситуации, задания, способов его выполнения, побудительных мотивов. Свободный выбор, проблемная ситуация, неожиданность, возникшие в художественно эстетической, пространственно –предметной среде стимулируют общее эстетическое развитие ребёнка, его творческое мышление ,самостоятельность.
  3. Наличие оборудования для занятий изобразительной деятельностью с дошкольниками.
  4. Помещение, где будут заниматься дети должно быть хорошо освещено, быть просторным, соответствовать всем санитарным требованиям.
  5. Для выполнения целей и задач данной программы необходимо современное материально – техническое обеспечения образовательного процесса.

Материалы для занятий по программе "Чудо".

Для каждого ребёнка:

  1. Гуашь 12 цветов.
  2. Стаканчики для воды
  3. Кисточка толстая (№8-9),кисточка тонкая (№2-4).
  4. Палитра.
  5. Папка для черчения с бумагой размером А4.
  6. Набор цветной бумаги.
  7. Набор цветного картона.
  8. Ножницы.
  9. Клеящий карандаш.
  10. Цветные карандаши 18 цветов.
  11. Набор цветных фломастеров.
  12. Пластилин 10 цветов, стека, доска для лепки.
  13. Простой карандаш, ластик.
  14. Салфетки,тряпочка, губка.

Дополнительные материалы для коллективной работы

  1. Ватман 10 листов
  2. Клей ПВА.
  3. Природный материал (шишки, жёлуди, каштаны и т.д. )
  4. Текстиль ( ленточки, нитки ,кусочки ткани, кружева и т.д.)
  5. Фольга,вата,бумажные тарелочки.
  6. Скотч, степлер, шпагат 10 м.
  7. Мольберта 2 шт.

Техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Музыкальный центр
  2. Видеомагнитофон и телевизор
Содержание 1 части программы "Чудо" 1 год обучения

"Город волшебников"
Вводное занятие
На первом занятии дети знакомятся с содержанием предстоящих занятий. Изучают правила техники безопасности.1 час.

1.Цикл занятий "Здравствуй, Карандашик!"
Веселый Карандашик и его братья- цветные карандаши - первые жители сказочного городка . Дети учатся рисовать различные линии, изменяя нажим на карандаш менять ее толщину. Знакомятся с понятием штриховки. Дети с удовольствием выполняют свои первые рисунки, это капельки и струйки воды, стебельки цветов и травы, веточки деревьев, осенние листья, заштриховываются предложенные силуэты фруктов, овощей и т.д.

Таблица 1

 Т емы занятий 1 цикла

     Цели и задачи

Вид деятельности

Используемые материалы

Дидактическое сопровождение

Общее количество часов

"Что такое пёстренькое лето ?"

Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающего мира, рисовать цветы, траву, солнышко ; выполнять коллективную работы, работать на планшете.

Рисунок.

Коллективная работа

Восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, планшет, ватман

Репродукции:

А.Герасимов "Полевые цветы",И..Суриков "Лето"

И.Левитан "Луг на опушке леса"

П.Чайковский "Июнь", "Песня  жаворонка"

1

3

"Осенние листочки"

Учить замечать в оттенках цвета главные составляющие: жёлто-зелёный, желто-красный. Листики все тёплые согреты летним солнышком. Знакомит с понятием тёплые цвета.

Рисунок

Цветные карандаши

-Репродукции И.Левитана ,И.Гра-баря; И.Шишкина-П.Чайковский,
сл.А.Плещеева "Осень";
-Ст. И.Бунин   "Листопад"

1

4

"Собираем урожай! "

Учить детей работать с пластилином; отщипывать от общего куса маленькие кусочки. Познакомить с приёмами лепки:-скатывать шарики, колбаски .
-лепить фрукты и овощи

Лепка

Пластилиндоски,  стеки
 

-РепродукцииИ.Машков "Фрукты на блюде", И.Хруцкий "Цветы и плоды";

Р.Шуман "Урожайная песнка" Сл. Л.Воронковой,Муз. М.Красева "Урожай"/Загадки  об овощах/
 

1

"Стройная   берёзка» 

Учить  рисовать дерево ,передавая его  характерные особенности (ствол, листья, ветви)Познакомить с понятием   "пейзаж". Развивать эстетическое восприятие 

Рисунок

Восковые мелки, цв.карандаши,тонированная бумага.
 

-И.Остроухов "Осень" 
 

1

6

"Рябинка  в красивой вазе"

Учить работать  с цветной бумагой и клеем  в обрывной технике выполняя  ягоды, ветви рисовать карандашом. Познакомить  с понятием "натюрморт".

Аппликация, рисунок

Цвет. бумага,клей, листы бумаги А4, заготовки силуэтов вазы,
цв. карандаши

-Репродукцииосенних натюрмортов.

1

7

"До свидания, рыженькая осень" Детский  праздник.Первая  выставка детских работ

Учить детей любить и понимать красоту  природы.Подвести  итог   занятий 1 цикла. Учить анализировать  работы.

 

1

 2 . Цикл "В гостях у принцессы кисточки"
Самый яркий и красивый домик в нашем городке принадлежит Принцессе Кисточке. Именно она знакомит малышей с тем, как правильно пользоваться кистью для рисования, как ее держать, как набирать воду и краски. А ещё Кисточка расскажет, для чего нужна палитра. Что такое гуашь и акварель и чем они отличаются. Дети узнают правильное название цветов. На первых занятиях этого цикла в форме весёлой игры малыши подкрашивают воду в нескольких баночках, рисуют цветные полосочки, пятнышки, кружочки.

Таблица 2

Темы занятий 2  цикла

Цели и задачи

Вид деятельности

Используемые материалы

Дидактическое сопровождение

Количество часов

1.

"Как Буратино продавал газированную воду"

Учить детей пользоваться кисть и красками, правильно промывать кисть в баночке с водой. Прививать аккуратность.

игра

Кисти, гуашь,баночки с водой, салфетки.

Сказка А.Толской "Золотой ключик" Буратино- кукла перчаточного  кукольного театра

 1

2

"Радуга –дуга"

Знакомить детей с цветовым спектром. Учить правильно называть цвета, рисовать радугу (цветные дуги в определённой последовательности .Развивать воображение

Рисунок

Кисти, гуашь, бумага, баночки для воды

-Репродукции Б.Кустодиев "Волга. Радуга", Н.Крымов"Московский пейзаж. Радуга" Ст .С.Маршак "Радужная арка",С.Прокофьев "Дождь и радуга"

 1

3.

"Чьи следы на леснойтропинке?"

Учить новому приёму рисования- прикладывание всем ворсом к бумаге. Используя разный номер кисти учить рисовать пятнышки разного размера. Прививать любовь к животным.

Рисунок

Кисти разных размеров, гуашь, бумага, баночки для воды

-Репродукции и рисунки животных и птиц В.Ватагин, М..Букунова,В.Серова. Стихи о птицах и животных. Загадки. -Э.Григ "Шествие гномов","Птичка",П.Чайковский "Песня жаворонка"

 1

4.

"Салфетки    для   Мальвины"

Учить рисовать простейший орнамент с использованием линий и точек. Познакомить с понятием ритм в рисунке.

Рисунок

Кисти, гуашь, квадратная заготовка салфетки, баночки для воды

-П.Чайковский "Новая кукла"; О.Ананьева "Плакса", А.Толстой сказка "Золотой ключик" Гости занятия  - Мальвина и Буратино

 1

5

"Петушок, золотой гребешок!"

Развивать воображение . Учить правильно обводить свою кисть используя её как шаблон для последующего рисунка- петушка. Большой пальчик- это клюва остальные превратятся в гребешок.

Рисунок

Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры

 1

6

"Аленький  цветочек"

Учить равномерно наносить гуашь на участке ограниченном контуром. Развивать фантазию.

Рисунок

Кисть, гуашь, шаблоны разных фантазийных цветов.

С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"

 1

7

"Волшебные яблоки"

Учить используя основную геометрическую форму преображать её в образ (Круг в яблоко). Познакомить с понятием размер (яблоки разного размера). Помочь правильно выполнить композицию натюрморта из яблок.

Рисунок

Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры

-Русские народные сказки:"Молодильные яблоки"; "Гуси-лебеди" - Репродукции натюрмортов М.Сарьяна, И.Машкова, П.Кончаловского.

 1

3. Цикл занятий "Наши новые друзья"
На занятиях третьего цикла ребята придумывают по каким дорожкам, тропинкам, проспектам и улицам можно добраться до этот сказочный города. Кто-то придет поездом ,кто-то прилетит самолётом или приплывёт на лодочке. А ещё можно шагать пешком распевая весёлую походную песенку. Так дети осваивают понятие линии; прямая, волнистая, ломаная, пунктир и т.д. Выполняют первые линейные рисунки.

Таблица 3

Тема занятий 3 цикла

 Цели и задачи

Вид деятельности

Используемые материалы

Дидактическое сопровождение

Общее количество часов

1

"И   покатился  Колобок по дорожке" 

Учить  ориентироваться  на листе бумаги, рисовать волнистые  линии. Используя рисунок –карту предложить  ребёнку нарисовать  дорожки  по которым    катился  Колобок в сказке .Вспомнить содержание сказки

Рисунок

Рисунок –карта; фломастеры

-Сказка "Колобок",иллюстрации к сказке,мультфильм "Колобок" реж.  НЧервинская

1

2

"Паровозик  из Ромашково"

Учить рисовать  длинные  горизонтальные  и короткие вертикальные  линии  в определённом ритме (рельсы и шпалы). Познакомить с железной дорогой.

Рисунок

Гуашь, кисти, бумага 

-Мультфильм "Паровозик изРомашково"

1

3

Продолжение  занятия №2"Весёлые вагончики"

Учить приклеивать маленькие квадратики  на  большой прямоугольник .Выполнять аппликацию "Вагончики»  из геометрических фигур.Развивать ручную умелость

Аппликация

Прямоугольникквадратики, круги, клей, рисунки железной дороги(занятие №2)

-Муз.В.Шаинского"Голубой вагон" -Открытки,иллюстрации  вагонов, паровозов,электровозов, станции и вокзалов

1

4

"По   морям,  по волнам!"

Учить понимать выразительные средства живописи в изображении моря, реки, ручейка. Познакомить с холодными цветами.

Рисунок

Гуашь, кисти, палитры, баночки, бумага

-Репродукции И.Айвазовского,К.Моне, В.Ван-Гога, Н.Н.Римский Корсаков "Сказка о Салтане", "Садко" Э.Григ "Ручеёк"

1

5.

"Лодочка"Продолжение занятия №4

Учить складывать бумагу. Развивать пространственное воображение. Стимулировать  развитие  моторики.

Оригами

Бумага  для оригами

1

6

"Ковёр –самолёт  для доброго и  злого волшебников"

Приобщать к  художественно-декоративной   деятельности, побуждать самостоятельно выполнять узоры.. Учить рисовать   линию  - зигзаг .Развивать  чувство  в рисунке. 

Рисунок

Фломастер,бумага

-Репродукция В.Васнецова "Ковёр-самолёт"-Р.Шуман "Дед Мороз",
Л.Тимофеев  "Ветерок"

1

7

"Городская    прогулка"  Экскурсия.

Познакомить  детей  с  пешеходными  тротуарными   дорожкам,  песчаными  и  каменными   прогулочными  тропинками   в скверах  и  парках, а так же   с  проезжей  частью- шоссе.

1

  4. Цикл занятий "Кто живет на "Кругленькой площади"
Занятия четвёртого цикла направлены на закрепление умений детей замыкать линии, рисовать круги и овалы разного размера, преображая эти простейшие геометрические фигуры в задуманный предмет или образ. Дети с удовольствием превращают кружочки и овалы в солнышко, цветы, фрукты и овощи, в разных животных: поросят, котят, медвежат. Хорошо закрепляет понятие "круглой формы"- лепка..Первые кружочки ребята вырезают из квадратиков соответствующей формы, срезая лишь углы.

Таблица 4

  

 Темы занятий  4 цикла

 Цели и задачи 

Видтворчества

Используемые материалы 

Дидактическое сопровождение

Общее количество часов

"Доброе утро Солнышко!"

Закрепить умение рисовать  ровный круг и лучики кистью Развивать фантазию и творчество.

Рисунок

Гуашь,кисти, бумага.

"Где же Солнышко  живёт?" сказка Загадки о солнышке

1

2

"Цветик-семицветик!"

Учить  самостоятельно составлять композицию. Вырезать одинаковые  круги  из семи  квадратов разного цвета. Аккуратно пользоваться  клеем. Развивать ручную умелость

Аппликация

Бумага, клей,ножницы, цветная бумага

-В.Катаев"Цветик-семицветик"

1

"Овощной натюрморт  .Или Сеньор Помидор злится!"

Учить детей правильно составлять композицию натюрморта. Рисовать овощи круглой  формы. Развивать чувство  композиции.

Рисунок

Цветные карандаши,ножницы

-Д.Родари "Чипполино"Загадки о овощах. Репродукции нарюрмортов М.Сарьян,И.Маш-ков,И.Бродский,И.Грабарь

1

"Милашка-неваляшка"

Учить  лепить  шарики  разного размера   и  соединять  их  в  единую  фигуру.  Развивать  моторику.

Лепка

Пластилинстека, доска

-"Песенка  неваляшек",игрушки-неваляшки.

1

"Волшебные бусы бабушки-Загадушки"

Учит скручивать   длинные бумажные треугольники  в   шарики-бусинка, закрепляя край  клеем ; нанизывать  детальки на нить. Развивать ручную умелость и   творчество.

Конструирование из бумаги

Треугольники из цветной бумаги(10 шт.дл-20см),толстая нить, клей

Загадки.

1

"Бараночки для Петрушки"

Учить  новому приёмам  соединения  деталей в лепке-«приглаживанию».Развивать ручную умелость и творчество.

Лепка

Пластилин, стека, досточка

-Гость занятия кукольный Петрушка.-Чай из самовара , настоящие баранки и  бублики.-Русские народные песенки, частушки,отешки

1

 
5. Цикл занятий "В царстве Снежной королевы"
Наступает декабрь - первый зимний месяц. Этот цикл приурочен к календарной зиме. Дети знакомятся с различные видами творчества – осваивают рисунок на тонированной бумаге , в аппликации используют вату , фольгу, бумажные салфетки. Результат ручного труда - новые елочные игрушки, флажки, гирлянды и т.д.

  

 Тема занятий 5 цикла

 Цели   и    задачи

 Вид  деятельности 

 Используемые материалы 

 Дидактическое  обеспечение

 Общее количество часов

"Первый снежок"

Учить работать   на тонированной бумаге белилами ,рисовать снег на деревьях, на Земле.Прививать любовь к природе. Развивать эстетический вкус.

Рисунок 

Тонированная бумага, гуашь, кисти,баночки, палитра

-Репродукции А.П.Пластов "Первый снег"-П.И.Чайковский  "Вальс снежных хлопьев" Д.Кабалевский "Вальс";
-И.Бунин 'Первый снег';Е.Трутнева  "Первый снег"

1

"Портрет  Снежной  королевы"

 Учить рисовать портрет, понимать характер героя  и передавать  его  изобразительными средствами через мимику, колорит и т.д. Воспитывать  интерес к образу человека.

Рисунок

Цветные карандаши,восковые мелки, фломастеры, бумага А4

-Репродукции В.Суриков "Посещение царевной женского монастыря"-М.Врубель "Царевна-Лебедь"
-Э.Григ "В пещере  горного короля", Шествие гномов"

1

"Елочка  зелёная  к зиме     принарядилась "

Учить вырезать  симметричные фигуры (ель);использовать салфетку и вату для декорирования  ёлочки, опушки ит.д.Воспитывать любовь к природе ,развивать творчество

Аппликация

Цветная бумага, ножницы, клей,бумага, вата, салфетки
фольга.

-Репродукции Б.Щербаков "В декабре.Подмосковье"
-С.Куприянова
"Зима.Ель"

1

"Снеговик –Почтовик"

Учить передавать  сюжет  в лепке. Отражать события  и факты литературного произведения. Способствовать развитию эстетического воспитания.

Лепка

Пластилин,доска, стека, салфетка

-Сказка  А.Сутеева
  "Снеговик-Почтовик'

1

"Подарки  для   Дедушки  Мороза"

Учить работать  с шаблонами (силуэты бабочек, зайчиков, медведей, домиков  для  флажков); соединять  бумажные цепочки; мастерить фонарики. Развивать творчество и ручную умелость

Конструирование из бумаги

Цветная бумага, ножницы, клей, нитки

2

Новогодний   утренник

 

6. Цикл занятий "Спасаем друзей от злой Кляксы"
Так в городе волшебников появляется злая Клякса. Дети спешат спасти свой красивый сказочный город. Поможет им принцесса Кисточки. Клякса будет побеждена. И дети обязательно усвоят, что не все сочетания цветов и их смешивание могут быть удачными. Закрепляют понятия холодные и теплые цвета.

Таблица 6

 

 Тема занятий  6 цикла

 Цели   и  задачи 

 Вид деятельности

 Используемые материалы

 Дидактическое обеспечение 

 Общее количество часов

1

"Что такое клякса?Кто такая Клякса?"
 

Развивать  воображение .Учить  видеть вразличных силуэтных пятнах  знакомые образы предметов  или явлений.
 

Рисунок 

Фломастеры, карточки  с различными  кляксами 

  

1

"Жили   были   две   феечки..Были у феечек две леечки…"
 

Учить  различать тёплые и  холодные цвета. Помочь нарисовать что-то холодное  и  что-нибудь  горячее по выбору. Воспитывать эстетический вкус. 

Рисунок 

Цветные карандаши, по две карточка  с паспорту холодного  и  тёплого цвета

-Репродукции .Рымов  "Жёлтый сарай",С.Судейкин "Натюрморт», И.Хруцкий "Цветы и плоды".В.Стожаров "Чай с калачами" И.Грабарь "Неприбранный стол", "Февральская лазурь" Зверьков "Луг  цветёт"
 
 

1

"Сказочный лес- полон чудес"
 

Учить рисовать по воображению деревья, цветы  с фантазийными  и   необычными  стволами, ветвями  , листьями  и лепестками.  Учить  смешивать  краски . 

Рисунок 

Гуашь, кисти, баночки, бумага, палитра 

-И.Левитан "Цветущие яблони",И.Шишкин "Уголок заброшенного  сада",  "Дубы", И Грабарь  "Рябинки" Ф.Толстой "Букет цветов,бабочка  и птичка"-И.Сац, "Будем  кувыркаться"
 

1


 

"Украсим домик  Кляксы орнаментом" 
 

Учить  составлять  орнамент  из геометрических  фигур  по  собственному  замыслу для  украшения  крыши  и окошек  домика. Развивать  чувство  ритма  в рисунке. 
 

Аппликация 
 

Заготовки  деталей  из цветной бумаги (кружочки, треугольники, квадраты и т.д.) для орнамента, клей,ножницы
 
 

Плакат с образцами  различных  орнаментов. 
 

1

7. Цикл занятий "Строим сказочные домики"
Занятия этого цикла направлены на развитие абстрактного мышления, конструкторской мысли, фантазии и воображения ребенка. Дети выполняют аппликации из цветной бумаги, работают с кубиками, коробочками. Дети узнают о работе архитектора и строителя. Экскурсия по городу поможет закрепить полученные знания.

Таблица 7

 

 Темы занятий 7  цикла 

 Цели  и задачи 

 Вид деятельности 

 Используемые оборудование

 Дидактическое сопровождение 

1. 

"Теремок" 

Познакомить  с особенностями   деревянного Зодчества Руси. Учить рисовать   избу, терем. Воспитывать любовь к национальным  традициям. 

Рисунок 

Гуашь, кисти, палитра, баночки,бумага
 

-Репродукции С.Ткачёв "Деревня", В.Парнухов "В Кремле" А.Рябушкин  "Зимнее утро"-Русск.нар.сказка "Теремок" В гостях кукольные персонажи сказки.
 

"Замок  злого  волшебника" 

Учить   составлять архитектурную  композицию из простейших  элементов (коробочки разных размеров)Развивать пространственное  воображение.

Конструированние 

Коробочки  от  чая, зубной пасты, косметики и т.д.; клей ,  цветная бумага, ножницы 

-Иллюстрации  из книг детских сказок., открытки.- Сказка Ш.Перро
"Кот в Сапогах"
 


 

 "Домики   для   гномиков"   
 

Учить рационально использовать пространство  листа(выполнить семь домиков);передавать  настроение  и характер каждого  хозяина   домика Развивать творчество. 
 

Аппликация 
 
 

Цветная бумага,Ножницы ,клей,
фломастеры,
кусочки ткани.
 
 
 

-Белоснежка  и семь гномов - персонажи  кукольного  театра. 

8. Цикл занятий "На улице сказок"
Путешествуя по этой замечательной улице, ребята познакомятся с творчеством художников сказочников. На их полотнах ожили почти все герои русских сказок. С начало, дети будут учиться анализировать репродукции картин В.Васнецова, И. Билибина, Б.Рачева, Н.Кочергина отвечая на вопросы педагога, а в последствии попробую сами высказывать свои мысли , впечатления и чувства после просмотра. Узнают о интересной работе иллюстраторов и сами проиллюстрировать полюбившиеся сказки .

Таблица 8

 

 Темы занятий   8  цикла 

 Цели  и    задачи 

 Вид деятельности 

 Используемые материалы 

 Дидактическое сопровождение 

 1

"Что за прелесть  эти  сказки!"

Знакомить  с творчеством В.Васнецова, И.Билибина и др. художников сказочников. Учить анализировать сюжет, цветовой тон,  настроение картины. Воспитывать эстетический вкус. 

Рассматривание 

  

-Репродукции В.Васнецова,И.Билибина, В.Рачёва, Н.Кочергина
 

2

"Какое настроение   у Алёнушки ?"по репродукции В.Васнецов "Алёнушка"
 
 

Учить  видеть сказочность и реальность,чувствовать печаль и спокойствие; любить  родную природу ; рисовать  девочку  в русском  сарафане.
 

Рисунок 

Цветные карандаши,фломастеры,
бумага
 

 -Сказка "Алёнушка  и братец  Иванушка"
-Репродукция  В.Васнецова "Алёнушка"
 

"Куда мчит серый волк Ивана-царевича"по репродукции В.Васнецова "Иван-царевич и Серый волк"
 

Учить  видеть  движениев произведениях изобразительного творчества. Рисовать свои  впечатления .
 

Рисунок 

Гуашь, кисти,бумага, палит-ры, баночки  для  воды

-Репродукция В.Васнецова, "Иван-царевич  и серый волк"; сказка  "Иван-царевич  и Серый волк"
 

"Чудо-юдо рыба кит"по иллюстрациям  Н.Кочергина к сказке по Ершова "Конёк-Горнёк"
 

Учить составлять композицию  рисунка  в  соответствии  с сюжетом  литературного  произведения. Вырезать  способом  «в сгиб»  несколько одинаковых   домиков, лодочек, человечков. 

Коллективная аппликация

Цветная     бумага, ножницы, клей, силуэт кита
 

-Репродукция Н.Кочергина "Чудо-юдо рыба кит"П.Ершов "Конёк –Горбунок"
 


 
 
 
 
 

"Рисуем   картинки  к  сказке" 
 

Учить  передавать  свои впечатления от прочитанного  литературного произведения  в рисунке.Воспитывать  любовь  к
литературе.
 

Рисунок 

Гуашь, кисти,бумага, палитры, баночка

Сказка "Маша  и три медведя" 
 

9. Цикл занятий "В мастерской у Данилы-мастера"
Полное представление о форме и объёме предметов дает детям работа с пластилином, глиной, тестом. Кто может лучше всего рассказать об этом, конечно Данила-мастер из сказки А. Божова "Каменный цветок". Первоначально дети осваивают лепку простых форм это -шарики, колбаски, колечки, жгутики и знакомятся с приёмами их соединения. А затем пробуют слепить кувшинчики, крынки, корзиночки, тарелочки. Особенно нравится детям лепить игрушечные печенья, леденцы, глиняные игрушки. Освоив технику папье-маше, изготовляют настенные тарелочки- сувениры. Самостоятельно их расписывают или украшают.

Таблица 9

 

 Темы занятий9 цикла 

 Цели  и задачи 

 Вид  деятельности 

 Используемые материалы 

 Дидактическоеобеспечение 

Общее количество часов

Знакомство  с народной игрушкой"Дымковские  петушки"
 

Дать представление  о народных игрушкахУчить лепить "Дымковского петушка" способом "вытягивания  из целого куска" глины, пластилина  шеи, хвостика. Развивать ручную умелость, прививать   любовь  к русскому декоративно-приклад ному искусству.

    Лепка 

Досточки  для лепки, глина, стеки 

Дымковские  игрушки, плакаты с изображением  дымковских игрушек.Русские  народные  песенки, потешки.

1

"Как расписаны  дымовские Петушки?" Продолжение занятия №1 

Учить  правильно  подбирать  цветовую  гамму для росписи "Дымковского петушка".Изучить  основным элементам Дымковской росписи.
 
 

 Рисунок 

Гуашь, палитры, кисти, Дымковские петушки  

Дымковские  игрушки, плакаты с изображением  дымковских игрушек. Русские  народные  песенки, потешки.

1

"Золотое  блюдечко-наливное    яблочко" 

Учить приёмам  техники папье-машеВыполнять композицию в круге по образцу. Развивать  ручную умелость, чувство ритма  и центра композиции.
 

 Выполнениепапье-маше.
Рисунок.
Роспись  тарелочки
 

Клестер, кисти для клея, формочки  для папье-маше (может быт использована игрушечная  посуда).Гуашь, кисти, па-литры, баночки.
 

Сказка С.Т.Аксакова "Аленький   цветочек".Вазы, кувшины, крынки, бочонки , кружечки, чашечки и т.д.  разной формы  и  размера. Образцы росписи  тарелочек  разные по цвету.

1

"Корзиночка  Красной    Шапочки  с угощениямидля бабушки"
 

Учить  лепить тоненькие колбаски  и  сплетать  их  в единую форму корзиночку. Учить лепить  печенье .  Развивать ручную  умелость  и фантазию. 

Лепка

Пластилин, доски для лепки , стеки. 
 

-Сказка Ш.Перро "Красная  Шапочка и серый волк"-Корзины, корзиночка из различных материалов
 

1

10. Цикл занятий "Мы не волшебники, а золушкины помощники"
Наглядным пособием на этих уроках служат самые настоящие изделия народных умельцев. Это кухонная утварь с хохломской росписью, гжельская посуда, куколки-матрёшки, городецкие шкатулки. Дети с удовольствием рассматривают эти вещи, берут в руки, играют с ними. Важно обратить внимание ребят на затейливость и яркость росписи, оригинальность форм. Учить видеть, понимать и любить прекрасное в утилитарных вещах.

  

 Тема занятий 10цикла 

 Цели   и   задачи 

 Вид деятельности 

 Используемые    материалы 

 Дидактическое обеспечение 

 Общее количество часов

"Жар птица – мастерица" 

Познакомить  с  росписью деревянной посуды Хохлома.Учить рисовать элементы  росписи.( ягодки,
завиточки, листики)Воспитывать любовь  к национальным традициям
 

Рисунок 

Затонированные  силуэт бочонкагуашь, кисти,
палитры,
баночки для воды
 

Кухонная утварь  украшенная 
"Хохломской росписью", плакат  с изображением  хохломской  деревянной  посуды .Дидактические таблицы  с
по этапной последовательностью  росписи.
 

1

2

"Куколки - матрёшки"

Познакомить с матрёшкой  -русской национальной игрушкой. Учить вырезать  цветы , листочки  для украшения  силуэта матрёшки  из  бумаги; правильно подбирать  цветовые  сочетания. Развивать ручную умелость. Воспитывать любовь к национальным традициям.

Аппликация

Цветная бумага,ножницы,
шаблоны матрёшек
 разного размера,
клей, фломастеры

-Наборы матрёшек  от мала до велика; разного размера  и различные по росписи.Иллюстрации и плакат с изображением  матрёшек.
-Загадки  о матрёшках.
-Русские народные  мелодии.
 

1

"Голубая сказка     - Гжель" 

Познакомить  с  росписью посуды "Гжель". Учить рисовать  «гжельские розаны»,правильно выбирать цвет для росписи. 

Рисунок 

Шаблон заварного  чайника, акварель, кисти,баночки для воды
 

Посуда расписанная  «гжельской росписью», плакат  с  изображением гжельской посуды, дидактические  таблицы  с поэтапной последовательностью выполнения росписи 

1

11. Цикл занятий «Весенняя сказка»
Занятия приурочены к наступлению календарной весны. Дети с удовольствием рисуют натюрморты из первых весенних цветов, пейзажи весеннего парка.. Но лучше всего у детей получаются портреты своих мам . Ведь самый весенний праздник это «День – 8 марта» .

Таблица11

 

 Темы занятий
 

 Цели  и задачи

 Вид деятельности
 

 Используемые материалы
 

 Дидактическое сопровождение
 

 Общее количество часов

1  

"Путешествие весеннего ручейка" 

Учить использовать различные выразительные средства  в изобразительный деятельности  для  передачи  своего  отношения    к  образу весны..  Учить выполнять  коллаж  , рисовать  весенние деревья, подснежники, ручейки Воспитывать любовь   к   природе.

Рисунок, аппликация 

Гуашь, кисти,цветная  бумага, клей, ножницы,
фломастера , бумага А4.
 

-Репродукции В.Щербаков "Разлив реки",  "Вода спадает",И.Левитан "Весна", К.Юон "Мартовское солнце"-Э.Григ. "Весною"
С.Майкапар "Весною"
Е.Серова "Подснежники"
-Ф.Тютчев "Весенние воды"

1

2 

"Это мамочка моя!" 

Учить   выделять индивидуальные  особенности  женского лица. Продолжать  знакомить  с жанром   изобразительного  искусства –портрет. 
 

  

Гуашь, кисти,бумага для рисования,
баночки для воды, палитры
 

-Репродукции  ,Серова "Портрет княгини О.К.Орловой", И.Репин "Осенний букет" В.Суриков "Посещение царевной женского монастыря"
 

1

3

 Детский утренник
"8 Марта –мамин праздник"

1

4 

 "Кто потерял пёрышко"
 

Учить рисовать птиц  разных по  размеру и форме туловища, крыльев. Развивать  воображение. 

Рисунок

Цветные карандаши, бумага, фломастеры, восковые мелки

-Иллюстрации книг  с изображением  птиц , открытки, плакаты.-Э.Григ "Птичка",
П.Чайковский "Песня жаворонка"
-Стих.Г.Ладонщиков "Возвращаются певцы"
 

1

12.Цикл занятий "Подарки вместо подснежников"
Занятия посвящены ручному труду это- конструирование из бумаги, работа с природным материалом, тканью и т.д. Дети мастерят игрушки (грибочки, корзиночки, игольницы, закладки для книг, рамочки для фотографий). Это могут быть коллажи и панно из кусочков ткани, пуговиц, различных семян

Таблица 12

 

 Темы занятий  12  цикла 

 Цели   и   задачи 

 Вид деятельности 

 Используемые материалы 

 Дидактическое сопровождение 

 Общее количество часов

"Коробочка   для    мелочей"  
 

Учить размечать заготовку, делать надрезы  и   складывать коробочку.Развивать ручную умелость и глазомер.
 

Конструирование из бумаги

Заготовки (квадрат из бумаги), ножницы, цветная бумага, клей 

-Сумочки,  шкатулки, коробочки  разного размера  и  формы из разных материалов и разнообразного  оформления 

1

"Ёжик-помощник"Игольница .
 

Учить выполнять полезные вещи,  делать подарки близким. Познакомить  с особенность работы  с тканью. Развивать  творчество 

Ручной труд 

Заготовка силуэт ёжика  вырезанный   в зелёном кар- тоне    в форме  дубового лис-тика;  второй дубовый листик  без  силуэта ёжика ;кусочек серой ткани, две маленьких, пуговицы, вата, клей. 

-Игольницы , футляры   для   хранения  швейных принадлежностей, иллюстрации   с изображением   ежей.

1

"Мухоморчики  для  ёжика  и  его друзей" 

Учить   правильно выполнять  раскладку  для будущей   поделки  используя  шаблоны.Воспитывать  трудолюбие, ручную умелость
 

Конструирование из бумаги

Шаблоны(круг-   шляпка, прямоугольник цветная бумага, картон, клей, ножницы.

-Плакат  с изображением  грибов. Загадки о грибах 

1

"Одеяльце  для Мишутки" 

Учить выполнять аппликацию  из ткани.Развивать творчество.
 

Аппликация 

Бумага, девять кусочков  х/б ткани, клей,ножницы; цветные карандаши
 

-Изделия  выполненные  в технике  пэчворк (одеяла, швейные изделия, наволочки)Сказка "Три  медведя"
 

1

 5

 
 "Рамочка для фотографии 
доброго друга"

 Учить  мастерить рамочки для фотографий  из  цветного картона, для украшения использовать  ленты, пуговицы и т.д.Развивать эстетический вкус и  фантазию.
 

Ручной труд 

Цветной кар-тон ,клей, ножницы, ленты, пуговицы, семена и т.д.

Фото рамочки  из дерева, пластика, бумаги, ткани разные по форме, цвету, размеру. 

1

6

"Солнечный зонтик Оле-Лукойе" 

Учить  самостоятельно делать выбор   материалов  для выполнения поставленной задачи (аппликация "Солнечный зонтик") 

Аппликация 

Цветная бумага, фольга,кусочки  кружев, клей, ножницы
 

Сказка "Про Оле –Лукое"-С.Майкапар "Колыбельная" Л.Бетховен "Весело – грусно"

1

13. Цикл занятий "Весёлый вернисаж"
Программа обучения первого года почти завершена, и ребята начинают готовиться к первой в своей жизни большой выставке своих рисунков и поделок. Это будет настоящий весёлый вернисаж В ходе подготовки к этому событию ,дети знакомятся с правилами оформления работ для выставок. Наступило время посетить Городские художественные выставки, салоны и акцентировать внимание детей на оформлении работ, расположение картин , скульптур ,выставочных стендов и т.д. На занятиях этого цикла малыши узнают, какую рамочку лучше выбрать для своего рисунка, как и где, расположить этикетку и почему следует подумать над названием своей работы. Вместе с педагогом дети оценивают каждый рисунок и решают, достоин ли он занять место на выставке. Распределяют работы на выставочном стенде. Это зависит от размера, цветового решение, темы и техники исполнения работы.
Резервные часы дают возможность восстановить занятия, которые не были проведены, т.к. с праздничными днями по текущему календарю
Список литературы

  1. С.М. Вайнерман, А.С. Большев, Ю.Р. Силкин Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
  2. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. Авторы составители: Корчаловскяа Н.В., Посевина Г.Д. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 288 с.
  3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие/ Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина; Под ред. Т.С.Комаровой._ 3-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1991. -256 с.
  4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет: Книга для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов/ Под ред. Т.С. Комаровой.- 2-е изд.- М.: АРКТИ, 2003. – 96с. (Развитие и воспитание дошкольника)
  5. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. – 176с.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль