Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ на тему "Глагол как часть речи" (повторение изученного в 5 классе)

12346
Автор: Судакова Светлана Рудольфовна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5, город Светлый (Калининградская область)

Цели:

  • развивать навыки работы с ИМЭУ, на сайтах ЭОР в Интернете;
  • повторить изученный материал о глаголе как о части речи;
  • обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола;
  • способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся с помощью проблемных заданий;
  • формировать орфографическую зоркость, речевую культуру;
  • развивать познавательный интерес к языку;
  • расширять кругозор обучающихся;
  • воспитывать любовь к русскому языку

Задачи:

  • Повторить тему "Местоимение".
  • Развивать навыки определения морфологических признаков глагола: времени, вида.
  • Совершенствовать умения нахождения изучаемых частей речи в текстах, на слух, правильно задавать вопрос.
  • Уметь определять синтаксическую роль глагола в тексте.
  • Повторить правописание: не с глаголами, -тся – -ться, мягкий знак после шипящих в глаголах.
  • Выяснить, каково было значение глагола в старославянском языке.

Аннотация:
Урок русского языка в 6 классе по теме "Глагол как часть речи (повторение изученного в 5 классе)" был осуществлён с применением ИМЭУ (Plastik Logic 100 модель PLR003). Занятие может проводиться и перед изучением темы "Глагол" в 6-м классе, и в начале или конце учебного года при повторении изученного в 5-м и 6-м классах. Использование ИМЭУ, ИКТ, программных продуктов и ЭОР на уроке в ситуации "один-пять компьютеров в рабочей зоне класса" позволили сделать учебный процесс личностно-ориентированным, использовать разнообразные формы работы с теоретическими понятиями, сравнивать способы подачи материала, выбирать задания разного уровня сложности.
 
План урока

ЭТАП УРОКА

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЭОР ИМЭУ

Организация работы с ЭОР ИМЭУ

Время

1. Проверка домашнего задания: упражнение № 455

ИМЭУ. Учебник по русскому языку М.Т. Баранова, стр. 191

На перемене в заготовленную таблицу на доске 4 человека из класса вписывают предлоги, существительные, прилагательные, местоимения, которые пишутся слитно, раздельно и через дефис. После звонка на урок остальные учащиеся проверяют правильность выполнения этого задания

1

2. ПовторениеИсследовательский метод

ИМЭУ. Учебник по русскому языку Е.А.Быстровой ( II часть), стр. 3, упр. 1

Учитель читает незнакомый текст А.П.Чехова «Моя «она» без концовки. Дети в ходе прочтения должны ответить на вопросы:
- О чём текст.
- Перечислить местоимения, которые встретились в тексте.
- Назвать разряды местоимений.

2

3.Подведение к «новой» тем/ Метод наблюдения и исследования

ИМЭУ. Учебник по русскому языку Е.А.Быстровой (I часть), стр. 162, упр. 211

Работа в 3 группах: каждой группе предлагаются по 2 загадки из упражнения. Нужно назвать отгадки. Проблемные вопросы:
- Какие слова подсказали вам отгадки?
- Что они обозначают?
- К какой части речи они относятся?

2

4. Обозначение целей и задач урока

Слайд презентации, подготовленной учителем к уроку
      Рис.1  Рис. 2

Чтение на слайдах темы, цели и задач урока. Дети записывают в тетрадях: число, классную работу, тему урока. (см. рис.1, 2)

5. .Повторение сведений о глаголе из 5 класса

ИМЭУ. Учебник по русскому языку М.Т. Баранова, стр. 192, § 80правило.

Сначала дети отвечают на вопрос:
- Что вы помните о глаголе из 5 класса? Затем читают правило на стр. 192 и пересказывают его, дополняя свои знания сведениями из правила § 80.

1

6. Культура речи

Инновационные учебные материалы: «Русский язык. 5-7 класс». Мультимедиа, 6 класс, урок 1. Что за часть речи глагол? Часть 1;  (ЕК)
 Рис. 3

Новый материал основывается на сведениях о глаголе  из старославянского языка. Вопрос:
-Что означало слово «глагол» в старославянском языке? (см. рис.3)

3

7. Освоение «нового» материала
«Как определить время глагола»?
(Формирование навыков: применение полученных знаний на практике)
 Работа с закладками-«погонами» - исследовательский метод

ИМЭУ. Учебник по русскому языку М.Разумовской, стр. 133, упр. 299

Учащиеся выполняют упр. 299 из учебника М.Разумовской в ИМЭУ.
Задание:
- Определите время глагола: над прошедшим временем ставим закладку с галочкой – прошедшее время, закладка с крестиком – настоящее время, закладка со звёздочкой – будущее время.

3

8. Освоение «нового» материала
«Как определить вид у глагола?
 
 Проблемная ситуация Объяснительно-иллюстративный метод Метод беседы 

Слайд презентации: «Поэтическая пятиминутка»Рис. 4

Вопросы к слайду:
- Опишите фрагмент фотографии, используя глаголы.
- Какое стихотворение напоминает вам эта иллюстрация?
- Вспомните и прочитайте с выражением стихотворение.
- Прослушайте романс на стихи М.Ю.Лермонтова в исполнении А.Б.Матюхина (МР-3).
-Выпишите из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс» глаголы.
- Как определить у них вид? (см. рис.4)

7

9. Освоение «нового» материала (формирование навыков/применение полученных знаний на практике). Определение вида глагола. Решение тестов.
 Частично-поисковый метод

Интернет. Единая коллекция образовательных ресурсов.  Русский язык. Обучающие тесты. 5-7 классы
   Рис. 5

Дети решают тесты на 5 ноутбуках, подключённых к Интернету.
С остальными ведётся фронтальная работа. Учитель демонстрирует один из вариантов тестов, предложенных ЕК, на экране телевизора, ученики подсказывают правильное решение, перемещая предложения в таблицу с совершенным и несовершенным видом. (см. рис.5)

6

10. Освоение «нового» материала (формирование навыков/применение полученных знаний на практике). Правописание глаголов на –тся и –ться.
 Интерактивный метод

ИМЭУ. Учебник по русскому языку М.Т. Баранова, стр. 193, упр. 458.
 
 
 Рис.6

1. Работа по вариантам в «Новых заметках» ИМЭУ.
 1 вариант - выписывают глаголы на –тся,
2 вариант - выписывают глаголы на –ться. Учащиеся выборочно подносят свои ИМЭУ учителю с выполненным заданием.
Затем кто-то из учащихся объявляет ответы по заданию, которые в процессе проверки корректируются.
2. На слайде презентации помещены глаглы с мягким знаком и без. Дети сигналами-карточками должны показать наличие и отсутствие мягкого знака. (см. рис.6)

4

11. Освоение «нового» материала (формирование навыков/применение полученных знаний на практике).
Правописание глаголов с частицей НЕ
 Практический метод

Слайд презентации «Правописание НЕ с глаголами» 
 
 Рис. 7

Задание:
- Перепишите глаголы в тетрадь, раскройте скобки, объясните правописание глаголов с НЕ.
-Какое правило применяли для правильного написания глаголов с частицей НЕ? (см. рис.7)

5

12.Закрепление материала
 
 Метод самостоятельной работы с последующей самопроверкой

Решение заданий в форме тестов по повторенным темам. 
Рис. 8-9

Дети выполняют задания в виде тестов на раздаточных листах. (см. рис.8-9)

5

13. Взаимопроверка теста в паре

 

- Производится последующая взаимопроверка в паре за партой по слайду презентации, подготовленной учителем, и выставление оценок друг другу учащимися.
- Оценки сообщают учителю, которые учитываются при выставлении оценок за урок.

2

14. Объявление учителем оценок за урок.

 

 

1

15. Домашнее задание

Слайд презентации Рис. 10

Повторить спряжения глагола, § 80 выучить, упр. 458. (см. рис.9)

1

 Конспект урокаПроверка домашнего задания: упражнение № 455. (ИМЭУ. Учебник по русскому языку М.Т. Баранова, стр. 191) - На перемене в заготовленную таблицу на доске 4 человека из класса вписывают предлоги, существительные, прилагательные, местоимения, которые пишутся слитно, раздельно и через дефис.
- В начале урока остальные учащиеся проверяют правильность выполнения этого задания.IПовторение по только что пройденной теме "Местоимение". (ИМЭУ. Учебник по русскому языку Е.А.Быстровой ( II часть), тр. 3, упр. 1)
- Учитель читает незнакомый текст А.П.Чехова "Моя она" без концовки.
Дети в ходе прочтения должны ответить на вопросы:
- О чём текст? Перечислите местоимения, которые встретились в тексте.
Назовите разряды этих местоимений.Подведение к новой теме. (ИМЭУ. Учебник по русскому языку Е.А.Быстровой (I часть), стр. 162, упр. 211)
- Тема урока не объявляется. Дети должны сами её назвать, исходя из следующего задания.
- Групповая работа. Ученики распределяются по 3 группам.
- Каждой группе предлагаются по 2 загадки из упражнения. Нужно назвать отгадки. Проблемные вопросы:
- Какие слова подсказали вам отгадки?
- К какой части речи они относятся?
- Что они обозначают?Повторение сведений о глаголе из 5 класса. (ИМЭУ. Учебник по русскому языку М.Т. Баранова, стр. 192, § 80 правило)
Сначала дети отвечают на вопрос:
- Что вы помните о глаголе из 5 класса?
- Затем читают правило на стр. 192 и пересказывают его, дополняя свои знания сведениями из § 80.Обозначение целей и задач урока.
- Используется слайд презентации, подготовленной учителем к уроку.
- Дети записывают в тетрадях: число, классную работу, тему урока.Культура речи. (Инновационные учебные материалы: "Русский язык. 5-7 класс". Мультимедиа, 6 класс, урок 1. Что за часть речи глагол? Часть 1; (ЕК)).

Новый материал основывается на сведениях о глаголе из старославянского языка.
Вопрос: Что означало слово "глагол" в старославянском языке?Освоение нового материала. (ИМЭУ. Учебник по русскому языку М.Разумовской, стр. 133, упр. 299). (Формирование навыков: применение полученных знаний на практике).
Вопрос учителя:
- Какие вы знаете времена глагола, как их определить?
- Учащиеся выполняют упр. 299 из учебника М.Разумовской в ИМЭУ.
Задание:
- Работа с закладками в ИМЭУ. Определите время глагола: над прошедшим временем ставим закладку с галочкой – прошедшее время, закладка с крестиком – настоящее время, закладка со звёздочкой – будущее время.
Как определить вид у глагола? Используется слайд презентации, подготовленной учителем
"Поэтическая пятиминутка".

Вопросы к слайду:
- Опишите фрагменты иллюстрации, используя глаголы.
- Какое стихотворение напоминает вам эта иллюстрация?
- Вспомните и прочитайте с выражением стихотворение.
- Прослушайте романс на стихи М.Ю.Лермонтова в исполнении А.Б.Матюхина – мр-3.
- На ваш взгляд, совпадает ли текст стихотворения с тональностью и чувством при исполнении романса?
-Выпишите из стихотворения М.Ю.Лермонтова "Утёс" глаголы.
- Как определить у них вид?

Освоение нового материала (формирование навыков: применение полученных знаний на практике). Определение вида глагола в тестах. (Использование в работе "Единой коллекции образовательных ресурсов". Раздел: "Русский язык'. Обучающие тесты. 5-7 классы. Глагол. "Тест . Вид глагола").
- Дети решают тесты на 5 ноутбуках, подключённых к Интернету. Задание: "Какая приставка должна быть у глагола? Выберите её". 4 разных теста.
- С остальными ведётся фронтальная работа. Учитель выходит в Интернет, демонстрирует один из вариантов тестов, предложенных ЕК, (но не тот, что дети решают на ноутбуках). Русский язык-6 класс-Обучающие тесты 5-7 классы-Глагол- Тест Вид глагола-Задание: Подумайте, какого вида в примерах глаголы? Распределите примеры по таблице
Вопросы:
-На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида?
- Может ли приставка повлиять на вид глагола? Ученики комментируют правильное решение, отвечают на вопрос.

Освоение нового материала (формирование навыков/применение полученных знаний на практике). Правописание глаголов на –тся и –ться. (ИМЭУ. Учебник по русскому языку М.Т. Баранова, стр. 193, упр. 458).
- Вопросы учителя:
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать –тся и –ться в глаголах?
- В каких формах глагола всегда пишется мягкий знак?
- Работа по вариантам в «Новых заметках» ИМЭУ.

1 вариант – впечатывают глаголы на –тся,
2 вариант – впечатывают глаголы на –ться.
- Учащиеся выборочно подносят свои ИМЭУ учителю с выполненным заданием.
- Затем кто-то из учащихся объявляет ответы по заданию, которые в процессе проверки корректируются, если они не правильные.

Освоение нового материала (формирование навыков: применение полученных знаний на практике). Правописание глаголов с частицей НЕ. Используется слайд презентации, подготовленной учителем "Правописание НЕ с глаголами".
Задание: "Перепишите глаголы в тетрадь, распределите их по колонкам в таблице, раскройте скобки, объясните правописание глаголов с НЕ".
- Какое правило применяли для правильного написания глаголов с частицей НЕ?Закрепление материала.
- Решение детьми заданий в форме тестов по повторенным темам за урок.
- Дети выполняют задания в виде тестов на раздаточных листах.Правильные ответы высвечиваются на слайде презентации, подготовленной учителем.
- Производится последующая взаимопроверка в паре за партой и выставление оценок друг другу учащимися.
- Оценки сообщают учителю, которые учитываются при выставлении оценок за урок.Объявление учителем оценок за урок переносится на следующее занятие.Домашнее задание написано на слайде презентации.
- Повторить спряжения глагола, выучить § 80, выполнить упр. 458.
- Проецируется на слайде презентации, подготовленной учителем.

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов:
ИМЭУ (Plastik Logic 100 модель PLR003), компьютер учителя, подключённый к Интернету, ЖК телевизор, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, 5 ноутбуков, подключённых к сети Интернет.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль