Опыт интегрированного подхода в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

975
Автор: Бойко Елена Михайловна, старший воспитатель, МБДОУ д/с комбинированного вида № 25 (Белгородская область)

В настоящее время политика образования стала уделять все большее внимание обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Детский сад, являясь первой ступенью в образовательной деятельности, возлагает на себя большую ответственность по вопросу введения детей с ограниченными возможностями в общество. И то, каким будет первый опыт, какими сложатся взаимоотношения особых детей с социумом и станет определяющим моментом в дальнейшем становлении личности ребенка.

Определяющим моментом становится опыт педагогических работников с такими детьми, а также созданные условия (не только развивающая среда, но и методические разработки) внутри детского сада.

В нашем дошкольном учреждении создана группа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данную группу посещает восемь детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Такие дети имеют различные диагнозы заболевания опорно-двигательного аппарата, отягощенные различными психолого-педагогическими диагнозами. Весь воспитательно-образовательный процесс строится на основе потребностей таких детей. В групповом помещении для данных детей созданы специальные условия по развитию координации движений, мелкой и общей моторики. Это сухой бассейн, корригирующие дорожки, специальные тренажеры, различное оборудование для развития и стимулирования чувствительности конечностей.

Неотъемлемой частью оснащения развивающей среды является различные пособия для психического развития детей: настольно-печатные игры, мозаики, авторские пособия и многое другое

Однако только создание необходимых условий недостаточно для полноценного развития личности дошкольника. Работу в этой группе осуществляют воспитатели с педагогическим образованием, имеющих большой опыт работы с детьми с ограниченными возможностями, а также учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по лечебной физкультуре, медсестра массажа. Комплексное воздействие на ребенка оказывает благоприятное воздействие на развитие ребенка. Вся работа в группе строится на основе инклюзивного образования. Принципами построения воспитательно-образовательной деятельности являются следующие постулаты:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек уникален по своей сути, способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе. Включая детей с особыми потребностями в образовательный процесс совместно с «обычными» детьми дает нам возможность двустороннего достижения цели: с одной стороны – это адаптация детей с ограниченными возможностями к социуму, обучение их взаимодействию со сверстниками и взрослыми, а с другой стороны – воспитание чувства толерантности, развитие взаимопомощи к нуждающимся детям.

Находясь в детском саду, дошкольники из общеразвивающих групп получают драгоценный, необходимый, а порой и единственный опыт общения с особыми детьми, а дети с ограниченными возможностями получают шанс отработать навык взаимодействия с социумом. Имея возможность совместного образования (будь то совместные занятия, праздники или прогулка, посещение театра или библиотеки), дети не находятся в изоляции от общества, а наоборот, активно включаются во всю жизнь детского сада.

Но включение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, создание необходимых условий и разработка методического обеспечения обучения недостаточно. В наше время мы сталкиваемся с проблемой неготовности родителей к воспитанию и обучению особых детей в своей семье. Для того, чтобы развитие и становление личности таких детей осуществлялось во всех сферах жизни, на базе нашего детского сада создан родительский клуб, где родители таких детей имеют возможность получить консультацию от специалистов детского сада, задать интересующие вопросы, получить информацию о существующих программах помощи таким семьям, познакомиться со специалистами специализированных учреждений области.

Также в рамках данного клуба родители отрабатывают навыки общения и взаимодействия со своими детьми. Разработанная программа клуба рассчитана на два года, по одному занятию в месяц, но при необходимости занятия с родителями проводятся чаще. На таких занятиях родители делятся собственным опытом, знакомятся с педагогическими разработками по воспитанию особых детей, получают практические рекомендации от специалистов. На втором году занятий в работу клуба включаются дети. Такие занятия направлены не только на развитие дошкольников, но и на практическое взаимодействие в паре родитель – ребенок.

Опыт показывает положительную динамику в развитии как детско-родительских отношениях, так и в получении детьми опыта общения со сверстниками.
Таким образом, специально созданная образовательная модель в нашем детском саду организует образовательное пространство, учитывающее интересы каждого из участников образовательного процесса. Главным направлением в деятельности инклюзивного обучения становится ориентир на "включение" детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах "равных партнеров", формирование принимающей "толерантной" позиции участников инклюзивного пространства.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль