Организация и проведение часа свободного творчества

5474

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творческой активности детей. Такое качество личности, как активность, проявляется уже в раннем детстве, когда ребенок настойчиво ищет и самостоятельно использует разнообразные средства и способы достижения цели.

В старшем дошкольном возрасте дети стремятся участвовать в конкурсах и соревнованиях, активно посещают кружки и секции, их творчество заметно во всех видах деятельности. К семи годам ребенок способен к созданию рисунка, конструкции или образа, отличительная особенность которых – оригинальность.

Отечественные ученые (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.С. Комарова, Н.Н. Поддьяков и др.) выделяют два типа детской активности: собственную активность ребенка и активность, стимулируемую взрослым.  Собственная активность определяется самим ребенком, его внутренними состояниями. Дошкольник в этом процессе выступает как личность, творец собственной деятельности, ставящий цели, ищущий пути и способы их достижения.

При активности, стимулируемой взрослым, ребенок получает результаты, заранее определенные взрослым, который организует его деятельность показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Степень активности взрослого зависит от возраста детей.

Эти два типа активности тесно взаимосвязаны и редко проявляются в чистом виде: собственная активность детей так или иначе связана с активностью, стимулируемой взрослым, а знания и умения, усвоенные с его помощью, становятся достоянием ребенка, который
обращается с ними как со своими собственными. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого, тем содержательнее собственная активность дошкольника.

Проблема развития детской активности и самостоятельности напрямую связана с предоставлением детям свободы выбора деятельности. В условиях гуманизации воспитательно-образовательного процесса мотивы свободы, личностной независимости ребенка в образовательном пространстве играют все более значимую роль.

Свобода – это возможность человека действовать в соответствии со своими потребностями, желаниями, интересами детей в старшем дошкольном возрасте, делать выбор и проявлять свою волю. Речь идет не о примитивном понимании свободы как неосмысленного желания делать все, что угодно. Имеется в виду возможность предоставления ребенку свободы делать все, что он хочет, кроме того, что вредно для развития или опасно для его жизни или окружающих. В таком контексте свобода не имеет ничего общего с понятиями “вседозволенность”, “беспорядок”, “хаос”, “анархия”, “нарушение социальных норм” и ни в коем случае не противоречит терминам “дисциплина”, “обучение” и “воспитание”.

Проведенная с воспитанниками ДОУ беседа о том, что такое свобода, кого они считают свободным человеком и свободны ли они сами,  позволила педагогам сделать ряд выводов. Большинство детей старшего дошкольного возраста считают, что быть свободным – это “делать то, что хочу”, “ничего не делать”, “валять дурака”, “жить на воле”, “гулять, бегать, развлекаться”. Дошкольники уравнивают понятия “свобода” и “вседозволенность”. Поэтому важно объяснить им, что означает свобода на самом деле, и научить чувствовать себя свободными людьми.
Свобода должна быть не только внешней, но и внутренней, границы которой определяет для себя сам человек. В этом случае речь идет не просто о свободе, а о свободе выбора.
Таким образом, свобода выбора – это умение отдавать предпочтение лучшему для себя и других. Основу этого умения составляет овладение ребенком различными видами деятельности и активное взаимодействие с окружающей средой. При этом рамки свободного выбора должны расширяться по мере овладения ребенком разными видами деятельности.

Как показывают наблюдения за практикой работы педагогов дошкольных учреждений, проблема предоставления детям свободы выбора не является для воспитателей важной и значимой. Они не в полной мере осознают необходимость предоставления воспитанникам свободы, а если и осознают, то не всегда четко представляют себе, как это сделать. Как правило, в ДОУ предусмотрены жестко запрограммированные педагогом определенные виды деятельности. В современном ДОУ, к сожалению, даже художественно-творческая деятельность детей порой регламентируется педагогом, что не создает условий для индивидуального развития ребенка, формирования опыта творческой деятельности, проявления разносторонних интересов детей.

После анализа психолого-педагогической литературы, методических документов, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), изучения отечественного и зарубежного опыта свободного воспитания педагоги МБДОУ “Детский сад № 16” пришли к выводу, что в ДОУ должно быть специально отведено время для свободного проявления творчества воспитанников. Воспитатели должны создавать ситуации свободного выбора, которые, с одной стороны, позволят выявлять художественно-творческие интересы и способности детей, а с другой – будут способствовать их дальнейшему развитию творческих способностей дошкольников.

Так возникла идея предоставления дошкольникам свободного выбора вида художественно-творческой деятельности в ходе игры-путешествия “Город мастеров” по станциям-студиям. Данная форма организации работы с воспитанниками получила название“Час свободного творчества (Модель развития художественно-творческих интересов дошкольников в ситуации свободного выбора была разработана группой творческих педагогов МБДОУ “Детский сад № 16” под руководством д-р пед. наук, проф., зав. каф. теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирской государственной педагогической академии Е.А. Тупичкиной. – Примеч. авт.), основными задачами корой стали:

  • расширение общекультурного кругозора, развитие нравственно-эстетических чувств в процессе знакомства детей с разными видами искусства;
  • совершенствование художественно-эстетических умений и навыков, обогащение опыта творческой деятельности;
  • развитие качеств творческой личности: любознательности, познавательной активности, интеллектуального потенциала, стремления к совершенствованию.

В качестве ведущих принципов организации работы были предложены общеметодологические (культурологический, системный, деятельностный, личностно-развивающий подходы и др.) и дидактические принципы (доступности, наглядности, учета индивидуальных особенностей детей, творческой активности и самостоятельности ребенка, развивающего характера художественного образования, стимулирования интереса к деятельности, последовательности, связи с жизнью и др.), а также принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.

Для организации различных видов художественно-творческой деятельности, обеспечивающих проявление самостоятельности, спонтанности, свободы выбора и самоопределения ребенка, в ДОУ были созданы следующие специальные условия:

  • эмоционально благоприятная обстановка, обеспечивающая духовное развитие каждого ребенка;
  • соответствующая детским интересам предметно-развивающая среда, обеспечивающая свободу проявления детского творчества;
  • предоставление детям возможности выбора и реализации вида деятельности и отношений в соответствии со своими интересами;
  • приоритетное внимание эстетическому воспитанию, влияющему на формирование и развитие художественно-творческих способностей в различных видах деятельности, развитие литературных способностей у дошкольников;
  • приобщение детей к народной культуре, ознакомление с культурными ценностями, нормативными качествами личности, образцом поведения;
  • приобщение детей и педагогов к совместной творческой деятельности;
  • демократический стиль общения воспитателя с детьми;
  • организация взаимодействия ДОУ с семьей по развитию творческоого петенциала дошкольников.

В качестве педагогических инструментов и средств развития творческой активности старших дошкольников были выбраны такие виды художественно-творческой деятельности, как изобразительная, музыкально-ритмическая, театрализованная и конструирование.

Для того чтобы свободное творчество не только обогащало детей, но и доставляло им радость и удовольствие, была разработана структура часа свободного творчества.
Так, один раз в неделю во второй половине дня каждому воспитаннику старшей и подготовительной групп предлагается поучаствовать в интересной творческой деятельности исходя из их интересов.

Известно, что именно интерес составляет основу свободы выбора деятельности: выбранная ребенком по собственному желанию деятельность, как правило, выполняется с высоким эмоциональным подъемом, ему легче проявить творческие способности. И благодаря этому данная деятельность не только желанная для дошкольника, но и педагогически значимая для воспитателя.

На первом этапе часа свободного творчества объявляется общий сбор (5–10 мин), во время которого педагоги – руководители творческих студий знакомят воспитанников с тем, чем они будут заниматься на каждой станции:

  • “Очумелые ручки” – конструирование, моделирование, макетирование, детский дизайн;
  • “Театральная” – театрализованная деятельность;
  • “Ритмопластика” – ритмическая гимнастика;
  • “Тестопландия” – тестопластика;
  • “Цветные ладошки” – рисование, аппликация, составление коллажей.

Дети выбирают занятия по интересам, “покупают” билеты до понравившейся станции (билеты разных цветов, соответствующих каждой станции, находятся в кармашках специально подготовленного плаката “Веселое путешествие”) и отправляются заниматься любимым делом. Каждый раз у дошкольников есть возможность менять станции-студии, следуя своим интересам и потребностям, пробуя себя в том или ином виде художественного творчества. При этом одни дошкольники отдают предпочтение разным видам деятельности, а другие ограничиваются одним понравившимся занятием. Иногда воспитанники выбирают билет “за компанию”, отправляются в творческую мастерскую вместе с друзьями из своей группы.
Несмотря на то что некоторые дошкольники принимают участие в часе свободного творчества не в первый раз, они все же затрудняются с выбором. В такой ситуации необходимо учитывать, что дошкольнику свойственна непроизвольность поведения, естественная импульсивность реакции, общая зависимость от ситуации. Он живет эмоциями, а эмоции ситуативны. Меняется ситуация, а вместе с ней сознание ребенка, его поведение и интересы.

Поэтому педагогу важно понять ребенка и ненавязчиво прийти ему на помощь. Так, в ходе очередной встречи педагоги попросили детей объяснить свой выбор, ответив на вопросы: “Почему ты купил билет именно до этой станции?” или “Почему именно эту станцию ты выбрал?”. Как показали ответы, дети старшего дошкольного возраста готовы к свободному выбору той или иной художественно-творческой деятельности на основе своих интересов, открыты к проявлению творческих способностей по собственному усмотрению. Однако, для того чтобы они научились выбирать занятие в соответствии с интересами и объяснять свой выбор, необходимо постоянно создавать для них подобные ситуации.
Прибыв на выбранную станцию-студию (в отдельное помещение), где их встречают сказочные персонажи (забавный Петрушка, веселая Клякса, куклы Непоседа, Мукосолька или мастер Самоделкин), каждый ребенок включается в художественно-творческую деятельность, приобретает творческий опыт, удовлетворяет свои интересы к определенному виду художественного творчества.

На данном этапе одна из важных задач педагогов – руководителей творческих студий – поддержать и закрепить интерес детей к выбранному виду художественного творчества путем занимательных заданий, демонстрации возможностей того или иного вида искусства. С этой целью была разработана программа работы творческих студий в рамках часа свободного творчества (приложение).

Важное и необходимое условие успешного развития творческого начала у ребенка – продуманное содержание работы станций-студий, соответствующие формы и методы организации работы с детьми.

От насыщенного содержания каждой встречи, разнообразных и интересных форм их проведения, методически грамотного и творческого подхода к организации деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка зависит развитие их творческой активности, познавательного интереса, желания заниматься. С учетом этого педагоги-руководители творческих студий предлагают воспитанникам следующие задания:

  • творческие, направленные на формирование и развитие у детей способности создавать новые образы путем использования средств разных видов искусства;
  • проблемные ситуации, активизирующие творческое воображение дошкольников;
  • задания с установкой “дорисуй”, “долепи”, “дострой”, в ходе которых ребенок проявляет себя “фрагментарно”, подражая мастеру;
  • задания с установкой на результат сотворчества, предполагающие большую самостоятельность ребенка;
  • задания, требующие полной самостоятельности в творческом поиске, когда воспитанник сам планирует свои действия. Прямое руководство педагога в этом случае уступает место косвенному, опосредованно и тактично координирующему деятельность ребенка.

Более интересными и увлекательными встречи в творческих студиях становятся при создании детьми индивидуальных (в лепке, рисовании, конструировании) и коллективных работ. При этом организовать детское творчество по созданию коллективных работ можно несколькими способами:

  • каждый ребенок лепит, рисует или мастерит, а из того, что получилось, составляется общая композиция (например, рельефная картина из соленого теста);
  • дети делятся на несколько групп, каждая из которых готовит свои детали будущей композиции (например, макета), затем детали объединяются
  • в общую работу;
  • работа группы детей “на одном листе”: фриз, панно, коллаж и т. п., где каждый ребенок оформляет часть листа, согласовывая свои действия с работой, выполняемой сверстниками;
  • совместная подготовка и разыгрывание дошкольниками кукольных спектаклей, сказок, инсценировок и т. д., подготовка танцевальных этюдов.

При реализации коллективных проектов дети чувствуют ответственность за общий результат, активнее проявляют инициативу, смекалку, опыт, помогают друг другу. Стремление к общей цели сплачивает, дисциплинирует дошкольников, временный коллектив функционирует как единое целое. В такой ситуации педагог выступает в роли “дирижера детского оркестра”, способного учитывать подготовку и индивидуальность каждого ребенка.

В каждой студии детям предоставляется свобода выбора инструментов и материалов, способов выполнения задания, темпа деятельности и т. д. Продолжительность художественно-творческой деятельности дошкольников в творческих студиях составляет 25 мин.

Заканчивается час свободного творчества итоговым сбором (5–10 мин), в ходе которого дети учатся демонстрировать результаты своего творчества, приобретают опыт самоуважения. Своего рода творческий отчет каждый раз превращается в настоящий праздник, зрелищное представление. В конце итогового сбора дошкольников обязательно ждет “сладкий” сюрприз. Таким образом, поощрение детей за успешную работу помогает поддерживать атмосферу доброжелательности.

Воспитанникам очень нравится путешествовать по Городу мастеров, они с нетерпением ждут любой возможности выбрать занятие по душе. После каждого путешествия по станциям-студиям дошкольники получают массу впечатлений, которыми делятся со своими родителями. А взрослые, в свою очередь, проявляют живой интерес ко всему происходящему и являются активными соучастниками процесса развития творческой активности детей.

Большинство родителей осознают важность развития таких личностных качеств детей, как ответственность, самостоятельность, инициативность. Между тем, как показал анализ информации, собранной перед началом данной работы, чаще всего родители уступали детям право выбора еды, одежды и игрушек, куда реже они предлагали выбор развлечения – игры, занятия, прогулки. Некоторые родители не могли вспомнить ни одной ситуации, когда они предоставляли ребенку свободу выбора.

На основе полученной информации с родителями были организованы совместные мастер-классы, круглые столы и семинары, педагогические чтения и консультации на темы “Выбор ребенка – необходимое условие развитие личности”, “Что значит готовить ребенка к жизни?”, “Как воспитать активного и самостоятельного ребенка” и др.

В ходе организации часа свободного творчества были отмечены положительные результаты. Дети научились планировать и предвидеть результат своей работы, последовательно осуществлять собственный замысел. Расширение степени свободы способствовало развитию их самостоятельности и творческих способностей. В процессе художественно-творческой деятельности развивается интерес дошкольников: от внешней стороны деятельности к процессуально-технологической, от желания действовать по образцу – к достижению творческих результатов, проявлению нестандартного мышления, выдумки, применению оригинальных способов деятельности. Все это позволяет получить эмоциональное удовлетворение от выполнения того или иного задания. Удовольствие от участия в часе свободного творчества получают и педагоги. Таким образом, результаты работы убедительно доказывают, что ребенка можно развивать как самостоятельного человека, умеющего выбирать занятие по душе и нести ответственность за свой выбор, заполнять свое свободное время полезной и интересной деятельностью.

Вид

художественно-творческой деятельности

Содержание работы с детьми

Основные задачи

Станция-студия "Театральная" (В гостях у Петрушки)

Театрализованная деятельность

Подготовка и разыгрывание кукольных спектаклей, сказок и инсценировок, проведение игр-драматизаций.

Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения на активизацию воображения и творчества детей, развитие понимания театрально-художественного образа, внимания и воображения, формирование и развитие умения понимать и эмоционально выражать различные состояния с помощью интонации, мимики, жестов, позы и т. д.

Разыгрывание маленьких сценок с помощью мимики, пантомимики.

Воспитательные:

  • воспитание положительного эмоционального отношения к театру как виду искусства;
  • формирование у детей интереса к театрально-игровой деятельности;
  • создание атмосферы художественного творчества и сотворчества в ситуации общей радости и переживания.


Дидактические:

  • формирование общих представлений о театре и его специфике;
  • овладение языком театрального искусства (изобразительно-выразительными средствами);
  • знакомство дошкольников с различными видами театра и приобщение их к активной художественно-творческой деятельности.

Развивающие:

  • развитие творческой активности детей средствами театрализованной деятельности (поощрение исполнительского творчества, развитие способности свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждение к импровизации с помощью средств мимики, выразительных движений, интонации и т. д.)

 Станция-студия "Ритмопластика" (В гостях у Непоседы)

Музыкально-ритмическая деятельность

Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями, предметами и т. д.

Танцы, пляски, хороводы.

Танцевально-игровое детское творчество в ДОУ (подвижные игры-забавы под музыку).

  • Формирование красивой осанки, обучение выразительным, пластичным движениям, развитие восприятия музыкальных образов, способности выражать их в движении, связывая с характером музыки, средствами музыкальной выразительности.
  • Совершенствование танцевальных движений, выразительное исполнение различных танцев, умение выражать свои эмоции в осанке, позе, движении, жесте.
  • Развитие творческого потенциала каждого ребенка, творческой инициативы при создании игрового образа, комбинирование различных элементов физкультурных упражнений, танцевальных и образных движений

Станция-студия “Цветные ладошки” (В гостях у веселой Кляксы)

Изобразительная деятельность (пальцевая живопись, рисование на мокрой бумаге, солью, мыльными пузырями, разбрызгиванием, кляксография, рисование через копировальную бумагу, монотипия и др.)

Организация непосредственно образовательной деятельности по рисованию ("Волшебные приключения Кляксы", "Оттиски и отпечатки", "Два зонтика Оле Лукойе", "Кружевные рыбки", "Нарядный фантик для конфетки",

"Космические корабли и космонавты", "Сказочный цветок" и др.), аппликации ("Ковер доброго и злого волшебника", "Вальс снежинок", "Сказочная птица", "Далекие планеты", "Бабочки порхают" и др.), составлению коллажей ("Скатерть-самобранка", "Морское царство", "Витрина магазина", "Сказочные птицы в волшебном саду" и др.).

Организация игр ("На что похоже?", "Дорисуй-ка", "Дети на прогулке", "Что спрятано в мешке у гнома?", "Узнай по силуэту" и др.)

Дидактические:

  • знакомство детей с разными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, народным, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
  • обучение детей нетрадиционным техникам изобразительной деятельности, доставляющим им огромное удовольствие, эмоциональное впечатление, вызывающим восторг;
  • обогащение индивидуального художественного опыта детей;
  • формирование способности оперировать представлениями и преобразовывать их на основе накопленных знаний, опыта и воображения для создания самостоятельных работ
  • творческого характера.


Развивающие:

  • развитие способностей к изобразительной деятельности (эмоциональной отзывчивости, сенсорики, творческого воображения, богатого эмоционального мира, чувства цвета, формы, композиции, ручной умелости);
  • развитие креативности как ведущего свойства творческой личности;
  • развитие уверенности в себе и своих возможностях, творческой активности, инициативности, самостоятельности

Станция-студия “Тестопландия” (В гостях у Мукосольки)

Тестопластика

Выполнение предметной, сюжетной и декоративной лепки изображений из соленого теста.

Лепка из натурального (неокрашенного) теста, в процессе которой дети учатся навыкам росписи готовых изделий. Знакомство с широким спектром дополнительных приемов оформления и украшения фигурок и рельефных изображений, составление веселых барельефных изображений с использованием бисера, бусин, природного материала (желудей, косточек, семян, ракушек, колосков, коряг, мха и т. д.).

Использование готовых прочных форм (пластиковых бутылок, втулок от бумажных полотенец и пр.).

Создание выразительных образов с помощью модульной и рельефной лепки.

Игры ("Чудесные превращения", "На что это похоже?", "Загадки и отгадки", "Морские камушки") и упражнения ("Слепи что-нибудь необычное, сказочное, волшебное", "Ожившая фигурка", "Поможем скульптору", "Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение"), направленные на развитие творческого воображения.

Воспитательные:

  • воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к лепке из соленого теста;
  • личностных качеств: трудолюбие, усидчивость, аккуратность;
  • формирование навыков коллективной художественно-эстетической деятельности;
  • привычки вносить элементы прекрасного в жизнь, жить по законам красоты.


Дидактические:

  • ознакомление детей с возможностями соленого теста, особенностями тестопластики;
  • ознакомление с технологией лепки и росписи изображений из соленого теста;
  • развитие навыков предметной, сюжетной и декоративной лепки;
  • обучение разным способам и приемам лепки из соленого теста;
  • навыкам работы со стеками, скалкой, с формочками, трафаретами, шаблонами, инструментами для нанесения рисунка на поверхность теста, печатками, штампиками и т. д.;
  • выработка ручных умений.


Развивающие:

  • развитие творческих способностей дошкольников;восприятия (чувства формы, ритма, симметрии), мышления, памяти, воображения, фантазии и пр.;
  • развитие глазомера, мелкой моторики рук;
  • эстетических чувств (удивления, восхищения и эстетического вкуса);
  • содействие общему развитию ребенка

Станция-студия “Очумелые ручки” (В гостях у Самоделкина)

Детское конструирование. Моделирование. Детский дизайн

Творческое конструирование из всевозможных материалов (бумаги, бросового, природного и т. д.).

Конструирование по образцу и модели, чертежам и схемам, условиям, теме, замыслу и т. п., с усложнением задачи типа "дострой", "дооформи" и т. д. Конструирование из деталей конструкторов (техническое моделирование). Изготовление макетов в соответствии с замыслом и "наглядными ориентирами".

Создание игрушек, сувениров, подарков, фасонов и деталей одежды, предметов и декора для кукольных комнат, элементов декораций, костюма и реквизита для праздников и развлечений, выполнение общих работ (панно, фризы, коллажи). Примерные темы: "Дом на колесах", "Кукольный дом", "Коробочка с секретом", "Подснежники", "Сказочная шляпа", "Бабочка-красавица", "Лягушачий пруд", "Забавный паучок" и др.


Воспитательные:

  • формирование у детей желаний самовыразиться и самореализоваться в творчестве;
  • навыков коллективной деятельности в процессе изготовления фризов, панно, коллажей, макетов, панорам, диорам и т. д.


Дидактические:

  • обучение детей навыкам работы с различным оборудованием и материалами (природным материалом, тканью, бумагой, различной упаковкой, бижутерией, пленкой, галантереей и др.);
  • ознакомление со способами плоскостного и объемно-пространственного моделирования и макетирования;
  • формирование умения планировать свою работу по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение (самостоятельно или со взрослым).


Развивающие:

  • формирование чувства фактуры, что проявляется в способности выбора наиболее выразительного материала;
  • развитие сенсорных способностей (чувства цвета, формы, величины и т. д.);
    развитие творческого воображения и фантазии

Воспитательные:

  • формирование у детей желаний самовыразиться и самореализоваться в творчестве;
  •  навыков коллективной деятельности в процессе изготовления фризов, панно, коллажей, макетов, панорам, диорам и т. д.


Дидактические:

  • обучение детей навыкам работы с различным оборудованием и материалами (природным материалом, тканью, бумагой, различной упаковкой, бижутерией, пленкой, галантереей и др.);
  • ознакомление со способами плоскостного и объемно-пространственного моделирования и макетирования;
  • формирование умения планировать свою работу по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение (самостоятельно или со взрослым).


Развивающие:

  • формирование чувства фактуры, что проявляется в способности выбора наиболее выразительного материала;
  • развитие сенсорных способностей (чувства цвета, формы, величины и т. д.);
  • развитие творческого воображения и фантазии

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль