Почему ребенок моргает

4723
Автор: С.С.Смирнова, педагог-психолог, образовательный кинесиолог, Москва

Хорошо воспитанный ребенок не должен постоянно чесаться, покашливать, бормотать, шмыгать носом. И если он это делает, родители, разумеется, принимают меры, а именно говорят: "Не чешись, возьми носовой платок, съешь таблетку от кашля, замолчи, угомонись…" Но почему-то не помогает. Или помогает ненадолго. Дело тут не в недостатке воспитания. Возможно, у ребенка нервный тик.

Тик – неконтролируемое сокращение тех или иных групп мышц – распространенное явление у современных детей. Этот мини-спазм сопровождается либо действиями (моргание, поворот головы, перекос рта, гримасничанье, подергивание пальцами, движение плечами и т. д.), либо звуками (покашливание, поскуливание, повтор одного и того же слова, шмыганье носом). В особо сложных случаях бывает одновременно несколько видов тиков. Ребенок не замечает, что он проделывает такие движения и произносит звуки, это происходит непроизвольно. Если попросить его прекратить, он сконцентрируется, заметит навязчивое движение или звук и сможет некоторое время сдерживаться, но как только расслабится или отвлечется – все пойдет по новой.

Гуляем и вопим

Зайдя в гости к своим друзьям, я застала их 6-летнюю дочь Машу за письменным столом, она выполняла какое-то письменное задание. Время было около девяти вечера. Мама девочки пожаловалась, что Маша в последнее время ничего не успевает: три тренировки по теннису в неделю, дополнительный английский, пианино и, конечно, подготовка к школе. В сентябре Маша вроде бы все успевала, но к концу октября "сдулась". А еще начала часто подергивать плечами и моргать. Это стало происходить потому, что нервная система девочки не выдержала перегрузок. Результат – тики.Избыточной нагрузкой могут оказаться большое количество занятий, освоение нового вида деятельности, долгое сидение у телевизора или компьютера, плавающий режим дня. Если дело именно в этом, то, внимательно понаблюдав за ребенком, можно заметить, когда он начинает беспричинно моргать или пожимать плечами. Например, после просмотра телевизора или когда не выспался. Или в конце сентября-октябре – во время адаптации к нагрузкам; в марте-апреле – в период снижения иммунитета и накопления усталости.

А может быть, только от усталости (как в эпизоде с Машей). В этом случае помочь легко. Нужно каждый день гулять на свежем воздухе хотя бы по два часа: мозг ребенка находится в стадии активного формирования нервных связей, а без достаточного притока кислорода все процессы замедляются, и вероятность "перегрузки" нервной системы, проявляющейся в тиках, возрастает. Также для снятия мышечного напряжения важно бегать, прыгать, танцевать, спонтанно активно двигаться. Многие взрослые считают, что если ребенок сходил на танцы или в спортивную секцию – то подвигался достаточно. Но это не так. На занятиях ребенок учится, осваивает новые навыки, соблюдает дисциплину – все это требует напряжения.

Даже прогулки, к сожалению, часто проходят под постоянные окрики взрослых: "Не залезай туда – упадешь, осторожно – запачкаешься…" и т. д. И если лет до 2–3 малыш двигается более-менее спонтанно, то чем старше он становится, тем меньшее место занимает движение в его жизни. Однако именно в спонтанных движениях формируется нервная система ребенка, происходит формирование нервных связей в головном мозге. И повышенная только на глаза нагрузка при снижении или отсутствии двигательной активности (при просмотре мультиков и за игрой в компьютерные игры) приводит к повышенной утомляемости нервной системы.

Неслучайно есть выражение "мозги закипели" – именно это и происходит с детьми, когда они мало двигаются и редко гуляют на свежем воздухе.
Без достаточного притока кислорода все процессы замедляются, и вероятность "перегрузки" нервной системы, проявляющейся в тиках, возрастает.

Чтобы у ребенка от усталости не возникали тики, необходимы:

  • четкий режим с адекватным количеством учебной нагрузки;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе не менее двух часов в день;
  • двигательная спонтанная активность (бег, прыжки, катание по полу, броски, пинки, лазание вверх, ползание на четвереньках, растягивания и т. д.). Можно даже спросить ребенка, как ему хочется подвигаться. А еще лучше – подвигаться вместе с ним.

В случаях звуковых тиков полезно каким-либо образом "звучать". Это может быть пение или просто сопровождение звуком любого движения.

Недосказанное

Одной из причин возникновения тиков может стать напряжение, связанное с эмоциональными переживаниями.
На прием привели 5-летнего Ваню. Родителей беспокоило, что в последнее время мальчик стал довольно замкнутым, начал поскуливать, подергивать пальцами, встряхивать головой. Оказывается, у него появилась новая няня, которая много внимания уделяла развивающим занятиям. Она все время стояла над ребенком и указывала на ошибки, а потом рассказывала маме и папе, как много и хорошо Ваня сегодня работал. Его попытки пожаловаться на няню родители пресекали: считали, что он просто ленится.

Тревога, страх, сложные отношения в семье, конфликты со сверстниками или педагогами, завышенные ожидания родителей или свои собственные – все это влечет усиление нервно-эмоционального напряжения. Ребенок сам не осознает, насколько ему плохо. Но это постоянное напряжение запускает механизмы телесной реакции на стресс, неприятности. А она у человека такая же, как и у животных. Заяц в случае опасности убегает, не задумываясь о том, как он выглядит со стороны и что подумают белки, наблюдающие эту картину с соседней елки. Тигр бросится на противника без риска быть после этого наказанным. Чтобы и убежать, и отбиться, нужны мышцы в тонусе. Вот ребенок и ходит с этим тонусом, но, в отличие от зверей, не может ни убежать, ни отбиться, да и просто поговорить на волнующую его тему с понимающим взрослым (как было у Вани). И тогда постоянное напряжение начинает «прорываться» в виде тиков. Они отражают те движения, которые сделал бы ребенок, если бы было можно; звуковые же тики – это невысказанные слова. Важной частью работы с Ваней стала телесная проработка его тиков. Вот тут-то он с удовольствием рычал, рвал бумагу, сбрасывал с себя "груз" – завершал то, чего не мог сделать, когда над ним нависал недовольный взрослый.

Постоянное напряжение запускает механизмы телесной реакции на стресс, неприятности.

В случаях "эмоциональных" тиков помогает внимательное отношение родителей к проблемам дочери или сына. Ведь часто мы действительно не успеваем толком пообщаться и узнать, как проходит жизнь ребенка. Что его волнует, радует, беспокоит, как складываются отношения со сверстниками. И конечно, желательно посетить психолога, владеющего телесными методами снятия стрессового напряжения. Если причина тревоги ребенка связана с его отношениями со взрослыми или с проблемами в семье, то психолог поможет выйти из привычных травмирующих стереотипов общения и изменить ситуацию к лучшему.

Привлечение других специалистов

Часто физиологические тики возникают на фоне врожденной ослабленной нервной системы. Конечно же, стоит показаться неврологу, ведь нервная система нуждается в регулярной подпитке витаминами и аминокислотами. А в сложных случаях – и более серьезными препаратами.

Также причиной тиков может стать травма. Например, травма копчика приводит к зажимам в плечевом и челюстном отделах и, как следствие, к тикам в этих областях. Тело человека имеет целостную структуру: верх, низ и середина взаимосвязаны. Поэтому полезно регулярно посещать остеопата – специалиста, помогающего восстановить нормальное состояние связок, мышц, а также кровоток и нервную систему.

Тики отражают те движения, которые сделал бы ребенок, если бы было можно; звуковые же тики – это невысказанные слова.

Если в основе тиков лежат причины эмоционального характера, нужно:

  • исследовать взаимоотношения в семье, чтобы выявить патологические паттерны общения, – родители часто сами не понимают, что именно в их поведении или словах травмирует ребенка;
  • внимательно отнестись к жалобам ребенка на какого-либо педагога – если тиковые реакции проявляются в основном в детском саду. В дошкольный период желательно исключить все занятия, которые проводятся в «школьной манере», т. к. в это время ведущая деятельность – игра;
  • включать телесно-ориентированные методы, вокализацию при индивидуальной психологической коррекции.

Если тики разнообразные, охватывают все тело – это тревожный сигнал, возможно, следует срочно посетить детского психиатра, т. к. подобные проявления могут означать начало психического расстройства.

Пример работы с тиками

Родители мальчика 5,5 лет обратились в связи с возникновением у сына множественных тиков: откидывание головы назад, частое открывание рта. Симптомы возникли после утренника в детском саду, на котором ребенок выступал. По словам мамы, сын перед выступлением сильно нервничал. Когда начал рассказывать стихотворение, запнулся, и педагог, стоявший сзади, неожиданно громко подсказал начало строчки. Мальчик вздрогнул, одновременно проделав резкое движение головой – в дальнейшем оно стало повторяться при тиках.

Родители, прежде всего, обратились к неврологу, т. к. у ребенка врожденные неврологические проблемы, и он регулярно наблюдается у этого специалиста. Ему прописали препарат – более сильный по сравнению с теми, которые мальчик принимал регулярно.

Через неделю тики ослабли, но совсем не исчезли. С психологом были проведены четыре встречи, на которых в игровой форме ребенок выполнял упражнения телесно ориентированного направления "Образовательная кинесиология", в частности упражнения «Гимнастики мозга», а также работа с базовыми схемами движений. Открывание челюстей прекратилось, движения шеей остались, но приобрели несколько другой характер. Параллельно с этим ребенка осмотрел остеопат. Он диагностировал травму поясничного отдела. Родители вспомнили, что, действительно, зимой мальчик упал на ледяной горке. А непосредственно перед выступлением в детском саду было еще спортивное состязание, в ходе которого ребенок довольно резко сел на шпагат, в результате потом жаловался на боль в области копчика. После работы остеопата движения шеей прекратились.

Подобные случаи встречаются все чаще. Работа с такими детьми занимает от месяца до полугода, периодичность – один раз в неделю по часу.

Читайте в ближайших номерах журнала «Медицинское обслуживание и организация питания детей ДОУ»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 16 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО

      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        ВЫ ПОЛУЧИТЕ:

        • ✱ Смотрите запись вебинара в любое время
        • ✱ Задайте вопрос лектору в чате в течение вебинара – и получите ответ
        • ✱ После вебинара Вы получите презентацию лектора
        • ✱ После вебинара Вы получите электронный сертификат
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль