Почему ребенок моргает

4687
Автор: С.С.Смирнова, педагог-психолог, образовательный кинесиолог, Москва

Хорошо воспитанный ребенок не должен постоянно чесаться, покашливать, бормотать, шмыгать носом. И если он это делает, родители, разумеется, принимают меры, а именно говорят: "Не чешись, возьми носовой платок, съешь таблетку от кашля, замолчи, угомонись…" Но почему-то не помогает. Или помогает ненадолго. Дело тут не в недостатке воспитания. Возможно, у ребенка нервный тик.

Тик – неконтролируемое сокращение тех или иных групп мышц – распространенное явление у современных детей. Этот мини-спазм сопровождается либо действиями (моргание, поворот головы, перекос рта, гримасничанье, подергивание пальцами, движение плечами и т. д.), либо звуками (покашливание, поскуливание, повтор одного и того же слова, шмыганье носом). В особо сложных случаях бывает одновременно несколько видов тиков. Ребенок не замечает, что он проделывает такие движения и произносит звуки, это происходит непроизвольно. Если попросить его прекратить, он сконцентрируется, заметит навязчивое движение или звук и сможет некоторое время сдерживаться, но как только расслабится или отвлечется – все пойдет по новой.

Гуляем и вопим

Зайдя в гости к своим друзьям, я застала их 6-летнюю дочь Машу за письменным столом, она выполняла какое-то письменное задание. Время было около девяти вечера. Мама девочки пожаловалась, что Маша в последнее время ничего не успевает: три тренировки по теннису в неделю, дополнительный английский, пианино и, конечно, подготовка к школе. В сентябре Маша вроде бы все успевала, но к концу октября "сдулась". А еще начала часто подергивать плечами и моргать. Это стало происходить потому, что нервная система девочки не выдержала перегрузок. Результат – тики.Избыточной нагрузкой могут оказаться большое количество занятий, освоение нового вида деятельности, долгое сидение у телевизора или компьютера, плавающий режим дня. Если дело именно в этом, то, внимательно понаблюдав за ребенком, можно заметить, когда он начинает беспричинно моргать или пожимать плечами. Например, после просмотра телевизора или когда не выспался. Или в конце сентября-октябре – во время адаптации к нагрузкам; в марте-апреле – в период снижения иммунитета и накопления усталости.

А может быть, только от усталости (как в эпизоде с Машей). В этом случае помочь легко. Нужно каждый день гулять на свежем воздухе хотя бы по два часа: мозг ребенка находится в стадии активного формирования нервных связей, а без достаточного притока кислорода все процессы замедляются, и вероятность "перегрузки" нервной системы, проявляющейся в тиках, возрастает. Также для снятия мышечного напряжения важно бегать, прыгать, танцевать, спонтанно активно двигаться. Многие взрослые считают, что если ребенок сходил на танцы или в спортивную секцию – то подвигался достаточно. Но это не так. На занятиях ребенок учится, осваивает новые навыки, соблюдает дисциплину – все это требует напряжения.

Даже прогулки, к сожалению, часто проходят под постоянные окрики взрослых: "Не залезай туда – упадешь, осторожно – запачкаешься…" и т. д. И если лет до 2–3 малыш двигается более-менее спонтанно, то чем старше он становится, тем меньшее место занимает движение в его жизни. Однако именно в спонтанных движениях формируется нервная система ребенка, происходит формирование нервных связей в головном мозге. И повышенная только на глаза нагрузка при снижении или отсутствии двигательной активности (при просмотре мультиков и за игрой в компьютерные игры) приводит к повышенной утомляемости нервной системы.

Неслучайно есть выражение "мозги закипели" – именно это и происходит с детьми, когда они мало двигаются и редко гуляют на свежем воздухе.
Без достаточного притока кислорода все процессы замедляются, и вероятность "перегрузки" нервной системы, проявляющейся в тиках, возрастает.

Чтобы у ребенка от усталости не возникали тики, необходимы:

  • четкий режим с адекватным количеством учебной нагрузки;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе не менее двух часов в день;
  • двигательная спонтанная активность (бег, прыжки, катание по полу, броски, пинки, лазание вверх, ползание на четвереньках, растягивания и т. д.). Можно даже спросить ребенка, как ему хочется подвигаться. А еще лучше – подвигаться вместе с ним.

В случаях звуковых тиков полезно каким-либо образом "звучать". Это может быть пение или просто сопровождение звуком любого движения.

Недосказанное

Одной из причин возникновения тиков может стать напряжение, связанное с эмоциональными переживаниями.
На прием привели 5-летнего Ваню. Родителей беспокоило, что в последнее время мальчик стал довольно замкнутым, начал поскуливать, подергивать пальцами, встряхивать головой. Оказывается, у него появилась новая няня, которая много внимания уделяла развивающим занятиям. Она все время стояла над ребенком и указывала на ошибки, а потом рассказывала маме и папе, как много и хорошо Ваня сегодня работал. Его попытки пожаловаться на няню родители пресекали: считали, что он просто ленится.

Тревога, страх, сложные отношения в семье, конфликты со сверстниками или педагогами, завышенные ожидания родителей или свои собственные – все это влечет усиление нервно-эмоционального напряжения. Ребенок сам не осознает, насколько ему плохо. Но это постоянное напряжение запускает механизмы телесной реакции на стресс, неприятности. А она у человека такая же, как и у животных. Заяц в случае опасности убегает, не задумываясь о том, как он выглядит со стороны и что подумают белки, наблюдающие эту картину с соседней елки. Тигр бросится на противника без риска быть после этого наказанным. Чтобы и убежать, и отбиться, нужны мышцы в тонусе. Вот ребенок и ходит с этим тонусом, но, в отличие от зверей, не может ни убежать, ни отбиться, да и просто поговорить на волнующую его тему с понимающим взрослым (как было у Вани). И тогда постоянное напряжение начинает «прорываться» в виде тиков. Они отражают те движения, которые сделал бы ребенок, если бы было можно; звуковые же тики – это невысказанные слова. Важной частью работы с Ваней стала телесная проработка его тиков. Вот тут-то он с удовольствием рычал, рвал бумагу, сбрасывал с себя "груз" – завершал то, чего не мог сделать, когда над ним нависал недовольный взрослый.

Постоянное напряжение запускает механизмы телесной реакции на стресс, неприятности.

В случаях "эмоциональных" тиков помогает внимательное отношение родителей к проблемам дочери или сына. Ведь часто мы действительно не успеваем толком пообщаться и узнать, как проходит жизнь ребенка. Что его волнует, радует, беспокоит, как складываются отношения со сверстниками. И конечно, желательно посетить психолога, владеющего телесными методами снятия стрессового напряжения. Если причина тревоги ребенка связана с его отношениями со взрослыми или с проблемами в семье, то психолог поможет выйти из привычных травмирующих стереотипов общения и изменить ситуацию к лучшему.

Привлечение других специалистов

Часто физиологические тики возникают на фоне врожденной ослабленной нервной системы. Конечно же, стоит показаться неврологу, ведь нервная система нуждается в регулярной подпитке витаминами и аминокислотами. А в сложных случаях – и более серьезными препаратами.

Также причиной тиков может стать травма. Например, травма копчика приводит к зажимам в плечевом и челюстном отделах и, как следствие, к тикам в этих областях. Тело человека имеет целостную структуру: верх, низ и середина взаимосвязаны. Поэтому полезно регулярно посещать остеопата – специалиста, помогающего восстановить нормальное состояние связок, мышц, а также кровоток и нервную систему.

Тики отражают те движения, которые сделал бы ребенок, если бы было можно; звуковые же тики – это невысказанные слова.

Если в основе тиков лежат причины эмоционального характера, нужно:

  • исследовать взаимоотношения в семье, чтобы выявить патологические паттерны общения, – родители часто сами не понимают, что именно в их поведении или словах травмирует ребенка;
  • внимательно отнестись к жалобам ребенка на какого-либо педагога – если тиковые реакции проявляются в основном в детском саду. В дошкольный период желательно исключить все занятия, которые проводятся в «школьной манере», т. к. в это время ведущая деятельность – игра;
  • включать телесно-ориентированные методы, вокализацию при индивидуальной психологической коррекции.

Если тики разнообразные, охватывают все тело – это тревожный сигнал, возможно, следует срочно посетить детского психиатра, т. к. подобные проявления могут означать начало психического расстройства.

Пример работы с тиками

Родители мальчика 5,5 лет обратились в связи с возникновением у сына множественных тиков: откидывание головы назад, частое открывание рта. Симптомы возникли после утренника в детском саду, на котором ребенок выступал. По словам мамы, сын перед выступлением сильно нервничал. Когда начал рассказывать стихотворение, запнулся, и педагог, стоявший сзади, неожиданно громко подсказал начало строчки. Мальчик вздрогнул, одновременно проделав резкое движение головой – в дальнейшем оно стало повторяться при тиках.

Родители, прежде всего, обратились к неврологу, т. к. у ребенка врожденные неврологические проблемы, и он регулярно наблюдается у этого специалиста. Ему прописали препарат – более сильный по сравнению с теми, которые мальчик принимал регулярно.

Через неделю тики ослабли, но совсем не исчезли. С психологом были проведены четыре встречи, на которых в игровой форме ребенок выполнял упражнения телесно ориентированного направления "Образовательная кинесиология", в частности упражнения «Гимнастики мозга», а также работа с базовыми схемами движений. Открывание челюстей прекратилось, движения шеей остались, но приобрели несколько другой характер. Параллельно с этим ребенка осмотрел остеопат. Он диагностировал травму поясничного отдела. Родители вспомнили, что, действительно, зимой мальчик упал на ледяной горке. А непосредственно перед выступлением в детском саду было еще спортивное состязание, в ходе которого ребенок довольно резко сел на шпагат, в результате потом жаловался на боль в области копчика. После работы остеопата движения шеей прекратились.

Подобные случаи встречаются все чаще. Работа с такими детьми занимает от месяца до полугода, периодичность – один раз в неделю по часу.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль