Разработка урока "Слово и его значение"

3579
Автор: Пантюхина Ирина


Цель
: Расширить представление учащихся о речевом общении на основе коммуникативно-речевых ситуаций: закрепить представление учащихся о слове как о двухсторонней языковой единице; расширить, уточнить словарный запас учащихся.

Основное содержание темы, термины и понятия:
Точные слова как средство выражения мысли. Язык как средство общения, слово как средство общения, модель слова, лексическое значение слова, ключевые слова.

Предметные умения: Сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему. Обогащение словарного запаса учащихся.

УДД: Личностные: формирование умения общаться как умение говорить и слушать, читать и писать. Регулятивные: освоение способов речевого общения. Познавательные: систематизация знаний о языке как средстве отражения действительности; о слове как двухсторонней языковой единице. Коммуникативные: формирование культуры речевого общения, речевого этикета.

Организация пространства

Метапредметные связи

Формы работы 

Ресурсы

Литературное чтение. Окружающий мир (умение общаться с окружающим многообразным миром: миром людей, природы и вещей; умение выразительного чтения и рассказывания).

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Учебник “Русский язык”. Рабочая тетрадь. Методическое пособие. Раздаточный материал. Тетрадь для учащихся в узкую линейку.

Оргмомент

Цель – мотивировать детей на начало урока.

Кто из вас мечтает быть образованным, культурным, грамотным? Что для этого вам потребуется? Не будем терять времени даром, я приглашаю вас на урок русского языка.

Девиз урока :  Хочешь быть грамотным, учись думать и мыслить.

Цель — мотивировать учащихся на изучение темы; выявить степень усвоения темы «В мире общения. Слово» на уроках обучения грамоте.

I этап. Мотивация к деятельностиПроблемная ситуация  Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока.
Всему название дано – и зверю, и предмету

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас – означено словами:

Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,

Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.

Какова же тема нашего урока? О чем мы будем сегодня говорить? О словах?Что вы знаете о них? Попробуйте рассказать?.Все ли мы знаем об этом? Для чего они нужны? Чем отличается слово от предмета?

II этап.  Учебно-познавательная деятельность

Обучающие и развивающие задания и упражнения на "знание" (З), "понимание" (П), "умение" (У).

Задание 1(П). Игра "Пойми меня"
Учитель показывает предметы – клубок, ручка, тетрадь. Итак, все предметы вам хорошо знакомы? Я положу их в эту коробку. Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Даша, подойди, пожалуйста и подай мне этот предмет. Я не могу этого сделать. Почему? Я не знаю какой предмет вы загадали. Как же быть ребята? - назвать этот предмет.Что вы использовали, чтобы назвать этот предмет? ( слово) Я называю его? Клубок, подай мне его пожалуйста.Что можно сделать с клубком? ( играть, вязать, бросать) Я прячу этот предмет и называю слово. Можно ли со словом сделать тоже что и с клубком? А что можно сделать со словом?( произнести, прочитать, услышать) Чем отличается слово от предмета? ( с предметом можно совершать различные действия, а слово можно только услышать, прочитать, написать, произнести)

Задание 2 (З). Минутка чистописания.
Давайте запишем это слово. Но сначала нужно потренироваться. Но прежде чем писать, назовите первый звук в этом слове .Какой буквой он обозначается? Показ написания буквы Кк, дети пишут первую строчку. Показ учителем соединений в слове, написание слова Какое задание можно выполнить с этим словом?( поставить ударение, разделить на слоги).Клубок у нас не простой, а волшебный и он предлагает нам отправиться в путь., а по пути давайте попробуем выполнить задание на стр.15, упр.28

Задание 2 (З). Моделирование
Учебник, с. 15, № 28.
Рассмотрите модели слов. Расскажите, как устроено слово. Слово состоит из звуков и букв.

Задание 3 (П)
Можно ли заменять или переставлять местами звуки в слове? Если нельзя, то убедите нас в том, что этого делать нельзя. При перестановке букв или их замене может получиться совсем другое по значению слово или непонятная белиберда.
Давайте попробуем ответить на вопрос, который я вам задала в конце прошлого урока. Итак, является ли «кукарямба» словом?
Первая наша остановка – на лесной опушке (демонстрируется слайд с изображением лесной опушки).К нам на опушку пришел Иван Иванович Самоваров, чтобы рассказать о словах. Давайте послушаем его. ( электронное приложение) Итак, можно ли словом назвать «кукарямбу»?Ребята, а для чего нужны слова, как вы думаете? Какая у них работа в языке?
Перед вами слова. Прочитайте их, распределите по группам.
Каждая группа находит слова, которые отвечают на предложенный вопрос. ( 1гр. – кто?, что?, 2гр.- что делает?, 3 гр. – какой? Медведь, малина, вкусная, прыгает, заяц, сильный, растет, серый, рычит.Что обозначает каждая группа?
Вывод: Всё в мире можно обозначить словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий нас мир.

2. Слово и его значение

Цель — учить школьников выбору точного слова как средства выражения мысли.

Задание 2(З)  И снова в путь.

Демонстрация слайдов с изображением дороги. Следующая остановка – волшебная река, для того, чтобы ее переплыть, необходимо выполнить следующее задание.

Подбери слово – предмет Учебник, с. 16, № 29.  Подберите слова — названия предметов, изображённых на рисунке. 

Учебник, с. 16, № 30.  - Объясните, какие слова помогли вам отгадать загадку. Составьте устно предложение с этим словом.

Задание 4 (ЗП) Игра со словами.  (Работа в парах) Карточки.- Какое слово надо вставить в каждое предложение?

Задание 3 (ПУ)  Работа в рабочих тетрадях с.10, №5 или электронный носитель с упр. - Какое слово допишете по смыслу?

Задание 3 (ЗП) Соответствие между словами и вопросами
Работа по электронному носителю "Помоги пауку"

Карточки: Миша собирает...На полке стоит …На дереве висит …Мама печёт …Папа вешает …

Вставь: пар  ки  маар мартыш  ка  книж бли  ны  карти

4. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности

Цель — установить степень усвоения учащимися данной темы; закрепить представления детей о слове как двусторонней языковой единице.

Сравнение слова с орешком. На слайде пословица. Выразительное чтение пословицы Пустые слова, что орех без ядра.

- О чём говорится в пословице? Почему в пословице слово сравнивается с орехом? Что можно считать ядрышком ореха: звучание или его значение? Что значит выражение пустые слова?  

 У слова есть внешняя звуковая сторона (скорлупка) и внутренняя, смысловая (ядрышко). То есть в слове различают звучание и значение. Толкование пословицы должно затронуть и ее нравственный смысл. (Пустые — это такие слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.)

Проводится орфографическое проговаривание пословицы с комментированием трудных мест, где произношение расходится с написанием. Например: "Слова — в первом слоге пишу букву о, слово что пишу с буквы ч".  И т. п.

  Запишите  пословицу  в  тетрадь

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель — учить самоорганизации при выполнении учебного задания.

Репродуктивное задание

О чем мы говорили сегодня? Что вы узнали о словах? Какую роль они выполняют?

"Проверь себя" Электронное приложение.( фронтальная работа)

Самоорганизация в деятельности
- Подготовьтесь к выполнению задания; выполните его, представьте и оцените свою работу.

Кто доволен свое работой на уроке?

Закончите предложение: Я запомнил….Я научился….

 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль