Опыт организации производительного труда в коррекционной школе с учетом современных экономических условий

1979
Автор: Мелихова Светлана Валентиновна, учитель технологии МКС(К)ОУ С(К)ОШИ 8 вида п. Нижний Куранах  (Республика Саха (Якутия)).

Главной задачей специальной коррекционной школы является социализация и интеграция ученика в общество.Уроки трудового обучения создают наиболее благоприятные условия для выполнения этой задачи, если процесс трудового обучения является своеобразной моделью реальной трудовой деятельности (основной составляющей социальной адаптации).

В до перестроечный период нашей страны моделью реальной трудовой деятельности в СКОШ на уроках производительного труда являлось выполнение заказов от предприятий с использованием пооперационного и бригадного метода работы, а также производственная практика на предприятиях. Но в перестроечный период заказы от предприятий прекратились, в этот же период обрушилась система социальной после школьной реабилитации выпускников специальных учебных заведений. По этой причине при многих школах-интернатах открывают УПК.
Основные задачи которых - реальная профессиональная подготовка и социальная и трудовая адаптация детей во время переходного периода от школы к работе.

При нашей СКОШ-и 8 вида п. Н-Куранах пока нет возможности открыть УПК. Учителя технологии ищут свои способы решения проблемы: как приблизить учебные занятия и производительный труд к условиям реальной жизни.

Я выбрала несколько направлений в работе, каждое из которых является своеобразной моделью реальной трудовой деятельности. Работа по некоторым направлениям потребовала корректировки учебной программы с учетом введения тем по изучению маркетинга на элементарном уровне. Необходимость корректировки была объективно обусловлена современными социально-экономическими условиями.

С целью оптимального приближения учебных занятий и производительного труда к реальной производственной деятельности, работа на учебных занятиях и производительном труде выполнялась в форме проекта, в котором участвовала вся школьная группа. Длительность одной групповой проектной работы могла быть различной от одной четверти до одного учебного года. Работа по проекту начиналась с выявления проблемы и маркетингового исследования и далее продолжалась по разработке технологии и изготовлению изделий, которые соответствовали программному материалу данного класса и оптимально подходили к теме проекта (например: проект "Моя школьная форма" учащиеся 8 кл. выполняли 1 и 2 четверть, изготовили школьные блузки, юбки, брюки; проект "Пошив детских изделий для продажи на ярмарке" группа 7 кл. выполняла 1 год, освоив пошив таких изделий, как пижама, рубашка, юбка разных фасонов с различными видами отделки).

Если изготавливаемые изделия по проекту предполагалось продавать, то дальнейшими этапами работы были поиск рынка сбыта, реклама и продажа товара. Выполняя такой проект, учащиеся упрощенно, в миниатюре делали последовательную работу по всем разделам маркетинга (1 – выявление потребительских нужд, 2 – разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, 3 – налаживание системы распределения товаров, рекламы, 4 – сбыт). Получая при этом необходимые знания по маркетингу последовательно и неразрывно с изучением программного материала.

Основными принципами по перечисленным направлениям являются принцип связи обучения с жизнью и принцип материальной заинтересованности. Дети обязательно должны получать за свой труд заработанные деньги, выполнять настоящие, реальные заказы, нести ответственность за результаты своего труда согласно общим нормам.

Обобщая свой опыт, я хочу рассказать об этапах работы по некоторым из данных направлений, об используемых мной методах и приемах.
Одним из первых направлений, соответствующим взятым за основу принципам, являлось создание факультатива по выполнению платных заказов по ремонту одежды старшеклассниками. Именно это направление первоначально я хотела сделать ведущим, где был основным принцип материальной заинтересованности.

Старшеклассницы были обучены мной выполнять все необходимые виды ремонта одежды. Часть заработанной суммы выплачивалась ученицам, а часть шла на покупку ниток и мелких запчастей для швейных машин. Велся журнал учетов заказов. Наблюдалась повышенная мотивация учащихся к труду, повысилось качество работы, улучшилась дисциплина в группе. Ученицы стали более ответственно относиться к работе, так как сдавали работу клиентам сами.

По ходу работы выявились и минусы. Заказы поступали неравномерно, иногда платный заказ на факультативе выполняли 1-3 ученицы, остальным приходилось выполнять бесплатные заказы по ремонту одежды младших школьников, что вызывало недовольство учащихся. Соблюдать очередность выполнения платных заказов тоже не всегда удавалось, так как клиенты желали сделать свой заказ самым способным ученицам, выполняющим работу более качественно, вот где учащиеся поняли, что такое конкуренция, которую все сильнее мы взрослые ощущаем в реальности.

Для того, чтобы все учащиеся группы могли заработать деньги, независимо от своих способностей, я решила сделать упор на изготовление изделий для продажи на ярмарке.
Прежде чем начать разработку технологии изделий для пошива на ярмарке, я с учащимися проанализировала результат сбыта изделий на прошлогодней ярмарке. И ученики сами выявили такую проблему: не все изделия были востребованы покупателями. И я вместе с ребятами решила выполнить исследовательскую работу по маркетингу, которая помогла им справиться с этой проблемой.

Для выполнения этой работы учащимся оказалось недостаточно знаний, ранее полученных на уроках швейного деля, понадобились знания по экономике, а именно по такой ее дисциплине, как маркетинг. Поэтому я выполнила корректировку программы по швейному делу и ввела уроки, на которых дала понятие о маркетинге, его разделах, о том, как выполнить мини маркетинговое исследование. И мы приступили к исследовательской работе, целью которой было выявить, какие изделия желают приобрести покупатели из тех видов, которые учащиеся нашей школы способны изготовить в условиях школьной мастерской.

Исследование учащихся заинтересовало: они с удовольствием ходили на экскурсии в магазины и на рынок, с целью сбора необходимой им информации, с энтузиазмом проводили анкетирование среди своих постоянных покупателей, и даже получили от врача статистические данные о рождаемости детей в нашем поселке, чтобы узнать численность потенциальных покупателей детской одежды, на которую учащиеся решили обратить особое внимание в своей работе.

Проанализировав полученную в результате исследования информацию, учащиеся выявили ассортимент изделий, который будет востребован покупателями.
По ходу исследовательской работы мною были использованы разнообразные методы трудового обучения. В основе работы был применен проблемный метод обучения, когда учащиеся принимают активное участие в решении проблемы, выявленной ими совместно с учителем, из него органично вытекал исследовательский метод, т.к. для решения проблемы учащимся пришлось проводить реальное маркетинговое исследование. Чтобы подготовить школьников для работы с информаторами (продавцами на рынке, покупателями, врачом) я использовала метод тренинга выработки делового общения, коммуникативных взаимодействий, ролевой игры (например: я врач; учащиеся должны позвонить мне по телефону и задать вопросы об интересующей их информации). Перед выходом на экскурсии проводила инструктаж с учащимися о правилах поведения на экскурсии, объяснительные беседы, после мероприятия – обобщающие беседы, с целью подведения учащихся к необходимым по исследованию выводам. Наглядными методами являлась демонстрация исследуемых объектов (изделий на рынке), организация самостоятельных наблюдений учащихся. В качестве практических методов использовалось практическое выполнение заданий при сборе необходимой информации: опрос информаторов, зарисовка фасонов некоторых изделий, запись цен на интересующие изделия и материалы. А также анализ собранной информации, оформление исследовательской работы в виде отчетов о проделанных этапах работы с выводами.

Выполнив мини исследовательскую работу по разделу маркетинга: "Выявление потребительских нужд", учащиеся перешли к творческой работе по 2 разделу маркетинга: "Разработка товаров и установление на них соответствующей цены".

Первым делом надо было подобрать необходимые материалы для работы. Перед походом на экскурсию в магазин тканей, я пригласила на урок медицинского работника нашей школы с целью проведения беседы о том, изделия из каких тканей полезно носить детям младшего возраста. Эту информацию ребятам я могла сообщить и сама, но им было интересно пообщаться с медицинским работником, этот прием оживил урок, повысил мотивацию к учению. Получив необходимые рекомендации, группа отправилась на экскурсию в магазин тканей, чтобы изучить ассортимент тканей и цены на них и закупить подходящие ткани для пошива ярмарочных изделий.

Затем учащиеся совместно с учителем разработали эскизы таких изделий, как пижамы для девочек и мальчиков, рубашек для мальчиков, халатов для девочек, выполнили разработку выкроек и технологических карт и приступили к пошиву данных изделий.

Чтобы установить цены на изготовленные изделия, учащиеся выполнили экономические расчеты. По ходу выполнения исследовательской и творческой работы видно, как тесно прослеживается межпредметная связь с экономикой, математикой, рисованием.

Выполнив работу по пошиву изделий, учащиеся приступили к творческой работе по стимулированию продажи товара, а именно к разработке рекламы. Предварительно я включила в программный материал темы о рекламе, о правилах ее создания. Ребята учились писать рекламные объявления, придумывали совместно с учителем рекламные четверостишия, выступали с рекламой своего товара на празднике труда, на школьной выставке. Заключительным этапом работы был сбыт товара на ярмарке, где ребята сами были в роли продавцов-консультантов.
После успешной продажи изделий (были проданы все изделия) учащиеся сделали вывод, что годовая исследовательская и творческая работа, выполнена на отлично.

Наряду с выполнением исследовательских и творческих проектов по изготовлению швейных изделий, учащиеся нашей коррекционной школы выполняют целенаправленные заказы для различных нужд школы: пошив верхонок для рабочих, головных уборов и фартуков для дежурных по школьной столовой, халатов для поваров, прихваток и салфеток для кухни, повязок для дежурных, ремонт постельного белья и др.

Более сложной и творческой работой по выполнению заказов школы является работа по изготовлению танцевальных и театральных костюмов, которую учащиеся выполняют на факультативе. В состав факультативной группы входят самые способные учащиеся старших классов.

Работа по каждому из выше перечисленных направлений является своеобразной моделью реальной трудовой деятельности маленького швейного цеха: по пошиву детской одежды, по выполнению ремонтных работ, по изготовлению несложных швейных изделий. Такое обучение соответствует реальным возможностям выпускников применять полученные ими знания в месте их проживания с учетом регионального рынка труда.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль