Опыт психологического сопровождения детей-инвалидов при дистанционном обучении

3619
Автор:  Иванова Елена Николаевна,  педагог-психолог ЦДО ОАУ С(К)О школы-интерната III-IV вида, г. Липецк

Всегда, когда бы и на каком бы уровне речь ни заходила об инвалидах, и не важно, к какой возрастной категории они имеют отношение, говорится о необходимости максимальной и всесторонней интеграции или реинтеграции таких людей в жизнь общества во всех ее проявлениях.  Это касается в том числе и детей-инвалидов. Поэтому одной из первоочередных задач, стоящих перед педагогическим коллективом Центра дистанционного образования детей-инвалидов Липецкой области как подразделения ОАУ С(К)О школы-интената III-IV вида, является максимально эффективная и при этом плавная и минимально травматичная в эмоциональном аспекте, бесстрессовая адаптация учащихся, ранее находившихся на надомном обучении, к образовательной среде Центра, интеграция их в тот коллектив учащихся, который ко времени их перехода в ЦДО уже сложился там.

Решение этой непростой, но наиважнейшей задачи возлагается на все службы ЦДО в равной мере. Потому что и обучающее, и психолого-педагогическое, и воспитательное воздействие приложены к одному объекту – ребенку, учащемуся, и имеют взаимосвязанные цели совершенствования и оптимизации процессов адаптации детей к особым условиям образовательной среды, накладываемой спецификой индивидуальной надомной и дистанционной формами обучения.

Эта специфика обусловливается особенностями жизнедеятельности контингента наших учащихся, который образован детьми-инвалидами, большинство из которых вследствие ограниченной возможности передвижения имеют крайне малую мобильность. И обучающиеся, имея разную степень выраженности своего недуга, а как следствие и учебной подготовленности, и физической и умственной работоспособности, нуждаются именно в индивидуальной форме обучения.

Речь идет о том, что существовавший до начала обучения в ЦДО, когда учащиеся находились большую часть своей жизни только в кругу своей семьи, дефицит коммуникаций и общения, в том числе межличностного, в указанных формах обучения не может быть нивелирован в достаточной степени.. А ведь потребность в интенсивном социальном взаимодействии является у человека одной из базовых и появляется, проявляется и требует регулярного, систематического и постоянного удовлетворения с самого рождения, когда ребенок своим первым криком заявляет об этом миру, в который он пришел, и людям, которые его окружают.

Отмечая, что все проводимые для детей уроки, занятия и мероприятия оказывают существенное влияние на их умственное развитие, скажем, что для оказания помощи в удовлетворении естественной потребности в общении, которая, в зависимости от возраста ребенка, в котором он перешел учиться в ЦДО, более или менее продолжительное время была в состоянии фрустрации, т.е. не удовлетворена, организовываются групповые коррекционные и развивающие занятия, активизирующие психические познавательные функции и формирующие различные стороны личности. А для тех детей, которые живут в области, учатся в ЦДО по дистанционной форме, предоставляется возможность принимать участие в таких занятиях по Skype. При этом они могут не только просто видеть процесс работы психолога с детьми, но и принимать участие в занятии, не только выполняя предлагаемые задания, но и активно взаимодействовать с учащимися, находящимися на занятиях в Центре, активно участвовать в происходящих обсуждениях, выражать и отстаивать свое мнение, демонстрировать свои достижения по выполнению предлагаемых заданий и упражнений, изготовлению поделок, получать отзывы, положительные оценки и похвалу присутствующих очно на занятиях детей, их родителей, педагогов и психолога, принимающих участие в этих занятиях. Что дает этим детям возможность чувствовать себя и наличествующие у них знания, умения, навыки, способности, успехи и достижения востребованными. И удовлетворять свои потребности в принятии учебным коллективом и признании.

Иную, но не меньшую, возможность удовлетворения потребности в коммуникации и взаимодействии предоставляют учащимся проводимые праздничные мероприятия и так называемые PARTY-LESSON, уроки-праздники, доминантными целями которых являются формирование и развитие навыков общения и самопрезентации, повышение самопринятия и объективизацию самооценки, развитие толерантности и эмпатийности, творческого воображения и самовыражения. Для учащихся, живущих в отдаленных районах, организуются трансляции проводимых мероприятий, которые позволяют им быть в курсе происходящих в ЦДО событий. При этом трансляции служат замечательными мотиваторами заочного и дистанционного участия детей в общественной жизни ЦДО. И еще. Подключение живущих отдаленно детей к групповым занятиям по Skype, просмотр трансляций различных мероприятий психолого-педагогической и воспитательной направленности позволяют учащимся испытывать чувства и формируют у них соответствующие качества, которые необходимы для развития полноценной гармоничной личности, но которые не могли быть актуализированы до поступления в ЦДО. Это чувства коллективизма и сопричастности общему делу.

И здесь важно подчеркнуть именно этот аспект. Ребенок испытывает нужду не только в том, чтобы заботились о нем, проявляли внимание, оказывали покровительство, давали защиту ему, но и в том, чтобы в его жизни была возможность не только демонстрировать свои успехи и достижения, но и оказывать самому помощь и поддержку кому-то другому, нуждающемуся в ней. Чтобы в его окружении были люди, для которых он мог бы выступать в роли социально значимого, референтного объекта, с которого следует брать пример, на которого можно и нужно равняться, до уровня которого необходимо развиваться и подтягиваться.

Это формирует адекватное, объективированное самовосприятие, гармонизирует самооценку, повышает социальную и межличностную значимость, а, следовательно, развивает личность ребенка в перспективном направлении и всесторонне обогащает и гармонизирует ее. Что, в конечном итоге, формирует именно те личностные качества и социальные компетенции, которые способствуют адаптации учащихся Центра дистанционного образования детей-инвалидов Липецкой области к новым социальным условиям и активной интеграции в общество.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль