Использование фольклора на занятиях в детском саду

6449
Автор: Морозова Татьяна Васильевна воспитатель МБДОУ "Детский сад № 27 "Петушок" (г. Камень-на-Оби Алтайский край)

Слово "фольклор" английского происхождения, оно означает: народная мудрость, народное знание.  Историзм и народность – приоритет народного жанра. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребёнка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Сейчас, когда к нам возвращается национальная память, мы по-новому относимся к фольклору, воспринимаем его как культурное достижение, просеянное сквозь сито веков.

Произведение устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Фольклор даёт прекрасные образы русской речи, подражание которым позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком. Отсутствие в речи эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости и выразительности речь блекнет и тускнеет. Фольклор в детском саду позволяет ребёнку успешно овладевать родным языком и речью; произведения устного народного творчества ритмичны, что позволяет ребенку держать темп, варьировать интонации, контролировать дыхание.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества; они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека; поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминаются. Нравственные заповеди лучше усваиваются ребенком не через прямые наставления, а через пословицы и поговорки. Они образны, поэтичны, наделены сравнениями. Использовать пословицу можно в любой ситуации. Например, медлительному Даниле можно сказать: "Семеро одного не ждут", когда кто-то неаккуратно оделся, можно сказать: "Поспешишь – людей насмешишь!". Во время прогулок пословицы помогают детям лучше понять различные явления, события, учат их к месту применять пословицы и поговорки.Пословица – краткое законченное изречение, ритмичное по форме, с назидательным смыслом. Поэтому пословицу можно подобрать к любому случаю.
Поговорка сходна с пословицей, но в отличие от неё не является полным суждением. Поговорка – часть суждения.

Значение иносказательных, образных и метких поучающих пословиц и поговорок раскрываются пред ребёнком постепенно, и глубина их понимания в значительной мере зависит от умения взрослого часто и к месту употреблять их. Произнесённое кстати краткое изречение запоминается ребёнком, воздействует на него значительно сильнее, чем любое нравоучение и уговор (Например, "Терпение и труд всё перетрут", 'Играть играй, да дело знай"). Пословицы знакомят ребёнка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.

Пословицы уместны после работы с рассказом, сказкой в детском саду, при ознакомлении с предметом, по пословицам можно составлять рассказы. (сказка "Три поросёнка", после прочтения и беседы дети делают вывод, какими должны быть поросята, чтобы победить злого волка: сильными, ловкими, умными, но, главное, дружными. Показывается иллюстрация "Волк и бараны", волк испугался баранов, почему? Пословица "В согласном стаде и волк не страшен, а смелость крепче стен и башен").

В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в пословицах и поговорках, поэтому многие педагоги опрометчиво считают, что некоторые слова и выражения в них, недоступны детям, или сами не понимают и не знают, как их объяснить, не упустив важных смысловых оттенков. (пословица "Для друга семь вёрст не околица" - большие расстояния для настоящего друга не страшны, "Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит" - если хорошо знаешь дело, оно тебя всегда прокормит).
Следует отметить, что пословицы, поговорки, приметы более сложный фольклорный жанр и знакомить с ними ребёнка можно начинать со среднего возраста.

Ход занятия "Русская балалайка"

Программное содержание:
Знакомить детей с русским народным инструментом – балалайкой.
Рассмотреть её внешний вид.
Познакомить с пословицами и поговорками о балалайке.

Ход занятия:
1. Сюрпризный момент.
В русскую избу приходит домовёнок Кузя, приносит с собой балалайку. Хозяйка знакомит гостей – детей с Кузей, а Кузя рассказывает про балалайку. Дети рассматривают инструмент, хозяйка сопровождает рассказ пословицами:
Балалайка не огонь, а разогреет.
Бери балалайку в руки и не станет скуки.
и поговоркой:
С балалайкой работа спорится.
2. Организация пения детей под балалайку. Дети делают вывод: с балалайкой веселее отдыхать и работать.

Народная примета – прекрасный образец земледельческой мысли народа. Знание природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые дошли и до наших дней. На протяжении многих веков наши предки, обладая огромным житейским и хозяйственным опытом и острой наблюдательностью, не имея никаких приборов, даже часов, умели предсказывать изменения в погоде, не хуже синоптиков. Исстари ими составлялись на основе святцев церковные и природные календари-месяцесловы, которые совершенствовались из поколения в поколение и передавались устно и дошли до нас и нам извести уже как приметы.
То, что нам дарит наша земля и родная природа – рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окнах зимой, нежные резные снежинки, курлыкающие караваны журавлей в осеннем небе, белые лилии в речной заводи, грибы, ягоды и плоды, - всё это бесценное достояние нашего народа и мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но должны и понимать, что за ежедневной суетой нынешней непростой и не у всех счастливой жизни очень важно всё это беречь, хранить и понимать.
Полная зависимость от природы заставляла земледельца тщательнейшим образом изучать окружающий его мир, примечать «мельчайшие подробности случайностей природы», улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений, знать которые не грех и современному человеку.
Например, "Черемуха зацвела – ожидай холода". "Багровые зори к ветрам". "Обильная роса на траве – к солнечной погоде".
Приметы, как и другие фольклорные жанры, помогают расширить словарный запас, развивают слуховую память, знакомят с ритмичностью народного календаря, развивают интерес к природе, любознательность, учат любить и понимать природу, быть ближе к ней.
Чаще всего знакомство с приметами происходит на прогулке, на экскурсии, на занятиях о природе, при чтении художественной литературы.
Как и пословиц и поговорки, с приметами дети знакомятся в старших группах.

Ход занятия "Зимой в лесу"

Программное содержание:
Продолжать знакомить с признаками зимы.
Уточнить знания детей о жизни обитателей зимнего леса.
Познакомить с зимними приметами.
Народными названиями зимних месяцев.Ход занятия:
1. Вступительная беседа.
Рассматривание картин с зимним пейзажем. Дети называют зимние месяцы. Воспитатель:
- Люди всегда очень внимательно наблюдали за природой в каждое время года и делали выводы.
Н, Если зима очень холодная с сильными морозами и метелями, то лето непременно будет жарким, а если зима снежная, то и лето будет дождливое.
2. Знакомство с зимними месяцами

Воспитатель:
- Каждый зимний месяц в народе имел своё название. Декабрь в народе называли «студёным» (холодный), январь – "просинец" (в январе обычно бывали сильные морозы и ярко светило солнце в морозные дни, а небо было синим, а ещё потому, что день начинал увеличиваться, а ночь уменьшалась), февраль – "бокогрей" ("бокогрей" - сложное слово, в нём спрятались два слова: греть бока, кому февраль греет бока? Просто в феврале дни бывают очень холодные, вьюжные, а бывают и оттепели, солнышко светит ярче, да греет жарче, греет бока земле, тает снег, темнеет, а потом вдруг снова схватить мороз за бока своей холодной рукой, далеко ещё до весны).

3. При последующем знакомстве с рассказом "Холодно в лесу, холодно" В.Бианки, воспитатель не раз возвращается к приметам и народным названиям месяцев.

4. Итог.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль