Программа предшкольной подготовки

5924

Программа краткосрочной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в первом классе.

Программа состоит из следующих разделов:

  • Раздел "Учимся читать" нацелен на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Раздел помогает детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
  • Раздел "Математика и логика" направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
  • Раздел "Подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики" направлен на развитие графических движений, зрительно-моторной координации, тонкоординированных движений рук, совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти.
  • Раздел "Движение в спорт" направлен на укрепление здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни; на развитие самостоятельности, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений; на формирование интереса и любви к спорту.
  • Раздел "Знакомство с миром музыки" нацелен на стремлении выразительно исполнить песню, проявлять творчество, желание высказать свое мнение об услышанном. Раздел способствует восприятие музыки как диалог с композитором, как переживание определенного эмоционального состояния и эстетических чувств.

Занятия проводились в период с 14 июня по 27 июня.
Продолжительность обучения: 10 дней.
Общее число занятий: 40.
Режим занятий: 10 дней по 4 занятия в день.
Длительность занятия: 20 минут.
Перерыв между занятиями: 10 минут.
Форма проведения занятий - комбинированная.

Все занятия проводятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, с опорой на практическую деятельность.

Ведущей деятельностью является игра: сюжетно-ролевая, театрализованная, подвижная, а также дидактическая и продуктивная деятельность: рисование, конструирование и т.д.

Образовательный процесс осуществляется по следующему учебному плану:

№ п/п Учебные дисциплины Количество занятий
1 Подготовка к обучению чтению 10
2 Подготовка ребёнка к освоению навыка первоначального письма 10
3 Введение в математику 10
4 Знакомство с миром музыки 6
5 Движение и спорт 4


Введение

Основными целями программы являются:

  • Подготовка детей к обучению на начальной ступени образования.
  • Развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность.
  • Создание условий для гармоничного развития интеллектуальных, физических и духовных задатков детей.

Основные задачи:

  1. Оказать квалифицированную помощь родителям (законным представителям) в подготовке ребенка к школе.
  2. Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием.
  3. Формировать интеллектуальную готовность, которая включает в себя овладение средствами познавательной деятель
  4. Обеспечить единые стартовые условия для детей, поступающих в школу.
  5. Сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.
  6. Содействовать формированию волевой готовности детей, т.е. способности подчиняться правилам и требованиям школы, взрослых.
  7. Способствовать развитию психических процессов: мышления, речи, памяти, воображения, восприятия; развитию творческих способностей.

В данной программе учитываются основные принципы работы при подготовке детей к обучению, такие как:

  • учет индивидуальных особенностей и возможности детей старшего дошкольного возраста;
  • доброжелательный климат;
  • положительная оценка любого достижения ребенка;
  • проведения занятий с учетом специфики старшего дошкольного возраста.

Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В игре ребенок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу.Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов у ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.

Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти.
Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в неё. Определенной способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей, стимулирует его развитие речи.

В игре ребенок учится использовать обобщенные значения слов; впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми; начинает постигать определенные правила поведения принятые в обществе.
Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование; каждое из перечисленных выше работ характеризуется направленностью на получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. От каждого ребенка требуется умение добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс его мало привлекает.Учимся читать (10 занятий)
Пояснительная записка

Раздел  решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению дошкольников и ведет работу по совершенствованию устной речи. Программа направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.  Содержание раздела позволяет организовать работу по двум направлениям: развитие связной речи и подготовка к обучению чтению.

Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и ее особенности.  Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения. Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.

Темы раздела:

Звуки речи. Игра "Глухой телефон"
Выделение из слов звуков. Звуковой анализ слова. Игра "Какой по счёту?"
Выделение слов из предложения. Игра "Живые слова и предложения".
Гласные звуки. Игра "Поём песенки"
Согласные звуки твёрдые и мягкие. Игра "Гласные и согласные".
Различение согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких. Игра "Найди звук".
Слушание сказки, рассказа и стихотворения. Различие. Пересказ. Игра "Рассыпалось слово".
Составление рассказов по картинкам. Игра "Доскажи слог"
Описание предметов. Игра "Угадай предмет"
Игры со словами: "Пантомима", "Крепкая цепочка", "Кто кого переговорит".

К завершению подготовки к обучению дети должны:

  • правильно произносить все звуки;
  • выделять из слов звуки;
  • отчетливо и ясно произносить слова;
  • выделять слова и предложения из речи;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • раскрывать смысл несложных слов;
  • давать описания знакомого предмета;
  • пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
  • составлять предложения по опорным словам, по заданной теме.

Математика и логика (10 занятий)

Пояснительная записка.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработка форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающее в себе его сенсорную и интеллектуальную готовность, с использованием возможностей и особенностей математики.

Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям с тем, чтобы подвести их к понятию числа. Это остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и внимания. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и пр.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно – логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий, и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В разделе реализуется основная методическая идея о том, что развитие познавательных процессов у детей будут более активными и эффективными, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике в качестве основных предлагаются практические методы: метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент. Наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. Работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Темы:

  1. Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: : "Сколько?", "Какой?", "Который?". Игра "Стройся в ряд!"
  2. Направления движения. Игра "Третий лишний".
  3. Сравнение группы предметов. Игра "Математический экспресс"
  4. Знакомство с цифрами от 0 до 20. Игра "Найди пару"
  5. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Игра "Кто первый?"
  6. Счет предметов в прямом и обратном порядке.Сравнение чисел. Игра "Что изменилось?"
  7. Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами. Игра "Какой по счету?"
  8. Названий действий и их обозначение. Знаки =, - , +, ≠, > , <. Игра "Зоопарк".
  9. Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур. Игра "Чем мы похожи?"
  10. Логические задачи. Игра "По секрету всему свету".

К завершению подготовки к обучению дети должны уметь:

  • называть числа в прямом и обратном порядке;
  • соотносить цифру и число предметов;
  • сравнивать числа в пределах 10;
  • устанавливать, какое число больше (меньше) другого;
  • сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте);
  • выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);
  • сравнивать до 10 предметов, различных по величине.

Подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики (10 занятий)
Пояснительная записка.
Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, т.к., кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление. Программа "Подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики" направлена на развитие графических движений, зрительно-моторной координации, тонкоординированных движений рук, совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти.  Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета так, что складывающийся в их сознание образ носит весьма неполный характер. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

Темы:

  1. Обведи по контуру. Игра "Семья"
  2. Письмо малых наклонных линий. Игра "Краб»"
  3. Штриховка фигур животных прямыми линиями по горизонтали. Игра "Пальчики встречаются"
  4. Письмо больших наклонных линий. Игра "Очки и бинокль"
  5. Штриховка рисунков ягод волнистыми линиями. Игра "Братья"
  6. Письмо малых наклонных линий с закруглением внизу вправо. Игра "Домик"
  7. Раcкрашивание геометрических фигур. Игра "Сон"
  8. Письмо больших наклонных линий с закруглением внизу вправо. Игра "Утро"
  9. Штриховка фигур прямыми линиями по горизонтали. Игра "Грибы"
  10. Письмо малых наклонных линий с закруглением вверху влево. Игра "Качели"

К завершению подготовки к обучению дети должны уметь:

  • аккуратно, ровно штриховать фигуры;
  • писать прямые больших и маленьких наклонных линии с закруглением внизу вправо и влево;
  • обводить ровно и аккуратно по контуру;
  • аккуратно разукрашивать фигуры;
  • следить за осанкой.

"Движение в спорт" (4 занятия)
Пояснительная записка.
В программе выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания. Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребёнка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.  Важными задачами программы является воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.), развитие координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве.
В физическом воспитании большое место отводится физическим упражнениям, которые проводятся в игровой форме, и подвижным играм.

Темы:

  1. Игры на свежем воздухе "Вызов номеров", "Обгони мяч"
  2. Подвижные игры для быстроты и ловкости. Эстафета.
  3. Подвижные игры со сложными способами передвижения.
  4. Подвижные игры на развитие правильной осанки.

К завершению подготовки к обучению дети должны:

  • выполнять физические упражнения четко, ритмично;
  • сохранять правильную осанку.
  • проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.

Знакомство с миром музыки (6 занятий)
Пояснительная записка.
Раздел призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы ребенка, чувствами сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительной и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской музыкальной классики помогает дошкольникам войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Занятия музыкой способствует воспитанию и формированию у дошкольников эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Изучение музыки при реализации программы подготовки детей к обучению школе предусматривает следующие цели:

  • формирование основ музыкальной культуры;
  • развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения;
  • освоение музыкальных произведений;
  • воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств; любви к ближнему, к своему народу, к Родине.

В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать, наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений; анализировать результаты сравнения.

Темы:

  1. Разучивание песни "Есть друзья"
  2. "Есть друзья" - повторение песни. "Капитошка" - знакомство и разучивание песни.
  3. Повторение и закрепление песен "Есть друзья" и "Капитошка"
  4. Разучивание "Песенки про лето" - два куплета.
  5. Повторение песни "Песенка про лето"
  6. Повторение выученных песен.

К завершению подготовки к обучению дети должны:

  • уметь воспринимать, наблюдать музыкальные явления;
  • участвовать в диалоге;
  • запоминать музыкальные произведения;
  • обосновывать высказанное суждение.

Литература:

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Рабочая тетрадь дошкольника "30 занятий для успешной подготовки к школе. 6 лет", части 1, 2. Серия "Мои первые тетрадки", ОАО "Дом печати - ВЯТКА", г.Киров.
  2. Тарнопольская Р.И. "Физическая культура", изд-во "Ассоциация XXI век", 2011г.
  3. Федосова Н.А. , Игнатьева Т.В. Развитие речи. Сказки, рассказы, стихи для чтения детям. Владос, 2000.

Автор: учитель начальных классов МАОУ "СОШ №15" Ситникова Наталья Валерьевна, г.Губаха  (Пермский край).

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль