Опыт использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с общим недоразвитием речи

3890

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в логопедических группах, - одна из актуальных задач современной педагогики.

Исследования показывают, что дети с ОНР отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти.

Диспропорциональность развития, незрелость движений определяют различия во всех психомоторных актах и предопределяют уровень качества их выполнения.
В последние годы при проведении обследования, в процессе обучения и воспитания, педагоги нашего коррекционного детского сада обратили внимание, что количество детей с проблемами в обучении и адаптации резко увеличилось.

Для детей с ОНР в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные типовой программой воспитания. Многие дети нуждаются в обучении по особым современным технологиям, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального, общего психического развития, а также развития речи дошкольников с ОНР. Необходимо найти такие приёмы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает авторская программа логопеда Т.Н. Ланиной по идеологии метода замещающего онтогенеза и ориентирована более локально на формирование базовых предвербальных предпосылок речевого развития и инициацию потребности ребенка к активной коммуникации. Нам стало понятно, что в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, первым шагом должны стать формирование, коррекция базового сенсомоторного уровня, которое невозможно без оптимизации движений, восприятия, памяти и элиминации (устранения) многих неблагоприятных знаков (гипо-, гипертонус, синкинезии, патологические ригидные установки). То есть, нужно пройти с детьми то, что не пройдено или пройдено неправильно. Мы пришли к выводу, что это возможно при совместной работе логопеда и инструктора по физической культуре. Совместная работа должна быть направлена на развитие осознанных ощущений от движений (сенсомоторного уровня речи, а именно стволовых отделов мозга и подкорковых образований).

Обучение строится на основе интеграции физкультурно-речевых задач. Ведётся работа по развитию речевого дыхания с использованием элементов кинезиологии и просодики. Приёмы просодики (художественное слово, пение попевок, речёвки, ритмодекламация, музыкальное сопровождение) помогают координировать движения, дыхание и речь, так как индивидуальный внутренний ритм детей с ОНР часто либо ускорен, либо замедлен. Приёмы кинезиологии (пальчиковая гимнастика, упражнения йоги и игрового стретчинга, массаж и самомассаж) помогают развивать мелкую и крупную моторику рук и ног, что благотворно влияет на психику ребёнка. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма:

Растяжки (игровой стретчинг, йога) воздействуют на все мышцы и суставы, повышают эластичность связок, увеличивают подвижность суставов, нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Освоение упражнений стретчинга развивает мышечное чувство, умение определять напряжение в своём теле, расслабляться. А на методах концентрации внимания и расслабления мышц целиком основаны и аутогенная тренировка, и изометрическая гимнастика, и все виды психорегуляции.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Поверхностное дыхание выводит мозг и тело из равновесия. Поскольку приоритет принадлежит мозгу, тело лишается доступа кислорода, необходимого для выполнения других жизненно важных функций. Даже в мозгу вторичные контуры выживания отключаются. Так, лишенные четких сигналов от «источника», мышцы функционируют ненормально, или сжимаются, или становятся слабыми.
Глубокое, контролируемое дыхание уравновешивает как мозг, так и все тело. Если мы «вдыхаем» глубоко, кислород проникает, массирует и наполняет весь организм. Когда мы глубоко выдыхаем, токсины естественным путем сами удаляются через кожу и другими естественными путями.

Речевые нарушения у дошкольников устраняются путем выполнения упражнений на развитие дыхания, которые имеют особое значение: так как наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом. Необходимо помнить, что дыхательная гимнастика выполняется в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами для отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта.

Неподвижный ребенок – не обучаем!  Дорогие коллеги, помните это!

Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что темп и амплитуду упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъёмом их вверх; выдоху – упражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведение и опускание рук. Упражнения с произнесением звуков на выдохе рефлекторно уменьшают спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Вибрация их стенок при звуковой гимнастике действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, что очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. При произнесении звуков вибрация голосовых связок передаётся на лёгкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку, что имеет большое значение как для коррекции логопедических проблем, так и для профилактики бронхо-лёгочных заболеваний.
Основным является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лёжа, потом сидя и наконец стоя. Пока ребёнок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого) для контроля за полнотой дыхательных движений.

Детям с речевыми расстройствами особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах. Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений как предмет, снаряд или опора. Фитболы уникальны по своему воздействию на организм дошкольника. Мяч имеет определённые свойства – размер, цвет, запах, особая упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает положительный эффект упражнений с фитболом. Систематическое применение комплексов фитбол-гимнастики гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки. Использование дыхательной гимнастики, приёмов кинезиологии и просодики способствуют формированию правильного речевого дыхания, что особенно важно для детей с нарушением речи. Упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка, глаз и рук, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергизацию организма.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения и тревожности.

При выполнении базовых сенсомоторных взаимодействий (разные виды ползания: на спине, на животе, на четвереньках и ходьбы: на коленях, у стены и т.д.) и общего двигательного репертуара развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Механическая гимнастика (пассивный массаж) выполняется взрослым, хотя со временем можно и полезно научить ребёнка самостоятельному её исполь- зованию. При этом для достижения большего эффекта можно дополнить её аналогичными манипуляциями с ногами ребёнка. Пассивный массаж можно делать с помощью разнообразных контрастных средств: жёстких и мягких щёточек, горячих и холодных предметов, мягких и колючих шариков и специальных массажёров, тканей различной фактуры.Комплекс "Антистресс". Рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день. В результате выполнения антистрессовых упражнений ("Лобно-затылочная коррекция", "Растяжка ахиллова сухожилия", "Маятник", "Постукивание" и т.д.) восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из неё.Пальчиковая гимнастика. Любые психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга и психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, особенно среднего и безымянного. При отставании развития работы пальцев задерживается и речевое развитие ребёнка. Задержка речевого развития влияет на общее развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально психическое состояние ребёнка. В дальнейшем это сказывается на успешности овладения навыками письма и чтения в процессе обучения в школе. Но, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы активизирующие развитие речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить. Игры и упражнения, пальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно лепить и мастерить. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка, сведутся к минимуму проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Дополнительно ряд упражнений выполняется ежедневно в качестве утренней гимнастики. Кинезиологическими упражнениями заполнены и динамические паузы и физкультминутки.

Для закрепления мысли человеку необходимо движение!

Конспект занятия по физической культуре  для детей подготовительной группы

Тема: "Паровозик из Ромашково"
Автор текста: Макаревич А.Н.

Задачи:

  1. Обучать детей умению чувствовать своё тело и владеть им.
  2. Обучать детей использовать мимические средства выражения эмоционального состояния.
  3. Продолжать учить детей владеть мячом: перебрасывать мяч в парах от груди и с отскоком от пола; перекидывать теннисный мяч из одной руки в другую; прокатывать мячи одной и двумя руками в парах; прокатывать в парах мячи разного диаметра.
  4. Продолжать формировать у детей правильную осанку.
  5. Развивать внимание в процессе двигательной активности.
  6. Развивать у детей психофизические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость.
  7. Развивать координацию речи с движением.
  8. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Оборудование:
Образные карточки, "кочки", мячи диаметр 20 см, мячи теннисные, массажная дорожка, "мимические облака", макет паровоза.Предварительная работа:
Чтение сказки Г. Цыферова "Паровозик из Ромашково"; беседы о весне, о влиянии цвета на наше настроение.Ход занятия:

Дети входят в зал, строятся в шеренгу.Инструктор:
К нам приехал паровоз,
Приглашенье нам привёз,
Встретить солнце и весну
В нашем сказочном лесу.

Но проснулось ли оно?
Нужно посмотреть в окно.
Что мы видим?
Солнца лучик вдруг пробрался
между тучек.
С золотым лучом в «Ловишки»
Поиграем с шалунишкой.Гимнастика для глаз "Солнечный зайчик" автор М.Ю.Картушина.Дети:
Солнечный мой зайчик,  (дети вытягивают ладонь вперед )
Прыгни на ладошку.
Солнечный мой зайчик, (ставят на ладонь указательный палец )
Маленький как крошка. (другой руки)
Прыг на носик, на плечо, (прослеживают взглядом движение пальца...)
Ой, как стало горячо! (которым медленно прикасаются )
Прыг на лобик (и опять прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперёд, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой  )
На плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза,
А солнышко играет, плеча,
Щёчки тёплыми лучами ( голова – зафиксирована)
Нежно согревает. (закрывают глаза ладонями).Инструктор: Наигрались!? Нам пора! В путь-дорогу, детвора!
Дети сидя двигаются вперёд ("паровозик") имитируя движение поезда (реципрокные движения левая рука – правая нога).
Паровоз, паровоз,
Новенький блестящий.
Он вагоны повёз будто настоящий.
Кто едет в поезде?

Дети:
Мы – ребятишки,
Быстрые и ловкие
Девчонки и мальчишки.Инструктор:
Паровоз, паровоз
Едет поскорее.
И колёса стучат –
Тук-тук – веселее.

Медленно, медленно
Паровозик едет.
Стоп остановка,
Выходим быстрее.

- По тропинке к лесу дружно мы шагаем (ходьба в колонне, разные виды ходьбы: на внешней стороне ступни, одна нога на пятке, другая на носке, ноги скрестно).
- Чтоб цветочки не топтать, осторожненько ступаем (ходьба совмещается с одноимёнными и перекрёстными движениями рук "гимнастика мозга", упр. "мячики").
- Здесь немного приседайте, веточки не задевайте ("Базовые сенсомоторные взаимодействия": ходьба на коленях, руки вытянуты в стороны, одна ладонь смотрит вверх – другая вниз; на каждый шаг меняется положение ладоней; усложнение: добавить язык, который следует за ладонью, смотрящей вверх, добавить глаза, которые смотрят в противоположную сторону от языка).
- Вот болото на пути, как его нам перейти?
Прыг по кочкам: 1,2,3… и болото позади (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд).
- Вот прозрачный ручеёк, а через него мосток (ходьба по массажной дорожке).
- Через мостик перебрались, по тропинке пробежались (бег в колонне, спиной вперёд, с захлёстом ).
- На полянке оказались (перестроение в две колонны).Инструктор:
Вот картина, так картина,
Из какого магазина!?
И цветы, и муравьи,
Пчёлы, мухи, комары.
Звуки леса нам слышны,
С ними подышать должны.Дыхательная гимнастика "Лечебные звуки" (по М.Лазареву)

- "Комар" - и.п. стоя, глаза закрыты. Ладонь правой руки на шее
спереди, глубокий вдох, на выдохе продолжительный звук (З). Упражнение эффективно при трахеите, болях в горле.
- "Пчела" - и.п. - то же. Ладонь на груди, на выдохе – звук (Ж). Упражнение выводит мокроту из бронхов и лёгких.
- "Муха" - и.п. – то же. Губы мягко соприкасаются, ладонь на нос,
На выдохе – звук (В), добиваться вибрации в области лица. Упражнение эффективно при ринитах и гайморитах.
Повторить по 4 раза.ОРУ "Пробуждение природы" (упр. игрового стретчинга и йоги)

Инструктор:
Мы звенели и жужжали…
И, конечно же, устали.
Отдохнуть мы улеглись
И с полянкою слились.
На полянке, на лесной
Нам приснился сон смешной…
- и.п. лёжа на спине, глаза закрыты, тело расслаблено, полное дыхание.

Природа просыпается, становится красиво,
И травы наливаются живительною силой
- и.п. то же; переводят руки за голову и шевелят пальцами, одновременно вытягивая позвоночник и прогибаясь в грудном отделе.

Вот гусеница сонная лениво просыпается
И на травинке тонкой туда-сюда качается
- и.п. то же; перевороты со спины на живот и обратно, руки вытянуты вверх.

Живот и спинку разминает, сгибает лапки, разгибает
– и.п. то же; руки за головой, ноги согнуты в коленях, вдох; на выдохе повороты ног вправо-влево, голова смотрит в противоположную сторону.

Змея на солнце выползает, голову к солнцу поднимает
– и.п. лёжа на животе, руки под грудью; на вдохе поднять верхнюю часть туловища, живот на полу, голова закидывается на спину, выдох – и.п.

К прыжку готовится кузнечик, он как спортивный человечек
– и.п. то же, руки под живот, вдох; на выдохе - поочерёдное приподнимание прямых ног, затем обеих вместе.

Качается, как гамачок, на паутинке паучок
– и.п. то же; обхватив ноги руками покачаться на животе.

А вот лежит колючий ёжик, в клубке ни головы, ни ножек
– и.п. лёжа на спине, ноги поджать к груди и обхватить руками, покачаться на спине.

От ёжика таясь, за кочку уползла змея
– и.п. сидя, работа пальцами ног, продвижение ног, согнутых в коленях, вперёд-назад.

На кустик бабочка уселась, размять ей лапки захотелось
– и.п. то же, ноги соединить ступнями, «Бабочка», движения в тазобедренном суставе.

И скачет здесь лягушка, прожорливое брюшко
- и.п. сидя на корточках, подпрыгивание с опорой на руки.

Стрекозка равновесие удерживает весело
– и.п. стоя, руки вдоль туловища, разводя руки в стороны наклон вперед, стоя на одной ноге, затем на другой «Ласточка».

Эй, полянка, раз, два, три – нас в детишек преврати!
На зелёной, на поляне упражняемся с мячами.Упражнения с мячами:

- перекидывание теннисного мяча из одной руки в другую;
- перекидывание мяча большего диаметра друг другу в парах. Инструкция – один хлопок – перекинуть по воздуху, два хлопка – с ударом об пол;
- прокатывание мяча в парах: двумя руками, одной рукой – правой (вторая спрятана за спину), затем левой рукой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнёру;
- прокатывание двух мячей одновременно (большой и теннисный) в парах в одном направлении; навстречу друг другу;
- один ребёнок кидает мяч назад, не поворачиваясь, другой ловит мяч сзади. Игроки поочерёдно меняются местами.Инструктор:
По опушке шла Весна
Вёдра с дождиком несла.
Оступилась на пригорке –
Опрокинулись ведёрки.Массаж спины "Дождик" - координация речи и движений (дети стоят по кругу, повернувшись друг за другом, и делают массаж впереди стоящему ребёнку).

Дождик бегает по крыше (поглаживание по спине)
Кап- кап- кап!

По весёлой звонкой крыше (разминают плечи)
Кап-кап-кап!

Дома, дома посидите - (пилящие движения)
Кап-кап-кап!

Никуда не выходите - (постукивание кулачками)
Кап-кап-кап!

Почитайте, поиграйте (постукивание пальчиками)
Кап-кап-кап!

А уйду – тогда гуляйте… (похлопывание ладошками)
Кап-кап-кап!...Инструктор:
А теперь пойдём гулять,
В прятки с дождиком играть.Подвижная игра "Спрячься от дождя"

По залу раскладываются несколько зонтов. Под весёлую музыку дети подскоками врассыпную двигаются по залу (радуются солнышку), с изменением характера музыки дети должны спрятаться под зонтами. Ведущий показывает цифру, например: «2» - под каждым зонтом прячутся по 2 человека, «3» - 3 человека и т.д. Дети, которым не хватило места под зонтом, выбывают из игры.Инструктор:
А сейчас на травку сели
И на небо посмотрели.

Игра-релаксация "Облака"

Инструктор:
По небу плыли облака, наблюдение за воображаемыми
А я на них смотрел. облаками с выражением внимания и
И два похожих облачка интереса: лицевые мышцы слегка
Найти я захотел. напряжены, глаза прищурены.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Я расскажу сейчас.

Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной: мышцы лица расслабляются,
-Зачем ты щуришь глазки так? появляется улыбка.
Какой же ты смешной!

А вот другое облачко выражение грусти на лице: уголки
Расстроилось всерьёз: губ опущены, лоб сморщен, брови
Его от мамы ветерок немного сдвинуты.
Вдруг далеко унёс.

И вдруг по небу грозное выражение страха: глаза широко
Страшилище летит раскрыты, лицо напряжено.
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.

А маленькое облачко выражение удивления: глаза и рот

Над озером плывёт, широко открыты.
И удивлённо облачко

Приоткрывает рот:
- Ой, кто там, в глади озера
Пушистенький такой?
Такой мохнатый, мягонький,
Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать!Инструктор: Облаками любовались,
Солнца так и не дождались.
Давайте попросим помощи у ветра (упр. на оптимизацию мышечного тонуса).Дети:
Ветер, надувай бока, - качают руками из стороны в сторону
Разгони нам облака
Появляйся, солнышко, - протягивают правую руку вперёд-вверх
Наше колоколнышко! - то же – левой рукой.
(На «небе» появляется «солнышко»).Инструктор: Вот и закончилось наше путешествие в сказочный лес!
Возвращаться нам пора!
В путь-дорогу, детвора!
(дети колонной выходят из зала).

Список литературы

1. Т.Г. Визель "Основы нейропсихологии" -- М.: АСТ Астрель, 2005 (Высшая школа)
2. А.В. Семенович "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте" М.,изд-ий центр "Академия" 2002
3. А.В. Семенович "Эти невероятные левши" М., изд-во "Генезис» 2009
4. А.В. Семенович "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" М., изд – во "Генезис" 2011
5. Н.М. Соломенникова, Т.Н. Машина "Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитбол-гимнастика" Изд-во "Учитель" Волгоград 2011
6. А.А. Липень "Детская оздоровительная йога" Изд –во "Питер" 2009
7. О.Н. Моргунова "Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ" Воронеж
2007
8. А.Г. Назарова "Игровой стретчинг" С- Петербург 2006
9. Д.Пегрум "Детская йога" Москва, изд – во "Диля" 2006
10.А. Л. Сиротюк "Психофизиологическая диагностика и коррекция готовности дошкольников к обучению без стресса" Педагогика ДОУ № 5, 2002
11. А.А. Потапчук,Т.С. Овчинникова "Двигательный игротренинг для дошкольников" Спб.: Речь; М., Сфера, 2009

Автор: Сысоева Ирина Владимировна, инструктор физкультуры МБДОУ д.с.№16 "Солнышко" компенсирующего вида ЩМР  (Московская  область)

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль