Профориентационные занятия для старшеклассников

8449

Учеба в 10-м классе - время небольшой передышки между Государственной итоговой аттестацией и началом подготовки к ЕГЭ. В этот период задачи само­определения могут быть впервые в жизни восприняты учащимися как перво­очередные. У десятиклассников уже накоплен значительный школьный и жизненный опыт для того, чтобы понять свои желания, критически оценить возможности, начать планировать будущее, предпринять необходимые усилия для осуществления планов.

Как правило, в 10-й класс идут те ребята, которые предполагают продол­жить образование после школы. Этим в значительной степени обусловлен интерес десятиклассников к вопросам профориентации, т. к. они напрямую связаны с выбором учебного заведения, в котором предстоит учиться по окон­чании школы, а, следовательно, и с перечнем экзаменов, к которым необходи­мо будет готовиться в 11-м классе.

В перспективе напряженной учебы в старшей школе и интенсивной под­готовки к ЕГЭ становится актуальным развитие умения управлять своими эмо­циями в стрессовой ситуации. Также необходим навык планирования и управ­ления таким ресурсом, как время. Большое значение при сдаче экзамена имеет способность не допустить перерастания предстартового волнения в панику. Очень важно уметь осуществить волевое усилие для того, чтобы сосре­доточиться, сконцентрировать свое внимание, не отвлекаться на посторонние стимулы.

Большинство десятиклассников осознают необходимость совершенство­вания таких способностей. Предлагаемый цикл занятий поможет им в этом. Он продолжает цикл профориентационных тренингов для 9-го класса, хотя может проводиться и как самостоятельный курс.

Занятие 1. Вводное

Цель занятия: актуализировать знания, полученные на занятиях по проф­ориентации в 9-м классе, мотивировать на дальнейшее участие в тренинге.

Оборудование: результаты диагностики 9-го класса, бумага, ручки по количеству участников; фотоаппарат (ведущий фотографирует участников на протяжении всех занятий для подготовки заключительного слайд-шоу).

Ход занятия

Вводная часть. После приветствия и"разогревающих"упражнений ведущий предлагает учащимся вспомнить занятия по профориентации, проведенные в 9-м классе, и назвать темы, проблемы, вопросы, которые им запомнились и ка­жутся важными. Выслушивая ответы, следует подчеркивать такие понятия, как:

профессия, специальность, должность;
самопознание, тестирование;
наши желания, наши возможности, потребности общества;
типы профессий;
"помогающие профессии";
профессиональный профиль;
коммуникация, самопрезентация, самооценка.

Далее необходимо обратить внимание участников на то, что ответственный выбор помогают сделать знания о различных типах профессий, об основаниях, по которым люди выбирают профессию, о собственных особенностях, интере­сах и желаниях, о потребностях общества в различных специалистах . Некоторые ученики уже определились с профессией, а многим это только предстоит. Пла­ны старшеклассников могут меняться, но к 11 -му классу, в связи со сдачей ЕГЭ, выбор необходимо сделать. Тем участникам, которые еще не определились, можно предложить пройти необходимую диагностику в режиме индивидуаль­ного консультирования с психологом.

Основная часть. Ведущий предлагает участникам придумать т. н. синквей-ны с названием тех профессий, которые они хотят получить. Необходимо объ­яснить, что синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк:

1- я строка - существительное, ключевое слово, понятие;

2- я строка - два прилагательных к этому существительному;

3- я строка - три глагола к этому существительному;

4- я строка - фраза из 4-5 слов, имеющая смысловое значение;

5- я строка - существительное - вывод, подведение итога.

Пример: Солнце,

Лучистое, яркое,

Освещает, восходит и заходит. Ничто от него не укроется. Жизнь.

Участникам предлагается разделиться на группы по типам профессий, которые являются для них предпочтительными. Если результаты диагностики, проведенной в 9-м классе, не сохранились, можно перечислить типы профессий, а участники самостоятельно выберут тот тип, который им больше нравится. Можно предложить и конкретные профессии.

Каждая группа в течение определенного времени работает над синквейнами. Желательно придумать их как можно больше. Далее желающие презен­туют результаты своей работы, при этом первая строка с названием профессии не читается. Участники из других групп по содержанию строк со второй по пятую пытаются угадать, о какой профессии идет речь. Побеждает та группа, которая отгадала наибольшее количество синквейнов или, как вариант, та группа, чьи синквейны получились самыми понятными.

Заключительная часть. Ведущий, подводя итоги занятия, сообщает, что предстоящий курс будет посвящен вопросам планирования и управления вре­менем, саморегуляции и управления эмоциями. Участникам предлагается по­думать, как эти вопросы связаны с задачами профориентации. Выслушивая высказывания, следует подчеркнуть, что освоение навыков тайм-менеджмента и управления своими эмоциональными состояниями необходимо не только для успешного освоения любой профессии, но и для эффективной учебы в школе и подготовки к сдаче ЕГЭ.

Участники могут внести предложения по тематике предстоящего курса.

Занятие 2. Психологическая подготовка к ЕГЭ:
как совладать с эмоциями

Цель занятия: познакомить участников со способами управления эмо­циональными состояниями в ситуации экзамена.

Оборудование: оборудование для прослушивания аудиозаписей, фото­аппарат.

Ход занятия

Вводная часть. После приветствия и "разогревающих" упражнений веду­щий напоминает, что любая профессия предполагает планирование дел, эко­номию времени, управление эмоциями. Ближайшим шагом на пути к будущей профессии является ЕГЭ. Следовательно, актуальная задача для участников -качественная подготовка к экзаменам и успешная их сдача. Два первых проф-ориентационных занятия будут посвящены этим вопросам.

Участники называют свои ассоциации со словом "экзамен". В высказывани­ях школьников ведущий отмечает тревожные ожидания и предлагает подумать, почему экзамен связывается в нашем сознании с переживаниями. Надо подвести участников к выводу о том, что на экзамене оценивают наши знания, и мы бо­имся не оправдать ожидания, в т. ч. собственные, поэтому испытываем тревогу.

Основная часть. Ведущий сообщает, что существует три уровня тревожных предэкзаменационных состояний:

волнение;
тревога;
паника.

Участникам предлагается подумать, чем отличаются эти состояния, и описать свои ощущения при волнении, тревоге, панике. Надо подчеркнуть следующее:

волнение помогает мобилизоваться (например, предстартовое волне­ние. Можно предложить высказаться школьникам, которые занимают­ся спортом и имеют опыт участия в различных соревнованиях);
тревога приводит к снижению результативности выполняемых дей­ствий, поскольку отнимает у человека много эмоциональных ресурсов;
паника чревата полной дезорганизацией деятельности (участники могут вспомнить подобные эпизоды из личного опыта).

Педагог напоминает, что мы склонны волноваться до начала работы, когда неизвестно, что нас ждет, например, на контрольной работе или экзамене, при любой проверке знаний. Психологи называют подобное состояние "стрессом ожидания". Когда работа уже начинается, и мы видим конкретное задание, вол­нение и даже небольшая тревога снижаются и помогают сконцентрироваться на работе. А вот паника, наоборот, мешает концентрации. Следовательно, наша задача - не допустить перерастания волнения и тревоги в панику.

Ведущий рассказывает участникам о методе совладания с тревогой. Это - аутотренинговое упражнение "Место покоя". Участники занимают удобное положение, прикрывают глаза и под негромкую, спокойную музыку или звуки природы представляют место, где они чувствуют себя в полной безопасности, ощущают покой и умиротворение.

Некоторым участникам необходимо помочь. Например, предложить пред­ставить себя на теплом песке морского пляжа, на летнем лугу, в лодке, плывущей по спокойной реке, на берегу реки с удочкой в руках, в своей комнате дома, в ванне с теплой водой и т. д. Не все участники могут вспомнить свои ощущения в "месте покоя". Ведущий должен им помочь, напомнив о синеве моря и белиз­не прибоя, о глубине ночного неба и яркости звезд, о тепле нагретого песка и прохладе воды, о дуновении ветра и запахах леса, о плеске воды и негромких голосах родителей в соседней комнате и т. д.

Упражнение выполняется в течение нескольких минут. Затем музыка по­степенно стихает. Ведущий просит участников открыть глаза, изменить позу. Школьникам следует как можно точнее запомнить свои ощущения, которые они испытали в "месте покоя". Педагог просит участников поделиться впечат­лениями от проделанного упражнения. Желательно, чтобы высказалось как можно большее количество школьников - это даст опыт позитивных пережи­ваний тем участникам, у которых плохо развито воображение, и поможет им тренировать данный навык.

Освоив это упражнение, участники смогут успокоиться в любой ситуации, в т. ч. и на экзамене. Это помогает справиться с тревогой и не допустить паники. Однако для освоения данного упражнения необходима тренировка. Участникам предлагается повторять его дома и концентрироваться на возникающих ощу­щениях. Желательно время от времени пытаться воспроизвести эти ощущения в различных жизненных ситуациях, связанных с тревогой.

Заключительная часть. Ученикам предлагается подумать, какие профессии в большей степени связаны с эмоциональным напряжением. Преимущественно это профессии типа "Человек - Человек", особенно "помогающие профессии". Тем участникам, чья будущая специальность связана с общением, помощью людям, особенно важно уметь управлять эмоциями, владеть собой. Для людей любой другой профессии, делающих успешную карьеру и занимающих руково­дящие посты, это также важный навык. А значит, он пригодится всем участникам, независимо от того, в какой профессиональной области лежит их призвание.

Занятие 3. Психологическая подготовка к ЕГЭ:
концентрация внимания

Цель занятия: познакомить участников с некоторыми способами концен­трации внимания.

Оборудование: оборудование для прослушивания аудиозаписей, игровое поле для упражнения "Муха", фотоаппарат.

Ход занятия

Вводная часть. Педагог вместе с учащимися вспоминает, что на прошлом занятии речь шла о волнении, тревоге, панике. Чем они различаются? Какие су­ществуют способы справиться с тревогой? Желающие могут поделиться своим опытом тренировки совладания с эмоциями с помощью упражнения"Место покоя".

Основная часть. Для успешной сдачи экзамена необходимо не только управлять своими эмоциями (чтобы совладать со стрессом, не допустить пани­ки), но и уметь сосредоточиться - сконцентрировать внимание на работе.

Ведущий предлагает участникам вспомнить случаи, когда их внимание было максимально сконцентрировано на каком-то деле или предмете. Участ­ники высказываются, описывают это состояние.

Ведущий подчеркивает, что порой внимание концентрируется само по себе (например, когда нам очень интересно), но иногда для этого требуется волевое усилие.

Научиться концентрировать внимание - означает уметь сосредоточить его даже на том, что нам не интересно, управлять им, сделать инструментом своей воли.

Участникам предлагается выполнить упражнение на концентрацию внимания "Слова наоборот". Первый участник должен произнести любое слово задом наперед (например, "сомсок"), следующий участник должен пра­вильно произнести это слово ("космос") и назвать свое слово задом наперед и т. д. по цепочке, пока последний участник не назовет "зашифрованное" слово.

При наличии времени можно выполнить еще одно известное упражне­ние - "Муха". Для этого требуется лист бумаги с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3х3. Ведущий разъясняет участникам, что с клетки на клетку"муха" перемещается по одной из четырех возможных команд ("Вверх!", "Вниз!", "Вправо!"или "Влево!"). Исходное положение "мухи" - центральная клет­ка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди.

Игра проводится на воображаемом поле. Играющие должны, "следя" за перемещениями "мухи", не допустить ее выхода за пределы игрового поля. Если кто-то теряет нить игры или понимает, что "муха" покинула поле, он дает коман­ду "Стоп!" и, вернув "муху" на центральную клетку, начинает игру сначала.

Начинать упражнение лучше, раздав каждому участнику листы с игровым полем и предложив следить за перемещением "мухи", "ведя" ее пальцем, затем -следя глазами, а потом перейти на общее поле, изображенное на доске. Затем можно усложнить игру, предложив поля в 16 и 25 клеток. При этом "муха" может делать два и даже три шага.

Клетки больших игровых полей следует пронумеровать. После каждых 3-4 шагов следует спрашивать отдельных участников, на какой клетке нахо­дится "муха", чтобы убедиться, что все следят за ее перемещениями.

Заключительная часть. По окончании упражнения ведущий предлагает участникам поделиться впечатлениями. Следует обсудить, что помогло сосре­доточиться, сконцентрироваться. Наиболее успешные участники могут поде­литься опытом концентрации внимания. Выполняется упражнение"Место покоя".

Ведущий сообщает участникам о том, что тренировки концентрации вни­мания, так же, как и тренировки совладания с эмоциями, очень похожи на спортивные: чем дольше тренируешься, тем лучше навык.

Участникам предлагается подумать, какие еще игры и упражнения могут способствовать развитию концентрации внимания (например, "Выход из лаби­ринта", "Запутанные линии" и др.).

Обсуждается, какие профессии связаны с умением сосредотачиваться и концентрироваться. Надо подчеркнуть, что способность концентрировать внимание необходима для достижения успеха в любой профессии.

Занятие 4. Тайм-менеджмент для жизни и профессии

Цель занятия: привлечь внимание участников к необходимости планиро­вания времени, познакомить с понятием "тайм-менеджмент".

Оборудование: видеофрагменты кинофильмов и оборудование для их демонстрации, секундомер, листы бумаги А-4, карандаши, бланки с таблицами "Прогноз и реальность", "План на неделю", фотоаппарат.

Ход занятия

Вводная часть. После приветствия проводится "разогревающее" упраж­нение "Себе - соседу". Участники становятся в круг. Левую руку они держат ладонью вверх, правую - над ней, пальцами вниз, соединив их щепоткой. На слова "себе" участники правой рукой как будто что-то вкладывают в свою левую руку. На слова "соседу" - правой рукой делают движение, как будто вкладывая что-то в левую руку соседа, стоящего с правой стороны. Все одновременно произносят: "себе - соседу" и выполняют движение. По кругу передается не­большой предмет (монетка или кольцо). Водящий, стоящий в центре круга, должен заметить, у кого предмет, тогда он и игрок, у которого найден предмет, меняются местами.

Ведущий сообщает участникам, что после просмотра нескольких видеофраг­ментов им предстоит самостоятельно определить, о чем пойдет речь на занятии.

Участники смотрят фрагменты фильмов: "Земля Санникова" (песня "Есть только миг"), "Сказка о потерянном времени" (фрагмент, в котором главный герой крутит стрелки часов назад), "Тайна двух океанов" (сцена взрыва бомбы с часовым механизмом). Ученики должны высказать предположения о теме тренинга ("время"). Участники, сидя в кругу, выполняют упражнение"Ассоциации". Им предлагается продолжить фразу "Время для меня - это...".

Основная часть. Ведущий напоминает, что время и пространство сущест­вуют объективно, но каждый человек воспринимает эти категории субъектив­но. Есть историческое представление о времени, выражаемое в таких поняти­ях, как эра, эпоха, тысячелетие (участникам предлагается продолжить этот ряд: век, десятилетие, год и пр.); биологическое представление, которое выражает­ся в таких понятиях, как биологические ритмы, биологический возраст, биоло­гические часы; физическое представление, выражающееся в таких понятиях, как часы, минуты, секунды (можно привести математическую формулу: время равно расстояние, деленное на скорость).

Мы часто говорим о пространстве или потраченных усилиях, используя термины, относящиеся ко времени ("5 минут до метро", "потратил на эту работу целый год жизни").

Время, в отличие от пространства, невозможно увидеть или осязать, одна­ко у людей в процессе жизни формируется т. н. "чувство времени".

Далее выполняется упражнение с секундомером. Ведущий включает секундомер на 10, 30, 35 с. Участникам предлагается, не глядя на свои часы, определить, сколько прошло времени, записать цифру, а потом сравнить с правильными результатами.

В детстве кажется, что время идет медленнее, чем в зрелом возрасте, а в молодости - быстрее, чем в старости. Для актуализации имеющегося опыта участ­никам предлагается привести примеры жизненных ситуаций, когда можно сказать: время тянется, течет, бежит, летит, мчится. Обобщая высказывания учеников, пе­дагог говорит о том, что многие замечали: когда мы чего-то ждем, время идет медленно, а когда мы куда-то спешим или опаздываем - оно бежит, летит, мчится.

Далее выполняется упражнение на субъективность восприятия време­ни. Участники получают таблицу "Прогноз и реальность", в которой приводится список каких-либо обычных дел. Предлагается заполнить графу "Прогнозируе­мое время". Дома участники должны произвести замер реального времени и заполнить соответствующий столбец таблицы.

Прогноз и реальность

Вопросы

Прогнозируемое время

Реальное время

1. Сколько времени (секунд, минут) звучит школь­ный звонок?

 

 

2. Сколько времени нужно для того, чтобы набрать десятизначный номер мобильного звонка и до­ждаться соединения?

 

 

3. Сколько времени ты тратишь на то, чтобы почи­стить зубы?

 

 

4. За какое время ты прочитываешь страницу текста в учебнике?

 

 

5. За какое время ты дойдешь от класса до библио­теки?

 

 

 
Можно придумать вместе с участниками и проанализировать прогнози­руемое и реальное время для выполнения других обычных дел.

Педагог говорит о том, что время всегда воспринималось людьми как нечто очень важное. Об этом свидетельствует большое количество пословиц и пого­ворок о времени. Участникам предлагается их вспомнить. Это можно сделать в режиме аукциона идей: формируются две команды по 5-6 участников в каж­дой, или, если группа небольшая, она делится пополам. Группы по очереди называют пословицы и поговорки (можно использовать "крылатые выражения" и цитаты из песен). На обсуждение каждого высказывания команде дается 5 с. Побеждает команда, которая выскажется последней.

Наиболее интересные варианты можно записать на доске или листе ват­мана. Желательно, чтобы в списке было не менее 10 пословиц и поговорок. Полученный список можно дополнить, по усмотрению ведущего, следующими пословицами и поговорками:

Время - деньги.

Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь. Время лечит.

Не надо откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

"Завтра, завтра - не сегодня", - все лентяи говорят.

Время не ждет.

Лучше поздно, чем никогда.

Время дороже золота.

Не спеши языком, а торопись делом.

Минута час бережет.

Делу - время, потехе - час.

День долог, а век короток.

День да ночь - сутки прочь.

Поспешишь - людей насмешишь.

Тише едешь - дальше будешь.

Век прожить - не поле перейти.

Год легок, да час тяжел.

Век живи - век учись.

Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.

Счастливые часов не наблюдают.

Порядок время бережет.

Пропущенный час годом не нагонишь.

Время за нами, время перед нами, а при нас его нет.

Время вечно, проходим мы.

Далее участники делятся на несколько групп, каждая выбирает одну из пословиц и готовит ее презентацию с помощью пантомимы. Остальные участ­ники должны догадаться, какая именно пословица проиллюстрирована. Затем участники обмениваются впечатлениями о выполненной работе.

Подводя итоги этой части занятия, ведущий еще раз подчеркивает, что от отношения ко времени в нашей жизни зависит очень многое, и презентует тему занятия "Тайм-менеджмент".

Необходимо, чтобы все участники поняли смысл этого термина. Можно предложить желающим высказаться, а затем подвести участников к пониманию того, что временем можно управлять. Тайм-менеджмент - это и есть правильная организация времени, его планирование. Неумение управлять временем при­водит к стрессу цейтнота. Участникам предлагается назвать ассоциации со словом "цейтнот". Ведущий отмечает такие высказывания, как "острая нехватка времени", "напряжение", "растерянность", "отчаяние", "отказ от деятельности".

Ученикам предлагается освоить некоторые приемы планирования времени.

Упражнение "План на день". На листе формата А-4 нарисовать круг, раз­делить его на 24 сектора. Распределить по секторам все свои дела: сон, приня­тие пищи, отдых, учебу, увлечения, личные отношения, домашние обязанности и др. Участники по желанию могут презентовать свои диаграммы группе.

Упражнение "План на неделю". Для его выполнения на листе А-4 пред­лагается начертить таблицу.

 

Поне­дельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскре­сенье

Утро

 

 

 

 

 

 

 

День

 

 

 

 

 

 

 

Вечер

 

 

 

 

 

 

 

Ночь

 

 

 

 

 

 

 

Предлагается закрасить клетки в таблице цветными карандашами: крас­ным - день и время суток, которые перегружены делами, желтым - время средней загруженности, зеленым - свободное время.

Участники, разделившись на пары, должны проанализировать таблицы друг друга и понять, как можно перераспределить время, чтобы избежать пе­регрузок. Следует выявить, какие дела можно делать заранее, как рациональнее распределить время труда и отдыха, а также понять причины, по которым чаще всего происходят потери времени.

Желающие презентуют результат.

Заключительная часть. Участникам предлагается подумать, для каких типов профессий управление временем имеет особое значение, а для каких это не столь принципиально. Обсуждение проводится в форме свободной бе­седы. В высказываниях участников подчеркивается, что профессиональная деятельность в сферах, связанных с творчеством, общением с людьми, наблю­дением за явлениями природы, не всегда поддается строгой регламентации (участники приводят примеры). Но даже в этих профессиях люди стараются прогнозировать временные затраты, потому что время - это невосполнимый ресурс.

 

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль